Напоминание

"Музыкальный образ"


Автор: Пушняк Екатерина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы, музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: методическая разработка урока музыки в 7-м классе
Тема: "Музыкальный образ"
Раздел: среднее образование





Назад




Учитель музыки и МХК МОУ СОШ № 4 Пушняк Е.В. Комбинированный урок в 7-м классе по теме «Музыкальный образ»

Тема: Музыкальный образ.

Цель: Через сопоставление и анализ проследить за средствами воплощения

образа человека в разных музыкальных жанрах, эпохах.

Тип урока: Комбинированный

Музыкальный материал:

1.

Песня «Этот большой мир» (Р. Рождественский, Чернышев В.)

2.

Скрябин. Прелюдия № 4 (фонозапись)

3.

Скрябин. «Поэма экстаза» (фрагмент)

4.

Бетховен. Симфония № 5 1-я часть (фрагмент экспозиции)

5.

И.С. Бах. Ария альта из «Страсти по Матфею».

6.

И.С. Бах песня «За рекой старый дом».

7.

Памятка «Музыкальный образ» (Приложение)

У. Мы продолжаем тему «Музыкальный образ» и сегодня рассмотрим, как он

проявляется (какими средствами) в музыке разных эпох, композиторов,

жанров. Я предлагаю вам вспомнить первый куплет песни «Этот большой

мир», песни из кинофильма «Москва – Кассиопея», где по сюжету подростки

летят к внеземным цивилизациям (исполнение классом, работа с

раздаточным материалом по музыкальному образу, аргументация ответа

учащимися)

Какими средствами создан образ размышления?

Д. Работают по вопросам учителя:

1.

Почему музыка в миноре? (Ночь, интонации колыбельной).

2.

Почему перед словами «пусть каждый» нет паузы? (Они были важны

для главного героя, он дорожит каждым днём, чувствуется его любовь к

Земле как к родному человеку).

3.

Какая интонация главная в припеве? (ритмическая, жёсткая, Человек

принял важное решение, танцевальность – вальсовая в

аккомпанементе).

4.

Какая самая главная фраза? (Если что-то…., т.к. повторяется два раза).

5.

Главный герой подросток, но принимающий ответственность на себя.

Как это выражено (учитель играет припев в высоком регистре)? Что я

разрушила?

У. Песня такой маленький жанр, а все музыкальные средства как в серьёзной

взрослой музыке.

1

Учитель музыки и МХК МОУ СОШ № 4 Пушняк Е.В. Комбинированный урок в 7-м классе по теме «Музыкальный образ»

Один и тот же образ Человека может быть по- разному представлен в музыке.

Обратимся к музыке Скрябина - Прелюдии № 4.

Расскажите об образах.

Дети характеризуют образы через фактуру, движение мелодии,

кульминацию, финал Прелюдии с помощью вопросов учителя, используя

Памятку.

У. Человек в начале столетия – как одиноко, неуютно себя чувствует…

возможно так себя чувствовал композитор… А что мы о нём знаем?

(учащиеся вспоминают факты биографии, предсмертные слова и

поэтический текст Брюсова о Скрябине, учитель подводит класс к выводу:

«в понимании Скрябина, Человек был творцом Вселенной).

Слушание «Поэмы экстаза»

Чем необычна музыка 20-го века?

Класс даёт название образам, называет инструменты, вспоминает необычный

музыкальный дар композитора.

У. Любые музыкальные произведения в какой-то мере являются отражением

личности самого композитора, его взглядов на жизнь, даже если нам кажется,

что данная музыка из мира природы, мечты, фантазии.

А в музыке этого композитора Человек тоже находится в поиске мечты или он

слаб духом?

Звучит Симфония № 5

После узнавания классом композитора, учитель играет тему Человека на

инструменте, а класс сопоставляет её с образом Человеком у Скрябина;

учитель акцентирует внимание :

На интонации слёз,

интонации настойчивости, вырастающей из интонации слёз,

звучании оркестра (по контрасту в тембрах, в динамике).

Учитель просит вспомнить, как закончилась Симфония № 5 (учитель играет

главную тему финала симфонии; обсуждая финал симфонии, учащиеся

опираются на раздаточный материал)

У. В эпоху Бетховена целое поколение надеялось на революцию, и Человек в

той эпохе виделся цельной, сильной личностью.

2

Учитель музыки и МХК МОУ СОШ № 4 Пушняк Е.В. Комбинированный урок в 7-м классе по теме «Музыкальный образ»

А сейчас мы обратимся к музыке Баха. Что мы знаем о нём?

(Индивидуальное домашнее задание или весь класс). Какую музыку писал?

Что такое фуга, полифония, гомофония?

Учитель знакомит с понятиями: пассионы, страсти, богословы (Марк,

Матфей, Лука, Иоанн), сюжет страстей.

Духовная музыка Баха очень похожа на светскую, оперную. Как в опере в

страстях есть Арии, а ария – это мир одного человека.

Учитель знакомит с сюжетом арии: Когда Иисуса повели во дворец на суд

первосвященников, Пётр – любимый ученик Иисуса, следовал за ним в толпе.

Во время суда Пётр сидел у входа во дворец, к нему подошла девушка и

сказала: «Ты был с Иисусом из Галилеи», Пётр солгал и ответил: «Я не знаю,

о ком ты говоришь». Тогда подошла другая девушка и сказала: «Он тоже был

с Иисусом из Назареи». И второй раз Пётр отрёкся: «Я не знаю этого

человека». И когда ему опять сказали: «Верно, ты один из учеников его, твоя

речь выдаёт тебя» - он вновь поклялся: «Я не знаю этого человека». И тогда

пропел петух, и вспомнил Пётр слова Иисуса: «Прежде чем петух пропоёт,

ты трижды от меня отречёшься». Горько заплакал Пётр и пошёл прочь.

Перед прослушиванием арии постановка вопросов классу:

Какими чувствами наполнена музыка, что заметим интересного?

Слушание арии.

После прослушивания беседа с акцентировкой внимания на таких деталях:

Голос – альт. Почему? (Юность, неосознанность проступка).

Главная интонация (прослушивание на фортепиано)? Слёзы, шаг

(струна оттягивается).

Краски минорные, но светлые. Почему?

Как Бах относился к Петру? (сочувствует)

Оправдывает ли композитор Петра? Почему?

У. Обратите внимание, что в отличие от Человека Бетховена, Скрябина, у

Баха, как человека глубоко верующего Человек находится рядом с Богом, на

первом месте Любовь к Человеку, его прощение (как раскаявшегося Петра).

А вам в музыке какого композитора ближе образ человека?

Ответы детей.

У. В нашей стране духовная музыка И.С. Баха, где воспевались христианские

заповеди и преклонение перед величием Господа, очень долго не издавалась,

находилась под запретом. Песнопения о распятии Христа превращались в

3

Учитель музыки и МХК МОУ СОШ № 4 Пушняк Е.В. Комбинированный урок в 7-м классе по теме «Музыкальный образ»

песни, например, как «За рекою старый дом», которая сейчас прозвучит. Этой

музыкой мы завершаем урок и с этой музыки начнём следующий урок.

(открытый финал урока)

Слушание песни «За рекою старый дом» в исполнении ученицы класса.

Приложение (памятка)

Музыкальный образ

Образ лирический:

1.

характер: нежный, грациозный, мечтательный, изящный...

темп: неторопливый

мелодия: кантилена

2.

характер: спокойный, унылый, повествовательный, задумчивый...

темп: медленный, неторопливый

мелодия: кантилена

Образ тревоги:

характер:

взволнованный,

трепетный,

тревожный,

возбужденный,

страстный;

мелодия: речитативная

ритм: мелкие длительности

Образ победы:

характер: торжественный, ликующий, величественный, героический

мелодия: активные интонации

темп: анданте

ритм: крупные длительности.

Образ борьбы:

характер: энергичный, суровый, активный, решительный

мелодия: речитативная

темп: аллегро

4

Учитель музыки и МХК МОУ СОШ № 4 Пушняк Е.В. Комбинированный урок в 7-м классе по теме «Музыкальный образ»

ритм: пунктирный

Образ страдания:

1.

характер: мрачный, скорбный, мужественный, сдержанный

мелодия: интонации вздоха, слез

регистр: низкий

тембр: струнные, духовые деревянные, низкие.

2.

характер: молящий, отчаянный

тембр: струнные, высокие

мелодия: интонации вздоха, слез.

Образ радости:

характер: светлый, задорный, звонкий, лукавый

темп: подвижный, быстрый (аллегро, престо, виво)

ритм: активный

Образ зла:

характер: яростный, напористый, тяжелый, механический

мелодия: речитативная

регистр: сопоставление крайних регистров

ритм: активный, маршеобразный

5



В раздел образования