Автор: Семакина Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №74
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Конспект НОД О.О. "Речевое развитие" по обучению грамоте(подготовительной к школе группе комбинированной направленности)
Тема: "Научим Незнайку"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное казенное образовательное учреждение г. Новосибирска
«Детский сад №74 комбинированного вида «Непоседы»
Конспект НОД
О.О. «Речевое развитие» по обучению грамоте
Тема: «Научим Незнайку»
(в подготовительной к школе группе
комбинированной направленности).
Разработал воспитатель №12 группы:
Семакина О.М. - высшая категория
г. Новосибирск, 19г
Цель:
Закрепить знания по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи:
Формировать умение выполнять звуковой анализ слов, различать
гласные и согласные ; умения детей отгадывать ребусы.
Развивать фонематический слух и внимание, логическое мышление, память.
Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.
Ход:
Подзываю детей к себе.
Воспитатель:
Ребята, вы многому научились в детском саду, скоро пойдете в школу и
сейчас мы проверим ваши знания и умения(за дверью раздается плач).
Слышите, ребята, кто-то плачет? Я пойду посмотрю (в группу заходит
расстроенный Незнайка).
Воспитатель: Что у тебя случилось, Незнайка?
Незнайка: Узнал, что скоро ребята пойдут в школу, я тоже хочу, но знаний у
меня нет, я ничего не знаю.
Воспитатель: Ребята, поможем Незнайки, а как?(дети предлагают).
Воспитатель: Незнайка садись и внимательно смотри и слушай.
Незнайка: А, что это за домики?
Воспитатель: Ребята давайте, Незнайке расскажем, что мы о них знаем? Кто
живет в этих домиках?
Воспитатель: Что мы знаем о звуках?
Дети: Звуки мы произносим и слышим.
Воспитатель: Какие бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные.
Воспитатель: Как произносятся гласные звуки?
Дети: Гласные звуки мы поём, воздух при этом проходит свободно, не
встречая преград.
Воспитатель: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Дети: Красным цветом.
Воспитатель: Что мы знаем о произношении согласных звуков?
Дети: Согласные умеют свистеть, шипеть, рычать, петь не умеют. Воздух при
произношении согласных звуков встречает преграды: губы и зубы.
Воспитатель: Какие бывают согласные звуки?
Дети: Согласные бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими.
Воспитатель: Каким цветом мы обозначаем твёрдые и мягкие согласные
звуки?
Дети: Твёрдые согласные звуки – синим, мягкие согласные звуки – зелёным
цветом.
Воспитатель:
- Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы
видим и пишем).
Воспитатель:
Ребята, вам нужно назвать звуки гласные и согласные в те домики в котором
они живут…Дети называют по одному . Молодцы!
Игра «Чудесный мешочек».
(Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, закрепить знание букв
русского алфавита.)
Воспитатель:
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Чудесный мешочек». Ребята у вас
тарелка с манкой, Незнайка будет доставать карточку с буквой, а вы
напечатайте эту букву у себя в тарелке (салфеткой протереть руки),а потом
вызываю детей по очереди.
-Назовите какая эта буква.
-Придумайте слова с этой буквой (в начале, середине, конце).
Воспитатель:
Возьмите другие карточки, которые лежат на столе, первый ряд выполняет
задания- дорисовать нижнюю половинку буквы, а второй-дорисовать правую
половинку буквы.
Игра «Один –много».
стол —...столы,
дерево - ... деревья,
воробей —...воробьи,
дом —...дома,
нога —...ноги.
Физминутка:
Подходят к столам.
Воспитатель: Ребята разбейтесь на пары, подойдите ко мне. Следующее
задание , вам надо переставить буквы так, чтобы получилось слово и это
слово напечатать (асов – сова, аазв – ваза, оигн- огни, азг- газ..).
Возьмите звездочки, выполним гимнастику для глаз.
Игра «Найди слог, получится слово».
Посмотрите, ребята потерялась вторая половинка слога, вам нужно найти,
соединить стрелкой и вы узнаете какое слово получилось
(
гру ша, зеб ра, са
ни, мас ка, ли са, кук ла).
Воспитатель: Вы любите отгадывать ребусы?
Звуковой анализ слов(садятся все за столы).
-Ребята у каждого есть карточки со словами, выполните звуковой анализ слов
и поставьте ударение. Делаю опрос детей.(звонкие- б,в,г,д,ж,з,й,л,м,н,р);
(глухие- к,п,с,т,ф,х,ц,ч.ш,щ). У Каких букв, два звука(Ё-зв.ЙЭ; Е- ЙО; Ю-ЙУ;
Я-ЙА).
Замените первый звук в слове на звук [р]
НОГА КОТ
ЛАМА МАК
КОЗЫ МУКА
Игра «Скажи наоборот».
Грустный - ...(веселый),горячий - ...(холодный).
Сильный - ...(слабый),добрый - ...(злой).
Большой - ...(маленький),светлый - ...(темный).
Широкий - ...(узкий),грязный - ...(чистый).
Длинный - ...(короткий),тяжелый - ...(легкий).
Больной - ...(здоровый),день - ...(ночь).
Мокрый - ...(сухой),горький - ...(сладкий).
Старый - ...(молодой),легкий - ...(тяжелый).
Высокий - ...(низкий),молодой - ...(старый).
Толстый - ...(тонкий),узкий - ...(широкий).
Воспитатель:
-Скажите, из чего состоит наша речь?( из предложений).
-А предложения…(из слов). В конце предложения, что можно поставить.
-Из чего состоят слова? ( из звуков и букв).
Показываю детям схему предложения, дети отвечают. Нужно придумать
предложение.
Итог:
Незнайка, тебе понравилось наше занятие? Что было интересного? Ребята,
какие были у вас затруднения? (Незнайка угощает детей сладостями).