Автор: Пушняк Екатерина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы, музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: методическая разработка урока литературы
Тема: "Автор и герои «Бородино» М.Ю. Лермонтова"
Раздел: среднее образование
Предмет _______________Литература__________________________________ Класс ____5___________________________________
Автор УМК В.Я. Коровина
Тема урока
Автор и герои «Бородино» М.Ю. Лермонтова («Да, были люди в наше время»)
Тип урока Урок открытия нового знания
Планируемый
результат
Создание проекта
«Коллективное
мнение»
(продукт
практической
направленности).
Таблица к уроку
Предметные умения
- умение работать с текстом (воспринимать и
анализировать)
-составлять примерный опорный сигнал (таблицу
портретной характеристики персонажей)
-использовать в аргументации средства
выразительности
- давать характеристики героям
-закрепить знания о позиции автора, образе героя
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные
Личное совершенствование через
ц е н н о с т н ы е
о р и е н т и р ы
(нравственно-этическую
ориентацию).
Положительно
относиться
к
у ч е н и ю ,
п о з н а в а т е л ь н о й
деятельности
Регулятивные
С а м о р е г у л я ц и я ,
о ц е н к а .
Принимать и сохранять учебную
задачу.
Планировать
необходимые
действия, действовать по плану.
Познавательные
Решение
учебно-познавательных
проблем
через
формулирование
проблемы,
поиск
информации,
контроль
и
оценка
процесса
и
результатов деятельности
Коммуникативные
Совершенствование
навыков
р а б о т ы
в
г р у п п е ,
п а р а х
(сотрудничество).
С т р о и т ь
н е б о л ь ш и е
монологические
высказывания,
осущ ествлять
совместную
деятельность.
Основные
понятия
Авторская позиция, образ литературного героя
Организация
пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы
Литература
и
музыка
(П.И.
Чайковский.
Увертюра «1812 год»)
Индивидуальные
в
сост аве
группы
Презентация
Литература
и
живопись
(П.Е.
Заболоцкий
«Ветеран
1812
года,
Ф.Рубо
«Бородинская
панорама»)
Индивидуальные
в
сост аве
группы
Презентация
Основные этапы занятия
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Технологии,
формы
Формируемые УУД
1
Самоопределение к
деятельности.
Организационный момент
Включение учащихся в
деятельность на
личностно-значимом уровне
Вступительное слово
учителя о настоящих
читателях
Учащиеся читают девиз урока: «Наблюдать,
слушать, думать, находить, доказывать,
запоминать»
Вопросно-
ответное общение
Слайд №1
2
Актуализация знаний и
фиксация затруднения в
деятельности
Повторение изученного
материала (понятие
образа), необходимого для
«открытия нового знания»
Акцентирует внимание
учащихся на отсутствии
темы урока (вместо записи
вопросительный знак)
Что нам предстоит
сделать?
А для этого нужны
знания.
Проверим, какие мы
читатели (проверка
домашнего задания)
Учащиеся приходят к выводу, что тему
нужно будет сформулировать самим
Уч-ся зачитывают свой план, подтверждая
цитатой каждый пункт; следят за сюжетом
произведения, выделяя значимые
смысловые части и вместе с тем еще раз
обращаются к славным страницам истории
России.
Примерный план:
1.
Мы долго молча отступали
2.
И вот нашли большое поле
3.
Два дня мы были в перестрелке
4.
Прилег вздремнуть я у лафета
5.
И умереть мы обещали
Тест
Выполнение пробного
учебного действия,
фиксирование
индивидуального
затруднения (П)
6.
Вам не видать таких сражений
7.
Тогда считать мы стали раны
Взаимопроверка, самооценивание.
Работа с репродукцией (узнавание
произведения М.Ю. Лермонтова по
иллюстративному фрагменту через образы)
в сопровождении музыки.
(слайд 2-3)
Адекватное
понимание причин
успеха или неуспеха
(Л)
Саморегуляция в
ситуации затруднения
(Р)
3
Постановка проблемы,
учебной задачи
Обеспечение восприятия,
осмысление и закрепление
понятий «образ», «автор»
С каким произведением
мы продолжаем работать?
Работа с эпиграфом (2-я
строфа стихотворение)
Предложите тему урока,
опираясь, на живописный
ряд и музыкальный фон
Какие вопросы возникают,
когда мы читаем эти
строки?
Что же мы будем делать
сегодня на уроке?
Что для этого нужно
сделать?
Со стихотворением «Бородино»
Учащиеся выделяют основную мысль
Варианты:
1.«Да, были люди в наше время»
2. «Богатыри – не вы!»
Герои, кто они в произведении Лермонтова?
(уч-ся предварительно высказывают свои
предположения о том, кто является героем
произведения, используя термины
«рассказчик», «автор», «лирический герой»,
«герой литературного произведения»…
-будем искать героя, составлять портрет
героя,
видеть героя глазами автора
-внимательно читать, сравнивать, делать
выводы.
Работа со словарем, поиск определения,
фиксация в тетрадях (герой литературного
Создание
проблемной
ситуации.
Работа с
определением
Целеполагание (П)
Выражение своего
мнения, аргументация
своего мнения, учет
разных мнений (К)
Поиск, выделение
информации (П)
произведения, автор, портретная
характеристика, героизм)
Работа со
словарем.
4
Открытие детьми нового
знания. Построение
проекта выхода из
затруднения
Опираясь на
составленный цитатный
план стихотворения,
подумайте, можем ли мы
ответить на вопрос о герое
стихотворения? Докажите
или опровергните мое
утверждение:
1.«Герой стихотворения –
рассказчик»
Пришли ли мы к единому
мнению? Ваши
предложения…
Учитель готовит класс к
групповой работе (проект)
Учащиеся через монологические
высказывания доказывают или опровергают
утверждение, предложенное учителем, при
этом используют фрагменты текста с
выразительным чтением.
Нет. Знаний недостаточно.
Нужно еще раз прочитать текст и найти
строки о герое и героизме.
Беседа
Проблемное
объяснение
Ответ учащихся
Аргументация своего
мнения и позиции в
коммуникации, учет
разных мнений (К)
5
Первичное закрепление во
внешней речи.
Учитель направляет и
координирует работу в
группах.
Вы будете
исследователями текста
Работа в группах по заданному плану.
Группа 1-2 (средний уровень). Портретная
характеристика рассказчика (Портрет героя)
Выполняют
задания в группах
(работа в группе
Анализ образа с
целью составления
целого из частей (П)
Выражение своих
Заслушивание выводов,
комментарий учителя.
- описание внешности;
-речь;
-качества русского солдата;
- соотнести с репродукцией картины П.Е.
Заболоцкого «Ветеран 1812 года»
- может ли музыка быть иллюстрацией к
этой портретной характеристике? Почему?
Группа 3-4 (высокий уровень). Герои
Бородинского сражения глазами автора
(художественный анализ сцены
Бородинского боя)
- выбрать лексику, помогающую передать
движение (10 строфа)
- образы и чувства, возникающие при
чтении 11 строфы (предметный ряд)
- какие части речи помогают передать
картину сражения?
- почему нет эпитетов и сделано исключение
лишь для одного? (кровавый)
- какие слова усиливают картину ужаса от
происходящего? (12 строфа)
- найти строки, звучащие с гордостью и
торжеством
- найдите строки, созвучные музыке
(в ходе работы учащиеся используют
сюжет и средства выразительности (эпитет,
сравнение, метафора…)
- соотнести с репродукцией Ф. Рубо
«Бородинская панорама».
Учащиеся рассказывают о своих выводах,
опираясь на текст, средства
выразительности.
3-4 рассчитана на
сильных
учащихся)
Аргументация
собственного
мнения
Слайд 2-3
мыслей с полностью и
точностью;
формулирование и
аргументация своего
мнения; учет разных
мнений (К)
Контроль, коррекция,
оценка (Р)
6
Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону
Что вам помогло
справиться с заданием?
Все ли получилось? Над
чем нужно поработать?
Чему научились?
Учитель.
Проверим,
внимательными ли и
чуткими мы были
читателями.
(если учащиеся правильно
выбирают ответ в №8,
значит они справились с
материалом урока)
Говорят о сложностях, удачах.
Тест для внимательного читателя (варианты
ответов не приводятся)
1.
К какому роду литературы относится
произведение?
2.
Что наиболее значимо, с вашей точки
зрения в стихотворении?
3.
Кто является рассказчиком в
стихотворении?
4.
Когда было написано стихотворение?
5.
Какую форму повествования
использует Лермонтов в
стихотворении?
6.
К какому композиционному
элементу относятся приведенные
ниже строки?
Ну ж был денек!
Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И все на наш редут…
7.
Что является главным в образе
рассказчика?
8.
Кто является главным героем
стихотворения?
Работа с тестом
(фронтально)
Слайд 4-5
Взаимопроверка,
взаимооценивание
Самооценка;
адекватное понимание
причин успеха или
неуспеха в УД (Л)
Выражение своих
мыслей полно и
точно;
Формулирование и
аргументация своего
мнения: учет разных
мнений (К)
Контроль, коррекция,
оценка (Р)
7
Включение в систему знаний
Кто же является главным
Народ.
Вопросно-
Контроль и оценка
и повторение.
героем стихотворения?
Почему автор называет
участников Бородинской
битвы богатырями? Какие
местоимения
используются чаще всего
и почему?
С какой интонацией
произносится фраза
«Богатыри – не вы!»
Какие уроки вы
извлекли?
Кем были на уроке?
Сформулируйте тему
урока и выберите
живописный эпиграф.
Ответы уч-ся.
(Выразительное чтение эпиграфа)
Ответы уч-ся.
Внимательными и чуткими читателями
О.о. «Да, были люди в наше время…»
(репродукция картины Ф. Рубо
«Бородинская панорама»)
ответное общение
Анализируют
работу на уроке
через самооценку
Учитель
записывает тему,
выбранную
учащимися
процесса и
результатов
деятельности (П)
Выражение своих
мыслей, учет разных
мнений (К)
Следование в
поведении моральным
нормам и этическим
требованиям (Л)
8
Рефлексия. (Э, Д, Р)
Оцените свою работу на
уроке
Выполнили ли мы
поставленную задачу?
Учащиеся выбирают:
1.
Урок заставил задуматься…
2.
Теперь я могу…
3.
Меня удивило…
- Да
Самооценка своей
работы
Оценивание
классом своей
работы
Домашнее задание
Домашнее задание по
выбору:
1.
Выучить
понравившийся
фрагмент
стихотворения
2.
Нарисовать
рисунок (создать
коллаж), в котором
присутствует образ
автора и героя
«Бородино»
3.
Найти пословицы,
отражающие
качества
рассказчика.
Запись домашнего
задания (по
выбору) в тетрадь