Автор: Арефьева Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Стемасская СОШ
Населённый пункт: село Стемасс, Ульяновская область
Наименование материала: Проект "Берегите лесную красавицу"
Тема: Формирование экологической культуры и вовлечение детей и родителей в практическую деятельность по охране и защите леса
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Стемасская средняя общеобразовательная школа
Вешкаймского района Ульяновской области
Творческий проект "Защитим ель"
ПРОЕКТ
«Берегите Лесную Красавицу"
Участники: Учащиеся 3,4 класса
Руководитель проекта
Арефьева Ольга Владимировна - классный руководитель.
Адрес : 433 123 Ульяновская область
Вешкаймский район
село Стемасс
ул.Центральный массив, д 4
телефон 8 (243) 52-2-35
Директор школы: Гордеева Наталья Юрьевна
2016 г.
Паспорт проекта
1.1. Проект «Берегите- лесную красавицу»
1.2. Руководитель проекта: Арефьева Ольга Владимировна.
1.3. Тип проекта: проект является исследовательским, творческим,
межпредметным, совместным
1.4 Цель: Формирование экологической культуры и вовлечение детей и
родителей в практическую деятельность по охране и защите леса
1.6. Задачи проекта:
• Формировать предпосылки исследовательской деятельности
• Развивать творческие способности детей
• Изучить информацию об особенностях хвойных пород
• Привлечь внимание детей и их родителей к проблемам сохранения хвойных
деревьев через соцопрос
• Изучить материал о пользе хвойных деревьев
• Описать способы применения хвойного сырья
1.7. Аннотация
1.7.1. Актуальность проекта:
«Бережливость – лучшее богатство». «Необходимо формировать и
развить экологическую культуру школьников, бороться с экологической
безграмотностью и безразличием в отношении окружающей среды».
Д.А.Медведев
Огромное значение в настоящее время придаётся экологическому
образованию подрастающего поколения. Именно в школьном возрасте
ребёнок получает эмоциональное впечатление о природе.
Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка,
умение сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться. И поэтому,
главной целью педагогов в этой области является: формирование начал
экологической культур (правильного отношения ребенка к окружающей
природе; к себе и к людям как к части природы; к видам и материалам
природного происхождения, которыми он пользуется).
В педагогическом процессе экологического образования наибольшее
место отводится совместной деятельности учителя и детей. Для этого
взаимодействия используются разные формы: различные виды наблюдений,
игры, труд в зимнем саду , поисковую деятельность, моделирование,
рисование на экологические темы, мастер-классы, беседы, а также
экологические праздники и досуги. Полученный опыт обобщается
в ходе занятий и переносится детьми в собственную, самостоятельную
деятельность. Скоро Новый год, и снова встанет вопрос покупки на пару
недель живого дерева для декорации. Елочка - символ и неотъемлемый
атрибут этого радующего взрослых и детей праздника. Жаль, что многие
пытаются приобрести этот "символ" путем самостоятельной вырубки
деревьев в запрещенных местах. Этим они не только наносят ущерб природе,
но и вредят себе накануне такого прекрасного события, ведь нарушителям
леса может грозить не только штраф, но и уголовное наказание. В нашем селе
"излюбленным" местом незаконной добычи елей остаются ближайшие
лесные массивы, полезащитные лесные полосы.
А кто-то выберет пластиковую, разборную ёлочку, кто-то сделает выбор
в пользу в комнате вместо традиционной ёлки небольшого букетика из
еловых или сосновых веток. Кто-то нарядит ель, стоящую недалеко от дома
или дачи.
Есть люди, которые идут дальше в защите красавицы ели. Так в нашей
школе мы решили разработать проект "Лесная красавица". Вся наша работа
будет направлена на сохранение хвойных деревьев не только на особо
охраняемых природных территориях, но и за их пределами. В рамках проекта
в течение всего декабря будут организованы мастер-классы по изготовлению
искусственных елей. Кроме того, пройдут классные часы, где детям
расскажут о том, как ель стала главным новогодним атрибутом в
России, и как можно сделать зеленую красавицу из подручных материалов,
не прибегая к вырубке живых деревьев.
1.7.2. Продукт проекта: изготовление Новогодней ели из бумаги.
1.7.3. Участники проекта: дети 3,4 классов
1.7.4. Сроки реализации проекта: с 1 декабря по 10 января
1.7.5. Ожидаемый результат:
• Получение дополнительных знаний о хвойных породах деревьев.
• Совместная практическая деятельность детей, учителя и родителей
поможет приобрести исследовательские, поисковые навыки и умения.
• Взрослые будут бережнее относиться к лесным ресурсам.
• Создание условий для формирования детско-родительских отношений.
Этапы проекта.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
этап
• Вхождение в игровую ситуацию
• Выявление проблемы
• Постановка цели и задач
• Планирование работы
Отчет о работе по 1 этапу проекта:
1. Ввожу детей в игровую ситуацию: получают письмо от Деда Мороза,
где детям рассказывается о предстоящих новогодних праздниках, о
новогодней ели. Дед Мороз предлагает выступление экологической
агитбригады по теме «Живи ёлочка» (Приложение №1)
2. Ставлю перед детьми проблему: помочь Деду Морозу сохранить
елочки.
3. Определяю цели и задачи: что мы можем сделать для спасения леса и
елей.
Вывод: дети приняли игровую ситуацию , тем самым осознали важность
того, что нужно сохранить ели как источник жизни, создали необходимые
условия для агитации населения по сохранению ели от никчемной
праздничной вырубки и сохранению лесных богатства нашего села.
ОСНОВНОЙ этап:
домашнее задание для учащихся;
экскурсии в лес;
социологический опрос;
проведение экспериментов;
знакомство с историей украшений деревьев к празднику
проведение конкурса на лучшее сочинение;
конкурс рисунков на тему «Сохраним лесную красавицу»;
участие в конкурсе на лучшую композицию;
беседы по собранной информации
Отчет о работе по 2 этапу проекта.
1.Учащимся даю домашнее задание: найти информацию о деревьях
хвойных пород, прогуляться по зимнему лесу и провести цикл наблюдений за
елью.
2. По ходу прогулки учащиеся рассмотрели деревья хвойных пород,
рассмотрели ветки, шишки, кору и смолу елей. Домой набрали веток и
шишек для проведения экспериментов и опытов.
3. Нами совместно был проведен социологический опрос среди
родителей группы. Анкетирование показало следующие результаты:
Какую елку вы предпочитаете наряжать на Новый год?
80% - считают, что главным украшением праздника является живая ель,
при этом признают, что им жалко живых деревьев;
20% - ответили, что предпочитают искусственную ель,
И на вопрос, «Каким образом вы используете живую ель после
Новогодних праздников? »
50% опрошенных ответили, что относят их в мусор:
10% - собирают хвою и используют ее, как удобрение на приусадебном
участке;
40% -для корма скота.
4. Мы с детьми провели ряд экспериментов по исследованию свойств и
качеств ели:
жгли веточки
проводили опыт с ветками и иголками «Тонет – не тонет
по спилу ели определяли её возраст
5. Познакомились с историей украшений деревьев к празднику.
6. Организовали конкурс на лучшее сочинение. (Приложение№4)
7. Конкурс рисунков «Люди, берегите лесную красавицу.
(Приложение№ 5)
8. Новогодней композиции. (Приложение №6)
9. .Проводили беседы о деревьях хвойных пород, лечебных свойствах
ели.
Вывод: научились проводить соцопрос, при исследовании свойств и
качеств ели выявили, что она горит, иголки и веточки не тонут. По спилу ели
определили возраст дерева – оказалось, что ей было примерно 40 лет.
Принимали участие в конкурсах рисунков, сочинений, новогодней
композиции.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ этап:
Изготовление Новогодней ели из бумаги.
Отчет о работе по 3 этапу проекта:
К празднованию 2012 году мы изготовляли новогоднюю ёлку из шишек
сосны. Наклеивали собранные и высушенные шишки ярусами по кругу,
постепенно уменьшая количество шишек. (Приложение 2)
В этом году для празднования нового 20013 мы решили сделать ель из
бумаги. Мы предлагаем свой вариант изготовления Новогодней ели. (Мастер-
класс «Живи ёлочка»). (Приложение №3)
Вывод: из подручных средств, бросового и природного материала
можно изготовить своими руками новогодние ёлочки, еловые букеты, а за
информацией можно обратиться к Интернету или книгам.
Заключение.
В процессе наблюдений и изучения полезной информации мы узнали о
полезных и лечебных свойствах ели, о своеобразном росте елей в лесу,
провели социологический опрос, раздобыли информацию о дальнейшей
судьбе срубленных елочек и предложили свои идеи по утилизации
срубленных елей.
В результате практической деятельности изготовили из бумаги
новогоднюю ель, которая радовала их все праздники.
Цикл наблюдений за елью
Наблюдение 1. «Как узнать ель? »
Цель: упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по
одному-двум характерным признакам; показать особенности ели, по которым
ее легко выделить среди других деревьев (ветви покрыты зелеными
иголками, похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие, а книзу
становятся все длиннее и длиннее).
На участке я предлагает детям отыскать знакомые им деревья: березу —
по белому стволу, а тополь — по серому стволу, рябину — по оставшимся на
ветках ягодам и т. д. Затем учитель говорит, что надо отыскать еще одно
дерево, про которое придумана интересная загадка (загадывание загадки).
Отыскав ель, я обращаю внимание детей на два признака — «наряд» из
иголок и пирамидальное строение. Говорит, что по этим особенностям дерево
легко отличить от всех остальных. В конце наблюдения читаю детям
стихотворение О. Высотской «Елочка».
Наблюдение 2. «Какая ель? »
Цель: уточнить представление детей о строении ели: один ствол,
покрытый коричневой корой; верхушка; много веток, которые постепенно
увеличиваются книзу, все ветки покрыты зелеными, жесткими, колючими
иголками; коричневые шишки (на высокой взрослой ели) .
Проводя наблюдение, предлагаю детям, чтобы они получили не только
зрительные, но и кинестетические тактильные впечатления, совершить
разнообразные действия: погладить ствол, прижаться к нему щекой (если
возможно) ; потрогать иголки и ощутить их жесткость, колючесть; показать
руками пирамидальное строение дерева. В конце наблюдения можно еще раз
загадать уже известную им загадку и новую.
Наблюдение 3. «Чем прекрасна ель? »
Цель: показать детям красоту дерева, которая заключается в его
стройности, пирамидальной форме, зеленом наряде, снежном убранстве, в
сверкающем на солнце инее на ветвях, шишках; учить детей любоваться
деревом, разговаривать с ним.
В процессе наблюдения обращаем внимание детей на то, что быть
рядом с елью, гулять возле нее очень полезно для здоровья: она красива — на
нее приятно смотреть, ее ароматом полезно дышать. Учитель спрашивает, что
красивого дети находят в ели. Предлагает глубоко подышать с закрытыми
глазами ее ароматом, затем полюбоваться красотой дерева. В конце
наблюдения дети сами загадывают знакомые загадки, читают стихотворение
О. Высотской «Елочка».
Наблюдение 4. «Сравним живую и игрушечную ели».
Цель: показать детям главные особенности живого дерева (ель на
участке живая, у нее в земле корни, корни питают ее соками земли, в теплое
время года дерево растет — у него появляются новые ветки, шишки, старые
ветки становятся длиннее, ель издает аромат) ; игрушечная ель
искусственная, ее сделали на заводе из пластмассы, у нее есть ствол, ветки,
но нет корней — она неживая, не пахнет, ее можно поставить в любое место,
с нею можно играть.
Учитель выносит на участок игрушечную елочку, ставит возле ели,
предлагает посмотреть на то и другое дерево, сравнить их и найти различия.
После высказываний детей делает вывод о главном различии: одно дерево
живое, другое искусственное. Говорит: «Ребята, приближается замечательный
праздник — Новый год! Его всегда празднуют возле елки. Было бы очень
хорошо, чтобы у вас дома была искусственная елочка, а не живая. Ведь
живая, если ее спилят, потом засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А
искусственная елочка тоже красива! Ее можно нарядить — украсить разными
игрушками, она не будет осыпаться. А радость будет всем. Воспитатель
зачитывает стихотворение И. Токмакова «Хороший подарок».
Наблюдение 5. «Поможем нашей елочке». В один из дней учитель с
детьми посещает елочку, за которой ведутся наблюдения.
Цель: воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение,
сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование; дать
представление о том, что в сильный мороз деревья могут замерзнуть, поэтому
их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что
большое количество снега на лапах ели вредно для нее, так как оттягивает их
вниз и может сломать, ели можно помогать, легонько отряхивая снег с веток.
За время наблюдения читаем детям стихотворение К. И. Чуковского
«Елка».
Затем уточняем знания детей с помощью вопросов: какая это ель - живая
или искусственная? Могут ли у нее быть ножки и каблучки? Что у живой ели
под снегом и под землей? Подчеркнув, как трудно деревьям зимой,
предлагаю помочь дереву - прикопать сугроб вокруг ствола, а сам осторожно
отряхивает снег с лап.
История украшений деревьев к празднику.
Новогодняя ёлка — неотъемлемый атрибут празднования Нового года в
России, на постсоветском пространстве и в христианских странах. В
Западной Европе, Северной Америке и др. (фактически в большинстве стран
мира) ёлка — это атрибут празднования Рождества (рождественская ёлка).
Новогодняя ёлка представляет собой хвойное дерево (преимущественно ель
или пихта, реже сосна), украшенное гирляндами, стеклянными и
пластмассовыми игрушками, свечами и сладостями. Устанавливается на
время проведения праздника Новый Год в домах или на улице.
История украшения деревьев к празднику уходит во времена
царствования фараонов. В те времена в Древнем Египте украшали
пальмы[источник не указан 88 дней]. Уже в нашу эру в Европе на Рождество
стали украшать ель: яблоками, печеньем, зажжёнными свечами.
Есть версия, что первую новогоднюю ёлку поставили на площади города
Селеста в Эльзасе в 1521 году. Первая ёлочная игрушка — стеклянный шар
— появилась в Саксонии в XVI веке.
В Россию обычай отмечать Новый год привез из Германии Пётр I;
первые в России новогодние праздники были устроены, согласно царскому
указу, в 1700 году. Окончательно обычай празднования Рождества с
рождественской ёлкой установился в середине XIX века.
В 1927 году, в ходе начавшейся антирелигиозной кампании Рождество
перестает быть официальным праздником, а рождественская ёлка была
объявлена «религиозным пережитком». Однако перед наступлением 1936
года ёлка была вновь разрешена, но уже как новогодняя.
Рождественский символ в средневековой Руси был иной: раньше под
Рождество делали "вертеп", композицию на фоне пещеры из фигурок
Младенца Иисуса, Его Родителей, также иногда вола, осла и пастухов -
наглядное напоминание о духовном смысле праздника для детворы. А дом
украшали ветвями слив, яблонь и вишен, которые ставили в воду с таким
расчётом, чтобы они распустились к Рождеству.
Пётр I сделал попытку привить в России среди других немецких
обычаев украшение домов еловыми ветками, но это успеха не имело.
Публичная ёлка в столице (Санкт-Петербурге) была устроена только в 1852
году. Для сравнения: во Франции - в 1840г., в Англии - в 1841 году. Связано
это было с "импортом" знатных немецких невест (и женихов) из мелких
германских княжеств, которые по приезду заводили при европейских
монарших дворах свои порядки.
Процесс «христианизации» ёлки проходил в России не столь уж гладко.
Он встречал сопротивление со стороны православной церкви.
Священнослужители видели в новом празднике «бесовское действо»,
языческий обычай, ничем не напоминавший рождение Спасителя, да
вдобавок — обычай западный.
Информация о деревьях хвойных пород (или Этическая беседа)
Хвойные Породы, деревья и кустарники с игловидными листьями -
хвоей. К хвойным породам относятся лиственница, ель, сосна, пихта и др.
Используют для получения древесины, живицы, в защитном лесоразведении,
озеленении и др. Плоды некоторых хвойных пород съедобны (напр.,
кедровые орешки…
Ель - род хвойных вечнозеленых деревьев семейства сосновых, который
включает 37 видов, 7 из которых встречается в России. В переводе с
латинского ель – означает смола. Ель - красивое вечно – зеленое дерево
высотой до 30 метров. Верхние ветки короткие, а чем ниже от вершины те
становятся длиннее. Дерево имеет форму пирамиды, благодаря чему снег не
удерживается, а скатывается с веток, не ломая их. Листва ели (хвоя) имеет
вид иголок, поэтому она сохраняется и зимой. Хвоинки располагаются на
ветке поодиночке, держаться на ветвях 5 – 7 лет. Так как у них нет цветков, то
нет и плодов, а семена скрыты в шишках. Живет ель очень долго, от 300 до
700 лет. Образует темные еловые леса.
Полезные и лечебные свойства ели
Благодаря быстрому росту елей древесина этих пород очень ценится
человеком. Древесина у ели мягкая, легкая, смолистая. Поэтому она
используется человеком в строительстве, при производстве бумаги,
музыкальных инструментов (лучшие скрипки и виолончели, из нее добывают
смолу, скипидар, канифоль, деготь. В них много витамина С, поэтому она
используется для приготовления разных лечебных препаратов.
Полезные свойства ели:
- снабжает диких животных и птиц шишками с семенами;
- очищает воздух от вредных веществ и примесей;
- является источником полезных для человеческого здоровья
фитонцидов;
- выделяет кислород круглый год;
- летом служит источником прохлады и тени;
- зелень действует на человека успокаивающее в период зимних
депрессий;
- хвоя ели источник биологически активных веществ;
- из ели производят биологические добавки для корма животных;
Лечебные свойства ели:
-хвойные ванны улучшают настроение, снимают утомление, головную
боль;
-фитонциды убивают болезнетворные микроорганизмы, помогают
защитным силам организма справиться с вредоносными чужаками;
- эфирные масла используются для ингаляций, ароматических ванн;
- из хвои, весенних побегов, шишек, почек, очищенной живицы
производят лекарства, настои, мази, бактерицидные средства, которыми
лечат простудные заболевания, туберкулез, давление, ангину, авитаминоз,
обмен веществ, применяются для быстрого заживления язв, ран, гнойничков
и многое другое.
Полезные советы по применению использованных Новогодних
живых елей
Совет 1. В новогодних ветках сосны витамин С сохраняется в течение
трех месяцев. Найдите ели место, поставьте в снег, в воду, она дольше будет
«живой». Вода поможет натуральному клеточному соку сосны дольше
действовать на наш организм, когда мы будем срезать для напитка верхние 2-
3 см верхушки.
Совет 2. Еловые стружки используются в качестве подстилки для
животных в сельском хозяйстве, присыпки дорожного покрытия и даже
дезинфекции автомобильных шин, например, в Саратове этим пользуются
уже более четырех лет.
Совет 3. Многие зоопарки и сельскохозяйственные предприятия
используют для корма животных добавки, состоящие из елок.
Совет 4. Сосновая кора и хвоя после переработки может быть
использована для мульчирования почвы в приствольных кругах деревьев, а
целые еловые ветки - в качестве укрывного материала для многолетних
растений.
Совет 5. Если засыпать хвоей землянику или междурядья клубники, то
при поливе ягода не будет соприкасаться с землей и гнить, а сам полив можно
будет сократить, так как хвоя сохраняет влагу. Сквозь хвою не прорастет
поросль и сорняки, а почву не нужно рыхлить.
Совет 6. «Зеленый материал» мелко рубят, запаривают,
концентрированный раствор разбавляют водой, а затем поливают им
кустарники. Такой хвойный раствор хорошо стимулирует рост растений.
Совет 7. Для того, чтобы праздник во дворе ощущался каждый день,
вплоть до окончания зимы елку можно просто оставить во дворе, оснастив
кормушками для птиц.
Но самое печальное, что из всех вырубленных деревьев почти треть
остаётся непроданной и выбрасывается на свалку! А у многих из нас
получится целый парк срубленных и погубленных деревьев.
А посчитайте-ка, сколько деревьев вы посадили в своей жизни?
У многих окажется, что вообще не посадили ни одного деревца.
Дальнейшая жизнь срубленных елочек.
Вот мы и простились с новогодними праздниками, с их красотой и
торжественностью. Вот и появляется унылая картина, повсюду разбросаны
деревца, еще вчера дарившие радость и уют домам и бывшие гордостью их
хозяев. А вот чья-то «заботливая» рука пристроила красавицу в сугроб. А
действительно, куда девать елочку? Неужели ей гнить на свалке? Да просто, у
нас это не организовано, вот в чем причина.
За рубежом работают пункты, где можно сдать елку для последующей
переработки. Из них делают брикеты для печей, компост, наполнители для
кошачьего туалета, бумагу, из хвои всякие лечебные концентраты. Так
поступают в цивилизованных странах: Швеции, Германии, США, Канаде. А
во Франции даже косметику делают из зимних красавиц. Сейчас за каждую
сданную елочку житель Мехико получает горшок с цветком. И в настоящее
время, жители мексиканской столицы больше не выбрасывают новогодние
деревья на улицы. В Канаде, например, из хвойных делают лекарство против
гриппа. Энергетическим сырьем стали новогодние елки и в Берлине: смесь из
опилок, хвои и угля горит быстро, дает много энергии и уменьшает выброс
углекислого газа. В морозную зиму елочное тепло экономит сотни тысяч
евро. В США даже есть Ассоциация новогодних елок. Американцы
организовали и пункты приема бывших в употреблении елей, где их
владельцам выдают семена цветов или саженцы кустарников.
Когда же у нас будет организовано такое дело?
Мы предлагаем
отвозить деревья в лес на корм лосям, если есть домашние животные, то
вскармливать им
использовать срубленные ели для компоста в парках, скверах
Эту проблему надо решать обязательно, иначе плохие мы хозяева в
своем родном доме, в своем селе, в своей стране.
Отчет о проделанной работе
Наблюдение за елью.
Во время экскурсии по лесу, рассматривая ель, мы выявили, что у дерева
есть ветки, ствол, шишки. Ель зимой и летом стоит с иголками. Листва ели
(хвоя) имеет вид иголок, поэтому она сохраняется и зимой в морозы.
Хвоинки располагаются на ветке поодиночке, держатся на ветвях 5 – 7 лет.
При рассмотрении видим, что одиночные хвоинки располагаются по спирали,
молодая хвоя имеет ярко – зеленый цвет и мягкая на ощупь, имеет запах, то
есть выделяет фитонциды. Ствол дерева покрыт корой, поверх которой видны
подтеки смолы. Смола появляется в местах, где есть трещинки или ранки.
Она жидкая и липкая на ощупь, пока не засохнет, но со временем
затвердевает. Смолу называют живицей, потому что она имеет лечебные
свойства. Смола хвойных пород давно применяется человеком для
производства скипидара, канифоли, из которых затем изготавливают
лекарственные препараты и различные вещества. И даже в домашних
условиях стоит только пожевать кусочек смолы ели, которую мы украшаем на
Новый год, и ангина излечивается за сутки.
Одиночные хвоинки располагаются по спирали.
Ствол ели покрыт корой.
Смола
Проведение опыта «Тонет – не тонет».
Принесли ветку в школу с лесной прогулки, и решили провести опыт
«Тонет – не тонет». Насыпали иголки ели в воду и увидели – они не тонут.
Веточку ели кладем в воду, она не тонет.
Вывод: из древесины хвойных пород раньше изготовляли корабли.
Многие путешественники для преодоления водных преград изготавливают
плоты из ели.
Веточки и иголочки не тонут
Проведение опыта «Горит – не горит».
Прогулявшись по лесу, решили провести опыт «Горит – не горит».
Взяли еловые ветки, отошли в безопасное место и осторожно подожгли
их.
Вывод: ветки горят хорошо, так как содержат смолу и эфирные масла.
Ель используют для обогрева жилья в селах.
Ель горит и тлеет.
Рассматривание спила ели.
Чтобы посмотреть на спил ели пришлось идти к жителю села ,который
спилил свою ель из- того ,что была близко посажена к деревянному дому .Он
уже ждал нас и приготовил спил от старой ели. Он рассказал нам, что по
спилу мы можем определить возраст ели. Каждый год на ели прирастает слой
древесины, и когда ель спилят, мы на пеньке видим годовые кольца, по ним
мы можем посчитать, сколько лет дереву. А еще мы можем определить, как
развивалось дерево, так как в один год годовое кольцо больше, а в другой год
меньше. В один год была засуха и толщина прироста слоя древесины меньше.
А в следующий год был благоприятным для роста, толщина годового кольца
больше.
Вывод: по спилу мы можем определить возраст ели.
Долго считала и сосчитала. Нашей ели примерно 40 лет.
Сравнили живую ель и искусственную.
Приложение №2
Сначала ёлочка из шишек.
А вот уже и готова, даже принарядилась
Ах, какая ёлочка - красавица!
Приложене№1
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Стемасская СОШ
Живи,
ёлочка!
Экологическая агитбригада для учащихся начальной школы
Выступление агитбригады «Живи, ёлочка!»
Цель:
раскрыть необходимость произрастания ели на планете, как носителя
чистого воздуха, поставщика материалов для изготовления музыкальных
инструментов, предмет красоты и изящества;
показать важность проведения мероприятий, направленных на
сохранение ели, как источника жизни на земле;
создать необходимые условия для массовой агитации населения по
сохранению ели от никчемной праздничной вырубки;
воспитывать чувство любви к богатствам природы, ответственность за
ее процветание, благоухание.
Оборудование:
нарисованные елки, искусственная елка;
листовки, образцы самодельных ёлочек;
МР3-запись, МР-проигрыватель;
костюмы Елочек, Ежика, Зайца, Белки, Лисички, Сороки.
Ход мероприятия
Под музыку на сцене появляются 3 участника агитбригады
1-й. Мы вас приветствуем!
Мы встрече с вами рады.
Не зря мы здесь на сцене в этот час.
О предстоящих праздниках, ребята,
Агитбригада поведёт сейчас рассказ.
2-й. Уж скоро Новый год, друзья,
Кругом подарки, поздравленья,
Под ёлкой в доме, ребятня,
Смех, шутки, игры и веселье.
3-й. Но будет радостно не всем.
Грустить в лесу зверушки будут.
Ведь много елочек под Новый год
Из леса навсегда увозят люди.
Ребята уходят за кулисы, а на сцене появляются лесные жители и
разыгрывают сценку.
Белка. Скоро праздник – Новый Год. Так хорошо в лесу. Деревья
принакрылись снегом, и травка. А какая ёлочка нарядная
Елка летом просто елка:
Тронешь ветку — пальцам колко,
Паутиной ствол обвит,
Мухомор внизу стоит.
Ёжик.Вот когда зима придет,
Елка будто оживет:
На морозе распушится,
Под ветрами распрямится,
Вовсе не колючая,
Как цветок пахучая.
Пахнет не росой, не медом,
Елка пахнет Новым годом!
Заяц. И мне зима нравится. Моя шубка стала белой и теперь меня не
видно на снегу. Давайте поиграем в «Горелки».
Зверята начинают играть, их останавливает Ёжик
Ёжик: Друзья, потише, не шумите.
Свои ушки навострите.
Вы прислушайтесь, зверушки,
О чем это поют подружки?
В это время на сцену грустно выходят 2 девочки-“елочки” и поют
песню “Две елочки выросли рядом в бору”. Пропели и тихонько плачут.
Лисичка. А ведь и правда, каждый год так много зелёных красавиц из
наших лесов безжалостно вырубают люди. Они увозят ёлочки в свои дома,
чтобы украсить их на несколько дней, а затем безжалостно выбрасывают
деревья на свалку.
Белка. А ведь эти деревья так нам необходимы. Ведь они для нас и дом, и
еда, и укрытие от опасности.
Сорока. Да. Ты права. Я тут недавно такую картину наблюдала:
По сугробам, по кустам
Скачет заяц белый.
Нет норы ни здесь, ни там
Что же зайцу делать?
Он охотника боится,
Он от страха весь дрожит.
Заяц скачет, заяц мчится,
Заяц к елочке бежит.
Заяц. Спрячь меня, елочка,
Поскорей!
Спрячь меня, зеленая.
Пожалей!
Сорока. И накрыла быстро
Елочка ветвями
Бедного зайчишку
С длинными ушами.
Только виден хвостик,
Ну да не беда:
Хвостик можно спрятать
В снег
Всегда.( Д. Хорол, пер. М.Сидоренко.)
Лисичка. А сколько пользы приносят сосны и ели самим людям!
Древесину взрослых деревьев они используют в строительстве, для
изготовления мебели, бумаги, искусственных тканей,. А ещё из них делают
музыкальные инструменты.
Заяц. Топливо, лекарство, удобрение и ещё много всяких полезных
средств и вещей… И как они не ценят всё это?
Звери начинают суетиться:
- Что же делать, чтобы спасти наши леса?
- Как помешать людям рубить ёлки?
В это время на полянку выходят мальчик и девочка. Зверята, заметив их
прячутся.
Мальчик. Нам на праздник, Новый год!
Папа скоро привезёт
Красавицу ёлочку-
Зелёную иголочку.
Девочка. А где он её возьмёт?
Мальчик. Да хоть вот!
Посмотри, какая красавица стоит
И от инея блестит.
Зверята с негодованием выходят из своих укрытий.
Ёжик. Не смейте трогать ёлочку-
Зелёную иголочку.
Не сможешь ты за две недели
Вырастить красавицы ели.
А за это время сосенка иль ёлочка
Потеряет свои иголочки.
Разве вам бедняжку не жалко,
Чтобы бросить её на свалку?
Мальчик. Жалко. Но что же делать? Ведь Новый год принято встречать у
новогодней ёлки.
Девочка. А ты попроси своих родителей, чтобы они тебе купили в магазине
искусственную ёлочку. Мне мои уже приобрели.
Мне елку купили!
Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень -
И она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто ветру, метели,
Такой же красивой
Неспиленной ели! (И. Токмакова)
Мальчик. А ведь и правда. Это чудесный выход. Так и праздник украсим
и деревья сбережём.
Как красива наша ёлка,
Хоть и не росла в лесу,
Хоть не видела ни волка,
Ни медведя, ни лису!
Мы развесим звёзды, шишки,
Бусы, сладости, шары,
В гости к нам придут детишки
для веселья и игры.
Огоньки засветим ярко.
Скоро Дед Мороз придёт,
Принесёт мешок подарков,
и наступит Новый Год!
... Бьют часы, снежок кружится,
И проходит день за днём.
А когда январь промчится,
Ёлку снова уберём,
Но не выбросим на свалку,
Как ненужный старый хлам!
С ёлкой нам расстаться жалко -
Через год вернётся к нам.
А тем временем лесная
Пусть красавица растёт,
Вся зелёная, живая
Пусть встречает Новый Год!
На сцену вновь выходят ребята – участники агитбригады.
1-й. Люди, задумайтесь, какие чудные деревья безжалостно срубают
ради праздника. Ни один миллион лесных красавиц ложится под топор ради
нескольких дней. Каждый год все больше и больше опустошаются наши леса.
2-й. Деревья растут медленно, а праздник бывает каждый год. Если
каждый срубит для себя елочку, то очень скоро планета превратится в
пустыню. Стоит ли из–за нескольких праздничных дней губить лесное чудо?
Конечно, нет!
3-й. Каждый из нас может сберечь дерево, лес, планету. Нужно только
постараться.
1-й. Каждый из вас может заменить живую ёлочку искусственной. Для
этого не обязательно покупать её в магазине, а можно сделать самому, как
наши ребята. Нужно только захотеть и приложить немного старания.
2-й. Присоединяйтесь! Только тогда, когда мы вместе, можно добиться
успеха!
Все участники. Люди! Берегите сосны!
Люди! Сохраните ель!
Защитить леса родные –
Вот, ребята наша цель!
Все участники под музыку раздают присутствующим листовки.
Приложение№3
Мастер-класс «Живи, ёлочка!»
Цели:
учить приёмам придания объёма изделиям из бумаги,
технологии изготовления новогодней ёлочки из цветной бумаги
способствовать развитию художественного вкуса, мелкой
моторики рук, точности выполнения действий, наблюдательного
воображения, навыков работы с бумагой, глазомера
способствовать экологическому воспитанию детей,
воспитывать качество аккуратности и собранности при выполнении
практической работы, трудолюбие, коммуникабельность, аккуратность,
культуру труда, умение работать в коллективе, бережное отношение к
природе
Оборудование: бумага зелёного цвета, циркуль, ножницы, клей,
проволока, дощечка, выставка экологических листовок «Живи, ёлочка!» и
альтернативных ёлочек.
Сценарий
Мы собрались сегодня в классе.
Верней не в классе, а в лесу.
И … задержав слегка волненье.
Войдем в мир сказок и чудес.
Ведь перед нами на мгновенье,
раздвинул ветви зимний лес!
В него мы входим без опаски.
Пусть густо кружится метель.
И вот полянка, словно в сказке,
А посреди большая ель!
Стройна, нарядна, просто диво!
(В класс входят заяц, лисенок и бельчонок)
Белочка. Ну, где там твой сюрприз? Давай показывай скорее!
Лисёнок. А мы уже пришли. Вот, смотри какая красавица! А
представляете, как она будет выглядеть у меня дома: разноцветные шары,
сверкающая гирлянда…
Заяц. Как дома? Ты что хочешь её срубить? Она столько лет росла на
этой полянке, взрослела, хорошела с каждым днем. Сколько раз она прятала
меня от лисы и волка, укрывала своими ветками в мороз и метель.
Учитель. Что я слышу? Кто собирается срубить такую красавицу?
Посмотрите, какая она высокая, стройная, пушистая. Более 50 лет росла она.
А вообще-то, ель может прожить и 300 лет. Всем известно, что растения – это
лёгкие нашей планеты.
Лисёнок. А как же быть зимой? Ведь листьев нет.
Учитель. Оказывается, единственным источником кислорода на нашей
планете в зимний период являются хвойные леса.
Белочка: Служит домом ель животным,
Кормит жителей лесных:
Может спрятать в непогоду,
Даже вылечить больных.
Заяц: Если каждый ель возьмет
К празднику на Новый год,
То придут такие дни.
В лесу будут только пни.
Белочка: Ёлочку красавицу
Давайте сбережем.
На праздник новогодний
Из лесу не возьмем!
Лисёнок: Так что же, отказаться от праздника Нового года с елочкой?
Учитель: Нет, отчего же. Этот традиционный веселый праздник не
может обойтись без нарядной елочки. Одно омрачает – тысячи загубленных
ёлочек после праздничных дней выносятся из домов и выбрасываются.
А давай те обратимся за помощью к ребятам. Сейчас они как раз
готовятся к Новому году. И не просто готовятся, а являются защитниками
зелёных красавиц от вырубки.
Лисёнок: А как это?
Учитель: Они выпускают листовки, призывающие всех людей не губить
живые ели ради нескольких праздничных дней
Белочка: Ой, как здорово! К ребятам в гости!
Мастер-класс
Итак, ребята, наши герои столкнулись с проблемой: как же встречать
Новый год без елочки (лесной красавицы)? Что вы предлагаете?
- Правильно, можно вырастить елку на своем участке, купить
искусственную в магазине, а интереснее всего сделать своими руками.
Дети нашей школы приняли участие в акции «Живи елочка».
Посмотрите, каких красавиц они смастерили из различных материалов.
(показ ёлочек)
- Какое желание у вас появилось? (Сделать елочку своими руками)
- Так что мы сегодня будем делать на нашем занятии?
Для чего? С какой целью?
(Демонстрация елочки.) Вот такую пушистую красавицу мы сделаем
вместе, помогая друг другу. И от того как каждый из вас потрудится, зависит,
как будет ли наша елочка стройной, пушистой, аккуратной.
Какой материал потребуется для её изготовления? (Бумага)
Проверьте, все ли необходимое у нас есть на партах. Бумага зелёного
цвета. Еще необходимы ножницы, циркуль и клей. Не забудьте о безопасном
обращении с ножницами и циркулем. Будьте внимательны и аккуратны при
работе с ними.
Посмотрите внимательно на елочку. Из каких деталей она состоит?
Какого они размера, цвета (показ)
А сейчас узнаем, алгоритм изготовления ёлочки
1.С помощью циркуля начерти:
3 круга диаметром 16 см.
3 круга диаметром 14 см.
3 круга диаметром 12 см.
2) Каждый круг раздели на 10 частей.
3)Начерти ещё :
3 круга диаметром 10 см.
3 круга диаметром 8 см.
4) Каждый круг раздели на 8 частей.
5) И ещё начерти 3 круга диаметром 6 см. и раздели на 6 частей.
6) Последний круг должен быть диаметром 5 см. Из него нужно
сделать конус.
7) Разрежь и склей края у кругов так, чтобы получились иголочки.
8) Соедини круги в порядке уменьшения снизу вверх, надевая их
на проволоку.
Музыкальная физкультминутка
1.
Мы продолжаем нашу работу, но уже по группам: первая
группа – изготавливает детали, а вторая - начинает собирать елочку,
надевая круги в порядке уменьшения снизу вверх, надевая их на
проволоку. И получается пушистая новогодняя елочка, которая будет
радовать всех окружающих и создавать праздничное настроение!
Какая замечательная елочка получилась! Давайте подведем итог. Что
вам понравилось на занятии? Чему вы научились сегодня? Что узнали и к
какому выводу пришли? А кто хочет сам дома сделать такую ёлочку?
Мы благодарим всех участников за плодотворное сотрудничество и
просим перенять эстафету акции «Живи, елочка!». А в качестве эстафетной
палочки возьмите по 2 детали, из которых «вырастет» ваша елочка. А эту
елочку предлагаем подарить лесным жителям
Заяц: Как хорошо: и елочка жива, и в доме праздник
Лисёнок:
А елка живая осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому? Никому!
Просто – ветру, метели,
Такой же красивой
Неспиленной ели!
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Стемасская средняя общеообразовательная школа
Приложение№4
Сочинение «Берегите ёлочку»
Лес - наше богатство.
В лесах нашей области растут разные деревья, и, конечно,
наша красавица сосна- это вечнозелёное растение. Особенно
красива она зимой, припушённая мелкими снежинками, которые
блестят в ясную зимнюю стужу. Когда украшаешь её на новогодний
праздник, вешая на неё шары, бусы, мишуру, у нас поднимается
праздничное настроение.
Мы, дети, очень ждём новогодние праздники и подарки на
Рождество.
В эти сказочные дни губят ели и сосны. Для борьбы с этим
мы каждую весну высаживаем саженцы молодых деревьев, которые
будут радовать не только нас , но и лесных жителей. А в летнюю
пору мы найдём под их кроной шляпки разноцветных грибов и
кустики душистых ягод.
И, может быть будет лучше, что эта красавица сосна
останется на лесной поляне, и будет радовать всех. Мы же сделаем
ёлку из разных материалов, зато никому не будет больно от этого.
Телятников Юра 4класс