Напоминание

"ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНО- БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ "


Автор: Циренщикова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №24
Населённый пункт: город Балаково Саратовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНО- БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ "
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНО- БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ

У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Учебными

планами

воспитательно-образовательных

учреждений

для

детей

с

нарушением

зрения

предусмотрены

коррекционные

занятия,

направленные на преодоление вторичных отклонений в развитии детей, а также

на

формирование

рациональных

способов

познания

окружающего

мира,

ориентировки и жизни в нем.

В

настоящее

время

воспитательно-образовательные

учреждения

обеспечены

программами,

в

которых

отражено

содержание

коррекционных

курсов и минимальный объем знаний, навыков и умений, которыми должны

овладеть

учащиеся.

Вместе

с

тем

методическое

обеспечение

некоторых

коррекционных

курсов

крайне

неудовлетворительно,

что

отрицательно

сказывается на достижении их целей.

К таким методически необеспеченным курсам относится «Социально-

бытовая ориентировка» (СБО).

Исследования В.З. Денискиной,

Н.А. Крыловой, Л.В. Рудаковой, Т.П.

Свиридюк,

Л.И.

Солнцевой

и

др.

показывают,

что

в

одних

случаях

это

«методическая необеспеченность» приводит к игнорированию педагогическими

коллективами занятий по СБО, ввиду непонимания вреда, наносимого будущей

самостоятельной жизни своих воспитанников, в других — к недостаточному

вниманию к соответствующим занятиям из-за трудностей их организации и

незнания методик реализации программного содержания.

Исследования

Т.П.

Головина,

М.И.

Земцовой,

Н.С.

Костючек,

Л.И.

Плаксиной,

Л.И.

Солнцевой

и

В.И.

Феоктистова,

посвященные

готовности

детей с сенсорной недостаточностью, показали, что многие из поступающих в

первый

класс

испытывают

трудности

в

формировании

навыков

социально-

бытовой ориентировки.

Проблема разработки методики и содержания занятий по формированию

навыков

социально-бытовой

ориентировки как

условия

адекватного

взаимодействия с окружающим миром становится актуальной.

Однако остаются до сих пор комплексно неисследованными вопросы,

посвященные содержанию коррекционно-развивающей работы по

формированию навыков социально-бытовой ориентировки дошкольников.

Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний

и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения

и

общения

с

окружающими

людьми

в

различных

социально-бытовых

ситуациях.

В

своем

общем

смысле

социально-бытовая

ориентировка

предполагает

умение

самостоятельно

строить

свое

поведение

во

всех

жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой)

деятельности.

Сначала необходимо рассмотреть основные подходы к организации и

отбору методов обучения на занятиях по СБО. Особо хочу заметить, что какие

бы методы ни применялись, всегда надо опираться на все сохранные

анализаторы обучающихся. Систематичность в этой работе приучает детей

рационально использовать свои возможности и, как следствие, формирует

компенсаторные навыки.

Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки

самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей

среде. На занятиях они получают информацию и навыки пользования услугами

различных

организаций,

учреждений,

предприятий

службы

быта,

торговли,

связи, транспорта и медицинской помощи.

Неотъемлемая часть занятий – формирование морально-этических норм

поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных

ситуациях.

Обязательно

присутствие

на

занятиях

моментов

эстетического

воспитания: развитие чувства прекрасного, художественного вкуса, развитие

умения видеть красивое во внешнем виде, в организации быта.

Первоочередная цель СБО – формирование знаний, умений, навыков,

направленных

на

социальную

адаптацию

выпускников

специальных

(коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и

их всесторонняя подготовка к ведущей самостоятельной жизнедеятельности.

В качестве ведущих можно выделить следующие задачи предмета СБО:

-

каждому

ребенку

специального

(коррекционного)

учреждения

независимо

от

клинического

диагноза

необходимо

получить

полное

представление

по

курсу

СБО

для

дальнейшей

адаптации,

реабилитации

и

абилитации;

-

реализовать

методы

интегрирующего

обучения,

предусматривающие

комплексное изучение данного предмета как коррекционного;

-

систематизировать,

формировать

и

совершенствовать

у

детей

необходимые им навыки общественно полезного и самообслуживающего труда;

- учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, подходить к

учащимся дифференцированно, принимая во внимание не только своеобразие

их развития, но и возможности овладения учебным материалом и трудовыми

умениями и навыками.

Тифлопедагоги

должны

творчески

подходить,

во-первых,

к

использованию уже известных как в общей, так и специальной педагогике

методов обучения детей, а, во-вторых, к поиску новых эффективных методов и

приемов

обогащения

социального

опыта

воспитанников.

Кроме

того,

при

организации обучения детей навыкам социально-бытовой ориентировки как

средства

их

социализации

основополагающими

должны

быть

любовь

к

воспитанникам, вера в возможности достижения ими высоких результатов, а

также педагогическое мастерство.

Принципиально

важно,

чтобы

построение

коррекционной

работы

предстало как единое образование, содержание отдельных составных частей

которого можно было бы логически сочетать и дополнять одно другим.

Необходимо соблюдать следующие требования.

1.

Коррекционное обучение должно быть по возможности простым и

естественным и базироваться на коррекционно-развивающих принципах.

2.

Ко р р е к ц и о н н о е

о бу ч е н и е

д ол ж н о

л огически

сочет ать

индивидуальные и дифференцированные приемы работы. Для детей, которые

трудно

адаптируются

в

окружающей

действительности,

целесооб разны

в

первое время только индивидуальные занятия с постепенным подключением

подгрупповых.

3.

Задачи

коррекционно-педагогиче ской

работы

дол ж н ы

реализовываться на общеобразовательных занятиях.

4.

Индивидуальные занятия лучше проводить в утренние часы, не

допускать зрительного утомления.

5.

Занятия

по

развитию

социально-бытовой

ориентировки

следует

проводить 2-3 раза в неделю.

Только

можно

помочь

детям

адаптироваться

в

окружающей

среде

и

компенсировать недостаток зрительных функций.

Для

формирования

навыков

социально-бытовой

ориентировки

у

дошкольников с нарушением зрения нами была разработана коррекционная

программа. В программу было включено пять основных разделов: Социальная

активность, Предметные представления, Самообслуживание, Ребенок о нем

самом, Приобщение ребенка к труду взрослых.

В

работе

мы

использовали

дидактические

игры:

«Как

поступают

вежливые

дети?»; «Попроси взрослого починить твою игрушку»; «Купание

куклы»; «Оденем куклу на прогулку»; «Узнай по голосу, кто зовет» и другие.

Дошкольный

возраст

является

сензитивным

периодом

для

формирования

навыков социально-бытовой ориентировки, так как характеризуется высокой

пластичностью

центральной

нервной

системы

и

высокой

обучаемостью,

а

также

функциональной

зрелостью

тех

структур

и

систем

организма,

необходимых

для

формирования

элементарных

навыков

социально-бытовой

ориентировки.

Формирование

навыков

социально-бытовой

ориентировки

у

детей

дошкольного

возраста

базируется

на

их

психофизическом

развитии,

т.е.

от

состояния физического и психического здоровья ребенка и его степени развития

напрямую зависит то, в каком объеме, какие именно навыки самообслуживания

будем формировать у него, а главное какими методами и приемами будем

пользоваться.

Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача

формирования навыков социально-бытовой ориентировки актуальна на всех

возрастных

этапах

дошкольного

детства.

Но

особенно

в

период

младшего

школьного возраста, когда закладывается «фундамент» формируемых навыков.

Большую

роль

играют

навыки

социально-бытовой

ориентировки

при

формировании

у

детей

правильного

отношения

к

собственным

трудовым

действиям: доводить дело до конца, прилагать усилия.

Формируя

элементарные

навыки

социально-бытовой

ориентировки,

следует продумывать его организацию и приемы, которые используются при

обучении

детей

тем

или

иным

умениям.

Давая

детям

представления

о

содержании

хозяйственно-бытового

труда

взрослых,

его

общественной

направленности, вырабатывая трудовые умения и навыки, пробуждая интерес и

желание

заниматься

данным

трудом,

необходимо

использовать

различные

формы организации трудовой деятельности детей, все средства воспитательно-

образовательного процесса.

В

теории

и

практике

воспитания

идет

поиск

методов

и

приемов,

направленных на формирование данного навыка у незрячего ребенка. Но в

массовой

воспитательной

работе

процесс

формирования

не

приобрел

еще

планомерного, системного характера. Именно его отсутствие приводит подчас к

серьезным изъянам в развитии самостоятельности данной категории детей.

Следовательно,

важнейшей

задачей

воспитательно-образовательного

учреждения сегодня является обеспечение системности в организации навыков

социально-бытовой

ориентировки

слабовидящих детей

для

дальнейшего

их

вступления и пригодности для самостоятельной жизни.

Умение

обслужить

себя

без

посторонней

помощи

-

главное,

чему

необходимо

научиться

-

это

первый

и

самый

основной

шаг

на

пути

к

полноценной

адаптации

в

обществе.

И

родителям

следует

уделить

этому

аспекту особенное внимание.

Список используемой литературы

1 .

Денискина,

В.

З.

Коррекционные

занятия

по

социально-бытовой

ориентировке в школах для детей с нарушением зрения : метод. рек. / В. З.

Денискина. М.: ООО «ИПТК «Логос ВОС», 2011. 150с.

2. Павлова, Н.И. Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально-

бытовой ориентировке // Дефектология. 20117. № 2.

3.

Плаксина,

Л.И.,

Григорян,

Л.А.

Проблемы

воспитания

и

социальной

адаптации детей с нарушением зрения. М.: ВОС, 1995. С. 5-28.

4 . Селиванова,

Ю.В.

Формирование

навыков

самообслуживания

и

навыков

культурного

поведения

у

учащихся

с

выраженным

интеллектуальным

недоразвитием

/ Современные проблемы диагностики и коррекции развития

детей

с

интеллектуальной

недостаточностью.

Сборник

научных

трудов.

Саратов,

Изд-во

РГПУ

им.

А.И.

Герцена,

2007.

С.

1 4 1 - 1 4 4 .

5.

Соловьева,

О.В.

Актуальные

проблемы

семейного

воспитания

детей

с

проблемами в развитии / Саратов: издательский центр «Наука».

2010. 85 с.

6. Феоктистова, В.А., Зайцев, Н.Н. Социально-бытовая ориентировка младших

слепых

школьников

в

условиях

специально

организованного

обучения.

//

Дефектология. 2013. №3. С.43-46.



В раздел образования