Автор: Москалюк Евгения Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Семья и семейные ценности"
Раздел: дошкольное образование
Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника
«От того, как прошло детство, кто
вёл ребёнка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из окружающего
мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В. А. Сухомлинский/
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью
которого и является. Центральное место в воспитании ребёнка занимает семья. Именно она
играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств,
социально-нравственного облика и позиции малыша. Именно в семье воспитание детей должно
строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы
сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении
его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Поэтому основной проблемой сохранения семейных ценностей является возрождение семейных
традиций, которые играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-
нравственной культуры ребёнка.
Формирование ценностей – это, процесс воспитательного воздействия на личность, на результат
этого воспитательного воздействия. Процесс формирования ценностей начинается с раннего
детства и длится на протяжении всей жизни человека в ходе его социализации. Многие ученые,
такие как: А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Н. И. Непомнящая и др., рассматривают старший
дошкольный возраст как сензитивный для формирования ценностей, т. к. это период
формирования эмоциональной сферы ребенка, развития эмпатии, произвольного поведения,
саморегуляции, усвоения морально-нравственных норм и эталонов, правил поведения и т. д.
Дошкольное учреждение и семья – два социальных института, от которых зависит эффективность
процесса воспитания ребёнка. Безусловно, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние
дошкольного учреждения или школы. Однако семья не может обеспечить в полном объёме
воспитание активной, нравственной и творческой личности. Поэтому необходимо сотрудничество
семьи и детского сада. Ни детский сад, школа без семьи, ни семья без детского сада, школы не
способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Ведь не зря
старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями».
Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать
педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный,
общественно значимый характер. Именно взаимоотношения всех участников учебно-
воспитательного процесса, способствуют становлению личности. Большую социальную
значимость играет целенаправленное общение с семьей. Данное взаимодействие определяет
педагогическую тактику дошкольного учреждения, позволяет педагогу находить верные слова при
общении с родителями.
Семья и детский сад характеризуются специфическими возможностями в формировании у
дошкольника содержательного «образа семьи», что является основой для дифференциации
приоритетных сфер их влияния в этом процессе.
Задача педагога состоит в том, чтобы помочь дошкольникам в осознании и формировании
направленности на мир семьи, ее ценностей. Для этого необходимо организовать свою
воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении.
Семья является уникальным первичным социум, который дает ребенку ощущение
психологической защищенности, поддержку, безусловного безоценочного принятия.
Именно об этом говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т. А. Маркова, О.
Л. Зверева, Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, И. В. Лапицкая и др.). По их мнению семейный институт
– это институт эмоциональных отношений, которые ребенок получает от близких ему людей.
Воспитание детей необходимо строить на любви, опыте, традициях, личном примере из детства
родных и близких. Поэтому главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах
играет семья. В последнее время наиболее актуальной становится проблема сохранения
семейных ценностей и традиций. Принцип, на котором основывается вся наша жизнь – это и есть
семейные ценности. По этим принципам мы судим, что правильно, а что нет.