Напоминание

Тематические зачеты по алгебре в 7-9 классах как средство предупреждения неуспеваемости”


Автор: Соловьева Людмила Ильинична
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ" Амгино- Олекминская СОШ"
Населённый пункт: село Олекминское Республика Саха ( Якутия)
Наименование материала: из опыта работы
Тема: Тематические зачеты по алгебре в 7-9 классах как средство предупреждения неуспеваемости”
Раздел: полное образование





Назад




МБОУ «Амгино- Олекминская СОШ» Олекминского района

Республика Саха ( Якутия)

Тематические зачеты по алгебре в 7-9 классах как средство

предупреждения неуспеваемости”

учитель математики Соловьева Л.И.

В современном мире образование должно быть направлено на интересы

развития личности. В целях преодоления отчужденности человек от образования,

гуманизации различных педагогических систем в настоящее время теоретически

разрабатываются и внедряются в педагогическую практику концепции индивидуализации

и дифференциации обучения.

Тема моей работы “Тематические зачеты по алгебре в 7-9 классах как средство

предупреждения неуспеваемости”

Каждый учитель задумывался о том, как сделать свой предмет интересным,

увлекательным, и, конечно же, о качестве полученных знаний и умений. Повышение

качества успеваемости одна из главных проблем учителя.

И я, конечно же, размышляла над этой проблемой. Прочитала массу литературы по

этой теме и решила проверить, как повлияет систематическое проведение зачетов на

достижение обязательных результатов обучения, на качество успеваемости.

Обобщив теоретический материал о методах контроля и оценки математической

подготовки учащихся, я выбрала для себя оптимальный вариант: проведение открытых

тематических зачетов и открытых текущих зачетов, как средство учета и контроля над

обязательными результатами обучения школьников не только по отдельно изученной

теме, но и по небольшому фрагменту этой темы (будь то формула, алгоритм и т.д.).

Для того, чтобы дети не потеряли интерес к предмету, чтобы проведение зачетов не

вызывало у школьников негативного к ним отношения, нужна очень серьезная подготовка

со стороны учителя. Учитель должен знать все о зачетах: основные положения зачетной

системы, виды зачетов, их содержание, и главное, методику проведения зачетов.

Не секрет, что многие учителя подменяют зачет, проведя урок-опрос, называя его

громким словом “зачет”. Обычно проводится такой урок в конце четверти для получения

накопительной оценки, которая порой бывает совершенно необъективна. И такое

применение зачетов в системе контроля знаний формирует у учащихся самые нелестные

характеристики о них.

Раньше я проводила зачеты только в старших классах. С 2001-го года решила

привнести систему проведения зачетов для учащихся 7-9 классов.

В связи с этим я поставила перед собой такие задачи такие, как:

1.

Установить, какой из типов зачета удобнее на практике и наилучшим

образом отвечает задаче систематического контроля за достижением

обязательных результатов обучения;

2.

Обобщить опыт проведения зачета на уроке (или на части урока);

3.

Оценить влияние систематического проведения тематических зачетов на

повышение качества знаний;

4.

Оценить влияние зачетной системы на обучение и воспитание

школьников;

5.

Выяснить отношение учеников и их родителей к зачетной форме

контроля знаний.

Прежде всего необходимо проанализировать причины неуспеваемости школьников по

математике. С точки зрения психологов - незнание возрастных и индивидуальных

особенностей ребенка, что ведет к педагогически неоправданным, нерезультативным

действиям на развивающуюся личность. Необходимо учитывать и тот факт, что истинный

возраст ребенка определяется уровнем его психического созревания: есть дети со

сверхранним развитием и дети, развитие которых заторможено по тем или иным

причинам.

В разные возрастные периоды все характеристики личности ребенка, его

физиологические возможности, обучаемость, любознательность, продуктивность и

качество работы, характеристики внимания и мышления, мотивы и интересы значительно

меняются: одни слабеют, другие начинают преобладать Все это учитывается в ходе

проведения зачетов во всех классах: общеобразовательных, гуманитарных,

математических, и классах КРО Каким должен быть зачет? Главным образом это

зависит от Программы изучаемого материала в том или ином классе. Для себя я составила

список тематических зачетов для 7,8,9 классов (Приложение №1) по алгебре и определила

ту или иную форму зачета.

Из таблицы видно, что зачеты можно комбинировать. Например, если нужно

проверить знание отдельной формулы, применяется текущий зачет, а применение этой

формулы проверяется в ходе тематического зачета. Ведь прежде чем учиться применять

формулу – нужно ее знать.

В 2004году, в конце I полугодия мне пришлось начать работу в 6 классе. В классе

было 20 учащихся, из них одна треть училась на 2, качество знаний 27%. Вычислительные

навыки не были отработаны, поэтому пришлось начинать работу над ликвидацией

пробелов, начиная с 5-го класса: сложение, вычитание, умножение, деление десятичных

дробей. Пробелы отрабатывались отдельными порциями, в результате ученики сдавали

зачет по каждому действию отдельно, т.е. проводились так называемые текущие зачеты.

Аналогичная работа проводилась и при изучении темы “Действия с обыкновенными

дробями” в 6-ом классе. В результате в конце учебного года успеваемость достигла 97%,

качество знаний достигло 33%. Это навело меня на мысль о систематическом применении

различных форм зачетов не только для оценки знаний, но и для своевременного контроля

за достижением учащимися базовых опорных знаний по той или иной теме

Хочется отметить, что введение зачетной системы оказало заметное положительное

влияние на итоговые результаты обучения по отдельно взятым темам и на итоговую

аттестацию за год. Несмотря на трудности в организации зачетов: это затраты времени на

подбор большого числа обязательных заданий, огромная организаторская работа,

привлечение родителей, я поддерживаю зачетную систему, поскольку она принесла в мою

работу такие положительные моменты, от которых уже немыслимо отказаться.

Я считаю, что зачетная система является эффективным средством,

способствующим повышению качества обучении .Перед слабым учеником зачет ставит

посильную для него цель: показать умение решать конкретные задачи. Тем самым

обеспечиваются спокойствие, деловые отношения между учителем и учеником. Сильным

ученикам зачет тоже полезен, так как подстраховывает их, защищая от пренебрежения

элементарными навыками. Направленность на достижение обязательной подготовки никак

не мешает обучению сильных учащихся. Напротив, стремление всех учеников к

своевременной сдаче зачетов повышает общий уровень успеваемости класса. Здесь

развивается потенциал учащихся: дети, сдав обязательный уровень, стремятся решать

более сложные задачи, тем самым поддерживается интерес к предмету.

Чем раньше начинается специальная работа по достижению обязательных

результатов обучения, тем больший эффект она дает. Это достигается проведением

текущих зачетов, т.к. некоторым ученикам легче сдавать материал небольшими порциями.

В ходе зачета каждый ученик работает в индивидуальном темпе. Наличие дополнительной

части к каждому зачету позволяет проверить дифференцированную работу с хорошо

успевающими учащимися. С каждым разом увеличивается доля учащихся, справляющихся

с заданиями повышенного уровня.

Воспитательный эффект зачетной системы налицо. Ученикам предъявлялись

посильные требования, возможность получения положительной оценки постепенно

меняет отношение к учению у тех ребят, кому трудно дается математика. Развивается их

самостоятельность, аккуратность, интерес к предмету, уверенность в собственных силах,

поэтому дети комфортно чувствуют себя на уроках. По результатам анкет интерес к

математике возрос от 30 до 80 процентов. Еще один воспитательный момент, например, на

текущих зачетах хорошо успевающие ученики чаще помогают отстающим в тренировке,

тем самым воспитывается чувство взаимопомощи. Родители увидели преимущество в

зачетной системе – это единство требований, предъявляемых ко всем ученикам,

необходимость их безусловного выполнения, доступность материала, обязательного для

усвоения, потому что многие родители могут помочь своим детям в тренировке. В связи с

внедрением новых информационных технологий в повседневной жизни, они пришли и в

образовательный процесс.

Поэтому следующий этап моей работы – это разработка тематических зачетов в

компьютерном варианте.

Я полагаю, что перенос зачета на компьютер существенно упростит организацию

проверки, повысит ее динамичность.



В раздел образования