Автор: Пушняк Екатерина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы, музыки
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: методическая разработка урока музыки
Тема: "Поэзия С. Есенина в музыке Г. Свиридова"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Предмет _______________Музыка_________________________________ Класс ____5___________________________________
Автор УМК Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская
Тема урока
«Вначале было…» (для учащихся). «Поэзия С. Есенина в музыке Г. Свиридова» (для учителя)
Тип урока Урок открытия нового знания
Планируемый
результат
Создание проекта
(продукт
практической
направленности).
Таблица к уроку
Предметные умения
- умение находить средства выразительности
- уметь сопоставлять музыкальный и поэтический
тексты
- умение осмысливать логику создания музыкального
произведения
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные
Личное совершенствование через
ц е н н о с т н ы е
о р и е н т и р ы
(нравственно-этическую
ориентацию).
Положительно
относиться
к
у ч е н и ю ,
п о з н а в а т е л ь н о й
деятельности
Регулятивные
С а м о р е г у л я ц и я ,
о ц е н к а .
Принимать и сохранять учебную
задачу.
Планировать
необходимые
действия, действовать по плану.
Познавательные
Решение
учебно-познавательных
проблем
через
формулирование
проблемы,
поиск
информации,
контроль
и
оценка
процесса
и
результатов деятельности
Коммуникативные
Совершенствование
навыков
р а б о т ы
в
г р у п п е ,
п а р а х
(сотрудничество).
С т р о и т ь
н е б о л ь ш и е
монологические
высказывания,
осущ ествлять
совместную
деятельность.
Основные
понятия
Образ, средства музыкальной выразительности, идея, интонация
Организация
пространства
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы
Литература и музыка
Индивидуальные
в
сост аве
группы
Презентация
Основные этапы занятия
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Технологии,
формы
Формируемые УУД
1
Самоопределение к
деятельности.
Организационный момент
Включение учащихся в
деятельность на личностно-
значимом уровне
После музыкального
приветствия учитель
предлагает продолжить
Разговор о музыке и
литературе и представить
такую ситуацию: в далеком
будущем другие
цивилизации обнаружили
музыкальное произведение
неизвестных авторов и были
потрясены красотой текста и
музыки. Как вы думаете, о
чем задумалась эта
цивилизация?
Совершенно верно.
Нам придется ответить на
вопрос: что было вначале –
музыка или слово? Откуда к
нам приходит красота?
Предположения уч-ся:
- что было в этом произведении
первоначальным: музыка или литература?
- авторы этого произведения?
Проблемная
ситуация
Вопросно-
ответное
общение
Слайд 1 (тема
урока)
Выражение своих
мыслей (К)
Какая задача стоит перед
нами?
Выберите способ решения
этой проблемы
-исследовать и определить роль музыки и
литературы в загадочном произведении.
- мы будем исследовать, сравнивать, делать
выводы, критиковать…
Самостоятельное
предложение способа
проблемы поискового
характера (П)
2
Актуализация знаний
Совершенно верно, но
готовы ли мы к такой
работе?
Вспомним разученный
фрагмент: финал детской
оперы «История Кая и
Герды» Сергея Баневича
(исполнение классом)
- почему это жанр оперы?
- какую мысль хотели
донести до слушателя поэт и
композитор?
Задание:
-исполните еще раз, но
первую часть («пусть будет
радость…») – напряженно и
настойчиво, а вторую часть
1.актуализация знаний
(тестирование на знание
инструментов с/о)
2. на знакомом вокальном материале уч-ся
размышляют о жанре, интонациях, идее этого
фрагмента, построении
Тест (контроль
усвоения
материала).
Слайд 2 (с/о)
Вокально-
хоровая работа
Творческий
эксперимент
через прием
разрушения;
Взаимопроверка,
коррекция(Р)
Выполнение пробного
учебного действия,
саморегуляция в
ситуации затруднения
(Р)
(«если ж горе
приключилось…») светло и
радостно…
- а теперь мысленно
переставьте эти две части –
вы в роли композиторов.
Ваши впечатления?
Эксперимент нельзя считать удачным, так как
музыка и литература тесно связаны и зависят от
друг друга; концовка перестанет быть
концовкой, а движение к кульминации ничем не
заканчивается.
Проблемно-
моделирующий
метод
Анализ образа через
перестановку частей
целого (П)
Выражение своих
мыслей, учет разных
мнений (К)
3
Этап фиксирования
затруднения.
Работа с
поэтическим материалом
(стихотворение С. Есенина
«Поет зима – аукает»).
Восприятие нового материала.
Ну что ж, вы готовы к
исследовательской
деятельности.
Задача: представьте себя в
роли композиторов, изучите
поэтический текст
неизвестного произведения
и попытайтесь
«предслышать» будущую
музыку
Учащиеся разбиваются по группам и получают
задания:
1.определить возможный жанр
(опера, симфония, балет…)
2.распределить инструменты с/о исходя из
образов
3.определить образы природы (работа с
памяткой)
4. проследить, как будет развиваться музыка
(распределить динамику, кульминацию…)
5.выбрать исполнителей (хор, оркестр, солист…)
6.определить идею этого поэтического текста,
узнать знакомый поэтический текст
Групповая работа
( творческий
проект
«Коллективное
мнение»).
Слайд 3 (текст
стихотворения)
или раздаточный
материал
Синтез как
составление
составления целого из
частей (П)
Выражение своих
мыслей с полностью и
точностью (К)
4
Этап закрепления во
- сообщите результаты
Группы защищают свои проекты, приходят к
Метод сравнения
Формулирование и
внешней речи
вашего исследования
Ну а теперь работает
экспертная комиссия
(если проектная работа была
проведена на достаточном
уровне, то коррекция будет
незначительной)
Молодцы, вы поняли логику
сочинения произведения, но
можем ли мы ответить на
вопрос: что было вначале?
единому мнению
Слушание музыкального произведения, не
сообщая названия
2-3 эксперта корректируют прогнозируемое:
выбор инструментов, исполнителей, средств
выразительности…
Сложно ответить
прогнозируемого
с результатом
(эталоном)
Проблемная
ситуация
аргументация своего
мнения, учет разных
мнений (К)
Контроль, коррекция,
оценка (Р)
Адекватное
понимание причин
успеха или неуспеха в
УД (Л)
5
Этап включения изученного
в систему знаний
-вспомните, как рождается
музыкальное произведение?
А теперь вслушайтесь в
зерно-интонацию.
Сделайте вывод
Можно ли утверждать, что
музыка в этом произведении
- из зерна-интонации
Исполнение классом начальной интонации
произведения (вокализ)
музыкальное зерно-интонация связано с
интонацией «ау».
Вывод.
Музыка и литература тесно связаны в этом
произведении.
Нет, так как композитор и поэт были
самостоятельны в своем творчестве.
Метод
ретроспективы
Вокально-
хоровая работа
Метод
перспективы
(тема «Музыка и
Анализ образа с
целью составления
целого из частей (П)
Выражение своих
мыслей с полностью и
точностью;
формулирование и
аргументация своего
мнения; учет разных
мнений (К)
Контроль, коррекция,
оценка (Р)
является музыкальной
иллюстрацией поэзии?
Докажите.
Возвратимся к теме урока.
1.Ваши варианты…
2. учитель может
дописать в тему урока
слово «слово» и
поинтересоваться
мнением класса, согласны
ли они с такой темой…
Поэтический текст заканчивается «сном» пташек
(появление весны – это только сон), а музыка
заканчивается победой зимы, так как остаются
мужские голоса и инструменты образа зимы.
Уч-ся предлагают варианты с обязательной
аргументацией.
Например. Тема урока может быть такой:
«Вначале было слово…», потому что музыка
родилась из интонации «ау», а эта интонация
уже была в стихотворении.
живопись»)
Метод
размышлений
6
Этап рефлексии
Дайте оценку своей работе
Выполнили ли мы
поставленную задачу?
Исполнение «Истории Кая и Герды». Из текста
учащиеся выбирают ключевую фразу(символ
надежды, добра), которой они хотели бы
завершить урок (например: «за февралем всегда
наступит март»)
Учащиеся дают оценку своей работе,
определяют для себя, в роли кого было
интереснее (или сложнее) работать: в роли
исполнителя, певца, слушателя…
Да
Вокально-хоровая
работа как способ
сохранения
эмоционального
состояния.
Следование в
поведении моральным
нормам и этическим
требованиям (Л)
Самооценка (Р)
7
Домашнее задание (по
выбору)
Ребята, мы сегодня
работали с
замечательным
Беседа
Слайд 4
стихотворением С.
Есенина – вы узнали
автора. А вот композитор
этой удивительной
музыки – Георгий
Свиридов. И домашнее
задание связано с
произведением, которое
мы анализировали - это
кантата «Памяти Сергея
Есенина»
1.подготовить сообщение о
Георгии Свиридове
2. нарисовать иллюстрацию
к музыке Г. Свиридова
3. составить программу
действий, опираясь на опыт
работы в группе (проект
«Коллективное мнение»).
Программа должна помочь
учащимся в работе над
поэтическим и
музыкальным текстом.
Фиксация в тетрадях Ф.И.О. композитора,
названия произведения. Уч-ся выбирают
задание и записывают в тетрадь.
(портреты
Есенина и
Свиридова)
Слайд 5
(домашнее
задание)
Приложение
Тест
Соотнести:
а)
Хорошо организованное государство со своими законами и президентом.
б)
Великолепные рассказчицы.
в)
Он хороший друг и в оркестре всегда поддерживает скрипку, альт и виолончель. Но когда сердится – становится
ворчливым и неприятным.
г)
Где «зарождалось человеческое общество, непременно появлялась и она…присутствовала во всех празднествах и
обрядах…объявляла войну и сзывала войско на бой».
д)
Она грузна и тяжеловесна, быстрые мелодии исполняет с изяществом слона.
е)
В старину о них говорили, что «это огромные грохочущие бочки, которые беспокоят честных стариков… и что сам
дьявол изобрел и смастерил их.
1.
Литавры
2.
Оркестр
3.
Скрипки
4.
Туба
5.
Труба
6.
Контрабас.
Приложение (памятка)
Музыкальный образ
Образ лирический:
1.
характер: нежный, грациозный, мечтательный, изящный...
темп: неторопливый
мелодия: кантилена
2.
характер: спокойный, унылый, повествовательный, задумчивый...
темп: медленный, неторопливый
мелодия: кантилена
Образ тревоги:
характер: взволнованный, трепетный, тревожный, возбужденный, страстный;
мелодия: речитативная
ритм: мелкие длительности
Образ победы:
характер: торжественный, ликующий, величественный, героический
мелодия: активные интонации
темп: анданте
ритм: крупные длительности.
Образ борьбы:
характер: энергичный, суровый, активный, решительный
мелодия: речитативная
темп: аллегро
ритм: пунктирный
Образ страдания:
1.
характер: мрачный, скорбный, мужественный, сдержанный
мелодия: интонации вздоха, слез
регистр: низкий
тембр: струнные, духовые деревянные, низкие.
2.
характер: молящий, отчаянный
тембр: струнные, высокие
мелодия: интонации вздоха, слез.
Образ радости:
характер: светлый, задорный, звонкий, лукавый
темп: подвижный, быстрый (аллегро, престо, виво)
ритм: активный
Образ зла:
характер: яростный, напористый, тяжелый, механический
мелодия: речитативная
регистр: сопоставление крайних регистров
ритм: активный, маршеобразный