Автор: Уткина Каролина Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Долгоостровская СОШ"
Населённый пункт: Батыревский район, Чувашская Республика
Наименование материала: Урок литературы в 9 классе
Тема: "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома"
Раздел: среднее образование
Урок литературы на тему «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», 9
класс
(с опорой на «Евгения Онегина» А. Пушкина)
Цели и задачи:
Проанализировать жизненный путь и поступки героев «Евгения Онегина»
Пушкина в зависимости от наличия или отсутствия семьи;
Воспитывать
чувство
ответственности
перед
семьей
и
правильные
взаимоотношения в семье;
Формировать коммуникативные навыки.
Материал
и
оборудование:
бумага
А-4
у
каждого
ученика,
ручки;
презентация.
-Добрый
день,
уважаемые
друзья,
отличный
день,
а
день
он
всегда
отличный, потому что у природы нет плохой погоды, все вы отлично
выглядите, желаю до конца урока и дня сохранить отличное настроение.
Для
начала
предлагаю
отгадать
легкий
детский
ребус.
Что
здесь
изображено? Значит, о чем будем говорить на уроке? ( о семье)Картина
Куликова
«Крестьянская
семья» Как вы догадались, на этой картине
изображена
семья.
Найдите
самую
яркую
деталь,
которая
отражает
полное взаимопонимание между супругами? (глаза) О чем они говорят?
(что они счастливы) Назовем урок словами Льва Толстого «Счастлив тот,
кто …» (Запись числа, темы и эпиграфа).
И сейчас через анализ романа в
стихах Пушкина «Евгений Онегин», произведения искусства, через ваш
жизненный опыт попробуем ответить на вопрос: в чем человеческое
счастье или когда человек счастлив? По словарю Ожегова, семья (читает
ученик). Наша семья- это кто? (ответы).
-Как
звучит слово семья на
чувашском, языке? На русском? На
татарском? На английском? На немецком? Это слово ближе нам на
своем родном языке.
- Обратимся к «Евгению Онегину» Пушкина. Чья семья представлена в
произведении?
(Лариных).
С
кого
начнем
беседу.
Кто
вам
ближе
из
героев?
- Где знакомимся с Евгением Онегиным? (он едет к дяде на почтовых
получить наследство)
-
Какие чувства он испытывает к дяде? (1. Он равнодушен к нему. С
ужасом думает, что придется ухаживать за дядей. 2. Никаких родственных
чувств к нему нет, он хотел получить наследство)
-В какой семье вырос и какое воспитание получил Евгений?
(1. О матери героя Пушкин вообще не упоминает. Отец, легкомысленный
барин,
не
обращал
на
сына
никакого
внимания,
поручив
его
наемным
гувернерам и гувернанткам. , « сперва мадам за ним ходила, потом монсье ее
сменил». Они почти ничему не учили мальчика, никак не воспитывали его
только слегка бранили за шалости. 2. Семейной теплоты Евгений в детстве
не чувствовал. 3. У Евгения в детстве и юности не было счастливой семьи.
Он и свою семью не создал. Это, наверное, лишило его смысла жизни.)
-Значит,
по-вашему,
в
семье
человек
обретает
счастье
и
его
жизнь
наполнится смыслом
Как зовут дочерей Лариных? Какой мы видим семью Лариных. Как
она жила?
( В их деревенском доме много доброго и трогательного. Жизнь Лариных
–
«мирная»,
без
зависти,
злобы,
жестокости.
Это
тихие,
простые,
гостеприимные, радушные. Они прошли по жизни рука об руку, без великих
страстей, но и без диких ссор и сцен.
Родители хранили привычки «милой старины». Они соблюдали религиозные
п о с т ы ,
ч т и л и
п р а в о с л а в н ы е
и
я з ы ч е с к и
о б р я д ы :
Как говорит поэт
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Между мужем и женой царило согласие и взаимопонимание, хотя супруга
распоряжалась хозяйством, “мужа не спросясь”, мать заботилась о детях, а
дочери воспитывались на чтении французских романов и наивной веры в
“преданья
простонародной
старины…
сны,
карточные
гаданья
и
предсказания луны”.)
-Если Ольга как утро весела и как поцелуй любви мила, то какая же
она, Татьяна? (чтение строфы) Итак, она звалась… (Сабирзянов)
-Какой
она
выросла?
(
ответы:
ПОСЛУШНОЙ,
МОЛЧАЛИВОЙ,
ИСКРЕННЕЙ, ЧЕСТНОЙ)
-Мы знаем, пришла пора, она влюбилась. Судьба преподнесла Онегину
драгоценный
подарок
–
любовь.
Татьяна
делает
чистосердечное
признание ( чтение учениками короткого фрагмента)
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Или:
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…
Или:
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Почему
он не ответил на любовь Татьяны? (не верит в любовь, не
способен пока любить, считает, что ему и татьяне супружество будет мукой)
--Каков
финал
романа?(
Татьяна
выходит
замуж
за
генерала,
Онегин
возвращается в Москву, влюбляется в Татьяну)(Чтение фрагмента из письма
Онегина)
-Почему эти два замечательных человека, люди одного круга, любящие
друг друга,
не остались вместе? (Онегин упустил свое счастье, понял
слишком поздно, а Татьяна другому отдана и будет век ему верна)
-А
счастье
было
так
возможно…Счастлив
ли
Евгений?
Почему
несчастлив?(не
смог
создать
семью
с
любимой
женщиной.
Бесцельное,
бесплодное существование.За счастье надо бороться).
Отказ Татьяны будет ему уроком. Каким?( не все принадлежит ему, за все
бывает расплата, умей думать о других)
-Ребята, придет ваше время, какую бы выбрали себе в спутницы жизни,
как
Ольга
или
как
Татьяна?
Почему?( Она будет верной и любящей
женой, искренней, честной, открытой, хорошей матерью).
-Значит,
где человек приобретает счастье? ( в семье.) Согласна. Что
делает
семью
по
–
настоящему
счастливой? (
взаимопонимание,
открытость, искренность, поддержка, уважение друг другу, доверие, долг,
забота, дружба, порядочность, лад, здоровье, любовь)
-И великие мыслители подчеркивали значение семьи в жизни человека.
Обратимся к одной мысли завещания
И. Я. Яковлева чувашскому
народу. (СЛАЙД, ЧТЕНИЕ УЧЕНИКОМ) Как вы ее понимаете?
( Беседа по 3 картинам русских художников. Картины на выбор. Ведем к
мысли, что самое ценное для человека – семья, человек счастлив в
семье) 5 минут.
-Ребята, расскажите о своих семьях?(выступления 3 учеников)
-Сейчас
познакомимся
с
интересной
формой
работы,
я
предлагаю
составить
даймонд,
греческое
слово,
в
переводе
означает
алмаз,
бриллиант). Что это такое? (СЛАЙД. ОБРАЗЕЦ) Составляете в парах со
словами СЕМЬЯ, ЛЮБОВЬ. (ученики читают свои варианты)
_Что
у
меня
получилось?
Мыслим
мы
одинаково,
взгляды
наши
совпадают.
-Как вы представляете свою будущую семью?
- Итак, ребята, мы пришли к выводу, что человек счастлив семье, дома.
Любви и счастья вам и вашим семьям.