Автор: Новичкова Александра Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГКОУ "Школа-интернат для обучающихся с ОВЗ №26"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Конспект открытого урока в 6 классе«Падежные окончания имен прилагательных»
Раздел: среднее образование
Конспект открытого урока в 6 классе
«Падежные окончания имен прилагательных»
Цель урока: систематизация изученного об имени прилагательном, развитие
культуры речи.
Задачи урока:
1.
Отработать умения и навыки по правописанию и употреблению в речи
имен прилагательных;
2.
Формировать умения согласовывать имена прилагательные с именами
существительными в роде, числе и падеже;
3.
Развивать самоконтроль, мышление, речь учащихся;
4.
Повторить навыки различных видов разбора.
Оборудование урока: экран, ИТК, раздаточный материал.
Ход урока.
Слайд 1.
Ι. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть в добром здравии и,
надеюсь, в хорошем настроении. У нас будет необычный урок, сегодня мы
пригласили к себе гостей, но не волнуйтесь, соберитесь, вспомните всё, что
знаете, и мы начнём.
- А начнем мы…
ΙΙ.
Литературная
минутка.
Сценка
из
комедии
Д.И.
Фонвизина
«Недоросль».
Правдин. Митрофанушка, что же ты знаешь по грамматике?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна...
Правдин.
Дверь,
например,
какое
имя:
существительное
или
прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь? Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон в чулане
шеста
неделя
дверь
стоит
не
навешена:
так
та
покамест
существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно
прилагается к глупому человеку.
Почему же прилагательное назвали прилагательным?
К чему же оно приложено?
Что же такое прилагательное как часть речи?
ΙΙΙ. Тема
На доске написаны окончания
Что на доске?
Чем мы будем заниматься на уроке?
Какова тема урока?
IV.Вхождение в тему
На
доске
написаны
прилагательные:
солнечный
,
лимонный,
золлотой,
янтарный, пурпурный, соломенный
- прочитайте слова про себя
- кто назовет по порядку? Какое лишнее и почему?
- подберите к прилагательным существительные
- какой еще цвет близок по оттенку к желтому?
V. Словарная работа
Оранжевый – оранжерея, оранжерейные.
Послушайте песенку и запишите в тетрадь словосочетания с прилагательным
оранжевый
Оранжевое небо, оранжевый верблюд, оранжевая зелень, оранжевые песни.
- выделите окончания и объясните их
-Вывод:
что
же
надо
сделать,
чтобы
не
ошибиться
в
правописании
окончаний?
1.
2.
3.
V . Прочитайте словосочетания, записанные на доске.
Какое задание надо сделать
Сладкая ягода (П.п.), золотое сердце (Р.п.),
открытая душа (В.п.), оранжевый платок (Т.п.),
золотая брошь (В.п.), березовый сок (Т.п.),
открытая дверь (Д.п.), дорогой человек (П.п.).
(Названия падежей первоначально закрыты листами белой бумаги).
VIфизминутка
VII. Составить из слов предложения.
Оранжевое , солнце, подниматься, из-за, горизонт, и, яркий , лучи, освещать,
земля.
- какое будет задание
-что нужно сделать
Синтаксический разбор предложения.
VIII.
В каждом (из)нас есть маленьк.. со..нце. Если мы п..м..гаем человеку в б..де,
он
г..в..рит:
«Я
согрет
вашей
д..бротой.
Добрый
человек
всегда
дар..т
окружающим
свет
и
т..плоту
человечност..
.
Значит,
добротой
называют
солнце, которое ж..вет в людях.
Это ничего, что ты маленький. Солнце в тебе может жить самое б..льшое».
Прочитайте текст каждый для себя, восстановив слова с пропущенными
буквами.
Определите тему и главную мысль текста.
: Какова тема этого текста?
Д: Этот текст о доброте.
У: А какова его главная мысль?
Д: Спешите делать добро.
Д: Любой человек, даже очень маленький, может и должен совершать добрые
поступки.
У: Объясните правописание слов с пропущенными буквами. Подбирайте
проверочные слова.
У: Подберите синонимы к слову «ДОБРЫЙ».
благой, добродетельный, доблестный,
добродушный, благодушный, добросердечный, гуманный, человечный, душевный,
жалостливый, сердечный, отзывчивый, чувствительный,
Д: Сердечный.
Д: Душевный.
Д: Добродушный.
У: Выпишите из текста третье предложение. Сделайте полный
синтаксический и пунктуационный разбор этого предложения.
прил. сущ. нар. гл. прил.
Добрый человек всегда дарит окружающим
сущ. с. сущ. сущ.
свет и теплоту человечности.
IX. Запишиите пословицы, укажите падеж прилагательного
Учись доброму , дурное на ум не пойдёт.
Про доброе дело говори смело.
Худо жить без доброго слова.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
В лесу под зелеными сводами деревьев разлит чудесный аромат — это цветет
белый душистый ландыш. Посмотрите, вот виднеется нежная, светлая зелень
и резные белоснежные цветы — это все ландыш!
Тронешь тоненькую веточку с большими красивыми листьями — и задрожат,
качая головками, цветы-колокольчики.
Как красивы эти цветы! Как чуден их аромат!
Какое задание вызвало наибольшее
затруднение?
Чьи ответы на уроке запомнились больше
всего? Почему?
Не хочется ли вам сказать что-то друг другу
в конце урока?
Д: В сердце каждого из нас горит солнце, только нужно зажечь его. А для
этого надо делать больше добрых дел.
Д: Ребята! Давайте жить дружно, помогать друг другу, радоваться вместе,
чтобы солнце в наших сердцах никогда не погасло.
-
1.
Сладкая ягода (П.п.), золотое сердце (Р.п.),
открытая душа (В.п.), оранжевый платок (Т.п.),
золотая брошь (В.п.), березовый сок (Т.п.),
открытая дверь (Д.п.), дорогой человек (П.п.).
2. Учись добр…, дурн…. на ум не пойдёт.
Про добр… дело говори смело.
Худо жить без добр… слова.
Добр… слово лучше мягк… пирога.
3.
Солнечн…. палитра оранжев…. цветов способна заставить
улыбаться даже не слишком приветлив… человека.
От
сияния радостн… цвета хмур… день становится приятн…
и
ласков…,
плох…
настроение
улетучивается,
все
дела
спорятся.
А
госпожа
Удача,
перестав
капризничать,
одаривает приятн…. сюрпризами.
4.
В
лесу
под
зелен…
сводами
деревьев
разлит
чудесн…
аромат — это цветет бел… душист… ландыш. Посмотрите,
вот виднеется нежн.., светл… зелень и резн…. Белоснежн…
цветы — это все ландыш!
Тронешь тоненьк… веточку с больш… красив… листьями
— и задрожат, качая головками, цветы-колокольчики.
Как красивы эти цветы! Как чуден их аромат!