Напоминание

"Профессиональное образование лиц с ОВЗ в России и за рубежом".


Автор: Тушева Наталья Николаевна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Профессиональное образование лиц с ОВЗ в России и за рубежом".
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное Бюджетное Профессиональное

Образовательное Учреждение

«Волгоградский профессиональный техникум

кадровых ресурсов»

преподаватель истории и обществознания

Тушева Наталья Николаевна.

Профессиональное образование лиц с ОВЗ в России и за рубежом.

Развитие национальных систем специального образования во все исторические

периоды

связано

с

социально-экономическими

условиями

страны,

ценностными

ориентациями

государства

и

общества,

государственной

политикой

в

области

образования.

В системе социокультурных координат можно выделить несколько периодов в

эволюции национальных систем специального образования.

Первый

период

эволюции:

от

агрессии

и

нетерпимости

к

осознанию

необходимости

заботы об

инвалидах. К этому периоду можно отнести отрезок

европейской истории с VIII века до н.э. по XII век н.э. Если в Западной Европе первый

факт заботы монарха об инвалидах приходится на XII век (Бавария, Франция), то в

России аналогичные факты возникают в начале XVIII веке (При Петре I были созданы

светская система призрения и первые законодательные акты).

Второй период эволюции: от осознания необходимости заботы об инвалидах к

осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт

индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям. Для Западной

Европы это период с XII по XVIII в.,. Второй период, протекавший в Европе 6 веков, в

России начался на 5 веков позже и составил одно столетие.

Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными

нарушениями к признанию права аномальных детей на образование, становлению

системы специального образования. Этот период эволюции отношения государства и

общества к лицам с психофизическими недостатками охватывает на Западе временной

отрезок с конца XVIII века до начала XX века и характеризуется открытием первых

специальных

учебных

заведений

и

появлением

с

начала

XIX

века

первых

законодательных актов о введении специального образования.

Четвертый период эволюции – от осознания необходимости специального

образования

для

отдельных

категорий

детей

с

отклонениями

в

развитии

к

пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в

нем. – это период развития и дифференциации системы специального образования.

Несмотря на существенные национальные различия, к началу XX века большинство

западноевропейских стран создало систему специального образования, это было время

принятия необходимых законодательных актов как для системы образования в целом,

так и для закона о специальном образовании.

Общими тенденциями развития системы специального образования для Западной

Европы и СССР были структурное совершенствование этой системы, дифференциация,

расширение охвата нуждающихся в специальной помощи детей.

Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям;

К

этому

периоду

европейские

государства

оказались

более

подготовленными

экономически, культурно, законодательно.

Уже во второй половине ХХ века определились несколько основных тенденций

образовательно-развивающей политики государств в отношении инвалидов и лиц с

ОВЗ: расширение доступа к образованию достигается за счет внедрения технических

средств, организацию дистанционного образования для лиц с ОВЗ и инвалидов.

В современной образовательной политике США и Европы получили развитие

несколько подходов

Мэйнстриминг

(mainstreaming)

предполагает,

что

ученики

с

ограниченными

возможностями

общаются

со

сверстниками

на

праздниках,

культурно-массовых

мероприятиях и в других формах организации досуговой деятельности.

Интеграция (integration) означает приведение потребностей людей

с психическими

и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в

целом неизменной, не приспособленной для них.

Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания

процесса

обучения

лиц

с

особыми

потребностями

в

общих

образовательных

организациях.

Это

подразумевает

преобразование

школьных

программ

и

перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям

всех детей, в том числе и детей с ОВЗ. Началом процесса инклюзии принято считать

«Саламанкскую декларацию лиц с особыми потребностями» (Саламанка, Испания,

июнь

1994

г.)

в

которой

обозначено,

что

«Инклюзивное

образование»

это

образование,

доступное

всем

детям,

включая

детей

с

серьёзными

физическими

и

умственными недостатками. Такое образование предполагает необходимость адаптации

обучения

к

потребностям

детей.

Эти

условия

наилучшим

образом

реализуются

в

рамках инклюзивных школ: инклюзия создаёт равные возможности для всех детей при

получении ими образования.

При развитии инклюзивного образования следующим пунктом плана

государственной

политики

встает

профессиональное

обучение

и

образование

выпускников инклюзивных школ.

В Германии, Голландии, Швеции и других странах Европейского союза накоплен

достаточно интересный опыт профессионального обучения и интеграции лиц с

ОВЗ в трудовую жизнь: в этих странах профессиональной реабилитации уделяется

особое значение.

Во

Франции

-

Специальными

законами

утверждены

права

инвалидов

на

профессиональную подготовку и переобучение. Инвалиды могут принимать участие

как в общих программах для людей, долгое время находящихся без работы, так и в

обучающих

курсах

специализированных

институтах.

Действуют

две

программы

профессионального обучения на рабочем месте: ЦПР (Центр подготовки работников)

или

ЦПС

(Центр

подготовки

специалистов).

Деятельность

этих

организаций,

направленная на инвалидов. Работодатели получают единовременно денежную сумму в

размере 1527 евро в год за контракт на обучение на рабочем месте.

В Германии основной задачей профессионального обучения инвалида является его

обучение по одной из общепризнанных специальностей. По возможности, данный

процесс

должен

проходить

в

организации

непосредственно

рядом

с

обычными

сотрудниками.

Некоторые

инвалиды

с

умственными

расстройствами

могут

быть

приняты

в

один

из

52

институтов

начального

обучения

и н в а л и д о в

(Berufsbildungswerke), в которых доступно порядка 12 тыс. мест для обучения. Для

получения дальнейшего образования или обучения новой специальности они могут

быть зачислены в один из 28 Институтов продолжительного обучения инвалидов, где

насчитывается

около

15

тыс.

мест.

если

переподготовка

требуется

именно

из-за

инвалидности,

она

будет

входить

в

комплекс

мероприятий

по

профессиональной

реабилитации и предоставляться на более выгодных условиях в значительно большем

объеме.

По

закону

молодые

люди-инвалиды

в

Германии

должны

получить

профессиональное образование, которое должно помочь им полноценно участвовать в

жизни

общества.

Специальные

учреждения

профессиональной

интеграции

мастерские для инвалидов — финансируются государством и часто предоставляют

инвалидам не только рабочие места, но также стол и кров.

В

И т а л и и

существуют

федеральное

и

региональное

законодательства,

поддерживающие интеграцию инвалидов в рынок труда. Существует ряд программ по

обучению поддержке на рабочем месте, которые могут помочь интеграции инвалидов в

рынок труда.

В Израиле - В настоящее время правительство страны рассматривает программы, по

которым предусматривается получение инвалидами доступных им профессий. Таким

образом, они смогут влиться на рынок труда, снизив нагрузку на социальные службы и

предоставив людям с ограничениями самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.

В

Бельгии

-

профессиональное

обучение

проводится

как

по

общим,

так

и

по

специальным программам. Законодательством предусмотрен принцип обязательного

найма

на

работу

инвалидов.

Предприятиям,

трудоустраивающим

инвалидов,

предоставляются льготы.

В

США - Акт о профессиональной подготовке, который обязывает правительства

штатов резервировать не менее 10 процентов федеральных грантов, получаемых на

нужды профессионального образования для обучения студентов-инвалидов. В стране

существует разветвленная сеть по профессиональной подготовке, консультирования и

трудоустройства инвалидов.

В Англии

- Эффективность профессиональной реабилитации и процент возврата

инвалидов к профессиональной деятельности достаточно велики.

В Австрии - организованы центры по профориентации инвалидов, особо поощряется

создание специальных цехов и предприятий, на которых могут работать инвалиды.

В Канаде - Система образования предусматривает возможность обучения инвалидов

на

всех

уровнях

от

школы

до

университета.

Преобладает

форма

интеграционного

образования,

применяются

специальные

технические

средства

и

индивидуальные

программы. Среди студентов канадских университетов не менее 1 процента составляют

инвалиды

В

Аргентине

данная

группа

обучающихся

может

получить

практически

те

же

профессии,

что

и

здоровые

люди,

однако

возможности

их

последующего

трудоустройства весьма ограничены,

В Японии год от года постепенно увеличивается число лиц с ОВЗ, которых готовят

быть рабочими и служащими непосредственно на тех предприятиях, где им предстоит

работать.

Государственной Думой РФ Конвенция о правах инвалидов (статья 27), была

ратифицирована

25.04.2012., Таким образом,

профессиональная реабилитация

лиц с ограниченными возможностями здоровья стала важнейшим направлением

государственной политики в области социальной защиты инвалидов.

Профессиональное образование стало

не только доступным, но и инклюзивным, то

есть

человек

с

ограниченными

возможностями

здоровья

имеет

возможность

обращаться

в

любые

учебные

заведения

для

получения

знаний

в

той

или

иной

профессии или специальности.

Среднее профессиональное образование стало общедоступным.

Профессиональное

образование

инвалидов

осуществляется

в

соответствии

с

федеральными

государственными

образовательными

стандартами

на

основе

образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов, без введения

специальных

образовательных

стандартов.

Только

при

таком

подходе

к

обучению

инвалидов они, как профессионалы, будут конкурентоспособны на открытом рынке

труда.

В

настоящее

время

для

инвалидов,

нуждающихся

в

специальных

условиях

для

получения профессионального образования, созданы специальные профессиональные

образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в

профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Образовательные учреждения осуществляют свою деятельность во взаимодействии с

государственными службами занятости населения, органами управления образованием

и социальной защиты на договорных началах.

Благодаря реализации государственной программы «Доступная среда» и региональных

комплексных программ развития образования в профессиональных образовательных

организациях

создается

доступная

среда

для

инвалидов.

Согласно

результатам

мониторинга, проведенного минобрнауки России в 2015 и 2016 годах, инвалиды и лица

с ограниченными возможностями здоровья обучаются по основным профессиональным

образовательным

программам

в

56%

образовательных

организаций

(от

общего

их

количества). Среди этих лиц:

* -с соматическими заболеваниями – 40,3%;

*-с нарушениями опорно-двигательного

аппарата – 20%; * – с нарушениями слуха – около 15%; *– с нервно-психическими

нарушениями – 12,4%; * – с нарушениями зрения – 11,5%;

*– передвигающиеся в

кресле-коляске – 1%.

По сравнению с 2015 годом число обучающихся данной категории по программам СПО

выросло на 10%.

В

80%

образовательных

организаций

инвалиды

и

лица

с

ограниченными

возможностями здоровья обучаются в общих группах. Обучение в отдельных группах

проходит в 11% образовательных организаций, смешанную форму обучения – частично

в общих группах, частично в отдельных – практикуют 9% организаций, обучение по

индивидуальному

плану

осуществляют

лишь

1,4%

образовательных

организаций.

Инвалиды

и

лица

с

ограниченными

возможностями

здоровья

обучаются

по

всем

укрупненным

группам

профессий

и

специальностей.

Наибольшее

их

количество

обучается

специальностям

и

профессиям

укрупненной

группы

«Информатика

и

вычислительная техника» – 17% от всех обучающихся данной категории по программам

СПО.

По

укрупненной

группе

«экономика

и

управление»

занимаются

12%

обучающихся, по укрупненной группе «техника и технологии строительства» – 8%, по

укрупненной

группе

«Сестринское

дело»

7%,

по

укрупненным

группам

«Промышленная экология и биотехнологии» и «технологии легкой промышленности» –

по 6%.

С использованием дистанционных технологий для инвалидов и лиц с ограниченными

возможностями здоровья реализуется 34% от всех образовательных программ СПО, по

которым обучаются данные студенты. Наибольшее количество обучается по таким

программам, как «экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), «Программирование

в

компьютерных

системах»,

«Прикладная

информатика»

(по

отраслям),

«Право

и

организация социального обеспечения».

Таким образом

- В Российской Федерации законодательно закреплены

разнообразные формы получения образования инвалидов и лиц с ОВЗ.

Основная цель инклюзивного среднего профессионального образования в Российской

Федерации

реальное

обеспечение

его

доступности

для

инвалидов

и

лиц

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

способствующей

их

социализации

и

интеграции в общество.

Список литературы

1. Авцинова Г.И., Жуков С.А., Фурсов С.А. Государственная политика в области

социальной

интеграции

инвалидов:

российский

и

зарубежный

опыт.

М.:

Изд.

Российского гос. социального университета, 2012. – 275

Международные правовые акты:

1.

Всеобщая

декларация

прав

человека.

Утверждена

10

декабря

1948

года

Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций//Российская газета.-

1995.- 9 апреля.

2. Декларация о правах инвалидов (принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной

Ассамблеи от 9 декабря 1975 года;

3. Декларация прав ребенка (утв. резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи

ООН от 20.11.1959)

4. Декларация о правах умственно отсталых лиц (утв. резолюцией 2856 (XXVI)

Генеральной Ассамблеи ОО

Н от 20.12.1971 г.)

5.

Конвенцией

о

борьбе

с

дискриминацией

в

области

образования»

(принята

Генеральной

Ассамблеей

ООН

14

декабря

1960

г.;

ратифицирована

Указом

Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года.

6. Конвенция ООН о правах инвалидов (принята Генассамблей ООН 13 декабря 2006

года, вступила в силу 3 мая 2008 года), подписанная Россией 24 сентября 2008 года,

ратифицированная 3 мая 2012 года.

7. Декларация социального прогресса и развития (утв. резолюцией 2542 (XXIV)

Генеральной Асса

Сборники

1. Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования:

механизмы

реализации

/

под

ред.

П.

Романова,

Е.

Ярской-Смирновой.

Серия

«Научные

доклады:

независимый

экономический

анализ»,

№205.

Москва,

Московский общественный научный фонд; Центр социальной политики и гендерных

исследований, 2008. - 224с.

2.

Государственная

политика

в

России

по

отношению

к

неправительственным

организациям на современном этапе // Гражданское общество в современной России:

проблемы формирования и функционирования: сборник научных статей. Вып. 2/под

ред. Авциновой Г.И. М., 2010. - 175 с.

3. Образование для всех: политика и практика инклюзии. Сборник научных статей и

научно-методических материалов. Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, Е.П. Антонова,

И.Б. Кузнецова-Моренко - Саратов: Научная книга, 2008. - 341 с.



В раздел образования