Автор: Тушева Наталья Николаевна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Профессиональное образование лиц с ОВЗ в России и за рубежом".
Раздел: среднее профессиональное
Государственное Бюджетное Профессиональное
Образовательное Учреждение
«Волгоградский профессиональный техникум
кадровых ресурсов»
преподаватель истории и обществознания
Тушева Наталья Николаевна.
Профессиональное образование лиц с ОВЗ в России и за рубежом.
Развитие национальных систем специального образования во все исторические
периоды
связано
с
социально-экономическими
условиями
страны,
ценностными
ориентациями
государства
и
общества,
государственной
политикой
в
области
образования.
В системе социокультурных координат можно выделить несколько периодов в
эволюции национальных систем специального образования.
Первый
период
эволюции:
от
агрессии
и
нетерпимости
к
осознанию
необходимости
заботы об
инвалидах. К этому периоду можно отнести отрезок
европейской истории с VIII века до н.э. по XII век н.э. Если в Западной Европе первый
факт заботы монарха об инвалидах приходится на XII век (Бавария, Франция), то в
России аналогичные факты возникают в начале XVIII веке (При Петре I были созданы
светская система призрения и первые законодательные акты).
Второй период эволюции: от осознания необходимости заботы об инвалидах к
осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт
индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям. Для Западной
Европы это период с XII по XVIII в.,. Второй период, протекавший в Европе 6 веков, в
России начался на 5 веков позже и составил одно столетие.
Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными
нарушениями к признанию права аномальных детей на образование, становлению
системы специального образования. Этот период эволюции отношения государства и
общества к лицам с психофизическими недостатками охватывает на Западе временной
отрезок с конца XVIII века до начала XX века и характеризуется открытием первых
специальных
учебных
заведений
и
появлением
с
начала
XIX
века
первых
законодательных актов о введении специального образования.
Четвертый период эволюции – от осознания необходимости специального
образования
для
отдельных
категорий
детей
с
отклонениями
в
развитии
к
пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в
нем. – это период развития и дифференциации системы специального образования.
Несмотря на существенные национальные различия, к началу XX века большинство
западноевропейских стран создало систему специального образования, это было время
принятия необходимых законодательных актов как для системы образования в целом,
так и для закона о специальном образовании.
Общими тенденциями развития системы специального образования для Западной
Европы и СССР были структурное совершенствование этой системы, дифференциация,
расширение охвата нуждающихся в специальной помощи детей.
Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям;
К
этому
периоду
европейские
государства
оказались
более
подготовленными
экономически, культурно, законодательно.
Уже во второй половине ХХ века определились несколько основных тенденций
образовательно-развивающей политики государств в отношении инвалидов и лиц с
ОВЗ: расширение доступа к образованию достигается за счет внедрения технических
средств, организацию дистанционного образования для лиц с ОВЗ и инвалидов.
В современной образовательной политике США и Европы получили развитие
несколько подходов
Мэйнстриминг
(mainstreaming)
предполагает,
что
ученики
с
ограниченными
возможностями
общаются
со
сверстниками
на
праздниках,
культурно-массовых
мероприятиях и в других формах организации досуговой деятельности.
Интеграция (integration) означает приведение потребностей людей
с психическими
и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в
целом неизменной, не приспособленной для них.
Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания
процесса
обучения
лиц
с
особыми
потребностями
в
общих
образовательных
организациях.
Это
подразумевает
преобразование
школьных
программ
и
перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям
всех детей, в том числе и детей с ОВЗ. Началом процесса инклюзии принято считать
«Саламанкскую декларацию лиц с особыми потребностями» (Саламанка, Испания,
июнь
1994
г.)
в
которой
обозначено,
что
«Инклюзивное
образование»
–
это
образование,
доступное
всем
детям,
включая
детей
с
серьёзными
физическими
и
умственными недостатками. Такое образование предполагает необходимость адаптации
обучения
к
потребностям
детей.
Эти
условия
наилучшим
образом
реализуются
в
рамках инклюзивных школ: инклюзия создаёт равные возможности для всех детей при
получении ими образования.
При развитии инклюзивного образования следующим пунктом плана
государственной
политики
встает
профессиональное
обучение
и
образование
выпускников инклюзивных школ.
В Германии, Голландии, Швеции и других странах Европейского союза накоплен
достаточно интересный опыт профессионального обучения и интеграции лиц с
ОВЗ в трудовую жизнь: в этих странах профессиональной реабилитации уделяется
особое значение.
Во
Франции
-
Специальными
законами
утверждены
права
инвалидов
на
профессиональную подготовку и переобучение. Инвалиды могут принимать участие
как в общих программах для людей, долгое время находящихся без работы, так и в
обучающих
курсах
специализированных
институтах.
Действуют
две
программы
профессионального обучения на рабочем месте: ЦПР (Центр подготовки работников)
или
ЦПС
(Центр
подготовки
специалистов).
Деятельность
этих
организаций,
направленная на инвалидов. Работодатели получают единовременно денежную сумму в
размере 1527 евро в год за контракт на обучение на рабочем месте.
В Германии основной задачей профессионального обучения инвалида является его
обучение по одной из общепризнанных специальностей. По возможности, данный
процесс
должен
проходить
в
организации
непосредственно
рядом
с
обычными
сотрудниками.
Некоторые
инвалиды
с
умственными
расстройствами
могут
быть
приняты
в
один
из
52
институтов
начального
обучения
и н в а л и д о в
(Berufsbildungswerke), в которых доступно порядка 12 тыс. мест для обучения. Для
получения дальнейшего образования или обучения новой специальности они могут
быть зачислены в один из 28 Институтов продолжительного обучения инвалидов, где
насчитывается
около
15
тыс.
мест.
если
переподготовка
требуется
именно
из-за
инвалидности,
она
будет
входить
в
комплекс
мероприятий
по
профессиональной
реабилитации и предоставляться на более выгодных условиях в значительно большем
объеме.
По
закону
молодые
люди-инвалиды
в
Германии
должны
получить
профессиональное образование, которое должно помочь им полноценно участвовать в
жизни
общества.
Специальные
учреждения
профессиональной
интеграции
—
мастерские для инвалидов — финансируются государством и часто предоставляют
инвалидам не только рабочие места, но также стол и кров.
В
И т а л и и
существуют
федеральное
и
региональное
законодательства,
поддерживающие интеграцию инвалидов в рынок труда. Существует ряд программ по
обучению поддержке на рабочем месте, которые могут помочь интеграции инвалидов в
рынок труда.
В Израиле - В настоящее время правительство страны рассматривает программы, по
которым предусматривается получение инвалидами доступных им профессий. Таким
образом, они смогут влиться на рынок труда, снизив нагрузку на социальные службы и
предоставив людям с ограничениями самостоятельно зарабатывать себе на жизнь.
В
Бельгии
-
профессиональное
обучение
проводится
как
по
общим,
так
и
по
специальным программам. Законодательством предусмотрен принцип обязательного
найма
на
работу
инвалидов.
Предприятиям,
трудоустраивающим
инвалидов,
предоставляются льготы.
В
США - Акт о профессиональной подготовке, который обязывает правительства
штатов резервировать не менее 10 процентов федеральных грантов, получаемых на
нужды профессионального образования для обучения студентов-инвалидов. В стране
существует разветвленная сеть по профессиональной подготовке, консультирования и
трудоустройства инвалидов.
В Англии
- Эффективность профессиональной реабилитации и процент возврата
инвалидов к профессиональной деятельности достаточно велики.
В Австрии - организованы центры по профориентации инвалидов, особо поощряется
создание специальных цехов и предприятий, на которых могут работать инвалиды.
В Канаде - Система образования предусматривает возможность обучения инвалидов
на
всех
уровнях
от
школы
до
университета.
Преобладает
форма
интеграционного
образования,
применяются
специальные
технические
средства
и
индивидуальные
программы. Среди студентов канадских университетов не менее 1 процента составляют
инвалиды
В
Аргентине
данная
группа
обучающихся
может
получить
практически
те
же
профессии,
что
и
здоровые
люди,
однако
возможности
их
последующего
трудоустройства весьма ограничены,
В Японии год от года постепенно увеличивается число лиц с ОВЗ, которых готовят
быть рабочими и служащими непосредственно на тех предприятиях, где им предстоит
работать.
Государственной Думой РФ Конвенция о правах инвалидов (статья 27), была
ратифицирована
25.04.2012., Таким образом,
профессиональная реабилитация
лиц с ограниченными возможностями здоровья стала важнейшим направлением
государственной политики в области социальной защиты инвалидов.
Профессиональное образование стало
не только доступным, но и инклюзивным, то
есть
человек
с
ограниченными
возможностями
здоровья
имеет
возможность
обращаться
в
любые
учебные
заведения
для
получения
знаний
в
той
или
иной
профессии или специальности.
Среднее профессиональное образование стало общедоступным.
Профессиональное
образование
инвалидов
осуществляется
в
соответствии
с
федеральными
государственными
образовательными
стандартами
на
основе
образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов, без введения
специальных
образовательных
стандартов.
Только
при
таком
подходе
к
обучению
инвалидов они, как профессионалы, будут конкурентоспособны на открытом рынке
труда.
В
настоящее
время
для
инвалидов,
нуждающихся
в
специальных
условиях
для
получения профессионального образования, созданы специальные профессиональные
образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в
профессиональных образовательных учреждениях общего типа.
Образовательные учреждения осуществляют свою деятельность во взаимодействии с
государственными службами занятости населения, органами управления образованием
и социальной защиты на договорных началах.
Благодаря реализации государственной программы «Доступная среда» и региональных
комплексных программ развития образования в профессиональных образовательных
организациях
создается
доступная
среда
для
инвалидов.
Согласно
результатам
мониторинга, проведенного минобрнауки России в 2015 и 2016 годах, инвалиды и лица
с ограниченными возможностями здоровья обучаются по основным профессиональным
образовательным
программам
в
56%
образовательных
организаций
(от
общего
их
количества). Среди этих лиц:
* -с соматическими заболеваниями – 40,3%;
*-с нарушениями опорно-двигательного
аппарата – 20%; * – с нарушениями слуха – около 15%; *– с нервно-психическими
нарушениями – 12,4%; * – с нарушениями зрения – 11,5%;
*– передвигающиеся в
кресле-коляске – 1%.
По сравнению с 2015 годом число обучающихся данной категории по программам СПО
выросло на 10%.
В
80%
образовательных
организаций
инвалиды
и
лица
с
ограниченными
возможностями здоровья обучаются в общих группах. Обучение в отдельных группах
проходит в 11% образовательных организаций, смешанную форму обучения – частично
в общих группах, частично в отдельных – практикуют 9% организаций, обучение по
индивидуальному
плану
осуществляют
лишь
1,4%
образовательных
организаций.
Инвалиды
и
лица
с
ограниченными
возможностями
здоровья
обучаются
по
всем
укрупненным
группам
профессий
и
специальностей.
Наибольшее
их
количество
обучается
специальностям
и
профессиям
укрупненной
группы
«Информатика
и
вычислительная техника» – 17% от всех обучающихся данной категории по программам
СПО.
По
укрупненной
группе
«экономика
и
управление»
занимаются
12%
обучающихся, по укрупненной группе «техника и технологии строительства» – 8%, по
укрупненной
группе
«Сестринское
дело»
–
7%,
по
укрупненным
группам
«Промышленная экология и биотехнологии» и «технологии легкой промышленности» –
по 6%.
С использованием дистанционных технологий для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья реализуется 34% от всех образовательных программ СПО, по
которым обучаются данные студенты. Наибольшее количество обучается по таким
программам, как «экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), «Программирование
в
компьютерных
системах»,
«Прикладная
информатика»
(по
отраслям),
«Право
и
организация социального обеспечения».
•
Таким образом
- В Российской Федерации законодательно закреплены
разнообразные формы получения образования инвалидов и лиц с ОВЗ.
Основная цель инклюзивного среднего профессионального образования в Российской
Федерации
–
реальное
обеспечение
его
доступности
для
инвалидов
и
лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
способствующей
их
социализации
и
интеграции в общество.
Список литературы
1. Авцинова Г.И., Жуков С.А., Фурсов С.А. Государственная политика в области
социальной
интеграции
инвалидов:
российский
и
зарубежный
опыт.
М.:
Изд.
Российского гос. социального университета, 2012. – 275
Международные правовые акты:
1.
Всеобщая
декларация
прав
человека.
Утверждена
10
декабря
1948
года
Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций//Российская газета.-
1995.- 9 апреля.
2. Декларация о правах инвалидов (принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной
Ассамблеи от 9 декабря 1975 года;
3. Декларация прав ребенка (утв. резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи
ООН от 20.11.1959)
4. Декларация о правах умственно отсталых лиц (утв. резолюцией 2856 (XXVI)
Генеральной Ассамблеи ОО
Н от 20.12.1971 г.)
5.
Конвенцией
о
борьбе
с
дискриминацией
в
области
образования»
(принята
Генеральной
Ассамблеей
ООН
14
декабря
1960
г.;
ратифицирована
Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года.
6. Конвенция ООН о правах инвалидов (принята Генассамблей ООН 13 декабря 2006
года, вступила в силу 3 мая 2008 года), подписанная Россией 24 сентября 2008 года,
ратифицированная 3 мая 2012 года.
7. Декларация социального прогресса и развития (утв. резолюцией 2542 (XXIV)
Генеральной Асса
Сборники
1. Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования:
механизмы
реализации
/
под
ред.
П.
Романова,
Е.
Ярской-Смирновой.
Серия
«Научные
доклады:
независимый
экономический
анализ»,
№205.
Москва,
Московский общественный научный фонд; Центр социальной политики и гендерных
исследований, 2008. - 224с.
2.
Государственная
политика
в
России
по
отношению
к
неправительственным
организациям на современном этапе // Гражданское общество в современной России:
проблемы формирования и функционирования: сборник научных статей. Вып. 2/под
ред. Авциновой Г.И. М., 2010. - 175 с.
3. Образование для всех: политика и практика инклюзии. Сборник научных статей и
научно-методических материалов. Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, Е.П. Антонова,
И.Б. Кузнецова-Моренко - Саратов: Научная книга, 2008. - 341 с.