Напоминание

"Семья и семейные ценности"


Автор: Москалюк Евгения Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Семья и семейные ценности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семья и семейные ценности в воспитании дошкольника

«От того, как прошло детство, кто

вёл ребёнка за руку в детские годы, что

вошло в его разум и сердце из окружающего

мира – от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

/В. А. Сухомлинский/

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью

которого и является. Центральное место в воспитании ребёнка занимает семья. Именно она

играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств,

социально-нравственного облика и позиции малыша. Именно в семье воспитание детей должно

строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы

сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении

его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Поэтому основной проблемой сохранения семейных ценностей является возрождение семейных

традиций, которые играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-

нравственной культуры ребёнка.

Формирование ценностей – это, процесс воспитательного воздействия на личность, на результат

этого воспитательного воздействия. Процесс формирования ценностей начинается с раннего

детства и длится на протяжении всей жизни человека в ходе его социализации. Многие ученые,

такие как: А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Н. И. Непомнящая и др., рассматривают старший

дошкольный возраст как сензитивный для формирования ценностей, т. к. это период

формирования эмоциональной сферы ребенка, развития эмпатии, произвольного поведения,

саморегуляции, усвоения морально-нравственных норм и эталонов, правил поведения и т. д.

Дошкольное учреждение и семья – два социальных института, от которых зависит эффективность

процесса воспитания ребёнка. Безусловно, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние

дошкольного учреждения или школы. Однако семья не может обеспечить в полном объёме

воспитание активной, нравственной и творческой личности. Поэтому необходимо сотрудничество

семьи и детского сада. Ни детский сад, школа без семьи, ни семья без детского сада, школы не

способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Ведь не зря

старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями».

Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать

педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный,

общественно значимый характер. Именно взаимоотношения всех участников учебно-

воспитательного процесса, способствуют становлению личности. Большую социальную

значимость играет целенаправленное общение с семьей. Данное взаимодействие определяет

педагогическую тактику дошкольного учреждения, позволяет педагогу находить верные слова при

общении с родителями.

Семья и детский сад характеризуются специфическими возможностями в формировании у

дошкольника содержательного «образа семьи», что является основой для дифференциации

приоритетных сфер их влияния в этом процессе.

Задача педагога состоит в том, чтобы помочь дошкольникам в осознании и формировании

направленности на мир семьи, ее ценностей. Для этого необходимо организовать свою

воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении.

Семья является уникальным первичным социум, который дает ребенку ощущение

психологической защищенности, поддержку, безусловного безоценочного принятия.

Именно об этом говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т. А. Маркова, О.

Л. Зверева, Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, И. В. Лапицкая и др.). По их мнению семейный институт

– это институт эмоциональных отношений, которые ребенок получает от близких ему людей.

Воспитание детей необходимо строить на любви, опыте, традициях, личном примере из детства

родных и близких. Поэтому главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах

играет семья. В последнее время наиболее актуальной становится проблема сохранения

семейных ценностей и традиций. Принцип, на котором основывается вся наша жизнь – это и есть

семейные ценности. По этим принципам мы судим, что правильно, а что нет.



В раздел образования