Автор: Лялина Светлана Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Автономная некоммерческая организация дошкольного образования
Населённый пункт: Московская область, г. Королёв
Наименование материала: Методический материал
Тема: Организация предметно - пространственной среды по развитию математических представлений дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Организация предметно – пространственной среды
по развитию математических представлений дошкольников
Проблема раскрытия способностей и задатков математического
мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает
все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием
науки, связанной с математикой и проникновением её в различные области
знаний.
Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации
производства, моделирования на электронно - вычислительных машинах и
многое другое предполагает наличие у специалистов большинства
современных профессий достаточно развитого умения четко и
последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому обучение в
детском саду направленно, прежде всего на воспитание у детей полноценной
логической аргументации окружающего. Опыт обучения свидетельствует о
том, что развитию логического мышления дошкольников в наибольшей мере
способствует развитие элементарных математических представлений. Для
математического стиля мышления характерны четкость, краткость,
расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться
символикой. В связи с этим систематически перестраивается содержание
обучения математики в детском саду.
Естественно, что основой познания является сенсорное развитие,
приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного
познания формируются представления – образы предметов, их свойств,
отношений. На основе практических действий у детей формируются такие
мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Важной задачей является развитие мышления и речи (овладение
математической терминологией). Следует значительно больше внимания
уделять раскрытию начальных умений индуктивного и дедуктивного
мышления, формированию у детей познавательных интересов и
способностей. Необходимо отметить, что общие методы познания составляют
основу любого научного мышления, в том числе и математического.
В связи с модернизацией дошкольного образования важной задачей
дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование
образовательного процесса и повышение развивающего эффекта
самостоятельной деятельности детей в предметно - развивающей среде,
обеспечивающей воспитание каждого ребенка, позволяющей ему проявить
собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
Естественно, что основой познания является сенсорное развитие,
приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного
познания формируются представления – образы предметов, их свойств,
отношений. На основе практических действий у детей формируются такие
мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
В связи с этим рекомендуется особое внимание уделять построению
предметно - пространственной среды как развивающей, что предусматривает
новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на
личностно - ориентированную модель взаимодействия взрослых и детей и
комплексно - тематический принцип планирования образовательной работы в
ДОУ. Среда, окружающая детей в детском саду, оказывает большое влияние
на формирование образа мира и образа жизни дошкольников, обеспечивает
становление субкультуры детей, способствует формированию кругозора.
Однако проблема создания предметно - развивающей среды для
математического развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день
недостаточно разработана в теории и практике дошкольного образования.
В научных исследованиях под математическим развитием
дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной
деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования
элементарных математических представлений и связанных с ними
логических операций. В процессе математического развития и усвоения
элементарных математических представлений дошкольник вступает в
специфические социально - психологические отношения со временем и
пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются
представления об относительности, транзитивности, дискретности и
непрерывности величины и т.п.; познается смысл окружающей
действительности; формируется целостная «картина мира».
Для того чтобы происходило такое формирование, предполагающее
накопление логико - математического опыта (математической
осведомленности), у детей необходимо организовывать образовательную
деятельность так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.
Этому как раз и способствует целенаправленно организованная
предметно - развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении.
Под развивающей предметно - пространственной средой следует понимать
естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в
пространстве и во времени, насыщенную разнообразными предметами и
игровым материалом. В такой среде возможно одновременное включение в
активную познавательно - творческую деятельность всех детей группы.
При проектировании предметно - развивающей среды, связанной с
математическим развитием дошкольников, необходимо уделять внимание
таким компонентам как пространство, время, предметное окружение.
Каждый этот компонент способствует формированию у ребенка опыта
освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим
миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта
общения со взрослыми и сверстниками.
При этом мы должны помнить, что личность формируется в
деятельности и эффективность влияния предметно - развивающей среды на
математическое развитие ребенка обусловлена его активностью в этой среде.
Среда должна выступать субъектом развития ребенка. Математическое
содержание игровой Деятельности при взаимодействии с предметно -
развивающей средой способствует формированию у детей способности
свободно ориентироваться в пространстве и времени, развитию самооценки,
самоконтроля, самостоятельности, формированию навыков самоорганизации,
самопознания, самовыражения, которые помогут им легко адаптироваться к
школьной жизни.
Современные образовательные программы, разработанные в контексте
ФГОС, уделяют особое внимание организации развивающей среды и ее
зонированию.
С целью математического развития детей дошкольного возраста
предлагается размещать в группе:
- игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует
преимущественно самостоятельно или в совместной с взрослым и
сверстниками деятельности (геометрический конструктор, пазлы);
- учебно - методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе
обучения детей (числовая лесенка, модель числового ряда, обучающие
книги);
- оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей
(материалы для экспериментирования, календари, часы, измерительные
приборы).
Таким образом, влияние предметно развивающей среды на
математическое развитие детей достаточно велико. При этом одной из
основных задач видится моделирование математической зоны в группе
детского сада в соответствии с содержанием математического развития детей
и обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали
познавательную, двигательную, игровую и иную активность детей.
Успешно сформировать ЭМП у дошкольников возможно лишь при
достаточном разнообразном оборудовании и правильном его подборе и
размещении в каждой возрастной группе. Воспитателю необходимо знать
особенности организации среды в каждой возрастной группе. Примерный
перечень оборудования можно найти в письме: О реализации приказа
Минобрнаук и РФ от 20.07.2011г. №2151.
Письмо Департамента общего образования Минобрнаук и России от 17
ноября 2011г. № 03-877 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИГРОВОГО
ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕБНО – МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. В разделах
«Объекты для исследований в действии», а со средней группы и в разделе
«Нормативно – знаковый материал».
Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных
учреждениях любого типа является реализация идей развивающего
образования.
Развивающее образование направлено, прежде всего, на развитие
личности ребенка и осуществляется через решение задач, основанных на
преобразовании информации, что позволяет ребенку проявлять
максимальную самостоятельность и активность; предполагает перспективу
саморазвития ребенка на основе познавательно – творческой деятельности.
Под математическим развитием дошкольников следует понимать
позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые
происходят в результате освоения математических представлений и
связанных с ними логических операций.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИГРОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕБНО –
МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Наглядный материал:
-
демонстрационный (для показа всей группе)
-
раздаточный (для каждого ребенка)
Демонстрационный материал Колесниковой, набор «Чудеса познания»
(цифры, величина, фигуры, противоположности).
Пособия по разделу «Количество и счёт»
-
карточка с двумя пустыми полосками для раскладывания предметов по
указанию воспитателя: один и много. Размеры карточек 21х8 см
-
числовая лесенка – карточка с 5 полосками для раскладывания кружков
(или других фигур двух цветов) в виде «числовой лесенки» (дать
наглядный образ натурального ряда чисел, помочь уяснить связи между
порядковым и количественным числом – на 5 полоске 5 кружков)
-
карточки с разными предметами (от 1 до 5) по 2 одинаковых комплекта
для нахождения «пары» (группировка предметов по признаку числа).
Аналогичные карточки с числовыми фигурами.
-
Карточки с 3 гнёздами (числовыми фигурами и цифрами) для
выполнения заданий: «Найди и назови пропущенное число», «Найди
соседей слева и справа».
-
Наборы цифр. Цифры и соответствующее количество предметов.
Интересные пособия из копилки воспитателя, сделанные своими
руками:
-
«Найди цифры по порядку (от 1 до 5) и назови»
-
«Числовая лесенка»
-
«Математические бусы»
-
«Шифровальщики»
-
«Назови по порядку»
-
Карточки для счёта и «4 лишний» по лексическим темам»
-
«Цветные числа»
-
«Помоги сказочным героям»
-
«Точечки»
Пособия по разделу «Геометрические фигуры»
-
набор геометрических фигур одинакового размера и цвета
-
наборы геометрических фигур разного цвета и размера
-
таблицы: разные треугольники, разные четырехугольники
-
наборы объемных фигур: шар, куб, цилиндр, конус, брус
(прямоугольный параллепипед) одинакового и разного размера и цвета
-
домино геометрических фигур
-
деревянные доски (ящики с отверстиями для вкладывания фигур и
форм)
-
предметные картинки с изображением предметов разных форм
-
лото (пазлы) «Фигуры – предметы»
-
разнообразные геометрические конструкторы
-
кубики Б.Зайцева
-
линейки - трафареты
Пособия воспитателя по данному разделу:
-
«Логическое лото»
-
«Подарки для куклы (мишки)»
-
«Собери квадрат»
-
«Белый лист»
-
карточки для рисования по клеточкам предметов из геометрических
фигур
Пособия по разделу «Величина»
Объёмные и плоские предметы для упорядочивания по длине, высоте,
ширине, толшине и в целом по размеру (до 5 ). Картинки предметов с
перечисленными протяжённостями. Вкладыши (до 5).
Пособия по разделу «Ориентировка в пространстве»:
-
Парные карточки с изображением по-разному расположенных
геометрических фигур (ориентировка на листе бумаги, нахождение
пары
-
6 пар карточек, на которых нарисованы по 3 игрушки, расположенные в
ряд, но меняющиеся местами (упражнять в различении
пространственных отношений между предметами)
- серии картинок для рассматривания и рассказывания о положении
предметов в пространстве: на середине, на краю, между, на, под, около, из -
за, к, из, в (упражнять пространственной ориентировке и использовании в
речи пространственных предлогов и наречий).
Пособия воспитателя по данному разделу:
- карточки для проведения словесных диктантов на размещение
геометрических фигур на листе бумаги.
- образцы для рисования предметов из геометрических фигур на клеточной
бумаге и проведения диктантов по рисованию на клеточной бумаге.
- «Почини ковёр (одеяло)»
- схемы поиска клада, спрятанной игрушки.
- картинки с изображением лабиринтов.
- картинки с изображением персонажей для различение у них правой (левой)
руки, умения ориентироваться от других предметов.
-
ориентировка по плану.
Пособия по разделу «Ориентировка во времени»
- разные календари
- часы (настенные, песочные), модель механизма часов
- модель: год
-
картинки разных времён года, частей суток с изображением
деятельности детей
Пособия воспитателя:
- модели: неделя, сутки, год, часы
Для реализации задач развития детей средствами занимательного
материала, в группе можно оформить математический уголок «Занимательная
математика».
Содержание уголка может включать:
- настольно - печатные игры («Подбери узор», «Собери квадрат», «Веселый
кубик »)
- игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению
шашек и шахмат: “Лиса и гуси”, “Мельница”, “Волки и овцы”
- головоломки («Лабиринт », «Игры со счетными палочками» и т. д. »
- логические задачи («Какие цифры поменялись? », «Найди похожую
фигуру», «Только одно свойство» и т. д.)
- игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур
- силуэтов из специальных наборов фигур( «Матрешка», «Геометрическая
мозаика»)
- игры на развитие ориентировки в пространстве («Мастерская ковров»,
«Найди похожую»)
- плоскостные игры геометрического характера: “Танграм”, “Волшебный
круг”, “Кубики для всех”
Примерный перечень занимательного материала: магические
квадраты, логические ряды, логические задачи, «Найди отличия», «Найди
нужную тень», «Расставь по порядку», «Найди логическую пару», «Найди
предметы, которые спрятались», лабиринты.
На базе уголка занимательной математики проводятся развлечения, турниры с
использованием математических загадок, шуток, ребусов, кроссвордов,
шарад, фокусов.
В группах необходимо создать разнообразную полноценную
развивающую среду, способствующую эффективно формировать у
дошкольников математические представления.
В отечественной и зарубежной педагогике накоплен и интересный опыт
игровых развивающих технологий. К ним относятся развивающие игры
Вячеслава Воскобовича, логические блоки Дьенеша, цветные палочки
Кюизинера, развивающие игры Бориса Никитина.