Автор: Якупова Рушания Миннуловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО дворец школьников Бугульминского муниципального района РТ
Населённый пункт: г.Бугульма
Наименование материала: доклад
Тема: Использование инновационных технологий в развитие творческих способностей у детей младшего возраста.
Раздел: дополнительное образование
Автор : Якупова Рушания Миннуловна,
педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной категории,
МБОУ ДО Дворец школьников,
г.Бугульма, Республика Татарстан
Использование инновационных технологий в развитие творческих
способностей у детей младшего возраста.
Задача
современного
дополнительного
образования
детей
-
формировать
способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося
современного общества.
Всё
это
заставляет
задуматься
о
том,
как
сделать
процесс
обучения
результативным в соответствии с требованиями жизни.
Для
решения
этой
задачи
применяются
многочисленные
инновационные
технологии:
метод
проектов,
обучение
в
сотрудничестве,
“портфолио
обучающегося”,
индивидуальное
и
дифференцированное
обучение,
модульное
обучение и другие.
Применение
этих
инноваций
немыслимо
без
использования
новых
информационных компьютерных технологий. Компьютерные технологии обучения
-
это
процесс
подготовки
и
передачи
информации
обучаемому,
средством
осуществления которых является компьютер.
Цель моей педагогической деятельности в течение последних лет – выявить
возможности применения компьютера на занятиях.
В настоящее время большое внимание уделяется подготовленности детей к
школьном обучению, изучению всего, что благотворно влияет на результаты детей.
Так как внимание - это
процесс напрямую связанный с результатом, то тема
влияния занятий изодеятельностью на развитие внимания, безусловно, является
актуальной. Внимание — основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один
психический процесс, будь то восприятие, мышление, память или воображение, не
может протекать без внимания.
Внимание
в
жизни
и
деятельности
человека
выполняет
много
различных
функций.
Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент
психологические и физиологические процессы, способствует организованному и
целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии
с
его
актуальными
потребностями,
обеспечивает
избирательную
длительную
сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде
деятельности. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике,
тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и
успешнее
обучается,
большего
достигает
в
жизни,
чем
недостаточно
внимательный.
Психологи установили, что чем выше уровень развития внимания, тем выше
эффективность обучения. Именно внимательность и является главной причиной
успеваемости детей, особенно в младшем возрасте.
Психологи А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина выделили ряд трудностей в
обучении детей и возможные психологические причины данных трудностей, одна
из них недостаточное развитие внимания.
В результате проведённых нами наблюдений оказалось, что около 17% наших
детей страдают невнимательностью и рассеянностью, 12,7% детей испытывают
трудности в понимании
их объяснений с первого раза, у 11,5% детей грязь в
альбомах и т.д. Причины были выделены следующие: низкий уровень развития
произвольности,
объема
внимания,
концентрации
и
устойчивости
внимания,
слабое
развитие
мелкой
моторики
пальцев
рук.
Как
видно
из
приведённого
примера,
недостаточное
развитие
внимания
неблагоприятно
сказываются
на
общей результативности детей.
Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и
эффективного
сам
контроля
учащихся,
что
возможно
только
при
сформированности достаточно высокого уровня произвольного внимания.
Каждое
занятие
я
строю
с
использованием
возможностей
компьютера
и
проектора, что позволяет открыть для детей замкнутое пространство кабинета и
погрузиться
в
мир
творчества;
предоставляет
возможность
побывать
в
роли
художника, дизайнера и архитектора, не требуя наличия материалов, которые детям
порой недоступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменят педагога,
а только дополняет его.
Для детей 6-7 летнего возраста успешность процесса обучения обусловлена
оптимальностью развития многих процессов, и внимание занимает среди них
особое
место,
так
как
включено
во
все
остальные
психические
процессы
и
выступает
как
их
необходимый
момент.
Известный
психолог
Р.С.
Немов
представляет
младший
школьный
возраст
как
важнейший
в
развитии
и
совершенствовании произвольного внимания, включая волевое.
Произвольное
внимание
по
своему
происхождению
социальное.
Оно
формируется у ребенка только в общении с взрослыми.
Моя
программа
комплексная
состоит
из
нескольких
блоков,
которые
направлены на творческую деятельность: аппликация, ТРИЗ, лепка, рисование.
Конкретно остановимся на занятиях изодеятельности.
В результате я определила формы применения компьютера на занятиях ИЗО:
использование медиа-ресурсов как источника информации;
компьютерная
поддержка
деятельности
педагога
на
разных
этапах
урока;
организация проектной деятельности обучающихся;
использование графического редактора “Paint” в качестве инструмента
художественной деятельности.
Я стараюсь делать занятия яркими, захватывающими внимание ребенка, это
достигает периодической сменой формы подачи материала. При этом следует
помнить, что у ребенка в возрасте мышление в основном наглядно-образное.
Поэтому, для того чтобы привлечь внимание ребенка, изложение материала должно
быть предельно наглядным.
В
ходе
педагогической
деятельности
я
выяснила,
что
использование
медиаресурсов как источника информации повышает интерес детей к творчеству
художников, направлениям в искусстве, позволяет использовать на занятие помимо
произведений
искусств,
произведения
литературы,
музыки
и
фольклора.
Но
использование таких дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти
яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей,
правила
и
законы
построения
учебно-воспитательного
процесса.
Поэтому,
разрабатывая план - конспект занятия, необходимо учитывать, что, как правило,
использовать
видеосюжеты
с
этих
дисков
целесообразно
лишь
фрагментарно,
сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в
конце занятия для их закрепления.
Целесообразнее
создавать
свои
фильмы,
по
своему
сценарию,
органично
вписывающиеся в структуру занятия. Такими являются фильмы – презентации,
слайд
–
фильмы
и
тестовые
задания.
Успех
применения
каждого
зависит
от
правильного
определения
места
в
структуре
занятия,
целесообразности
использования в соответствии с поставленными целями и задачами.
В результате педагогической деятельности и опыта применения компьютера, я
сделала вывод, что диапазон его использования в учебно-воспитательном процессе
очень велик: от применения в качестве инструмента художественной деятельности,
до
способов
предъявления
познавательной
информации.
При
этом
компьютер
является
мощным
средством
повышения
эффективности
обучения,
позволяет
усилить
мотивацию
ребенка.
Одним
из
источником
мотивации
является
занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, но очень важно,
чтобы
эта
занимательность
не
заслоняла
учебные
цели.. Преимущества
использования компьютерных технологий в преподавании ИЗО очевидны:
знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов,
фотографий;
широко использовать показ репродукций картин художников;
демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
“оживлять” картины;
“посещать” крупнейшие музеи мира;
“погружаться” в пространство и время;
прослушивать записи песен;
активизировать учебный процесс.
Изобразительная деятельность очень привлекательна для детей младшего
возраста. Не зря говорят, что все дети художники. Часто детям проще выразить
свои чувства в изобразительной деятельности, чем в словах, что и делает её
столь
для
них
благоприятной
и
привлекательной.
Дети
осваивают
способы
изобразительной деятельности, и тут же применяют их на практике.
Рисование
доставляет
ребёнку
наслаждение
созданием
фантазии,
собственным
творчеством,
которое
в
дальнейшем
ведёт
к
более
глубокому
пониманию
жизни
и
её
задач.
Наших
детей
очень
заинтересовали
занятия,
проводимые
в
игровой
форме,
дети
легко
включаются
в
игру
и
осваивают
достаточно сложные способы и техники изобразительной деятельности, при этом
они учатся сосредотачивать внимание, развиваются такие свойства внимания как
концентрация, устойчивость. Например, детям запомнилось занятие, на котором
мы создавали коллаж на тему «Космос». На этом занятии мы осваивали технику
раздувания краски смешанной с жидким мылом
с последующим переносом
пенного узора на бумагу. Эта техника требует от детей большой аккуратности,
терпения и сосредоточенности. Но занятие, проведённое в игровой форме, с
превращением в космонавтов и волшебников очень понравилось ребятам, а в
результате получились замечательные коллажи.
Значение рисования в деле воспитания огромно, в нём также развиваются
усидчивость,
наблюдательность,
сосредоточенность,
привычка
к
труду,
внимательность, умение разбираться в
МЕ
лочах. В 7 - 8 лет рисование становится
любимым занятием ребёнка, в особенности если кто-то из близких относится
серьёзно к его рисованию, и даже если и не занимается с ребёнком сам, то
поощряет
занятия
в
изостудиях
центров
дополнительного
образования.
Возможность
систематически
заниматься
в
нашей
студии
позволяет
детям
реализовать
и
развивать
свои
творческие
и
интеллектуальные
способности.
Занимаясь изобразительным творчеством в коллективе сверстников, де учатся
помогать друг другу, воспитываются такие качества как коллективизм, дружеское
участие,
умение
понять
товарища,
поддержать
его.
Известно,
что
отсутствие
коллективного творчества, пережитое чувство «мы» порождает отчуждённость и
замкнутость.
Дети очень полюбили создавать композиции из сухих листьев и крылаток,
после
коллективной
работы
по
созданию
коллажа
«Чунга-Чанга».
После
продолжительного
обсуждения,
мы
ребятами
определили
композиционное
решение, а затем кто и какую часть работы должен выполнить. Ребятам пришлось
научиться
прислушиваться
друг
к
другу,
стараться
придерживаться
соответствующих
пропорций
при
создании
элементов
работы.
В
результате
получилась
очень
интересная
работа,
которая
понравилась
и
детям
и
их
родителям.
Коллективная работа ребят в изостудии преодолевает эгоизм ребёнка и его
изолированность от коллектива, способствует росту его социального статуса и
веры
в
себя,
помогает
на
своё
место
в
коллективе,
учит
целесообразному
взаимодействию с другими людьми. В процессе занятий я стараюсь привлекать
внимание
детей
интересным
материалом,
и
прежде
произвольное
внимание
становится
непроизвольным
в
увлекательном
деле.
Добиваясь
конечного
результата, стараясь выполнить работу хорошо, да так чтобы она была не только
не хуже, но даже лучше, чем у товарищей, реализуя свои творческие возможности,
студийцы учатся прилагать усилия, удерживать внимание на работе, и, в конце
концов,
понимают
положительные
стороны
внимательного
отношения
к
выполнению задания.
Нелишним будет отметить, что наряду со всем выше перечисленным, дети
учатся серьёзно относиться к подготовке к занятиям, к приготовлению и сбору
необходимых на занятии материалов. Стремясь не пропустить интересное занятие
в студии, ребёнок старается не забыть о том, где оно состоится, в какой день и час,
всё это способствует дисциплинированности, ответственности, развивает волевые
качества, произвольность.
Проявляя способность сосредотачиваться на выполнении заданий, добиваться
необходимого,
оптимального
результата
в
работе,
привыкая
к
необходимости
внимательно слушать мои объяснения, понимая, что это обязательно отразится на
результате, ребята совершенствуют своё произвольное внимание, которое связано
с волевой регуляцией поведения.
Для того чтобы понять, как влияют на развитие внимания систематические
занятия изодеятельностью в ДПЦ, нами был проведён эксперимент. У пришедших
заниматься в изостудию детей были сняты результаты по состоянию внимания по
методике
«кольца
Ландольта».
Были
выбраны
дети
до
этого
не
посещавшие
кружки изодеятельности. Через полгода было проведено повторное исследование
по этой же методике. Сравнительные результаты исследования демонстрируют
рост продуктивности и устойчивости внимания у детей систематически посещав-
ших занятия.
В результате проведённых исследований с использованием инновационных
технологий
и
медиаресурсов
предположение
о
том,
что
регулярные
занятия
изобразительной
деятельностью
в
условиях
изостудии
подросткового
центра
положительно
влияют
на
развитие
внимания
детей
младшего
возраста,
подтвердилось.
Наблюдения за детьми показали, они стали проявлять больше собранности как
в
работе
над
рисунками,
так
и
в
другой
творческой
деятельности,
лучше
понимают и внимательнее слушают объяснения педагога, чем полгода назад, когда
только пришли заниматься в центр. Также они стали точнее выполнять задания,
проявляя при этом сосредоточенность, целеустремлённость, их внимание стало
более устойчиво, они научились быстрее переключать внимание и включаются в
работу.
Полноценное
проживание
этого
возраста,
его
позитивные
приобретения
являются
необходимым
основанием,
на
котором
выстраивается
дальнейшее
развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Поэтому своей
основной
задачей
в
работе
с
детьми
младшего
возраста
я
вижу
создание
оптимальных условий для раскрытия и реализации творческих возможностей
каждого ребенка с использование компьютерных технологий, которые позволяют
изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все
этапы творческой деятельности.
Инновационные технологии обеспечивают легкость взаимодействия и обмена
информацией
всех
участников
творческого
процесса,
формирование
ясных
и
понятных
представлений
по
обсуждаемой
теме,
взаимопонимание,
а
также
получение удовольствия от совместной работы.
"Чем
выше
и
дальше
каждый
из
нас
идет,
тем
яснее
видит,
что
предела
достижений
совершенства
не
существует.
Дело
не
в
том,
какой
высоты
ты
достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением
жизни". Е.И.Рерих
Но нельзя забывать главного: никакая самая лучшая и современная машина не
заменит "живого" общения педагога с ребенком.