Напоминание

"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома"


Автор: Уткина Каролина Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Долгоостровская СОШ"
Населённый пункт: Батыревский район, Чувашская Республика
Наименование материала: Урок литературы в 9 классе
Тема: "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок литературы на тему «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», 9

класс

(с опорой на «Евгения Онегина» А. Пушкина)

Цели и задачи:

Проанализировать жизненный путь и поступки героев «Евгения Онегина»

Пушкина в зависимости от наличия или отсутствия семьи;

Воспитывать

чувство

ответственности

перед

семьей

и

правильные

взаимоотношения в семье;

Формировать коммуникативные навыки.

Материал

и

оборудование:

бумага

А-4

у

каждого

ученика,

ручки;

презентация.

-Добрый

день,

уважаемые

друзья,

отличный

день,

а

день

он

всегда

отличный, потому что у природы нет плохой погоды, все вы отлично

выглядите, желаю до конца урока и дня сохранить отличное настроение.

Для

начала

предлагаю

отгадать

легкий

детский

ребус.

Что

здесь

изображено? Значит, о чем будем говорить на уроке? ( о семье)Картина

Куликова

«Крестьянская

семья» Как вы догадались, на этой картине

изображена

семья.

Найдите

самую

яркую

деталь,

которая

отражает

полное взаимопонимание между супругами? (глаза) О чем они говорят?

(что они счастливы) Назовем урок словами Льва Толстого «Счастлив тот,

кто …» (Запись числа, темы и эпиграфа).

И сейчас через анализ романа в

стихах Пушкина «Евгений Онегин», произведения искусства, через ваш

жизненный опыт попробуем ответить на вопрос: в чем человеческое

счастье или когда человек счастлив? По словарю Ожегова, семья (читает

ученик). Наша семья- это кто? (ответы).

-Как

звучит слово семья на

чувашском, языке? На русском? На

татарском? На английском? На немецком? Это слово ближе нам на

своем родном языке.

- Обратимся к «Евгению Онегину» Пушкина. Чья семья представлена в

произведении?

(Лариных).

С

кого

начнем

беседу.

Кто

вам

ближе

из

героев?

- Где знакомимся с Евгением Онегиным? (он едет к дяде на почтовых

получить наследство)

-

Какие чувства он испытывает к дяде? (1. Он равнодушен к нему. С

ужасом думает, что придется ухаживать за дядей. 2. Никаких родственных

чувств к нему нет, он хотел получить наследство)

-В какой семье вырос и какое воспитание получил Евгений?

(1. О матери героя Пушкин вообще не упоминает. Отец, легкомысленный

барин,

не

обращал

на

сына

никакого

внимания,

поручив

его

наемным

гувернерам и гувернанткам. , « сперва мадам за ним ходила, потом монсье ее

сменил». Они почти ничему не учили мальчика, никак не воспитывали его

только слегка бранили за шалости. 2. Семейной теплоты Евгений в детстве

не чувствовал. 3. У Евгения в детстве и юности не было счастливой семьи.

Он и свою семью не создал. Это, наверное, лишило его смысла жизни.)

начит,

по-вашему,

в

семье

человек

обретает

счастье

и

его

жизнь

наполнится смыслом

Как зовут дочерей Лариных? Какой мы видим семью Лариных. Как

она жила?

( В их деревенском доме много доброго и трогательного. Жизнь Лариных

«мирная»,

без

зависти,

злобы,

жестокости.

Это

тихие,

простые,

гостеприимные, радушные. Они прошли по жизни рука об руку, без великих

страстей, но и без диких ссор и сцен.

Родители хранили привычки «милой старины». Они соблюдали религиозные

п о с т ы ,

ч т и л и

п р а в о с л а в н ы е

и

я з ы ч е с к и

о б р я д ы :

Как говорит поэт

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Между мужем и женой царило согласие и взаимопонимание, хотя супруга

распоряжалась хозяйством, “мужа не спросясь”, мать заботилась о детях, а

дочери воспитывались на чтении французских романов и наивной веры в

“преданья

простонародной

старины…

сны,

карточные

гаданья

и

предсказания луны”.)

-Если Ольга как утро весела и как поцелуй любви мила, то какая же

она, Татьяна? (чтение строфы) Итак, она звалась… (Сабирзянов)

-Какой

она

выросла?

(

ответы:

ПОСЛУШНОЙ,

МОЛЧАЛИВОЙ,

ИСКРЕННЕЙ, ЧЕСТНОЙ)

-Мы знаем, пришла пора, она влюбилась. Судьба преподнесла Онегину

драгоценный

подарок

любовь.

Татьяна

делает

чистосердечное

признание ( чтение учениками короткого фрагмента)

Другой!.. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете…

То воля неба: я твоя;

Или:

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан богом,

До гроба ты хранитель мой…

Или:

Но так и быть! Судьбу мою

Отныне я тебе вручаю,

Почему

он не ответил на любовь Татьяны? (не верит в любовь, не

способен пока любить, считает, что ему и татьяне супружество будет мукой)

--Каков

финал

романа?(

Татьяна

выходит

замуж

за

генерала,

Онегин

возвращается в Москву, влюбляется в Татьяну)(Чтение фрагмента из письма

Онегина)

-Почему эти два замечательных человека, люди одного круга, любящие

друг друга,

не остались вместе? (Онегин упустил свое счастье, понял

слишком поздно, а Татьяна другому отдана и будет век ему верна)

счастье

было

так

возможно…Счастлив

ли

Евгений?

Почему

несчастлив?(не

смог

создать

семью

с

любимой

женщиной.

Бесцельное,

бесплодное существование.За счастье надо бороться).

Отказ Татьяны будет ему уроком. Каким?( не все принадлежит ему, за все

бывает расплата, умей думать о других)

-Ребята, придет ваше время, какую бы выбрали себе в спутницы жизни,

как

Ольга

или

как

Татьяна?

Почему?( Она будет верной и любящей

женой, искренней, честной, открытой, хорошей матерью).

-Значит,

где человек приобретает счастье? ( в семье.) Согласна. Что

делает

семью

по

настоящему

счастливой? (

взаимопонимание,

открытость, искренность, поддержка, уважение друг другу, доверие, долг,

забота, дружба, порядочность, лад, здоровье, любовь)

-И великие мыслители подчеркивали значение семьи в жизни человека.

Обратимся к одной мысли завещания

И. Я. Яковлева чувашскому

народу. (СЛАЙД, ЧТЕНИЕ УЧЕНИКОМ) Как вы ее понимаете?

( Беседа по 3 картинам русских художников. Картины на выбор. Ведем к

мысли, что самое ценное для человека – семья, человек счастлив в

семье) 5 минут.

-Ребята, расскажите о своих семьях?(выступления 3 учеников)

-Сейчас

познакомимся

с

интересной

формой

работы,

я

предлагаю

составить

даймонд,

греческое

слово,

в

переводе

означает

алмаз,

бриллиант). Что это такое? (СЛАЙД. ОБРАЗЕЦ) Составляете в парах со

словами СЕМЬЯ, ЛЮБОВЬ. (ученики читают свои варианты)

_Что

у

меня

получилось?

Мыслим

мы

одинаково,

взгляды

наши

совпадают.

-Как вы представляете свою будущую семью?

- Итак, ребята, мы пришли к выводу, что человек счастлив семье, дома.

Любви и счастья вам и вашим семьям.



В раздел образования