Напоминание

Творческая деятельность как средство художественно-эстетического воспитания


Автор: Таратухина Светлана Игоревна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №39
Населённый пункт: хутор Бараниковский , Славянский район, Краснодарский край
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Творческая деятельность как средство художественно-эстетического воспитания
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация

для педагогов на тему:

«Творческая деятельность как средство

художественно-эстетического

воспитания»

Составила:

музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 39

Таратухина С.И.

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и

привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все

это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано

входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают

картинки. Одновременно, с действительностью искусство становится источником их

радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход

от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется

художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской

образовательной политики, прописанной в Концепции модернизации российского

образования - "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации".

Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного

возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона

воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной

сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает

и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом

эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное

образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития

способностей к художественному творчеству.

Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является художественно-

эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы

программы.

Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного

возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное

место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие. Педагоги

дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического

развития - оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых,

использованию художественных произведений. Среди НОД, проводимых с детьми,

немалая доля принадлежит тем, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную

литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое

развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и

общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений

художественно-декоративного творчества).

Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, НОД,

экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом

направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе,

учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением

принципа постепенности, последовательного усложнения требований,

дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ: создание системы работы по

художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное

благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого

потенциала, создание условий для его самореализации.

Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи:

Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического

развития дошкольников.

Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического

развития воспитанников, их творческого потенциала.

Использование современных технологий по художественно-эстетическому

развитию детей.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из

взаимосвязанных между собой компонентов:

обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое

обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей

среды);

организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);

координация работы с другими учреждениями и организациями.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на

эстетическое развитие, строится в трех направлениях:

организованная деятельность (НОД, экскурсии, развлечения, индивидуальная

работа, игры);

совместная деятельность педагогов и детей;

самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к

художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты,

инсценировки, продуктивная деятельность).

Для осуществления полноценного развития и воспитания дошкольника необходимо

согласование усилий ДОУ и семьи, в которой он воспитывается.

Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:

вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным

учреждением.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни

открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых

изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках,

театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими

союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через

родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки -

передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.

обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах

художественно-эстетическом развитии воспитанников;

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески ак-

тивной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное

в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремления самому участвовать в

преобразовании окружающего мира, приобщение к художественной деятельности, а также

развитие творческих способностей.

Эстетическое развитие - это процесс становления и совершенствования

эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности личности. В процессе

эстетического воспитания развиваются эстетические чувства - субъективное переживание

оценочного отношения к эстетическим объектам и предметам.

Цели художественно-эстетического воспитания: развитие готовности личности к

восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности;

совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие;

формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической

культуры.

Задачи эстетического воспитания дошкольников:

развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, отношений и

интересов;

формирование элементарного эстетического сознания;

формирование эстетической деятельности через приобщение к разным видам

искусства;

развитие эстетических и художественно-творческих способностей;

систематическое развитие эстетических представлений детей, их художественно-

творческих способностей;

формирование основ эстетического вкуса.

Задачи художественно-эстетического воспитания находятся в неразрывной связи и

обеспечивают гармоничное развитие ребенка.

Содержание эстетического воспитания дошкольников включает в себя:

изучение элементов теории эстетики;

систематическое общение с художественной культурой;

организованное участие в художественном творчестве.

Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных средств:

эстетика быта, природа, различные виды искусств (декоративно-прикладное, музыкальное,

живопись, литература, архитектура, театр).

Все названные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и

во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства,

его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения

которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и ин-

дивидуальные особенности развития.

Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы.

Первая группа методов направлена на приобщение детей к искусству, развитие у

дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для

решения этих задач являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

Вторая группа методов направлена на формирование навыков художественной

деятельности. В качестве ведущих воспитателем используются практические методы:

показ, упражнение, объяснение, моделирование, совместно-раздельная деятельность.

Выбор форм, методов и средств художественно-эстетического воспитания дошкольников

определяется целями, задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности.

Основным для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук.

Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры. Красота воспринимается

ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков,

красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно

эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое

восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью

эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение,

возникающее от встречи с прекрасным.

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика

на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это

работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво

пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности – составление

рассказов, придумывания стихов, пение, рисование, лепка.

Своеобразие детского творчества заключается в том, что оно основано на такой ярко

выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в

игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

В дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в

развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать

свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако

для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их

соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного

выражения и изображения своих замыслов в слове, песни, рисунке, танце, драматизации.

Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает

положительные эмоции, развивает способности.

Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том,

чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т.д., но и в том,

чтобы вызвать в них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

В развитии художественной творческой деятельности, особая роль принадлежит

личности педагога, его культуре, знаниям, увлеченностью.

В процессе воспитания и обучения осуществляются задачи эстетического воспитания

в дошкольном возрасте.

Цель НОД - развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей

детей, которые проявляются при выборе темы и приёмов изображения. Ребятам

предоставляется возможность познакомиться с произведениями знаменитых художников, с

жанрами живописи, изучить такие понятия - как портрет, натюрморт, пейзаж,

познакомиться со скульптурными произведениями великих мастеров.

В завершении я бы хотела пожелать каждому найти свой творческий подход к вашим

детям. Спасибо за внимание.

Список использованной литературы:

1.

Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе.

Просвещение, 2000. - 176 с.

2.

Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание

дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6. - С.57-67.

3.

Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников /

В.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2006.

4.

Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте //Хрестоматия по

возрастной и педагогической психологии. М., 2006.

5.

Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности

Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. / Г.Г.

Григорьева. - М.: 2001.

6.

Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. - М.,2007. - 175 с.

7.

Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 2000. -94 с.



В раздел образования