Напоминание

"Поэзия С. Есенина в музыке Г. Свиридова"


Автор: Пушняк Екатерина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы, музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: методическая разработка урока музыки
Тема: "Поэзия С. Есенина в музыке Г. Свиридова"
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока

Предмет _______________Музыка_________________________________ Класс ____5___________________________________

Автор УМК Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Тема урока

«Вначале было…» (для учащихся). «Поэзия С. Есенина в музыке Г. Свиридова» (для учителя)

Тип урока Урок открытия нового знания

Планируемый

результат

Создание проекта

(продукт

практической

направленности).

Таблица к уроку

Предметные умения

- умение находить средства выразительности

- уметь сопоставлять музыкальный и поэтический

тексты

- умение осмысливать логику создания музыкального

произведения

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные

Личное совершенствование через

ц е н н о с т н ы е

о р и е н т и р ы

(нравственно-этическую

ориентацию).

Положительно

относиться

к

у ч е н и ю ,

п о з н а в а т е л ь н о й

деятельности

Регулятивные

С а м о р е г у л я ц и я ,

о ц е н к а .

Принимать и сохранять учебную

задачу.

Планировать

необходимые

действия, действовать по плану.

Познавательные

Решение

учебно-познавательных

проблем

через

формулирование

проблемы,

поиск

информации,

контроль

и

оценка

процесса

и

результатов деятельности

Коммуникативные

Совершенствование

навыков

р а б о т ы

в

г р у п п е ,

п а р а х

(сотрудничество).

С т р о и т ь

н е б о л ь ш и е

монологические

высказывания,

осущ ествлять

совместную

деятельность.

Основные

понятия

Образ, средства музыкальной выразительности, идея, интонация

Организация

пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литература и музыка

Индивидуальные

в

сост аве

группы

Презентация

Основные этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Технологии,

формы

Формируемые УУД

1

Самоопределение к

деятельности.

Организационный момент

Включение учащихся в

деятельность на личностно-

значимом уровне

После музыкального

приветствия учитель

предлагает продолжить

Разговор о музыке и

литературе и представить

такую ситуацию: в далеком

будущем другие

цивилизации обнаружили

музыкальное произведение

неизвестных авторов и были

потрясены красотой текста и

музыки. Как вы думаете, о

чем задумалась эта

цивилизация?

Совершенно верно.

Нам придется ответить на

вопрос: что было вначале –

музыка или слово? Откуда к

нам приходит красота?

Предположения уч-ся:

- что было в этом произведении

первоначальным: музыка или литература?

- авторы этого произведения?

Проблемная

ситуация

Вопросно-

ответное

общение

Слайд 1 (тема

урока)

Выражение своих

мыслей (К)

Какая задача стоит перед

нами?

Выберите способ решения

этой проблемы

-исследовать и определить роль музыки и

литературы в загадочном произведении.

- мы будем исследовать, сравнивать, делать

выводы, критиковать…

Самостоятельное

предложение способа

проблемы поискового

характера (П)

2

Актуализация знаний

Совершенно верно, но

готовы ли мы к такой

работе?

Вспомним разученный

фрагмент: финал детской

оперы «История Кая и

Герды» Сергея Баневича

(исполнение классом)

- почему это жанр оперы?

- какую мысль хотели

донести до слушателя поэт и

композитор?

Задание:

-исполните еще раз, но

первую часть («пусть будет

радость…») – напряженно и

настойчиво, а вторую часть

1.актуализация знаний

(тестирование на знание

инструментов с/о)

2. на знакомом вокальном материале уч-ся

размышляют о жанре, интонациях, идее этого

фрагмента, построении

Тест (контроль

усвоения

материала).

Слайд 2 (с/о)

Вокально-

хоровая работа

Творческий

эксперимент

через прием

разрушения;

Взаимопроверка,

коррекция(Р)

Выполнение пробного

учебного действия,

саморегуляция в

ситуации затруднения

(Р)

(«если ж горе

приключилось…») светло и

радостно…

- а теперь мысленно

переставьте эти две части –

вы в роли композиторов.

Ваши впечатления?

Эксперимент нельзя считать удачным, так как

музыка и литература тесно связаны и зависят от

друг друга; концовка перестанет быть

концовкой, а движение к кульминации ничем не

заканчивается.

Проблемно-

моделирующий

метод

Анализ образа через

перестановку частей

целого (П)

Выражение своих

мыслей, учет разных

мнений (К)

3

Этап фиксирования

затруднения.

Работа с

поэтическим материалом

(стихотворение С. Есенина

«Поет зима – аукает»).

Восприятие нового материала.

Ну что ж, вы готовы к

исследовательской

деятельности.

Задача: представьте себя в

роли композиторов, изучите

поэтический текст

неизвестного произведения

и попытайтесь

«предслышать» будущую

музыку

Учащиеся разбиваются по группам и получают

задания:

1.определить возможный жанр

(опера, симфония, балет…)

2.распределить инструменты с/о исходя из

образов

3.определить образы природы (работа с

памяткой)

4. проследить, как будет развиваться музыка

(распределить динамику, кульминацию…)

5.выбрать исполнителей (хор, оркестр, солист…)

6.определить идею этого поэтического текста,

узнать знакомый поэтический текст

Групповая работа

( творческий

проект

«Коллективное

мнение»).

Слайд 3 (текст

стихотворения)

или раздаточный

материал

Синтез как

составление

составления целого из

частей (П)

Выражение своих

мыслей с полностью и

точностью (К)

4

Этап закрепления во

- сообщите результаты

Группы защищают свои проекты, приходят к

Метод сравнения

Формулирование и

внешней речи

вашего исследования

Ну а теперь работает

экспертная комиссия

(если проектная работа была

проведена на достаточном

уровне, то коррекция будет

незначительной)

Молодцы, вы поняли логику

сочинения произведения, но

можем ли мы ответить на

вопрос: что было вначале?

единому мнению

Слушание музыкального произведения, не

сообщая названия

2-3 эксперта корректируют прогнозируемое:

выбор инструментов, исполнителей, средств

выразительности…

Сложно ответить

прогнозируемого

с результатом

(эталоном)

Проблемная

ситуация

аргументация своего

мнения, учет разных

мнений (К)

Контроль, коррекция,

оценка (Р)

Адекватное

понимание причин

успеха или неуспеха в

УД (Л)

5

Этап включения изученного

в систему знаний

-вспомните, как рождается

музыкальное произведение?

А теперь вслушайтесь в

зерно-интонацию.

Сделайте вывод

Можно ли утверждать, что

музыка в этом произведении

- из зерна-интонации

Исполнение классом начальной интонации

произведения (вокализ)

музыкальное зерно-интонация связано с

интонацией «ау».

Вывод.

Музыка и литература тесно связаны в этом

произведении.

Нет, так как композитор и поэт были

самостоятельны в своем творчестве.

Метод

ретроспективы

Вокально-

хоровая работа

Метод

перспективы

(тема «Музыка и

Анализ образа с

целью составления

целого из частей (П)

Выражение своих

мыслей с полностью и

точностью;

формулирование и

аргументация своего

мнения; учет разных

мнений (К)

Контроль, коррекция,

оценка (Р)

является музыкальной

иллюстрацией поэзии?

Докажите.

Возвратимся к теме урока.

1.Ваши варианты…

2. учитель может

дописать в тему урока

слово «слово» и

поинтересоваться

мнением класса, согласны

ли они с такой темой…

Поэтический текст заканчивается «сном» пташек

(появление весны – это только сон), а музыка

заканчивается победой зимы, так как остаются

мужские голоса и инструменты образа зимы.

Уч-ся предлагают варианты с обязательной

аргументацией.

Например. Тема урока может быть такой:

«Вначале было слово…», потому что музыка

родилась из интонации «ау», а эта интонация

уже была в стихотворении.

живопись»)

Метод

размышлений

6

Этап рефлексии

Дайте оценку своей работе

Выполнили ли мы

поставленную задачу?

Исполнение «Истории Кая и Герды». Из текста

учащиеся выбирают ключевую фразу(символ

надежды, добра), которой они хотели бы

завершить урок (например: «за февралем всегда

наступит март»)

Учащиеся дают оценку своей работе,

определяют для себя, в роли кого было

интереснее (или сложнее) работать: в роли

исполнителя, певца, слушателя…

Да

Вокально-хоровая

работа как способ

сохранения

эмоционального

состояния.

Следование в

поведении моральным

нормам и этическим

требованиям (Л)

Самооценка (Р)

7

Домашнее задание (по

выбору)

Ребята, мы сегодня

работали с

замечательным

Беседа

Слайд 4

стихотворением С.

Есенина – вы узнали

автора. А вот композитор

этой удивительной

музыки – Георгий

Свиридов. И домашнее

задание связано с

произведением, которое

мы анализировали - это

кантата «Памяти Сергея

Есенина»

1.подготовить сообщение о

Георгии Свиридове

2. нарисовать иллюстрацию

к музыке Г. Свиридова

3. составить программу

действий, опираясь на опыт

работы в группе (проект

«Коллективное мнение»).

Программа должна помочь

учащимся в работе над

поэтическим и

музыкальным текстом.

Фиксация в тетрадях Ф.И.О. композитора,

названия произведения. Уч-ся выбирают

задание и записывают в тетрадь.

(портреты

Есенина и

Свиридова)

Слайд 5

(домашнее

задание)

Приложение

Тест

Соотнести:

а)

Хорошо организованное государство со своими законами и президентом.

б)

Великолепные рассказчицы.

в)

Он хороший друг и в оркестре всегда поддерживает скрипку, альт и виолончель. Но когда сердится – становится

ворчливым и неприятным.

г)

Где «зарождалось человеческое общество, непременно появлялась и она…присутствовала во всех празднествах и

обрядах…объявляла войну и сзывала войско на бой».

д)

Она грузна и тяжеловесна, быстрые мелодии исполняет с изяществом слона.

е)

В старину о них говорили, что «это огромные грохочущие бочки, которые беспокоят честных стариков… и что сам

дьявол изобрел и смастерил их.

1.

Литавры

2.

Оркестр

3.

Скрипки

4.

Туба

5.

Труба

6.

Контрабас.

Приложение (памятка)

Музыкальный образ

Образ лирический:

1.

характер: нежный, грациозный, мечтательный, изящный...

темп: неторопливый

мелодия: кантилена

2.

характер: спокойный, унылый, повествовательный, задумчивый...

темп: медленный, неторопливый

мелодия: кантилена

Образ тревоги:

характер: взволнованный, трепетный, тревожный, возбужденный, страстный;

мелодия: речитативная

ритм: мелкие длительности

Образ победы:

характер: торжественный, ликующий, величественный, героический

мелодия: активные интонации

темп: анданте

ритм: крупные длительности.

Образ борьбы:

характер: энергичный, суровый, активный, решительный

мелодия: речитативная

темп: аллегро

ритм: пунктирный

Образ страдания:

1.

характер: мрачный, скорбный, мужественный, сдержанный

мелодия: интонации вздоха, слез

регистр: низкий

тембр: струнные, духовые деревянные, низкие.

2.

характер: молящий, отчаянный

тембр: струнные, высокие

мелодия: интонации вздоха, слез.

Образ радости:

характер: светлый, задорный, звонкий, лукавый

темп: подвижный, быстрый (аллегро, престо, виво)

ритм: активный

Образ зла:

характер: яростный, напористый, тяжелый, механический

мелодия: речитативная

регистр: сопоставление крайних регистров

ритм: активный, маршеобразный



В раздел образования