Автор: Ковалевская Наталья Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: п.Лукаши Гатчинского р-на Ленинградской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Учебно-исследовательский проект "Литературный Петербург"
Раздел: среднее образование
Проект «Литературный Петербург»
Краткая аннотация проекта
Проект посвящен литературным местам Санкт – Петербурга и его окрестностей. Итоги работы планиру-
ется представить разным слушателям: учащимся 5-11 классов, родителям, педагогам и др. - в виде презен-
тации 5 заочных экскурсий в разных творческих формах.
Информационный материал данного проекта будет полезен и учителям литературы для применения на
уроках или во внеклассной работе по предмету.
ПРОБЛЕМА: сохранение в классе межличностных отношений взаимоуважения и взаимопомощи, сов-
местного творчества, дружеского и делового общения в условиях резкого роста «новеньких» в группе че-
рез погружение в мир литературы как объекта деятельности.
Планируемые результаты.
Предметные:
Ученик должен знать окружающий литературный мир, воспринимать литературные имена как часть Ро-
дины, собственного детства.
Метапредметные:
Формирование умения самостоятельно планировать пути достижения целей, умения осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных задач (позволяет ученикам с разным уровнем подго-
товки осуществлять свою самореализацию, выстраивая индивидуальную траекторию), умение оценивать
правильность выполнения работы.
Развитие умения анализировать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные
связи, делать выводы.
Развитие ИКТ-компетенции.
Умение работать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Развитие умения контролировать, оценивать, корректировать собственную деятельность и деятельность
товарищей по работе.
Личностные:
Развитие коммуникативных компетентностей в общении и сотрудничестве с одноклассниками, способно -
сти уважительно относиться к чужому мнению и действию.
Формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Представление ученику возможности самоутверждения в наиболее значимых или новых для него сферах
жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности.
Приобщение к истории и культуре России, восприятие с любовью и уважением Отечества, его культу-
ры, в том числе литературного наследия.
Тип проекта: информационный, творческий
1
Цели проекта:
- составление обобщенного образа Петербурга как центра литературной интеллектуально- творческой де-
ятельности,
- активизация поисковой и учебно-исследовательской деятельности,
- формирование интереса к литературе, воспитание патриотических и нравственных качеств,
- формирование и развитие межличностных отношений.
Задачи:
Обучающие:
Ознакомление с наследием города как частью отечественного и всемирного культурного наследия.
Формирование элементарных умений, необходимых в учебной и повседневной жизни (умение ориен-
тироваться в культурном пространстве города, «добывать» и использовать информацию о нём из раз-
нообразных источников).
Освоение и развитие навыков коммуникативной культуры.
Развивающие:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей, стимулирование стремления
знать как можно больше о Родине; формирование способности и готовности к использованию крае-
ведческих знаний и умений в повседневной жизни; Развитие творческого потенциала через культур-
ную среду города.
Воспитательные:
Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культур-
ным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной приро-
ды; Воспитание ученика как гражданина многонационального государства; Укрепление семейных свя -
зей: заинтересованность содержанием краеведения не только учащихся, но и родителей.
Формы погружения учащихся в мир литературы как объекта деятельности:
1. Создание ИК-продукта (заочной экскурсии) в микрогруппах (собирание текста, его иллюстрирование,
презентация или видеоролик, викторина по теме, обучение чтецов (экскурсоводов) для представления
ИК-продукта)
2. Заказные автобусные экскурсии на темы, по которым работают микрогруппы (представление темы в
классе, чтение стихов на экскурсии, отзыв о ней в виде заметки в газету, эссе, стихотворения и др.)
3. Включение в коллективные дела школы, класса (пикник, поход, конкурс стихотворений, праздник Но-
вый год, мини-проект «Филологическая газета», Неделя гуманитарных наук, конкурс знатоков музыки и
ИЗО, литературно-музыкальная композиция, забег 9 Мая, сбор макулатуры, посещение бассейна и др.)
4. Публичные выступления (в классах, перед родителями, др.) – представление результатов деятельно-
сти:
Итоговый продукт: Цикл заочных экскурсий по литературным местам Санкт-Петербурга:
2
«Пушкин в Петербурге» ( руководитель группы Ковалёва Арина),
«Лермонтов в Петербурге» (руководитель группы Маноскина Мирослава),
«Некрасов в Петербурге» (руководитель группы Николаева Татьяна),
«Гоголь в Петербурге» (руководитель группы Байрамов Тагир),
«Есенин в Петербурге» (руководитель группы Зиновьева Валерия)
Методы обучения: работа в парах и группах, практическая работа, эвристическая беседа, фронтальная
работа, самостоятельная работа, проблемное обучение, творчество в разных видах деятельности.
Использование современных технологий: технология проблемного обучения, обучение в сотрудниче-
стве (группы), здоровьесберегающие, эвристическое обучение, личностно-ориентированное, информаци-
онно-коммуникативные технологии.
После завершения проекта учащиеся смогут:
- осуществлять сбор, анализ, систематизацию информации из разных источников;
- работать в паре, в группе;
- создавать информационные объекты: презентации, видеоролики, собственные тексты, сценарии;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литера-
турного языка,
-представлять в разных творческих формах результаты собственной деятельности (инсталляция, театра-
лизация, презентация, видеоролик, выразительное чтение наизусть и др.)
Этапы проектной деятельности:
1.
Подготовительный – 1-10 сентября 2018г.
2.
Планирование – сентябрь 2018г.
3.
Реализация проекта – октябрь – апрель 2018г.
4.
Презентация результатов: промежуточная по мере готовности группы к отчёту, итоговая – апрель-
май 2018г.
5.
Осмысление и оценка – май 2018г.
1 этап проекта (подготовительный)
Собрать различные идеи учащихся;
организовать дискуссию для обсуждения выдвинутых идей;
поддержать (или тактично откорректировать) идею, получившую коллективное одобрение.
Тема (что мы будем делать?)
Цели (для чего мы это будем делать?)
Задачи проекта (как мы это будем делать?)
Проектный продукт (что должно получиться в результате?)
3
Выбор руководителей групп, разделение на группы, выбор микротемы (Пушкин, Лермонтов, Го-
голь, Некрасов, Есенин)
2 этап проекта (планирование)
Учитель предлагает спланировать деятельность по решению задач проекта, выбрать возможные
виды продукта и формы его презентации, распределить время и роли:
руководитель группы
логик (создатель текста по микротеме)
иллюстратор (собиратель фото, рисунков, иллюстраций к тексту логика)
видеорежиссёр (создатель презентации, видеоролика, другого ИК-продукта)
аналитик (создатель викторины по микротеме)
чтецы (экскурсоводы)
Ученики разбиваются на группы, распределяют роли в группе, определяют вид проектного про-
дукта и форму его презентации, делят работу на промежуточные этапы, определяют время работы
над каждым этапом.
3 этап проекта (реализация, представление промежуточных итогов проектной деятельности)
Ученики работают в группах, собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие во-
просы и проблемы, корректируют план, оформляют документацию проекта.
Учитель оказывает помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные и груп-
повые консультации, осуществляет контроль за соблюдением сроков.
Ученики и учитель совершают автобусные экскурсии в Санкт-Петербург по теме проекта, готовят
и представляют промежуточные итоги деятельности по группам (по возможности).
4 этап проекта (публичная защита проекта)
Выбор времени и места
Привлечение экскурсионного бюро, администрации Пудомягского сельского поселения, Лукашев-
ского сельского Дома культуры, администрации школы, учителей, учащихся 5-11 классов, роди-
телей.
Выступления учащихся группы (не более 10 мин.)
Ответы на вопросы
Подведение итогов
5 этап проекта (осмысление и оценка проекта)
Можно ли считать проблему, над которой вы работали, решённой?
Какие проблемы возникали в ходе работы? Как вы их решили?
Что было самым трудным в работе над проектом?
Чем ваша работа в конце проекта отличалась от вашей работы в начале проекта?
Что нуждается в доработке?
Чего вы до сих пор не понимаете?
В чем вы стали более уверенны?
4
Что было наиболее значительным, из того что вы узнали?
Были ли курьёзные моменты, появлялось ли несогласие или неприязнь во время совместной рабо-
ты, как к ним относились, удалось ли их преодолеть?
ПЛАН работы по проекту «Литературный Петербург»
Этап
Сроки
Содержание деятельности
ответственный
Место
I Подготовительный
01.09.2018
Кл.час «Патриот России – это…»
Собрать различные идеи учащихся;
организовать дискуссию для обсуждения
выдвинутых идей;
поддержать (или тактично откорректиро-
вать) идею, получившую коллективное одобре-
ние.
Кл.рук. Кова-
левская Н.А.
к.18
03.09.2018
Кл.час –мозговой штурм
Тема (что мы будем делать?)
Цели (для чего мы это будем делать?)
Задачи проекта (как мы это будем делать?)
Проектный продукт (что должно получиться в
результате?)
Кл.рук. Кова-
левская Н.А.,
актив класса
к.18
07.09.2018
Кл.час-практикум
Выбор руководителей групп, разделение на
группы, выбор роли в группе
выбор микротемы (Пушкин, Лермонтов, Го-
голь, Некрасов, Есенин)
Кл.рук. Кова-
левская Н.А.,
актив класса
к.18
14.09.2018
Кл.собрание «О походе выходного дня на Пес-
чанку р.Ижора»
Актив класса
к.18
15.09.2018
Поход выходного дня на Песчанку
Кл.рук., роди-
тели -помощни-
ки
д.Век-
келево
II Планирование
21.09.2018
Сбор логиков и руководителей групп: составле-
ние плана текста по микротеме
Руководители
групп
к.18
27.09.2018
Кл.час:
Обсуждение хода работ «Как начали?»
«Что дальше?»- составление плана работы
Обсуждение автобусной экскурсии «Пушкин в
Петербурге»: что хотим увидеть и узнать?»
Руководители
групп
к.18
Сентябрь
2018
Заключение договора о сотрудничестве с экскур-
сионным бюро
Кл.рук-тель
г.Ком-
мунар
Октябрь
2018
Заключение договора о сотрудничестве с админи-
страцией Пудомягского сельского поселения
Кл.рук-тель
п.Лука-
ши
05.10.2018
Кл.час «Представление текста «Пушкин в Петер-
бурге»
Руководитель
группы, логик
к.18
13.10.2018
Автобусная экскурсия «Пушкин в Петербурге»
(стихи поэта читают ученики)
Руководители
групп, кл.рук.
СПб
19.10.2018
Работа иллюстраторов в кабинете информатики:
отбор собранных фото-видеоматериалов и их
структурирование
Руководители
групп, кл.рук.
к.15
Осенние
каникулы
Практическая самостоятельная работа: создание
ИК продукта, викторины по микротеме,
консультации кл.рук-ля
Руководители
групп, видеоре-
жиссёры, ана-
литики
домаш-
ние ад-
реса
5
III Реализация пооекта
10-11.11.18
Участие в Национальной программе «Петербург
Достоевского» (программа прилагается)
Кл.рук., роди-
тели
СПб
16.11.2018
Кл.час «Представление ИК- продукта «Пушкин в
Петербурге» классу,
Представление текста «Лермонтов в Петербурге»
и подготовка к автобусной экскурсии на тему
(стихи поэта)
Руководитель
групп, логик,
чтец, аналитик
к.18
23.11.2018
Выход в 4, 6классы «Пушкин в Петербурге», ана-
лиз выхода
Руководитель
группы, чтец
к.11
01.12.2018
Автобусная экскурсия «Лермонтов в Петербурге»
Кл.рук., роди-
тели
СПб
07.12.2018
Кл.час:
«Представление ИК-продукта «Лермонтов в Пе-
тербурге» классу,
Обсуждение формы итогового продукта по
группам
Руководители
групп, логик,
чтец, аналитик
к.18
14.12.2018
Кл.час:
Представление текста «Некрасов в Петербурге»,
Выход в 8,9 классы «Лермонтов в Петербурге»,
анализ выхода
Руководители
групп
к.18,
к.2,
к.14
21.12.2018
Индивидуальные консультации по проекту, репе-
тиции публичных выступлений
Руководители
групп, кл.рук.
школа
Зимние ка-
никулы
Практическая самостоятельная работа:
Создание ИК-продукта, викторины, игры «Кре-
стики-нолики», консультации кл.рук-ля.
Оформление пректа иллюстраторами
Руководители
групп, видеоре-
жиссёры, иллю-
страторы
домаш-
ние ад-
реса
11.01.2019
Кл.час:
Представление ИК-продукта «Некрасов в ПЕ-
тербурге» классу.
Обсуждение подготовки итогового продукта
по группам.
Подготовка автобусной экскурсии «Некрасов в
Петербурге»
Руководители
групп, чтец, ло-
гик, аналитик
к.18
18-19.2019
Подготовка информации о проекте в СМИ, соцсе-
тях, электронном дневнике, на сайте школы, ин-
формационными листовками по месту житель-
ства
Кл.рук., роди-
тели, руководи-
тели групп
к.18
пос.Лу-
каши,
Пудо-
мяги
25.01.2019
01.02.2019
Размещение информации о проекте. Поиски
спонсоров автобусных экскурсий.
02.02.2019
Автобусная экскурсия «Некрасов в Петербурге»
Кл.рук., роди-
тели
СПб
08.02.2019
Кл.час:
Представление текста «Гоголь в Петербурге»,
Выход в 10,11 класс «Некрасов в Петербурге»,
анализ выхода
Руководители
групп
к.18
к.17, 16
15.02.2019
Кл.час:
Представление ИК-продукта «Гоголь в Петер-
бурге» классу.
Обсуждение подготовки итогового продукта
по группам.
Кл.рук., руково-
дители групп
к.18
01.03.2019
Кл.собрание:
Подготовка к родительскому собранию «Наш
проект и мы».
Репетиции выступлений на родительском собра-
нии
Кл рук., руко-
водители групп
к.18
6
Март 2019
Родительское собрание:
Представление проекта и роли уч-ся в нём
Обсуждение вариантов дополнительного включе-
ния родителей в проект
Кл.рук., актив
класса
к.18
09.03.2019
Автобусная экскурсия «Гоголь в Петербурге»
Кл.рук., роди-
тели
СПб
15.03.2019
Кл.час:
Представление текста «Есенин в Петербурге»
Выход в 5, 4 класс «Гоголь в Петербурге», ана-
лиз выхода
Кл рук., руко-
водители групп
к.18,
к.3, к.7
22.03.2019
Кл.час:
Об участии в олимпиадах по литературе
График репетиций итогового продукта на ве-
сенних каникулах
Подготовка автобусной экскурсии «Есенин в
Петербурге»
Кл рук., руко-
водители групп
к.18
Весенние
каникулы
Практическая самостоятельная работа:
Создание ИК-продукта, викторины по микротеме,
игры «Крестики-нолики», консультация кл.рук-ля
Оформление проекта иллюстраторами, фотогра-
фами
Репетиции итогового продукта
Руководители
групп, видеоре-
жиссёры, иллю-
страторы, ана-
литики
домаш-
ние ад-
реса,
школа
05.04.2019
Кл.час:
Представление ИК-продукта «Есенин в Петер-
бурге» классу
Репетиции итогового продукта по группам
Сочинение песни о проекте
Руководители
групп
к.18
13.04.2019
Автобусная экскурсия «Есенин в Петербурге»
Кл.рук., роди-
тели
СПб
19.04.2019
Кл.час:
Представление песни о проекте
Выход в 3, 6 класс «Есенин в Петербурге», анализ
выхода
Руководители
групп
к.18,
к.6,
к.11
V Публичная защита проекта
26.04.2019
Представление фрагментов проекта на обще-
школьном родительском собрании
Руководители
групп
верх-
ний зал
школы
17.05.2019
Завершение оформления проекта.
Репетиция публичного отчёта о проекте
Кл.рук., руково-
дители групп,
родители
к.18
22.05.2019
Публичный отчёт о проекте.
Представление итогового продукта.
школа
V
Осмысле
ние и
оценка
23.05.2019
Эспресс-анализ,
дискуссия,
пожелания,
благодарности учащимся, родителям, спонсорам
награждение лучших участников проекта
7
Отчёт о выполнении плана см. ниже
Информация о выполнении проекта на 22 марта 2019г.
Выполнено:
1.
Состоялись 4 автобусные экскурсии из 5 запланированных (последняя состоится в апреле). 2 из них
оплатила администрация Пудомягского сельского поселения. На 2 из них дети читали стихи
А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
2.
Созданы 4 заочные экскурсии из 5 запланированных (тема «Лермонтов в Петербурге» провалилась
из-за полного отсутствия лидерских качеств руководителя микрогруппы и великолепной автобусной
экскурсией).
3.
Представлены 3 заочные экскурсии разным слушателям: педагогам, учащимся, родителям, в том
числе на Литературном общешкольном вечере, посвящённом 210-летию Н.В.Гоголю, на котором
представлено 4 инсценировки произведений писателя, 2 монолога.
4.
Учащиеся 7 класса выиграли конкурс на участие в 2-дневном маршруте «Петербург Достоевского»
в
рамках реализации в Ленинградской области Национальной программы детского туризма в 2018
году и успешно прошли маршрут (программа, заявка прилагаются).
5.
Размещено в СМИ 4 литературных очерка учащихся: «Счастье быть вместе», «Сочинение в форме
дневника – отзыв о маршруте «Петербург Достоевского», «Мозаика впечатлений», «Каждому нужен
папа».
6.
Приобретается опыт публичных выступлений: детям очень понравилось выступать в роли экскурсо-
водов, заметно развиваются умения и навыки художественного слова и театрализации у разных ка-
тегорий учащихся, в том числе с ЗПР, нарушениями речи.
7.
Дети постоянно погружены в атмосферу коллективного дела, что способствует укреплению межлич-
ностных отношений.
8.
Приобретаются постепенно новые умения в ИКТ: создание презентаций; выбор, обрезка и вставка
видеофрагментов и аудио в презентацию; создание фото- или видео- репортажа; работа с графиче-
ским редактором по улучшению фотографий и уменьшению их «веса»; создание интерактивной
игры «Крестики-нолики» на любую тему и проч.
9.
Повышение самооценки некоторых детей, ощущение ими своей востребованности.
Не выполнено:
1.
Представление подготовленных экскурсий в разных классах. Причины: а) загруженность многих
учащихся 7 класса занятиями в дополнительном образовании (дзюдо, вокал, танцы, Школа ис-
кусств), б) загруженность учителя непосредственной педагогической работой, в) трудно согласовать
время выступлений в классах , в т.ч. из-за занятости детей и учителей в других проектах и меропри-
ятиях школы, 4) не совсем верная оценка руководителем проекта имеющихся условий и возможно-
стей для его осуществления в запланированном объёме.
8
2.
Нет широкого освещения данного проекта на разных сайтах и в СМИ по тем же причинам + неуме-
ние детей это грамотно делать самостоятельно.
3.
Не произошло активного вовлечения родителей в проект. Это делают для помощи детям только ро-
дители Журавлёва Влада, иногда старшая сестра Маноскиной Мирославы. Помощь родителей за-
ключается в выделении средств на экскурсии, подборе театрального реквизита, костюмов для вы-
ступлений. Причины: а) занятость родителей на работе до 20-22 часов, б) некомпетенция их в ИК-
технологиях, в) иные личные интересы и хобби.
Руководитель проекта: Н.А.Ковалевская
Дополнительная информация о выполнении проекта (на 24 мая 2019г.)
Выполнено:
1.
Состоялась 5-я автобусная экскурсия «Есенин в Петербурге».
2.
ИК – продукт (заочная экскурсия) на тему «Есенин в Петербурге» представлен для учителей и
учащихся 5-11 классов в качестве Открытого урока во время Методического дня школы (см.При-
глашение 1). По отзывам ребята значительно прибавили в художественном чтении и актёрском ма-
стерстве.
3.
Проведён общепоселковый литературно-музыкальный вечер «Недопетая песня России» на основе
заочной экскурсии «Есенин в Петербурге» совместно с Лукашевским сельским Домом культуры
(см. Приглашение № 2). Жители прочитали 3 стихотворения и вместе с детьми пели песни на сти-
хи Есенина. Отзывы восторженные.
4.
Представлена деятельность класса по проекту в группе «МБОУ «Лукашевская СОШ» социальной
сети ВКонтакте и на сайте школы.
5.
Активное включение учащихся в разные коллективные мероприятия на протяжении всего учебно-
го года (в т.ч. новогоднее представление для 5-7 классов, концертная деятельность, семинар уча-
щихся и родителей 7-8 классов «УЖЕ подростки, ЕЩЁ подростки», победа в забеге между брат-
скими захоронениями Лукаши-Пудомяги к 9 Мая, весёлое посещение группой бассейна и др..
6.
Преодоление начинавшегося конфликта с последними «новенькими», которые в начале 4 четверти
пришли из одного класса другой школы и пытались втянуть ребят в свою старую вражду. Всего за
2 последних года класс вырос на10 человек.
7.
Заметное развитие речи у Булёхина Ивана, Фролушина Ивана, Искандарян Мане, преодоление
стеснительности Раджабовой Маши, улучшение качества и оперативности фоторепортажей Ко-
валёвой Арины и многие другие личные достижения.
Не выполнено:
1.
Сочинение песни о проекте.
2.
Оформление проекта иллюстраторами, фотографами.
3.
Письменные отчёты-отзывы руководителей микрогрупп.
Причины: при планировании завышен объём работы по проекту, не успели.
9
Руководитель проекта: Н.А.Ковалевская
10
11
Приглашение
на
литературно
-
музыкаль
-
ный
вечер
Дорогие
земляки
!
Администрация
Пудомяг
-
ского
сельского
поселения
приглашает
всех
жителей
в
ДК
пос
.
Лукаши
на
вечер
,
посвящённый
памяти
С
.
Есе
-
нина
, «
Недопетая
песня
12
России
»
27
апреля
(
суббота
)
в
16.00
час
.
Очень ждём именно Вас!
При желании можете исполнить
любимые стихи поэта.
13
14