Автор: Романенко Елена Вячеславовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №232"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: конспект занятия по логоритмике для детей с общим недоразвитием речи 5 - 6 лет
Тема: "В гости к тётушке Федоре"
Раздел: дошкольное образование
Тема занятия: «В гости к тетушке Федоре»
Лексическая тема: «Посуда»
Программное содержание:
коррекционно-образовательные:
— обобщать представления детей о посуде, уточнять и активизировать словарь по теме
«Посуда», уточнять понятия: чайная, кухонная, столовая посуда;
— учить составлению сложных предложений (при помощи «потому что») ;
— формировать навыки словообразование существительных с помощью суффиксов;
— закреплять умение передавать эмоции (огорчение, радость, удивление) ;
— продолжать учить выразительно петь, слушать друг друга;
— учить двигаться в соответствии с музыкой;
коррекционно-развивающие:
— совершенствовать технику выполнения правильной ходьбы, бега на носках;
— развивать зрительное внимание, чувство ритма, умение согласовывать движения со
словами и музыкой;
— развивать правильное дыхание,
— распределять дыхание на фразу, регулировать силу выдоха в пении;
— корректировать двигательную гиперактивность в играх и упражнениях.
коррекционно-воспитательные:
— формировать взаимопонимание, навык сотрудничества, взаимодействие в игре и на
занятии.
— воспитывать бережное отношение к посуде.
Материал:
• Демонстрационный: ИКТ технологии, презентация к занятию, письмо, предметные
картинки с изображением посуды.
• Раздаточный: стаканчики, трубочки,
Словарная работа: название предметов посуды, классификация посуды.
Предварительная работа: Рассматривание посуды, чтение сказки «Федорино горе»,
разучивание упражнения «Ровным кругом», «Скачет сито по полям». Разучивание
стихотворения: «Ты знаешь, какая бывает посуда? », Разучивание танца «Кадриль с
ложками»
Методические приемы
Словесные: чтение стихотворения, письма
Игровые: игры «Поможем Федоре, наведем порядок», игра «Угадай настроение», игра
«Найди посуду», «Разложи правильно», сюрпризный момент - героиня тетушка Федора на
экране.
Практические: просмотр отрывка из мультфильма, упражнение «ровным кругом»,
упражнение «Скачет сито по полям», танец «Кадриль с ложками», упражнение на
развитие длительного выдоха
Ход :
Дети с логопедом входят в музыкальный зал. Музыка «В гостях у сказки»
1. Организационный момент.
Логопед:
— Ребята, вы любите слушать сказки?
— Ребята, сегодня нам предстоит интересное и увлекательное путешествие в сказку. А для
этого, надо проговорить присказку. (Дети встают и выполняют движения вместе)
1. За ступенькою ступенька – станет лесенка. Дети держат руки перед грудью и
выполняют движения кистями рук (снизу-вверх) .
Ногами выполняют пружинку.
2. Слово к слову ставь складненько – будет песенка. Кисти рук поставлены вертикально,
ладошка правой руки касается ладошки левой руки.
3. А колечко на колечко – станет вязочка. Большие и указательные пальцы рук образуют
колечко, сцепляются, изображая цепочку.
4. Сядь со мною на крылечко. Движения двумя руками вниз.
5. Слушай сказочку. Ладони рук находятся у щек.
Логопед: Сегодня я приглашаю вас в гости к бабушке Федоре (Слайд 1).
Звук бьющейся посуды. На экране (слайд № 2) эпизод из мультфильма «Федорино горе»,
где посуда убегает от Федоры
Логопед: Ой, что это? Посмотрите, на экран
- Ребята, вы узнали эту сказку? Как она называется? Кто главный герой этой сказки? Кто
помнит, о чем эта сказка? Кто автор этой сказки?
Логопед:
Разбежалась вся посуда
Нет тарелок, вилок нет,
И попрятались кастрюли,
Не сварить никак обед!
2. Упражнение на ориентировку в пространстве «Скачет сито по полям» под музыку
(Логопед предлагает детям изобразить, как убегает посуда от Федоры)
Скачет сито по полям (подскоки)
А корыто по лугам.
За лопатою метла (ходьба)
Вдоль по улице пошла ходьба
И кастрюля на бегу (бег на носочках врассыпную)
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу
Удержаться не могу! »
Из окошка вышел стол (ходьба с высоким подниманием колен)
И пошел, пошел, пошел! (Логопед заводит детей в круг.)
3.Логопед: Посмотрите, а тут еще и письмо лежит (Слайд 3).
Дорогие, девочки и мальчики!
Пожалуйста, помогите!
По дороге прямо идите,
И посуду мою верните!
Федора.
4.Логопед: Надо помочь Федоре, отправляемся в путь. (Обращаемся к музыкальному
руководителю)
- Светлана Александровна, помогите нам, пожалуйста. Чтоб идти нам поскорей,
подыграйте веселей! Упражнение «Кочки – дорожки».
В соответствии с музыкой дети изображают прыжки по кочкам или ход по узкой дорожке.
(Слайд 4)
5. Мимическая гимнастика (игра «Угадай настроение» показ эмоций)
Как много грязной посуды было у Федоры – давайте мимикой покажем, что мы очень
недовольны (слайд 5)
Чудеса! В сказке посуда как живая ходит! (слайд 6) – покажем удивление.
А мы найдем посуду и наведем порядок! Посуда чистая на своем месте лежит. (слайд 7) –
покажем радость.
Как вы хорошо умеете показывать свои эмоции!
6. Игра «Найди посуду»
Логопед: Давайте поиграем в игру «Найди посуду», и узнаем, какая посуда убежала от
Федоры. (Слайд 8)
Вот мы и нашли Федорину посуду, теперь надо ее помыть.
7. Развитие мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре, (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о
друга)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибать пальчики по одному, начиная с большого)
И большую поварешку.
Ничего мы не сломали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
Так Федоре помогали!
Логопед: Давайте вспомним, какая бывает посуда, как ее используют? Слайды на
презентации
• Посуда, в которой готовят пищу, она нужна на кухне – называется кухонная посуда.
(Слайд № 9)
• Посуда, которой пользуются во время обеда за столом – столовая посуда. (Слайд №10)
• Посуда для того, чтобы пить чай называется – чайная. (Слайд №11)
-Теперь задание труднее.
8. Упражнение «Разложи продукты на место» (Слайды с 12 по 16)
Дети есть специальная посуда, в которой подают продукты питания. Ее называют также,
как и те продукты, которые в нее кладут. Сейчас на экране будут появляться продукты, а
вы должны догадаться, куда их сложить?
– Что это за продукт питания? (Хлеб)
– В какую посуду ты положишь хлеб? (Хлеб я положу в хлебницу)
– Это сахар. Сахар я положу в сахарницу.
– Это конфеты. Конфеты я положу в конфетницу.
– Это масло. Масло я положу в масленку.
– Это салат. Салат я положу в салатник.
– Мы с вами узнали названия специальной посуды, в которую кладут продукты питания.
9. На экране появляется Федора (Слайд № 17)
Федора :
- Дорогие, дети! Какие вы молодцы, нашли мою посуду, всю перемыли, и навели порядок.
Теперь я с ней никогда не расстанусь . Вы хотите чаю?
10. Упражнение на развитие дыхания «Вода кипит» (слайд 18)
Логопед: Чтобы чаю нам попить
Надо чайник вскипятить!
Дети подходят к столу и берут стаканчики с трубочкой.
- Сделайте глубокий вдох носом, а затем подуйте в соломинку. Не раздувая щек.
- сначала вода закипает потихоньку, и появляются маленькие пузырьки. Потом сильнее, и
вот вода закипела, забурлила. Всегда помните, что кипяток очень горячий. С ним нужно
быть очень осторожным!
11. Релаксация.
Федора предлагает детям отдохнуть (слайд 19)
12. Окончание занятия.
Логопед - Федора мы нашли твою посуду
Федора: Спасибо, вам, ребята, за помощь. Теперь я поняла, что у каждой вещи должно
быть своё место.
ФЕДОРА: Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
буду, буду я посуду
И любить, и уважать!
До свидания!
Дети: До свидания Федора!
Логопед: Как вы помогли Федоре? Что вы делали? Как назвать одним словом: чайник,
тарелка, кружка, кастрюля и т. д. А вы запомнили какая посуда бывает?
Молодцы вы отлично справились со всеми заданиями! А Федора дарит нам раскраски с
изображением посуды.