Автор: Панина Наталья Михайловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ФГКОУ "Кронштадтский морской кадетский военный корпус"
Населённый пункт: Кронштадт
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Линия жизни. Профилактика суицидальных тенденций у подростков
Раздел: полное образование
Линия жизни
Профилактика суицидальных тенденций у подростков
Жизнь сегодня предъявляет к подросткам высокие требования, определяет приоритеты и
навязывает ценности, реализовать которые молодой человек не может по объективным
причинам:
невозможность
самостоятельного
трудоустройства,
недостаток
средств
у
родителей для получения образования, неумение самореализоваться и др. Современный
подросток испытывает высокую тревожность в отношении будущего, остро переживает
конфликты с родителями, что порождает у него чувство одиночества и незащищенности.
Для подростков характерно недостаточное развитие ценностно-смысловой сферы: они не
могут осмыслить собственную жизнь, её цели и ценности, у них не сформировалась
зрелая жизненная позиция.
Все
эти
феномены
психологической
жизни
подростка
в
купе
с
амбивалентным
отношением в обществе к суициду провоцирует суицидальную незащищенность данной
возрастной группы. Одним из направлений профилактики саморазрушающего поведения
является работа с подростками по развитию их духовно-нравственной сферы: помощь в
осознании
своей
жизни
как
главной
ценности,
поддержка
в
планировании
и
структурировании собственной жизни, содействие пониманию своих истинных целей и
ценностей. Такого рода работа в школе формирует жизнеутверждающие установки у
учащихся подросткового возраста и предупреждает появление суицидальных тенденций у
школьников. Жизнеутверждающие установки как неосознаваемые внутренние структуры
психики
помогают
подростку
развить
в
себе
такое
личностное
качество,
как
жизнестойкость, выступающую в виде антисуицидального барьера.
Виды и формы работы с подростками в образовательном учреждении по профилактике
суицидального поведения могут быть различными: беседа, упражнения на социальную
компетентность, семинары, сочинения, обсуждение и анализ поведения в экстремальной
жизненной ситуации; встреча с человеком, успешно преодолевшем жизненные трудности,
обсуждение
примеров
жизненной
стойкости
известных
людей
и
пр.
Но
наиболее
распространенной и доступной формой по-прежнему остаются классные часы, которые
сегодня
должны
проводиться
при
активном
участии
всех
учащихся
класса,
с
использованием
современных
методов
и
форм
(мозгового
штурма,
тренинговых
упражнений, ролевых и деловых игр и др.)
В
данном
материале
представлена
разработка
практических
занятий
для
старшеклассников, которые могут быть включены в программу работы образовательного
учреждения по профилактике суицидальных тенденций у школьников.
Классный час. Формирование у старшеклассников жизнеутверждающих установок.
1. Мотивация учащихся на разговор
Ведущий. 9-й класс – второй серьезный итог вашей школьной жизни. Когда был первый?
(Окончание
начальной
школы.)
Кто-то
после
9-го
класса
покидает
школу,
и
у
него
начинается новая жизнь, требующая социальной смелости и самостоятельности. Для тех,
кто
остается
в
школе,
это
тоже
совершенно
новый
этап.
Вам
предстоит
выбор
профессионального пути. В стенах ли школы, в других учебных заведениях вас ждут
новый коллектив, новые требования, новые радости и новые трудности. Поэтому именно
сегодня нужен и уместен серьёзный разговор о жизненном пути, судьбе, неудачах и
успехах.
2. Использование техники «Жизненная прямая»
Учащимся
предлагается
нарисовать
линию
и
представить,
что
это
–
символический
рисунок их жизненного пути. Нужно отметить главные, по их мнению, события, которые
уже произошли с ними, и точку сегодняшнего дня. Далее следует обсудить, все ли события
были радостные.
Резюме.
В
жизни
не
всё
гладко.
Кроме
праздников,
удач
и
хороших
дней
бывают
отрицательные события. Трудно представить себе долгую жизнь без кризисов, потерь,
утрат и неудач. Иногда кажется, что так тяжело будет всегда, что никогда не кончится этот
кошмар и нет никакой надежды, но…
Педагог рассказывает притчу и читает рассказ, затем предлагает учащимся привести
пример из жизни, когда терпение побеждало.
Притча Л. Пантелеева о лягушке
Две лягушки попали в кувшин со сметаной, выбраться не могли, как ни старались. Одна
отчаялась, перестала сопротивляться и пошла на дно. А вторая не сдавалась, продолжала
барахтаться и пыталась выбраться наружу. От её движений сметана постепенно сбивалась
в масло, и через некоторое время лягушка выпрыгнула из кувшина.
Рассказ о моряке
В древние времена в одной стране был обычай - приговоренных к смерти преступников
отвозили на корабле на необитаемый остров, где все источники воды были отравленными,
и люди постепенно умирали там медленной мучительной смертью.
Однако моряка за дерзость приговорили к смерти, посадили на корабль и повезли на
остров. Путь до острова занимал четыре дня. Весь путь моряк, закованный в цепи, сидел
на палубе и мысленно прощался с жизнью. Он решил, что не будет ждать мучительной
смерти на острове, а, когда до конца пути останется немного, бросится за борт. Корабль
был в пути уже три дня, когда поднялся страшный ураган. Капитан и экипаж отчаянно
боролись за живучесть судна, но океан побеждал. Капитан приказал расковать пленника, а
поскольку тот был очень опытным моряком, его умелые действия фактически спасли
корабль и команду. Благодарный капитан доставил в порт другой страны и подарил ему
кошелек с золотыми монетами.
3. Групповое обсуждение темы «Жизненный успех»
Ведущий. Иногда говорят: «везунчик», «счастливчик», «родился в рубашке».
Составление группового портрета успешного человека.
Откуда берутся успешные люди? Что помогает им стать успешными? Природа? Судьба?
Благословение свыше? Или это результат усилий самого человека?
Во время обсуждения необходимо внимательно слушать подростков, руководить
процессом разговора, приводить примеры «везунчиков», потерпевших жизненный крах, а
так
же
успешных
людей,
с
которыми
судьба
обошлась
достаточно
жестоко.
Возможные
примеры:
слепоглухонемая
Ольга
Скороходова,
Валентин
Дикуль,
Теодор
Рузвельт,
Милтон
Эриксон,
Виктор
Франкл
и
др.
Как
они
сумели
добиться
успеха
наперекор судьбе?
Иллюстрации: фильмы «Жизнь прекрасна», «Великан», книга о судьбе Александра
Маресьева «Повесть о настоящем человеке» и др.
Вывод. На каждом жизненном этапе будут определенные трудности, и побеждает в
жизни тот, кто сумеет их преодолеть.
4. Обсуждение «Трудности, которые могут встретиться на моем жизненном пути»
Ведущий. Каким вы представляете свое будущее? Какие трудности могут встретиться
на
вашем
пути?
Задумываетесь
ли
вы
хотя
бы
иногда
о
том,
как
будете
с
ними
справляться?
Для
дополнительной
стимуляции
учащихся
к
разговору
следует
заметить,
что
человек, который не видит трудностей, еще не зрелый и не взрослый. Если человек на
вопрос
о
своих
проблемах
отвечает,
что
у
него
их
нет,
значит,
он
серьезно
не
задумывается
о
жизни
и,
встретившись
с
трудностями,
не
сможет
их
решить
конструктивно, так как не имеет опыта анализа проблем. Некоторые ребята, когда
думают
о
своем
будущем,
представляют
его
в
виде
солнечной
зеленой
лужайки
с
цветочками, на которой никогда не бывает пасмурно. Но ведь как цветы не растут без
дождя, так и жизнь человека не бывает без проблем.
5. Заключение
В заключение делается вывод, что любые трудности и кризисы в нашей жизни не
случайны и даны нам для личностного роста. Из всего человек может извлечь урок и стать
лучше, сильнее, мудрее.
Примечание. Рекомендуется проводить в апреле – мае в 9-10-х классах.