Автор: Пушняк Екатерина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы, музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: музыкально - литературная композиция
Тема: "Певец во стане русских композиторов"
Раздел: среднее образование
Певец во стане русских композиторов
(литературно – музыкальная композиция)
Звучит «Серенада» (Шуберт – Лист)
1 чтец.
Это случилось 15 мая 1861 года. Молодая московская пианистка Екатерина
Сергеевна Протопопова прибыла в Гейдельсберг для поправки здоровья.
Переезд сильно утомил ее, единственной мыслью было – скорее в постель.
Но не тут – то было. Явилась депутация от русской компании, собравшейся в
пансионе. Все в сборе и непременно желали видеть и слышать русскую
пианистку. И так настойчиво упрашивали сесть за рояль, что пришлось
сыграть.
2 чтец.
Пока она играла, молодой человек, один из обитателей пансиона, весь
превратился в слух. Это был 28 – летний Александр Порфирьевич Бородин.
Впоследствии Екатерина Сергеевна вспоминала: «Какое он на меня сразу
произвел впечатление? Красив он был действительно. Несомненно мне было,
что и умен он был очень; непринужденное же остроумие так и било у него
ключом. Понравилось мне в нем и любовное отношение к музыке, которую я
боготворила. Наше духовное сближение прогрессировало. Мы часто бывали
вместе. День его устраивался так: с 5 утра до 5 вечера – химическая
лаборатория; с 5 до 8 – наши прогулки по горам; с 8 или с 9 вечера и до 12
ночи – музыка в зале гофмановского пансиона».
3 чтец.
В Баден – Бадене произошел случай, определивший их отношения.
Слушали музыку на вокзале. «Там ведь нечто вроде нашего Павловска, -
писала Екатерина Сергеевна. – Не помню уже, что играл оркестр, только мне
одна модуляция сильно там понравилась, и я обратилась к Александру
Порфирьевичу: «Как хорош здесь переход из одной тональности в другую!»
Я видела, как изумился Бородин: «Как, Вы так слышите абсолютную
тональность? Да ведь это такая редкость», - воскликнул он и погрузился в
какие – то думы, а лицо и глаза в то же время были такие ясные, счастливые.
Я тогда не поняла, что с ним творится, мне странно было его удивление, я
ничего такого важного не находила в этой особенности музыкального слуха.
Между тем, как мне потом рассказывал Александр, в этот самый вечер,
именно после моих слов, для него стало несомненно, что он меня
бесповоротно, крепко, на всю жизнь любит. Да, действительно, с этого вечера
мы знали уже, наверное, каждый сам про себя, что любим друг друга... Ну, а
там скоро и объяснились.
Звучит «Серенада» Ф.Шуберта.
4 чтец.
Выдающийся врач и химик.
5 чтец.
Друг и соратник Дмитрия Ивановича Менделеева, создателя Таблицы
химических элементов.
4 чтец.
Ивана Михайловича Сеченова, основателя русской физиологической
школы.
5 чтец.
Николая Николаевича Зенина, впервые синтезировавшего анилин методом
восстановления ароматических нитросоединений.
4 чтец.
Сергея Петровича Боткина, открывшего вирусную природу гепатита.
5 чтец.
Автор оригинальных исследований с широчайшим спектром интересов –
от работ о химическом строении различных элементов, исследований
изокаприновой кислоты до составления клинических таблиц для врачей,
анализов плиточного чая и предложения использовать перекись водорода в
качестве дезинфицирующего вещества.
1 чтец.
Хвала вам, чада новых лет,
родной страны Орфеи,
Что мните через менуэт
распространять идеи!
Кого я вижу? Это ты ль,
о муж великий, Стасов,
Ты – музыкальный генерал,
муж слова и совета,
Но сам отнюдь не сочинял....
Хвала тебе за это!
Ты, Корсаков, в ведомостях
прославленный маэстро,
Ты, впрямь Садко: во всех садках
начальник ты оркестра!
Ты, Мусоргский, посредством нот
расскажешь все на свете:
Как петли шьют, как гриб растет,
как в детской плачут дети.
Ты Годунова доконал –
и поделом злодею!
Зачем младенца умерщвлял?
Винить тебя не смею!
Но кто сей Цезарь, сей Кюи?
Он стал фельетонистом,
И мечет грозные статьи
на радость гимназистам.
Он, как Ратклиф, наводит страх,
ничто ему Бетховен,
И даже престарелый Бах
бывал пред ним виновен.
О Бородин, тебя страна
внесла в свои скрижали:
Недаром день Бородина
мы тризной поминали!
Звучит романс Бородина «Спящая княжна».
4 чтец.
Не зря Алексей Николаевич Апухтин в своей блестящей пародии на
балладу Жуковского упомянул имя Бородина. Кроме прочих талантов, одарен
был Александр Порфирьевич и музыкально.
5 чтец.
Причем записывал он музыку сразу по голосам. Это все равно, что писать
сочинение по литературе в следующем порядке – 1-я, 5-я, 10-я строчки, потом
2-я, 6-я, 11-я, следом 3-я, 7-я, 12-я, со всеми переносами и знаками
препинания. Вы скажете: не может быть. А вот Бородин умел.
4 чтец.
Кстати, если с Модестом Петровичем Мусоргским он познакомился во
время дежурства в госпитале, где был дежурным врачом, а Мусоргский –
дежурным офицером, то с остальными членами кружка, известного как
«Могучая кучка», - на еженедельных вечерах у терапевта Боткина, который с
удовольствием музицировал на виолончели в квартетах, считая это занятие
восстановлением мозговой энергии после 12 – 14-часового рабочего дня. У
Боткина бывали все – и Балакирев, и Стасов, и Кюи, и Мусоргский.
5 чтец.
Подход Мусоргского к музыке не как к средству развлечения, а как к
материалу воссоздания жизни, определил и музыкальную палитру Бородина.
Люди молодые, страстные, мечтающие о переменах в жизни России после
отмены крепостного права, призывающие к этим переменам.
Звучит фрагмент Половецких плясок Бородина.
6 чтец.
В раннем детстве Бородин был настолько хил, что не разрешали отдавать
его в гимназию, и мать учила его дома. Болезненный ребенок, он ни на
минуту не оставался без занятий: читал, рисовал, производил химические
опыты со взрывами, сочинял театральные пьесы и сам в них играл, научился
играть на фортепиано, флейте и виолончели.
7 чтец.
Ужасно любил лакомства. Подходит к ящику, где хранятся конфеты для
гостей, и рассуждает: «Сегодня будут гости, это для них сласти
приготовлены, но ведь как тут всего много: гостям хватит, если я возьму себе
немножечко». Саша брал из ящика несколько конфет. Они быстро исчезали...
Не раз случалось, что после ряда таких визитов к ящику там, в конце концов,
оставалось уже так мало, что, конечно, не стоило такую малость оставлять
гостям, - и последнее забиралось...
5 чтец.
Взрослым Александр Порфирьевич был безукоризненным хозяином,
может, даже более чем гостеприимным и хлебосольным, ибо в
четырехкомнатной квартире Бородина, кроме него, его жены, воспитанницы,
мужа воспитанницы, проживало еще 5-6 человек гостей. За вечерним
самоваром с чаем собиралось 10-12 человек.
1 чтец.
А сам Бородин пил чай из кофейной чашечки, чуть более наперстка. Сидел
за другим концом стола, и чашечка эта то и дело пересекала стол, создавая
определенные неудобства пьющим чай. На вопрос, не проще ли взять
нормального размера чашку, Бородин отвечал, что жидкости ему много
употреблять нельзя, а с этой чашкой у него впечатление, что выпил
полсамовара.
2 чтец.
Друзья преданно его любили. В ответ на желание Александра
Порфирьевича сочинять оперу Стасов 19 апреля 1869 года, после бессонной
ночи над книгами, предлагает Бородину либретто оперы «Князь Игорь».
Звучит Половецкий марш Бородина.
7 чтец.
Спустя 6 лет Бородин пишет: «Работать на музыкальном поприще мне
почти не приходилось. Если и есть физический досуг, то не достает
нравственного досуга – спокойствия, необходимого для того, чтобы
настроиться музыкально. Голова не тем занята. Когда я болен настолько, что
сижу дома, ничего «дельного» делать не могу, голова трещит, глаза слезятся,
через каждые 2 минуты приходится лазить в карман за платком, - я сочиняю
музыку. Нынче я два раза в году был болен подобным образом, и оба раза
болезнь разрешилась появлением новых кирпичиков для здания будущей
оперы. Написал большой марш «Половецкий», выходную Арию и Плач
Ярославны, женский хорик в половецком лагере, кое – что для танцев
(восточных, так как половцы – восточный народ). Но когда мне удастся все
это завершить?».
2 чтец.
«Никогда», - отвечала ему судьба из неведомых глубин.
Химики негодовали на Бородина за то, что отрываясь от своего основного
дела – а обязанностей у него было немало: с 23 лет – врач-ординатор военно
– сухопутного госпиталя, профессор Высших женских курсов, профессор
Военно – медицинской академии, - он тратит время на какую – то музыку.
6 чтец.
Музыканты же требовали полной отдачи музыке. Вот что писал химик
Дианин, муж воспитанницы Бородина: «Вчера приезжал к нам Римский –
Корсаков и плакал, и молился пред иконами, и клялся, что дело русской
музыки погибает, что необходимо закончить во что бы то ни стало «Игоря»,
что Александр Порфирьевич занимается все пустяками, которые в разных
благотворительных обществах может делать любое лицо, а окончить «Игоря»
может только он один».
Звучит Ария Игоря из оперы «Князь Игорь».
4 чтец.
Ференц Лист пишет Бородину: «Вы знаете Германию? здесь пишут много;
я тону в море музыки, которою меня заваливают, но, Боже мой! до чего это
все плоско. Ни одной живой мысли! У Вас же течет живая струя...»
С 1884 года графиня де Мерси Аржанто начинает популяризацию русской
музыки в Европе с музыки Бородина. Александр Порфирьевич посвящает
графу Аржанто романс (написан на французском) следующего содержания.
1 чтец.
Чудный сад, темный парк, поэтический замок,
Достойный королей, где аллеи, сменив тропинки,
В ароматные чащи ведут, к тростникам, полным гнезд.
О, как счастливы вы с вашей властительницей,
Женщиной доброй души, которой славный герб
Изображен на строгом фронтоне дворца.
Звучит романс «Юноша и Дева» Даргомыжского.
5 чтец.
Только человек с мягким чувством юмора мог придумать для немецких
музыкантов, которые не могли одолеть в бородинском Скерцо пятидольного
размера, подсказку: любимое присловье немцев – «я хочу стакан пива».
1 чтец.
А знаменитый эпизод забывчивости Бородина при пересечении границы,
когда он не мог вспомнить имя жены и спросил: «Катенька, как тебя зовут?»
Таких эпизодов можно насчитать множество.
5 чтец.
В 1887 году во время костюмированного бала Александр Порфирьевич
внезапно скончался. Среди множества венков из живых цветов на его
похоронах был и серебряный венок от европейских музыкантов.
1 чтец.
Свет основоположника этнографической исторической оперы, новый
мелодизм симфонической музыки и сам образ добрейшего человека влились
в русскую культуру и науку неповторимым голосом.
Звучит «Плач Ярославны» из оперы «Князь Игорь» Бородина.