Напоминание

"Певец во стане русских композиторов"


Автор: Пушняк Екатерина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы, музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: музыкально - литературная композиция
Тема: "Певец во стане русских композиторов"
Раздел: среднее образование





Назад




Певец во стане русских композиторов

(литературно – музыкальная композиция)

Звучит «Серенада» (Шуберт – Лист)

1 чтец.

Это случилось 15 мая 1861 года. Молодая московская пианистка Екатерина

Сергеевна Протопопова прибыла в Гейдельсберг для поправки здоровья.

Переезд сильно утомил ее, единственной мыслью было – скорее в постель.

Но не тут – то было. Явилась депутация от русской компании, собравшейся в

пансионе. Все в сборе и непременно желали видеть и слышать русскую

пианистку. И так настойчиво упрашивали сесть за рояль, что пришлось

сыграть.

2 чтец.

Пока она играла, молодой человек, один из обитателей пансиона, весь

превратился в слух. Это был 28 – летний Александр Порфирьевич Бородин.

Впоследствии Екатерина Сергеевна вспоминала: «Какое он на меня сразу

произвел впечатление? Красив он был действительно. Несомненно мне было,

что и умен он был очень; непринужденное же остроумие так и било у него

ключом. Понравилось мне в нем и любовное отношение к музыке, которую я

боготворила. Наше духовное сближение прогрессировало. Мы часто бывали

вместе. День его устраивался так: с 5 утра до 5 вечера – химическая

лаборатория; с 5 до 8 – наши прогулки по горам; с 8 или с 9 вечера и до 12

ночи – музыка в зале гофмановского пансиона».

3 чтец.

В Баден – Бадене произошел случай, определивший их отношения.

Слушали музыку на вокзале. «Там ведь нечто вроде нашего Павловска, -

писала Екатерина Сергеевна. – Не помню уже, что играл оркестр, только мне

одна модуляция сильно там понравилась, и я обратилась к Александру

Порфирьевичу: «Как хорош здесь переход из одной тональности в другую!»

Я видела, как изумился Бородин: «Как, Вы так слышите абсолютную

тональность? Да ведь это такая редкость», - воскликнул он и погрузился в

какие – то думы, а лицо и глаза в то же время были такие ясные, счастливые.

Я тогда не поняла, что с ним творится, мне странно было его удивление, я

ничего такого важного не находила в этой особенности музыкального слуха.

Между тем, как мне потом рассказывал Александр, в этот самый вечер,

именно после моих слов, для него стало несомненно, что он меня

бесповоротно, крепко, на всю жизнь любит. Да, действительно, с этого вечера

мы знали уже, наверное, каждый сам про себя, что любим друг друга... Ну, а

там скоро и объяснились.

Звучит «Серенада» Ф.Шуберта.

4 чтец.

Выдающийся врач и химик.

5 чтец.

Друг и соратник Дмитрия Ивановича Менделеева, создателя Таблицы

химических элементов.

4 чтец.

Ивана Михайловича Сеченова, основателя русской физиологической

школы.

5 чтец.

Николая Николаевича Зенина, впервые синтезировавшего анилин методом

восстановления ароматических нитросоединений.

4 чтец.

Сергея Петровича Боткина, открывшего вирусную природу гепатита.

5 чтец.

Автор оригинальных исследований с широчайшим спектром интересов –

от работ о химическом строении различных элементов, исследований

изокаприновой кислоты до составления клинических таблиц для врачей,

анализов плиточного чая и предложения использовать перекись водорода в

качестве дезинфицирующего вещества.

1 чтец.

Хвала вам, чада новых лет,

родной страны Орфеи,

Что мните через менуэт

распространять идеи!

Кого я вижу? Это ты ль,

о муж великий, Стасов,

Ты – музыкальный генерал,

муж слова и совета,

Но сам отнюдь не сочинял....

Хвала тебе за это!

Ты, Корсаков, в ведомостях

прославленный маэстро,

Ты, впрямь Садко: во всех садках

начальник ты оркестра!

Ты, Мусоргский, посредством нот

расскажешь все на свете:

Как петли шьют, как гриб растет,

как в детской плачут дети.

Ты Годунова доконал –

и поделом злодею!

Зачем младенца умерщвлял?

Винить тебя не смею!

Но кто сей Цезарь, сей Кюи?

Он стал фельетонистом,

И мечет грозные статьи

на радость гимназистам.

Он, как Ратклиф, наводит страх,

ничто ему Бетховен,

И даже престарелый Бах

бывал пред ним виновен.

О Бородин, тебя страна

внесла в свои скрижали:

Недаром день Бородина

мы тризной поминали!

Звучит романс Бородина «Спящая княжна».

4 чтец.

Не зря Алексей Николаевич Апухтин в своей блестящей пародии на

балладу Жуковского упомянул имя Бородина. Кроме прочих талантов, одарен

был Александр Порфирьевич и музыкально.

5 чтец.

Причем записывал он музыку сразу по голосам. Это все равно, что писать

сочинение по литературе в следующем порядке – 1-я, 5-я, 10-я строчки, потом

2-я, 6-я, 11-я, следом 3-я, 7-я, 12-я, со всеми переносами и знаками

препинания. Вы скажете: не может быть. А вот Бородин умел.

4 чтец.

Кстати, если с Модестом Петровичем Мусоргским он познакомился во

время дежурства в госпитале, где был дежурным врачом, а Мусоргский –

дежурным офицером, то с остальными членами кружка, известного как

«Могучая кучка», - на еженедельных вечерах у терапевта Боткина, который с

удовольствием музицировал на виолончели в квартетах, считая это занятие

восстановлением мозговой энергии после 12 – 14-часового рабочего дня. У

Боткина бывали все – и Балакирев, и Стасов, и Кюи, и Мусоргский.

5 чтец.

Подход Мусоргского к музыке не как к средству развлечения, а как к

материалу воссоздания жизни, определил и музыкальную палитру Бородина.

Люди молодые, страстные, мечтающие о переменах в жизни России после

отмены крепостного права, призывающие к этим переменам.

Звучит фрагмент Половецких плясок Бородина.

6 чтец.

В раннем детстве Бородин был настолько хил, что не разрешали отдавать

его в гимназию, и мать учила его дома. Болезненный ребенок, он ни на

минуту не оставался без занятий: читал, рисовал, производил химические

опыты со взрывами, сочинял театральные пьесы и сам в них играл, научился

играть на фортепиано, флейте и виолончели.

7 чтец.

Ужасно любил лакомства. Подходит к ящику, где хранятся конфеты для

гостей, и рассуждает: «Сегодня будут гости, это для них сласти

приготовлены, но ведь как тут всего много: гостям хватит, если я возьму себе

немножечко». Саша брал из ящика несколько конфет. Они быстро исчезали...

Не раз случалось, что после ряда таких визитов к ящику там, в конце концов,

оставалось уже так мало, что, конечно, не стоило такую малость оставлять

гостям, - и последнее забиралось...

5 чтец.

Взрослым Александр Порфирьевич был безукоризненным хозяином,

может, даже более чем гостеприимным и хлебосольным, ибо в

четырехкомнатной квартире Бородина, кроме него, его жены, воспитанницы,

мужа воспитанницы, проживало еще 5-6 человек гостей. За вечерним

самоваром с чаем собиралось 10-12 человек.

1 чтец.

А сам Бородин пил чай из кофейной чашечки, чуть более наперстка. Сидел

за другим концом стола, и чашечка эта то и дело пересекала стол, создавая

определенные неудобства пьющим чай. На вопрос, не проще ли взять

нормального размера чашку, Бородин отвечал, что жидкости ему много

употреблять нельзя, а с этой чашкой у него впечатление, что выпил

полсамовара.

2 чтец.

Друзья преданно его любили. В ответ на желание Александра

Порфирьевича сочинять оперу Стасов 19 апреля 1869 года, после бессонной

ночи над книгами, предлагает Бородину либретто оперы «Князь Игорь».

Звучит Половецкий марш Бородина.

7 чтец.

Спустя 6 лет Бородин пишет: «Работать на музыкальном поприще мне

почти не приходилось. Если и есть физический досуг, то не достает

нравственного досуга – спокойствия, необходимого для того, чтобы

настроиться музыкально. Голова не тем занята. Когда я болен настолько, что

сижу дома, ничего «дельного» делать не могу, голова трещит, глаза слезятся,

через каждые 2 минуты приходится лазить в карман за платком, - я сочиняю

музыку. Нынче я два раза в году был болен подобным образом, и оба раза

болезнь разрешилась появлением новых кирпичиков для здания будущей

оперы. Написал большой марш «Половецкий», выходную Арию и Плач

Ярославны, женский хорик в половецком лагере, кое – что для танцев

(восточных, так как половцы – восточный народ). Но когда мне удастся все

это завершить?».

2 чтец.

«Никогда», - отвечала ему судьба из неведомых глубин.

Химики негодовали на Бородина за то, что отрываясь от своего основного

дела – а обязанностей у него было немало: с 23 лет – врач-ординатор военно

– сухопутного госпиталя, профессор Высших женских курсов, профессор

Военно – медицинской академии, - он тратит время на какую – то музыку.

6 чтец.

Музыканты же требовали полной отдачи музыке. Вот что писал химик

Дианин, муж воспитанницы Бородина: «Вчера приезжал к нам Римский –

Корсаков и плакал, и молился пред иконами, и клялся, что дело русской

музыки погибает, что необходимо закончить во что бы то ни стало «Игоря»,

что Александр Порфирьевич занимается все пустяками, которые в разных

благотворительных обществах может делать любое лицо, а окончить «Игоря»

может только он один».

Звучит Ария Игоря из оперы «Князь Игорь».

4 чтец.

Ференц Лист пишет Бородину: «Вы знаете Германию? здесь пишут много;

я тону в море музыки, которою меня заваливают, но, Боже мой! до чего это

все плоско. Ни одной живой мысли! У Вас же течет живая струя...»

С 1884 года графиня де Мерси Аржанто начинает популяризацию русской

музыки в Европе с музыки Бородина. Александр Порфирьевич посвящает

графу Аржанто романс (написан на французском) следующего содержания.

1 чтец.

Чудный сад, темный парк, поэтический замок,

Достойный королей, где аллеи, сменив тропинки,

В ароматные чащи ведут, к тростникам, полным гнезд.

О, как счастливы вы с вашей властительницей,

Женщиной доброй души, которой славный герб

Изображен на строгом фронтоне дворца.

Звучит романс «Юноша и Дева» Даргомыжского.

5 чтец.

Только человек с мягким чувством юмора мог придумать для немецких

музыкантов, которые не могли одолеть в бородинском Скерцо пятидольного

размера, подсказку: любимое присловье немцев – «я хочу стакан пива».

1 чтец.

А знаменитый эпизод забывчивости Бородина при пересечении границы,

когда он не мог вспомнить имя жены и спросил: «Катенька, как тебя зовут?»

Таких эпизодов можно насчитать множество.

5 чтец.

В 1887 году во время костюмированного бала Александр Порфирьевич

внезапно скончался. Среди множества венков из живых цветов на его

похоронах был и серебряный венок от европейских музыкантов.

1 чтец.

Свет основоположника этнографической исторической оперы, новый

мелодизм симфонической музыки и сам образ добрейшего человека влились

в русскую культуру и науку неповторимым голосом.

Звучит «Плач Ярославны» из оперы «Князь Игорь» Бородина.



В раздел образования