Автор: Гапоненко Екатерина Константиновна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МОУ "СОШ с. Вязовка"
Населённый пункт: Саратовская область, Татищевский район, с. Вязовка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Права ребенка в свете Российского законодательства.
Раздел: среднее образование
Права ребенка в свете Российского законодательства.
Основополагающим международным документом в защите детей, принятого
на международном уровне, является Конвенция о правах ребенка. В России ее
положения являются основополагающими для всех прочих законов.
Конвенция о правах ребенка устанавливает и правовые нормы
ответственности государства. Они призывают и взрослых и детей строить
свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых
лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение
к личности ребенка, его мнению, взглядам. Декларация прав ребенка и
Конвенция о правах ребенка является документами высокого
международного стандарта. Они провозглашают ребенка полноценной и
полноправной личностью, самостоятельным субъектом права.
29 декабря 1995 года принят новый Семейный кодекс РФ. В нем выделена
специальная глава «Права несовершеннолетних». В духе Конвенции, решен
вопрос о праве ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей
или лиц, их заменяющих, вплоть до обращения несовершеннолетнего в суд
по достижении им возраста 14 лет. Предусмотрено обязательное согласие
ребенка, достигшего 10 лет, при решении вопроса об изменении его имени,
отчества при усыновлении и при его отмене. Согласие 10-летнего ребенка
требуется также при восстановлении в родительских правах родителей, ранее
лишенных этих прав, а также для усыновления и передачи ребенка,
оставшегося без родительского попечения, в приемную семью.
Ребенку предоставлено право на свое мнение при решении в семье любого
вопроса, затрагивающего его интересы, а также право быть заслушанным в
ходе любого судебного и административного разбирательства. В Кодексе есть
глава о приемной семье (гл. 21) – принципиально новой форме устройства на
воспитание в семью детей, оставшихся без родителей.
Кроме того, права ребенка закреплены Гражданским кодексом РФ и
Семейным кодексом РФ. Условно права ребенка можно разделить на 6
основных групп:
1. К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь,
на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.
2. Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие.
3. К третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его
личности.
4. Четвертая группа права призвана обеспечить здоровье детей.
5. Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное
развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх
и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной
жизни и заниматься искусством).
6. И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и
другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению
наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах
лишения свободы.
Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, могут быть
личными и имущественными. Личными являются такие права детей, как
право на жизнь и воспитание в семье, насколько возможно, право знать своих
родителей и право на их заботу, право на совместное с ними проживание,
право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов ребенка и
уважение его человеческого достоинства. За ребенком закреплено и такое
право, относящееся к личным правам, как право на общение с обоими
родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими
родственниками.
Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 Семейного
кодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество
присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.
К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту (ст. 56
Семейного кодекса РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законных
интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в
случаях, предусмотренных законом, органов опеки и попечительства,
прокуроров, судей защищать права детей.
Статья 60 Семейного кодекса РФ закрепляет имущественные права ребенка.
В частности, ребенок имеет право на получение содержания от своих
родителей и других членов семьи, а последние (родители) обязаны содержать
своих несовершеннолетних детей. В случае если родители не предоставляют
содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей
взыскиваются с родителей в судебном порядке.
Каждый ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им,
имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на
любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Право ребенка
распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом
определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса РФ, определяющим
дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и
дееспособность малолетних.
В частности, статья 26 ГК предусматривает, что несовершеннолетние в
возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих
законных представителей-родителей, усыновителей или попечителя.
Несовершеннолетний может заключить какую-либо сделку, а затем законные
представители письменно должны одобрить ее, если этого не происходит, то
сделка признается недействительной.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без
согласия родителей, усыновителей или попечителей
1) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или
искусства, изобретения или охраняемого законом результата своей
интеллектуальной деятельности;
3) в соответствии с законом вложить вклады в кредитные учреждения и
распоряжаться ими;
4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки.
Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ
является универсальным. Государство гарантирует общедоступность и
бесплатность дошкольного, основного общего и среднего
профессионального образования в государственных или муниципальных
образовательных учреждениях и на предприятиях. Что же касается среднего
профессионального, высшего профессионального и послевузовского
профессионального образования, которые можно получить в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то их
также можно получить бесплатно, но только на основе конкурса. Однако
условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на
образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и
подготовленных. Вне конкурса в соответствии с действующим законом, при
успешной сдаче экзаменов принимаются дети-сироты, а также инвалиды I и
II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии не
противопоказано обучение в соответствующих образовательных
учреждениях.
По общему правилу, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее к
моменту совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Вместе с
тем уголовный закон предусматривает случаи, когда уголовная
ответственность поступает с 14-летнего возраста. Что же это за случаи?
Четырнадцатилетние подлежат уголовной ответственности за убийство,
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, кражу,
грабеж, разбой, вымогательство и другие деяния, перечень которых содержит
в ч. 2 ст. 20 Уголовного кодекса РФ. Важно отметить, что за совершение
любого преступления учащегося могут исключить из образовательного
учреждения, что под противоправным действием, можно рассматривать и
совершенное учащимся образовательного учреждения административного
правонарушения. Административной ответственности подлежат лица,
достигшие к моменту совершения административного правонарушения
возраста шестнадцать лет. Административное законодательство определяет
перечень правонарушений, ответственность за совершение которых
наступает с 16-летнего возраста.
Таким образом, с учетом мировых стандартов, закрепленных в Конвенции о
правах ребенка, страна совершенствует национальное законодательство,
осуществляет деятельность в интересах детей.