Напоминание

"Одаренные дети рядом с нами"


Автор: Загинайлова Наталья Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - д/с №56
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: Cтатья
Тема: "Одаренные дети рядом с нами"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Одаренные дети рядом с нами

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная

реальность?

И

как

относиться

к

одаренным

детям?

Требуют

ли

они

специального изучения, подхода и развития?

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей,

педагогов

и

многих

родителей.

Одаренные

дети

бывают

самые

разные.

Случается особая, уникальная одаренность, единственная в своем роде. Одна

на тысячу, а то и на миллион детей.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими,

очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки

для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний

день

большинство

психологов

признает,

что

уровень,

качественное

своеобразие

и

характер

развития

одаренности

это

всегда

результат

сложного

взаимодействия

наследственности

(природных

задатков)

и

социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой,

учебной,

трудовой).

При

этом

особое

значение

имеют

собственная

активность

ребенка,

а

также

психологические

механизмы

саморазвития

личности, лежащей в основе формирования и реализации индивидуального

дарования.

Детский возраст – период становления способностей и личности. Это

время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее

дифференциации. Уровень и широта интеграции определяет особенности и

зрелость самого явления – одаренности.

Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют

динамику развития одаренности. Детская одаренность часто выступает как

проявление закономерности возрастного развития. Каждый детский возраст

имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники

характеризуются

особой

предрасположенностью

к

усвоению

языков,

высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии.

Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с

анализом

развития

конкретного

ребенка.

Эффективная

идентификация

одаренности,

посредством

какой

либо

одноразовой

процедуры

тестирования

невозможна.

Поэтому

вместо

одномоментного

отбора

одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный

поиск одаренных детей в процессе их обучения.

Необходимо снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в

оценке

одаренности

ребенка,

как

по

положительному,

так

и

по

отрицательному

критерию

при

использовании

психодиагностических

методик: высокие значения того или иного показателя не всегда являются

свидетельством

одаренности,

низкие

его

значения

еще

не

являются

доказательством ее отсутствия.

Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов

тестирования.

Так

на

высокие

показатели

психоистрических

тестов

интеллекта могут влиять мера обученности и социализации ребенка. В свою

очередь, низкие показатели по тесту креативности могут быть связаны со

специфической познавательной позицией ребенка, но никак не отсутствием у

него творческих способностей и напротив высокие показатели могут быть

следствием

невротизации,

нарушения

селективности

мыслительного

процесса, высокого мотива достижений или психологической защиты.

Таким образом, одаренность – дар – талант- гений – способность у высоко

одаренных детей отличают:

Высокие интеллектуальные способности,

Креативность (оригинальность , гибкость, продуктивность мышления)

Быстрое усвоение и выдающаяся память

Интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям

Высокая личностная ответственность

Нас заинтересовала интеллектуальная или умственная одаренность.

Определение ее многообразно:

Умственная продуктивность

Умственная

одаренность

есть

общая

способность

сознательно

направить свое мышление на новые требования, есть общая умственная

способность приспособления к новым задачам и условиям (В. Штерн)

Также нас интересуют те определения интеллектуальной одаренности,

которые раскрывают, механизмы «эффективного мышления» , т.к. основой

интеллекта,

его

«интеральным

фактором»

является

понимательная

способность, т.е. способность видеть, осмысливать и предвидеть явления.

Развитие

пониматильной

способности

создает

возможность

развивать

творческое мышление, а также специальные возможности, т.е. способности в

строго определенных видах деятельности.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности»

можно видеть:

Общую одаренность

Специальную одаренность

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам

деятельности

и

выступает

как

основа

их

продуктивности.

В

качестве

психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции

умственных

способностей,

мотивационной

сферы

и

системы

ценностей

вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества

личности. Важнейшие аспекты общей одаренности – умственная.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах

деятельности и обычно определяется в 85отношении отдельных областей

(математика, спорт, общение, и т.д.)

Задачи, которые мы ставим перед собой;

1.

Выявить и вести мониторинг развития одаренных детей

2.

Осуществлять

психологическое

просвещение

родителей

на

тему

одаренности

3.

Способность профессиональному и личностному совершенствованию

педагогов

Направление:

1.

Психодиагностика

2.

Профилактика и развитие

3.

Просвещение

Первый этап: первоначальное выделение детей для детального

обследования.

Для

этого

используется

метод

экспертивных

оценок.

Психолог

вместе

с

воспитателями средней группы в конце учебного года заполняют анкету, где

по пятибалльной системе оценивают степень проявления у детей признаков

одаренности:

выполнение

заданий

на

более

высоком

у р о в н е ,

сообразительность,

инициативность,

оригинальность

и

разнообразие

продуктов деятельности, любознательность широта кругозора. Дальнейшее

обследование

проводится

с

детьми,

у

которых

достаточно

часто

и

ярко

проявляются данные признаки.

Второй этап: отбор детей в группу одаренных.

При диагностики одаренности мы исходим из представления большинства

исследований (Дж. Рензулли) о том, что ребенок, продемонстрировавший

высокий

уровень

способностей

хотя

бы

по

одному

из

следующих

параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативность,

заслуживает того, что – бы его квалифицировали как одаренного.

Для определения уровня развития данных способностей у детей

используется следующие методики:

Тест

Векслера.

Диагностика

структуры

интеллекта

(детский

вариант)

Методика

«Словесный

лабиринт»

исследует

подвижность

мыслительных процессов.

Методика «Влияние установки на оригинальность мышления»

Тест возрастающей трудности, матрицы Ровена определяет логичность

мышления, умение находить закономерности

Методика Зака диагностирует ( а при неоднократном применении и

корректирует)

умение

совершать

мыслительные

действия

во

внутреннем плане, логично мыслить.

Тема «Талантлив ли ваш ребенок?» поможет родителям проверить свои

наблюдения и определить, в чем именно талантлив ваш ребенок.

На основе результатов комплексной диагностики делаем вывод о наличии

одаренности у детей

Третий этап нашей работы: Мониторинг одаренности.

На третьем этапе мы должны отследить диагностику развития каждого

ребенка. Используется методика оценки общей одаренности А.И.Савенкова.

В ней путем экспертных оценок выявляется уровень сформированности у

детей девяти характеристик одаренности в начале и конце учебного года.

Для того чтобы мы представили полную картину развития ребенка и его

одаренности

поможет

составление

психологической

характеристики

и

просвещение педагогов и родителей.

Работа с одаренными детьми предъявляет дополнительные требования к

профессионализму и личности педагога.

М. Карне выделяет следующие качества, необходимые педагогу для

работы с одаренными детьми:

Теоретические знания по вопросу одаренности

Наличие практического опыта

Целеустремленность и настойчивость

Креативность

Для достижения данной цели используются различные формы работы

консультации, семинары, деловая игра.

, Также мы должны оказать помощь родителям в поиске путей решения

проблем часто встречающихся при воспитании одаренного ребенка.

Формы работы с родителями одаренных детей;

1.

Беседы и семинары

2.

Деловые игры, тренинговые занятия, индивидуальные консультации.

Одаренные дети наше достижение. Одаренность можно сравнить со звездой

свет

которой

пронизывает

каждого

ребенка,

пробуждая

к

жизни

ростки

удивительных

способностей

и

талантов,

очень

важно

чтобы

педагог

чувствовал и научился отыскивать «звездные россыпи» дарований в своих

детях.



В раздел образования