Автор: Таратухина Светлана Игоревна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №39
Населённый пункт: хутор Бараниковский , Славянский район, Краснодарский край
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Творческая деятельность как средство художественно-эстетического воспитания
Раздел: дошкольное образование
Консультация
для педагогов на тему:
«Творческая деятельность как средство
художественно-эстетического
воспитания»
Составила:
музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 39
Таратухина С.И.
Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и
привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все
это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано
входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают
картинки. Одновременно, с действительностью искусство становится источником их
радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход
от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.
В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется
художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской
образовательной политики, прописанной в Концепции модернизации российского
образования - "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации".
Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного
возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона
воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной
сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает
и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом
эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное
образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития
способностей к художественному творчеству.
Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является художественно-
эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы
программы.
Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного
возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное
место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие. Педагоги
дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического
развития - оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых,
использованию художественных произведений. Среди НОД, проводимых с детьми,
немалая доля принадлежит тем, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную
литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое
развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и
общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений
художественно-декоративного творчества).
Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, НОД,
экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом
направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе,
учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением
принципа постепенности, последовательного усложнения требований,
дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.
Основная цель педагогического коллектива ДОУ: создание системы работы по
художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное
благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого
потенциала, создание условий для его самореализации.
Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи:
Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического
развития дошкольников.
Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического
развития воспитанников, их творческого потенциала.
Использование современных технологий по художественно-эстетическому
развитию детей.
Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из
взаимосвязанных между собой компонентов:
обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое
обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей
среды);
организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
координация работы с другими учреждениями и организациями.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на
эстетическое развитие, строится в трех направлениях:
организованная деятельность (НОД, экскурсии, развлечения, индивидуальная
работа, игры);
совместная деятельность педагогов и детей;
самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к
художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты,
инсценировки, продуктивная деятельность).
Для осуществления полноценного развития и воспитания дошкольника необходимо
согласование усилий ДОУ и семьи, в которой он воспитывается.
Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:
вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным
учреждением.
При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни
открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых
изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках,
театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими
союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через
родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки -
передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.
обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах
художественно-эстетическом развитии воспитанников;
Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески ак-
тивной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное
в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремления самому участвовать в
преобразовании окружающего мира, приобщение к художественной деятельности, а также
развитие творческих способностей.
Эстетическое развитие - это процесс становления и совершенствования
эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности личности. В процессе
эстетического воспитания развиваются эстетические чувства - субъективное переживание
оценочного отношения к эстетическим объектам и предметам.
Цели художественно-эстетического воспитания: развитие готовности личности к
восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности;
совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие;
формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической
культуры.
Задачи эстетического воспитания дошкольников:
развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, отношений и
интересов;
формирование элементарного эстетического сознания;
формирование эстетической деятельности через приобщение к разным видам
искусства;
развитие эстетических и художественно-творческих способностей;
систематическое развитие эстетических представлений детей, их художественно-
творческих способностей;
формирование основ эстетического вкуса.
Задачи художественно-эстетического воспитания находятся в неразрывной связи и
обеспечивают гармоничное развитие ребенка.
Содержание эстетического воспитания дошкольников включает в себя:
изучение элементов теории эстетики;
систематическое общение с художественной культурой;
организованное участие в художественном творчестве.
Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных средств:
эстетика быта, природа, различные виды искусств (декоративно-прикладное, музыкальное,
живопись, литература, архитектура, театр).
Все названные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и
во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства,
его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения
которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и ин-
дивидуальные особенности развития.
Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы.
Первая группа методов направлена на приобщение детей к искусству, развитие у
дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для
решения этих задач являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.
Вторая группа методов направлена на формирование навыков художественной
деятельности. В качестве ведущих воспитателем используются практические методы:
показ, упражнение, объяснение, моделирование, совместно-раздельная деятельность.
Выбор форм, методов и средств художественно-эстетического воспитания дошкольников
определяется целями, задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности.
Основным для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук.
Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры. Красота воспринимается
ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков,
красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно
эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое
восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью
эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение,
возникающее от встречи с прекрасным.
Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика
на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это
работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво
пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.
Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности – составление
рассказов, придумывания стихов, пение, рисование, лепка.
Своеобразие детского творчества заключается в том, что оно основано на такой ярко
выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в
игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира.
В дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в
развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать
свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако
для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их
соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного
выражения и изображения своих замыслов в слове, песни, рисунке, танце, драматизации.
Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает
положительные эмоции, развивает способности.
Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том,
чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т.д., но и в том,
чтобы вызвать в них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.
В развитии художественной творческой деятельности, особая роль принадлежит
личности педагога, его культуре, знаниям, увлеченностью.
В процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания
в дошкольном возрасте.
Цель НОД - развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей
детей, которые проявляются при выборе темы и приёмов изображения. Ребятам
предоставляется возможность познакомиться с произведениями знаменитых художников, с
жанрами живописи, изучить такие понятия - как портрет, натюрморт, пейзаж,
познакомиться со скульптурными произведениями великих мастеров.
В завершении я бы хотела пожелать каждому найти свой творческий подход к вашим
детям. Спасибо за внимание.
Список использованной литературы:
1.
Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе.
Просвещение, 2000. - 176 с.
2.
Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание
дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6. - С.57-67.
3.
Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /
В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2006.
4.
Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте //Хрестоматия по
возрастной и педагогической психологии. М., 2006.
5.
Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности
Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. / Г.Г.
Григорьева. - М.: 2001.
6.
Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,2007. - 175 с.
7.
Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 2000. -94 с.