Автор: Шрайнер Екатерина Николаевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: Муниципального дошкольного образовательного учреждения №52
Населённый пункт: города Нерюнгри Нерюнгринского района
Наименование материала: статья
Тема: Физкультурный комплекс нормативов "Кэнчээри" для ДОУ Республики Саха (Якутия)
Раздел: дошкольное образование
Физкультурный комплекс нормативов "Кэнчээри" для ДОУ Республики Саха (Якутия)
Одним из основных направлений политики образования в Республике Саха (Якутия)
является оздоровление и укрепление здоровья детей.
Основу физического развития и оздоровления детей в дошкольных образовательных
учреждениях составляют учебные и дополнительные занятия по физической культуре. Для
выполнения задач по оздоровлению и привлечению к регулярным занятиям физическими
упражнениями
детей
дошкольного
возраста
разработан
физкультурный
комплекс
«Кэнчээри».
Работа по физкультурному комплексу нормативов в дошкольных образовательных
учреждениях
осуществляется
во
время
занятий,
а
принятие
зачетных
нормативов
организуется во время дополнительных занятий (соревнований).
Для наблюдения за динамикой результатов, показанных на контрольных и зачетных
занятиях,
заполняется
журнал
«Учет
и
сдача
нормативов
физкультурного
комплекса
«Кэнчээри», а для детей – индивидуальная карта физической подготовленности ребенка. Это
необходимо инструктору физического воспитания, родителям и детям для отслеживания и
прогнозирования физической подготовленности детей, выявления недостатков планирования
учебной
работы,
а
также
для
ведения
точного
учета
детей,
сдающих
физкультурные
нормативы «Кэнчээри».
Ответственность
за
организацию
работы
по
физкультурному
комплексу
нормативов
возлагается на заведующую дошкольного образовательного учреждения, а проведение – на
инструктора физического воспитания и медицинского работника.
Цель и задачи
Цель физкультурного комплекса нормативов «Кэнчээри»:
укрепление здоровья дошкольников, создание условий и содействие раскрытию физических
способностей детей.
Основные задачи:
Охрана и укрепление здоровья дошкольников, контроль за уровнем физической
подготовленности ребенка.
Выявление реального уровня развития ребенка и степень его соответствия возрастным
нормам.
Содействие воспитанию морально-волевых качеств, привитие потребности
физического и нравственного совершенствования детей дошкольного возраста.
Привитие интереса к элементам различных видов спорта, в том числе национальных.
Установление норм требований и условий их выполнения.
Физкультурный комплекс нормативов «Кэнчээри» для ДОУ Республики Саха (Якутия)
состоит из одной ступени – дети 6-7 лет. На этой ступени выявляется уровень физической
подготовленности ребенка при выпуске из дошкольного образовательного учреждения.
Для выполнения поставленных задач необходимо:
Добиваться точного, энергичного, выразительного выполнения всех упражнений,
целенаправленно развивать ловкость движений, закрепить правила и двигательные
умения в спортивных играх и упражнениях.
Закреплять умение анализировать движения (самоконтроль, самооценка, контроль и
оценка движений других детей).
Воспитывать привычку постоянно заботиться о своем здоровье и физическом
развитии.
Выполнять требования по установленным нормативам.
Виды упражнений
Бег на 30 м.
Бег на 500 м и выше.
Челночный бег 3´10 м.
Прыжок в длину с места.
Прыжок в высоту с разбега.
Метание мешочка с песком правой и левой рукой (200 гр.).
Метание набивного мяча (1 кг).
Сгибание и разгибание рук (мальчики).
Подъем туловища из положения лежа на спине (девочки) – без учета времени.
Тест на гибкость (наклон вперед из исходного положения стоя).
Плавание (до 10 м).
Лыжи (500 м и выше).
Условия выполнения нормативных требований
Бег на 30 метров.
Дистанция бега размещается на спортивной площадке или на любой другой площадке с
твердым покрытием. Старт высокий.
Бег на 500 метров.
Бег проводится на спортивной площадке или на ровных дорожках парка и сквера. Условием
выполнения норм на определенную дистанцию без учета времени является непрерывность
бега. Остановка и ходьба во время выполнения нормативов не разрешается.
Челночный бег 3х10 метров.
Челночный бег проводится на открытых или закрытых площадках с твердым покрытием.
Отмеряется отрезок длиной в 10 м с поперечными линиями для старта и финиша. На линии
старта кладут 2 кубика размером не менее 7´7 см. Сдающий норму принимает положение
высокого старта и берет в руки один кубик. По команде «Марш» включается секундомер,
сдающий бежит с кубиком на другой конец отрезка, кладет его, возвращается за следующим
кубиком, и также переносит его на другой конец 10-метрового отрезка. В момент, когда
второй кубик касается пола, выключается секундомер.
Прыжок в длину с места.
Перед
выполнением
прыжка
на
полу
стелется
мат
или
толстый
коврик.
По
его
длине
(скотчем) прикрепляется сантиметровая лента и отмечается (мелом) линия отталкивания. Из
исходного положения – полуприсед, руки вниз назад (старт «пловца»), носки ног на линии
старта. Махом рук вперед-вверх выполняется прыжок с приземлением на обе ноги. Результат
отмечается по пятке сзади стоящей ноги. Лучшая из трех попыток идет в зачет. Измерение
производится с точностью до одного сантиметра.
Прыжок в длину с разбега.
После
предварительной
разминки
ребенку
предлагается
2-3
попытки
для
преодоления
высоты (начальная высота 30 см). После того, как данная высота преодолена, планку следует
поднять на 5 см. При неудаче на новой высоте ребенку засчитывается результат предыдущей
попытки.
Метание мешочка с песком, вес 200 гр.
Метание выполняется правой и левой рукой поочередно вдаль (на участке или в спортивном
зале), бросок измеряется сантиметровой лентой от линии старта до места приземления
мешочка.
Метание набивного мяча (из-за головы), вес 1 кг.
Бросок выполняется из исходного положения сидя, ноги в стороны на линии старта, мяч за
головой. Бросок измеряется от линии старта до линии приземления мяча. Тест проводится в
спортивном зале.
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа – мальчики. Поднимание и опускание туловища –
девочки.
В горизонтальном положении тело упирается на ладони и на носки ног. При сгибании рук в
локтях ребенок опускает туловище вниз, не касаясь пола, держа туловище прямо (не
сгибаясь, не прогибаясь).
Исходное положение – лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90°, руки
за головой, пальцы сцеплены в замок, ступни закреплены (носки ног под перекладиной
гимнастической скамейки или удерживаются партнером). По команде «Марш» энергично
согнуться до касания локтями коленей. Обратным движением вернуться в исходное
положения до касания лопатками мата. Разгибание и сгибание туловища выполняется без
пауз для отдыха.
Тест на гибкость.
Гибкость оценивается при помощи упражнения – наклона вперед, стоя на полу, ноги вместе.
Тест проводится индивидуально (по три попытки на каждого ребенка). Если ребенок не
дотягивается кончиками пальцев до пола, то результат оценивается как низкий. Кулак –
средний, ладони – высокий уровень. При выполнении упражнения ноги в коленях не должны
сгибаться.
Плавание.
Выполнение норм по плаванию проводится в бассейнах или открытых водоемах (реки, озера,
пруды) в специально для этого приспособленных, с соблюдением мер безопасности.
Обучение неумеющих плавать начинается с простейших подготовительных упражнений. Они
выполняются для того, чтобы привыкнуть к воде, научиться выполнять в ней простейшие
движения, научиться смотреть в воде, отработать правильное дыхание.
Лыжи.
Ходьба и бег на лыжах проводится на дистанции, проложенной на ровной местности.
Соревнования , для сдающих нормативы проводятся в закрытых от ветра местах при
температуре не ниже 15°. Учебные площадки предназначены для начального обучения
технике передвижения с лыжными палками или без них.
Документация, учет и отчетность
Ведение учета и отчетности по комплексу нормативов «Кэнчээри» в соответствии с
утвержденными формами возлагается на инструктора физического воспитания.
Результаты
выполнения
дошкольниками
нормативов
физкультурного
комплекса
«Кэнчээри» вносятся в журнал «Учета сдачи нормативов физкультурного комплекса» и
выносятся на стенд «Уголок для родителей» для ознакомления.
Копии результатов сдачи физкультурного комплекса «Кэнчээри» отправляются в улусное
(городское) управление образования.
На основании результатов сдачи дошкольниками нормативов физкультурного комплекса
«Кэнчээри» заполняется «Индивидуальная карта физической подготовленности ребенка».
В
конце
учебного
года
«Индивидуальная
карта»
выдается
детям
с
последующим
предъявлением его в школу.