Автор: Циренщикова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №24
Населённый пункт: город Балаково Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНО- БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ "
Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНО- БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Учебными
планами
воспитательно-образовательных
учреждений
для
детей
с
нарушением
зрения
предусмотрены
коррекционные
занятия,
направленные на преодоление вторичных отклонений в развитии детей, а также
на
формирование
рациональных
способов
познания
окружающего
мира,
ориентировки и жизни в нем.
В
настоящее
время
воспитательно-образовательные
учреждения
обеспечены
программами,
в
которых
отражено
содержание
коррекционных
курсов и минимальный объем знаний, навыков и умений, которыми должны
овладеть
учащиеся.
Вместе
с
тем
методическое
обеспечение
некоторых
коррекционных
курсов
крайне
неудовлетворительно,
что
отрицательно
сказывается на достижении их целей.
К таким методически необеспеченным курсам относится «Социально-
бытовая ориентировка» (СБО).
Исследования В.З. Денискиной,
Н.А. Крыловой, Л.В. Рудаковой, Т.П.
Свиридюк,
Л.И.
Солнцевой
и
др.
показывают,
что
в
одних
случаях
это
«методическая необеспеченность» приводит к игнорированию педагогическими
коллективами занятий по СБО, ввиду непонимания вреда, наносимого будущей
самостоятельной жизни своих воспитанников, в других — к недостаточному
вниманию к соответствующим занятиям из-за трудностей их организации и
незнания методик реализации программного содержания.
Исследования
Т.П.
Головина,
М.И.
Земцовой,
Н.С.
Костючек,
Л.И.
Плаксиной,
Л.И.
Солнцевой
и
В.И.
Феоктистова,
посвященные
готовности
детей с сенсорной недостаточностью, показали, что многие из поступающих в
первый
класс
испытывают
трудности
в
формировании
навыков
социально-
бытовой ориентировки.
Проблема разработки методики и содержания занятий по формированию
навыков
социально-бытовой
ориентировки как
условия
адекватного
взаимодействия с окружающим миром становится актуальной.
Однако остаются до сих пор комплексно неисследованными вопросы,
посвященные содержанию коррекционно-развивающей работы по
формированию навыков социально-бытовой ориентировки дошкольников.
Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний
и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения
и
общения
с
окружающими
людьми
в
различных
социально-бытовых
ситуациях.
В
своем
общем
смысле
социально-бытовая
ориентировка
предполагает
умение
самостоятельно
строить
свое
поведение
во
всех
жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой)
деятельности.
Сначала необходимо рассмотреть основные подходы к организации и
отбору методов обучения на занятиях по СБО. Особо хочу заметить, что какие
бы методы ни применялись, всегда надо опираться на все сохранные
анализаторы обучающихся. Систематичность в этой работе приучает детей
рационально использовать свои возможности и, как следствие, формирует
компенсаторные навыки.
Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки
самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей
среде. На занятиях они получают информацию и навыки пользования услугами
различных
организаций,
учреждений,
предприятий
службы
быта,
торговли,
связи, транспорта и медицинской помощи.
Неотъемлемая часть занятий – формирование морально-этических норм
поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных
ситуациях.
Обязательно
присутствие
на
занятиях
моментов
эстетического
воспитания: развитие чувства прекрасного, художественного вкуса, развитие
умения видеть красивое во внешнем виде, в организации быта.
Первоочередная цель СБО – формирование знаний, умений, навыков,
направленных
на
социальную
адаптацию
выпускников
специальных
(коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и
их всесторонняя подготовка к ведущей самостоятельной жизнедеятельности.
В качестве ведущих можно выделить следующие задачи предмета СБО:
-
каждому
ребенку
специального
(коррекционного)
учреждения
независимо
от
клинического
диагноза
необходимо
получить
полное
представление
по
курсу
СБО
для
дальнейшей
адаптации,
реабилитации
и
абилитации;
-
реализовать
методы
интегрирующего
обучения,
предусматривающие
комплексное изучение данного предмета как коррекционного;
-
систематизировать,
формировать
и
совершенствовать
у
детей
необходимые им навыки общественно полезного и самообслуживающего труда;
- учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, подходить к
учащимся дифференцированно, принимая во внимание не только своеобразие
их развития, но и возможности овладения учебным материалом и трудовыми
умениями и навыками.
Тифлопедагоги
должны
творчески
подходить,
во-первых,
к
использованию уже известных как в общей, так и специальной педагогике
методов обучения детей, а, во-вторых, к поиску новых эффективных методов и
приемов
обогащения
социального
опыта
воспитанников.
Кроме
того,
при
организации обучения детей навыкам социально-бытовой ориентировки как
средства
их
социализации
основополагающими
должны
быть
любовь
к
воспитанникам, вера в возможности достижения ими высоких результатов, а
также педагогическое мастерство.
Принципиально
важно,
чтобы
построение
коррекционной
работы
предстало как единое образование, содержание отдельных составных частей
которого можно было бы логически сочетать и дополнять одно другим.
Необходимо соблюдать следующие требования.
1.
Коррекционное обучение должно быть по возможности простым и
естественным и базироваться на коррекционно-развивающих принципах.
2.
Ко р р е к ц и о н н о е
о бу ч е н и е
д ол ж н о
л огически
сочет ать
индивидуальные и дифференцированные приемы работы. Для детей, которые
трудно
адаптируются
в
окружающей
действительности,
целесооб разны
в
первое время только индивидуальные занятия с постепенным подключением
подгрупповых.
3.
Задачи
коррекционно-педагогиче ской
работы
дол ж н ы
реализовываться на общеобразовательных занятиях.
4.
Индивидуальные занятия лучше проводить в утренние часы, не
допускать зрительного утомления.
5.
Занятия
по
развитию
социально-бытовой
ориентировки
следует
проводить 2-3 раза в неделю.
Только
можно
помочь
детям
адаптироваться
в
окружающей
среде
и
компенсировать недостаток зрительных функций.
Для
формирования
навыков
социально-бытовой
ориентировки
у
дошкольников с нарушением зрения нами была разработана коррекционная
программа. В программу было включено пять основных разделов: Социальная
активность, Предметные представления, Самообслуживание, Ребенок о нем
самом, Приобщение ребенка к труду взрослых.
В
работе
мы
использовали
дидактические
игры:
«Как
поступают
вежливые
дети?»; «Попроси взрослого починить твою игрушку»; «Купание
куклы»; «Оденем куклу на прогулку»; «Узнай по голосу, кто зовет» и другие.
Дошкольный
возраст
является
сензитивным
периодом
для
формирования
навыков социально-бытовой ориентировки, так как характеризуется высокой
пластичностью
центральной
нервной
системы
и
высокой
обучаемостью,
а
также
функциональной
зрелостью
тех
структур
и
систем
организма,
необходимых
для
формирования
элементарных
навыков
социально-бытовой
ориентировки.
Формирование
навыков
социально-бытовой
ориентировки
у
детей
дошкольного
возраста
базируется
на
их
психофизическом
развитии,
т.е.
от
состояния физического и психического здоровья ребенка и его степени развития
напрямую зависит то, в каком объеме, какие именно навыки самообслуживания
будем формировать у него, а главное какими методами и приемами будем
пользоваться.
Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача
формирования навыков социально-бытовой ориентировки актуальна на всех
возрастных
этапах
дошкольного
детства.
Но
особенно
в
период
младшего
школьного возраста, когда закладывается «фундамент» формируемых навыков.
Большую
роль
играют
навыки
социально-бытовой
ориентировки
при
формировании
у
детей
правильного
отношения
к
собственным
трудовым
действиям: доводить дело до конца, прилагать усилия.
Формируя
элементарные
навыки
социально-бытовой
ориентировки,
следует продумывать его организацию и приемы, которые используются при
обучении
детей
тем
или
иным
умениям.
Давая
детям
представления
о
содержании
хозяйственно-бытового
труда
взрослых,
его
общественной
направленности, вырабатывая трудовые умения и навыки, пробуждая интерес и
желание
заниматься
данным
трудом,
необходимо
использовать
различные
формы организации трудовой деятельности детей, все средства воспитательно-
образовательного процесса.
В
теории
и
практике
воспитания
идет
поиск
методов
и
приемов,
направленных на формирование данного навыка у незрячего ребенка. Но в
массовой
воспитательной
работе
процесс
формирования
не
приобрел
еще
планомерного, системного характера. Именно его отсутствие приводит подчас к
серьезным изъянам в развитии самостоятельности данной категории детей.
Следовательно,
важнейшей
задачей
воспитательно-образовательного
учреждения сегодня является обеспечение системности в организации навыков
социально-бытовой
ориентировки
слабовидящих детей
для
дальнейшего
их
вступления и пригодности для самостоятельной жизни.
Умение
обслужить
себя
без
посторонней
помощи
-
главное,
чему
необходимо
научиться
-
это
первый
и
самый
основной
шаг
на
пути
к
полноценной
адаптации
в
обществе.
И
родителям
следует
уделить
этому
аспекту особенное внимание.
Список используемой литературы
1 .
Денискина,
В.
З.
Коррекционные
занятия
по
социально-бытовой
ориентировке в школах для детей с нарушением зрения : метод. рек. / В. З.
Денискина. М.: ООО «ИПТК «Логос ВОС», 2011. 150с.
2. Павлова, Н.И. Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально-
бытовой ориентировке // Дефектология. 20117. № 2.
3.
Плаксина,
Л.И.,
Григорян,
Л.А.
Проблемы
воспитания
и
социальной
адаптации детей с нарушением зрения. М.: ВОС, 1995. С. 5-28.
4 . Селиванова,
Ю.В.
Формирование
навыков
самообслуживания
и
навыков
культурного
поведения
у
учащихся
с
выраженным
интеллектуальным
недоразвитием
/ Современные проблемы диагностики и коррекции развития
детей
с
интеллектуальной
недостаточностью.
Сборник
научных
трудов.
Саратов,
Изд-во
РГПУ
им.
А.И.
Герцена,
2007.
С.
1 4 1 - 1 4 4 .
5.
Соловьева,
О.В.
Актуальные
проблемы
семейного
воспитания
детей
с
проблемами в развитии / Саратов: издательский центр «Наука».
2010. 85 с.
6. Феоктистова, В.А., Зайцев, Н.Н. Социально-бытовая ориентировка младших
слепых
школьников
в
условиях
специально
организованного
обучения.
//
Дефектология. 2013. №3. С.43-46.