Напоминание

"Рыцарская лирика Средневековья"


Автор: Пушняк Екатерина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы, музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: методическая разработка урока МХК
Тема: "Рыцарская лирика Средневековья"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «Рыцарская лирика Средневековья»

Цель: знакомство с поэзией трубадуров и миннезингеров.

Задачи: воспитание эмоциональной отзывчивости, знакомство с жанрами и

особенностями рыцарской лирики, развитие логического мышления.

Методическое обеспечение: Данилова Г.И. Мировая художественная

культура. От истоков до 17 века: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений

гуманитарного профиля/ Г.И. Данилова. – 3-е изд., стереотип.- Дрофа

«Коль не от сердца песнь идет,

Она не стоит ни гроша,

А сердце песни не споет,

Любви не зная совершенной».

Бернарт де Вентадорн

«Что, люди, я пою для вас,

На то король мне не указ,

Я сам хозяин слов».

Марнер

После организационного момента учитель собирает памятки – результат

работы прошлого урока (работа по группам, проектная методика).

На первом уроке по теме «Художественная культура Средневековья»

групповой работе отводится пол-урока.

Цель: введение в мир этой эпохи, выявление особенностей архитектуры,

литературы, скульптуры, музыки...

Перспективная установка классу на ряд уроков по данной теме:

подтвердить или опровергнуть точку зрения о мрачном и невежественном

Средневековье, определить отношения Бога и Человека в этой эпохе.

Результатом работы является подготовка памятки о своеобразии этого

периода, нашедшего отражение в искусстве. Таким образом, класс через

опыт самостоятельной работы с учебником и раздаточным материалом

знакомится с новыми понятиями, делится друг с другом информацией

(раздаточный материал и задания прилагаются).

Учитель проверяет памятки, но только графу «литература» и

переходит к теме урока.

У. (после формулировки темы и зачитывания эпиграфов)

Вы получили в работе с материалом общее представление об эпохе,

искусстве, а теперь попробуем прочитать поэтов средневековья именно

как авторов, живущих в определенную эпоху, и попробуем понять и

почувствовать, в чем своеобразие их творчества.

Расцвет рыцарской поэзии начался на юге Франции, в Провансе, а затем

охватил ряд европейских стран. Вот со старопровансальской рыцарской

поэзии мы и начнем знакомство. Эта поэзия просуществовала около

двухсот лет (11-13 вв.) и закончила свое существование потому, что

погибла сама страна Прованс в результате войны, которую в течение 20

лет по призыву Папы Римского северофранцузские феодалы вели против

южнофранцузских областей, в которых распространялись учения,

противоречившие многим догматам католической церкви. В этой войне

погибли культурные центры Прованса, многим поэтам пришлось бежать

из разоренной страны. Поэты Прованса получили название трубадуров

(прованс. сочинять, изобретать, находить). Их сочинения предназначались

для пения. А автор текста нередко являлся и автором мелодии, и

исполнителем песни. Иногда песни трубадуров исполняли жонглеры

(странствующие музыканты).

Джауфре Рюдель... Что вы знаете об этом поэте? (класс, пользуясь

раздаточным материалом, вспоминает сведения о поэте, зачитывает

строки, доказывающие принадлежность к кансоне – жанру лирики

трубадуров).

О чем тоскует лирический герой стихотворения «В час, когда...»?

Д. Он тоскует о любимой, но она – «далекая».

У. Кансона – песня о рыцарской любви – начинается с традиционного

описания весны или лета.

Д. (ученик, работавший с материалом, предоставленным учителем)

Любовь была главной темой поэзии трубадуров, которые воспевали в

своих стихах Прекрасную Даму, преданное служение ей.

Рыцарь, конечно, должен был оставаться воином. Но придворный этикет

требовал, чтобы наряду с традиционной доблестью он обладал светскими

изящными манерами, соблюдал во всем «меру», был приобщен к

искусству и почитал Прекрасных Дам, т.е. являл собой образец

придворного вежества, именуемого куртуазией. Идеал куртуазии -

смелость, верность, благочестие, справедливость, щедрость, добродушие,

веселый нрав, сила, ловкость. Конечно, это идеал, и часто рыцари были

грубыми и невежественными, но были среди них и такие, которые

обладали многими идеальными чертами, и такие, которые стремились к

этому. Идеализировали поэты и Прекрасную Даму, которая, как правило,

была замужней женщиной, обычно супругой феодала. Поэтому любовь к

ней должна была быть тайной. Это любовь тонкая, изысканная, робкая,

торжественная, она вырастала в нравственную силу, призванную

преобразовать человека.

У. (обращает внимание класса на эпиграф) Какая любовь считается

совершенной в стихотворении Бернарта де Вентадорна? Согласно

«биографии» (нет достоверных сведений), он был плебеем, полюбил жену

владельца замка, за что и был изгнан.

Д. Совершенная любовь – любовь самозабвенная, не ради ласки или

наград. Возлюбленная тоже должна быть «совершенной», благородной,

ненадменной.

У. Что еще воспевали трубадуры?

Д. воспевали войну (приводят примеры из поэзии Бертрана де Борна,

выделяют необычные факты его жизни).

У. В этом стихотворении ярко выражена идеология мелкого рыцарства,

всегда готового взяться за оружие, вынужденного жить войной. Жанр

сирвентес – политическая песня, песня на общественные темы.

Учитель обращается ко второму эпиграфу, ученик рассказывает о

миннезингерах (заранее подготовленный материал):

Творчество немецких миннезингеров («певцов любви») расцвело в последней

трети 12 в.; закат миннезанга – 14 – 15 вв.

Вначале миннезингеры больше опирались на фольклорные традиции, а затем

все больше и больше на традиции трубадуров, они меньше внимания уделяли

чувствам, а больше размышлениям. Рыцари – миннезингеры чаще всего не

умели ни читать. Ни писать, записи их песен делали писцы, а

распространяли и исполняли их шпильманы. Мотивы разлада тела и души,

борьбы между любовью к Прекрасной Даме и долгом воина-крестоносца, а

также мелодия обычно заимствовались у трубадуров – крестоносцев.

У. Вы заметили особенность в образе возлюбленной (песня Вальтера фон

Фогельвейде «Любимая, пусть Бог...»)?

Д. Он любит не благородную девушку, «высокорожденную», а воспевает

«низкорожденную». А в песне «Плох ты мир, ты совсем оголтел...» нет

любовной тематики, есть общественная тема, как в «сирвентесе» у

трубадуров.

У. У немецких миннезингеров такие песни получили название «шпрух», они

содержали отклик на события и настроения времени.

Учитель предлагает найти общее и индивидуальное в стихах:

- «Ты только ничто полюби» Мехтхильд из Магдебурга;

- «Который час? Не близок ли рассвет?» Гуго фон Монтфорта;

- «Плывет с бесценным грузом...» Иоганнеса Таулера.

Д. Все эти стихотворения объединяют религиозные размышления. У

Мехтхильд «ничто» - мир высший, невидимый, горний, а «нечто» - мир

житейских забот, суеты, мир дольний. Герой в одиночестве идет к Богу.

У Мотфорта стих вроде бы похож на Альбу трубадуров, но речь идет не о

чувствах к Прекрасной Даме. Это раздумья о грехах. У Таулера кораблик

несет людям Христа и его слово, кораблик «непростой», т.к. его парус –

«милосердье, его мачта – «Дух Святой».

Исполнение учителем или заранее подготовленным учеником «Песни

франкского рыцаря...» (класс предлагает инструмент для аккомпанемента

исходя из сопровождения на фортепиано).

В финале урока учащиеся, пользуясь тетрадью с материалом прошлых

уроков, называют особенности средневековой культуры (тема «Три

мировые религии средневековья»), подтвержденные материалом урока по

рыцарской лирике Средневековья.

Д. Господство религиозного мировоззрения, развитие религиозной, светской

и народной культур, обращение к внутреннему миру человека.

Домашнее задание (по выбору)

1.индивидуальные сообщение об архитектуре Средневековья;

2. презентация по материалам урока.

Приложение 1

Раздаточный материал (проектная методика)

Романский стиль 9-12 века (учебник Г. И. Даниловой, гл. 15)

1.

главный заказчик?

2.

главная идея?

3.

ведущий вид искусства?

4.

что строили?

5.

черты архитектуры?

6.

ведущий сюжет в оформление церквей, скульптуры, рельефов?

Готика 13-15 века (учебник, гл. 16)

1.

Главное отличие от романского стиля («кружева в камне»)?

2.

Элементы, преобразившие архитектуру?

Музыка (учебник, гл. 17)

1.

что такое григорианский хорал?

2.

древнейший вид григорианского хорала...

3.

инструмент, наиболее точно выражающий мелодический строй

григорианского хорала?

4.

провести аналогию с готической архитектурой.

Лирика (приложение 2)

Задание: соотнести жанр, тематику со стихами.

1.

кансона (песня о рыцарской любви)

2.

«сирвентес» (политическая песня) об идеологии мелкого рыцарства,

вынужденного жить войной.

3.

альба (песня рассвета), но с раздумьями о грехах.

4.

воспевание «низкорожденной», в отличие от других песен куртуазной

лирики.

5.

религиозные размышления и проблемы.

Скульптура (учебник, гл. 16)

1.

Чем отличается скульптура готического стиля от романского?

Приложение 2

Старопровансальская поэзия трубадуров и поэзия немецких миннезингеров.

Бертран де Борн ( умер в 1210 году, годы деятельности 1181-1194), - рыцарь, который

после весьма бурной жизни ушел в монастырь, где и умер.

***

Мила мне радость вешних дней,

И свежих листьев, и цветов,

И в зелени густых ветвей

Звучанье чистых голосов,-

Там птиц ютится стая.

Милей глазами по лугам

Считать шатры и здесь и там

И, схватки ожидая,

Скользить по рыцарским рядам

И по оседланным коням.

Мила разведка мне - и с ней

Смятенье мирных очагов

И тяжкий топот лошадей,

И рать несметная врагов,

И весело всегда я

Спешу на приступ к высотам

И к крепким замковым стенам, Верхом переплывая

Глубокий ров, - как горд и прям,

Вознесся замок к облакам!

Лишь тот мне мил среди князей,

Кто в битву ринуться готов,

Чтоб пылкой доблестью своей

Бодрить сердца своих бойцов,

Доспехами бряцая.

Я ничего за тех не дам,

Чей меч в бездействие упрям,

Кто, в схватку попадая,

Так ран боится, что и сам

Не бьет по вражеским бойцам.

Вот под немолчный стук мечей

О сталь щитов и шишаков.

Бег обезумевших коней

По трупам павших седоков!

А стычка удалая

Вассалов! Любо их мечам

Гулять по грудям, по плечам,

Удары раздавая!

Здесь гибель ходит по пятам,

Но лучше смерть, чем стыд и срам.

Мне пыл сражения милей

Вина и всех земных плодов.

Вот слышен клич: «Вперед! Смелей!» -

И ржание, и стук подков.

Вот, кровью истекая,

Зовут своих: «На помощь! К нам!»

Боец и вождь в провалы ям

Летят, траву хватая,

С шипеньем кровь по головам

Бежит, подобная ручьям…

На бой, бароны края!

Скарб, замки-все в заклад, а там

Недолго праздновать врагам!

Джауфре Рюдель (середина 12 века): с именем этого поэта связана одна из самых

популярных легенд о возвышенной любви трубадуров. Достоверно о нем ничего

неизвестно, но, согласно старинной биографии, он был графом, участником второго

крестового похода. Он полюбил графиню Триполитанскую. Не видав ее никогда, за ее

великую добродетель и благородство. Желая увидеть ее, он отправился по морю в

крестовый поход, но по дороге заболел, и его, умирающего, привезли в Триполи. Дали

знать графине, она пришла к нему, и он умер у нее на руках, благодаря Бога за то, что ему

дана была возможность увидеть графиню. А она в тот же день постриглась в монахини от

тоски и скорби по Рюделю.

***

В час, когда разлив потока

Серебром струи блестит,

И цветет шиповник скромный,

И раскаты соловья

Вдаль плывут волной широкой

По безлюдью рощи темной,

Пусть мои звучат напевы!

От тоски по вас, далекой,

Сердце бедное болит.

Утешения никчемны,

Коль не увлечет меня

В сад, во мрак его глубокий,

Или же в покой укромный

Нежный ваш призыв,-но где вы!?

Взор заманчивый и томный

Сарацинки помню я,

Взор еврейки черноокой,-

Все Далекая затмит!

В муке счастье найдено мной:

Есть для страсти одинокой

Манны сладостной посевы.

Хоть мечтою неуемной

Страсть томит, тоску струя,

И без отдыха и срока

Боль жестокую дарит,

Шип вонзая вероломный,-

Но приемлю дар жестокий

Я без жалобы и гнева.

В песне этой незаемной_

Дар Гугону. Речь моя-

Стих романский без порока-

По стране пускай звучит.

В путь, Фильоль, сынок приемный!

С запада и до востока-

С песней странствуйте везде вы.

Вальтер фон дер Фогельвейде ( 1170-1230): он был бедным рыцарем, много странствовал,

лишь на склоне лет получил от императора Фридриха II небольшую усадьбу, избавившую

его от нужды.

***

Любимая, пусть Бог

Благословит твой каждый час,

Когда б сильней сказать я мог,

Сказал бы, верь мне, сотни раз.

Но что сказать сильней, чем то,

Что весь я твой, что так любить тебя

Не будет уж никто.

От многих слышал я упрек,

Что, мол, низкорожденную пою.

Но кто сказать такое мог,

Тот не любил, я слово в том даю.

Да, не любил, я повторяю вновь,-

Кто жаждет только обладанья да красоты,-

Какая тут любовь!

Красотки ой как часто злы!

Мила не та, кто хороша,

Но те красивы, кто милы,

Пусть женщина добра, чиста,

А красота - пустое дело, пустое дело красота!

Что мне их пересуды, смех!

Советы их – на кой мне ляд?

Ты для меня красивей всех,

Так пусть болтают, что хотят.

Я за тебя их всех отдам,

И за твое стеклянное колечко – все золото

Придворных дам.

С тобой ни горя, ни забот,

Ты постоянна, Ты верна.

И мне никто не подмигнет,

Мол, штучка у тебя жена!

А если стал я слеп, любя,

Так лучше б я тебя не знал, - не дай мне Бог

Страдать из-за тебя!

***

Плох, ты, мир, ты совсем оголтел –

Все от черных, от собственных дел.

Миримся мы с тобой против воли!

Ты потерял последний стыд.

Бог видит, я на тебя сердит.

Мир, мы терпим и ждем, но доколе?

Честь – о ней помышляешь ты мало.

Радости прежней совсем не стало, -

Где ей, бедной, теперь цвести!

«Щедрость» и вовсе бранное слово.

В моду вошли богатей и скряга.

Мир, ты забыл, что такое благо,

Сбился ты, бесноватый, с пути.

Верность и Правда остались без крова,

Все достоинства не в чести.

Метхильд из Магдебурга ( происходила из рыцарской семьи, жила в Магдебурге, вела

аскетический образ жизни и в 1270 году стала монахиней; родилась она в 1210, а умерла

после 1280 года).

***

Ты только ничто полюби,

Ты к нечто любовь обруби

Ты одиноким будь,

Ты знай: к никому твой путь.

Трудом ты должен жить,

Рабом вещей – не быть.

Ты пленным дай свободу,

Сам пей мучений воду.

Дай бедным кров и пищу,

А сам будь голым нищим.

Любви питай ты пламя

Лишь добрых дел дровами,

Тогда войдешь в обитель,

Где правда – вседержитель.

Гуго фон Монтфорт ( 1357 – 1423 ) – владелец обширных земель, писал только стихи для

своих песен, а музыку к ним сочинял его оруженосец.

***

«Который час? Не близок ли рассвет?» -

Я стражника спросил, и он в ответ

Сказал мне: «Скоро утро. Но послушай,

К чему о часе спрашивать дневном,

Когда ты сам во времени ином?

Ты лучше бы взглянул на путь минувший!

Ты до полудня прожил на земле

Свой век и скоро скроешься во мгле, -

Воистину, твой срок еще не худший.

Пока ты не забылся вечным сном,

Подумай о прибежище ночном

И отрекись, в ничтожестве заблудший!»

Он так сказал: «Послушай мой совет:

Тебе в земной юдоли дела нет,

Одна душа твоя избегнет тленья.

А красота и молодость пойдут,

Поэзия твоя – бесплодный труд,

Смерть уничтожит все без сожаленья.

Так к Господу молитвы обрати,

А с ним и Богородицу почти,

Тогда ты ум проявишь, без сомненья.

Над ней корона звездная горит,

Моли ее – и сын тебя простит:

«О матерь Божья, дай душе забвенье».

«Ты, стражник, прав. Мне горек твой упрек, -

Ответил я, - но если бы я мог

Отречься, я не знал бы и упрека.

И все же, стражник, на рассвете дня

Чтоб не погиб я, разбуди меня,

И я предстану пред очами Бога.

Кто знает, может, он меня скорей

Благословит по милости своей –

У Господа щедрот господних много.

О, дева непорочная, прости

Грехи мои и с миром отпусти –

Уже рассвет торопится с востока!

Иоганнес Таулер (1304 – 1361) – проповедник, монах – доминиканец.

***

Плывет с бесценным грузом

Кораблик по волнам,

Несет Господня сына,

Господне слово к нам.

Плывет кораблик малый

По тихой глади вод.

Небесная царица

На корабле плывет.

Плывет корабль груженный

До самых до верхов.

Мария пресвятая,

Плывет кораблик дивный

Кораблик непростой,

Где милосердье – парус,

А мачта – Дух Святой!



В раздел образования