Напоминание

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (ФЛОРДИЗАЙН)


Автор: Якунина Татьяна Николаевна
Должность: педагог доп.образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДТ Измайловский
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (ФЛОРДИЗАЙН)
Раздел: дополнительное образование





Назад




СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (ФЛОРДИЗАЙН)

«Изготовление объёмной декоративной картины»

Автор:

Якунина Татьяна Николаевна

педагог доп. образования

ГБУ ДО ДТ Измайловский

Санкт-Петербург

2019 год

Введение

Современная

флористика

,

если

проводить

аналогию

с

изобрази

-

тельным

искусством

,

это

живопись

различными

природными

матери

-

алами

.

Флористика

ставит

задачу

видения

материала

,

умения

его

компоновать

,

дополнять

,

выражает

сущность

,

красоту

главного

эле

-

мента

композиции

.

Она

предусматривает

не

только

цветы

и

расте

-

ния

и

природный

материал

,

но

и

плоды

,

семена

,

и

даже

кожуру

от

ба

-

нана

и

ананаса

и

прочие

,

на

первый

взгляд

,

не

очень

подходящие

природные

элементы

.

Флористика

очень

часто

использует

плоды

и

сухоцветы

экзотических

растений

,

окрашенные

во

всевозможные

цвета

.

Для

составления

флористических

композиций

специально

вы

-

ращивают

декоративные

сорта

овощей

и

фруктов

.

Современная

флористика

подразумевает

не

только

использова

-

ние

цветов

,

растений

и

других

материалов

в

своем

первоначальном

виде

,

но

и

специальную

обработку

природных

материалов

,

входя

-

щих

в

композицию

,

а

также

предусматривает

их

изменение

,

дефор

-

мацию

,

скручивание

,

покрытие

лаком

и

краской

,

придание

блеска

,

для

того

,

чтобы

предметы

в

композиции

бликовали

и

переливались

,

создавая

яркие

цветные

акценты

.

Интересным

элементом

флористи

-

ческой

композиции

являются

корни

растений

.

Например

,

вымочен

-

ные

,

отмытые

и

очищенные

от

коры

корни

малины

,

после

покрытия

их

морилкой

и

лаком

,

смотрятся

очень

эффектно

.

Флористика

пред

-

полагает

использование

в

качестве

декоративных

элементов

даже

макаронные

изделия

,

семена

различных

растений

.

Для

работы

с

при

-

родными

материалами

флористика

предусматривает

не

только

ху

-

дожественные

лаки

и

краски

,

которые

стоят

дорого

,

но

и

обычный

лак

для

ногтей

,

и

краску

для

автомобилей

.

Очень

удобно

для

склеи

-

вания

частей

композиции

использование

пистолетного

силиконово

-

го

клея

.

Флористика

имеет

свои

законы

и

правила

,

которые

изучаются

специалистами

и

соблюдаются

при

составлении

букетов

,

компози

-

ций

,

панно

и

коллажей

.

Например

,

флористика

предусматривает

,

что

линия

в

композиции

не

должна

обрываться

,

на

кончик

любой

веточки

должна

быть

приклеена

какая

-

либо

деталь

-

небольшой

плод

,

ра

-

кушка

,

стеклышко

или

кора

дерева

.

Нельзя

ограничиваться

примене

-

нием

только

точечного

материала

,

для

создания

движения

необхо

-

дим

линейный

материал

.

Флористика

подчиняется

законам

компози

-

ции

,

она

должна

быть

уравновешена

,

если

не

формой

,

то

цветом

,

как

в

живописи

.

Флористика

-

это

знание

законов

построения

компози

-

ции

,

колористики

,

а

также

фантазия

и

талант

флориста

.

Цель

моей

работы

:

1.

Раскрыть

возможности

и

стили

современной

флористики

.

2.

Последовательно

познакомить

с

законами

композиции

,

цветоведе

-

нием

,

макетированием

(

работа

в

объёме

)

Задачи

:

1.

Научить

правильно

работать

над

своим

художественном

произве

-

дением

2.

Создавая

его

от

эскиза

до

выполнения

в

природном

и

неприрод

-

ном

материале

3.

Помочь

творчески

и

серьёзно

относиться

к

своей

работе

4.

Учиться

экспериментировать

работая

с

доступным

природным

и

неприродным

материалом

.

Мир

флористики

весьма

широк

:

это

не

только

создание

разного

рода

композиций

,

но

и

оформление

коллекций

,

витрин

,

интерьеров

.

В

арсенале

современной

флористики

разнообразные

картины

,

панно

,

корзины

,

деревца

,

пейзажи

,

украшения

и

другие

композиции

из

сухоцветов

и

других

природных

материалов

.

Всё

чаще

в

работах

мастеров

-

флористов

встречаются

рядом

элементы

различных

стилей

и

направлений

(

эклектика

).

У

современного

флориста

огромные

воз

-

можности

и

никаких

запретов

.

Ещё

недавно

флористика

была

огра

-

ничена

строгими

канонами

.

Считалось

,

например

,

невозможным

со

-

четание

в

одном

объекте

живых

и

сухих

растений

.

Появились

новые

тенденции

,

решительно

нарушены

привычные

рамки

.

Наиболее

ярко

выраженная

тенденция

последнего

времени

возможность

соче

-

тать

всё

со

всем

не

обошла

стороной

флористику

.

Только

делать

это

нужно

умело

.

Свобода

в

сочетании

различных

стилей

и

материа

-

лов

требует

вкуса

и

опыта

флориста

.

При

создании

работы

в

ход

мо

-

гут

идти

любые

флористические

материалы

сухоцветы

,

засушен

-

ные

экзотические

плоды

,

причудливо

закрученные

стебли

,

а

также

природные

и

неприродные

материалы

:

ткань

,

шнуры

,

изолон

,

прово

-

лока

,

пенопласт

.

Роль

дополнительного

образования

в

жизни

ребёнка

«

Роль

дополнительного

образования

в

жизни

ребёнка

»

Современная

российская

система

обучения

детей

и

подростков

уже

давно

основывается

на

тандеме

массовой

общеобразовательной

школы

и

учреждений

дополнительного

образования

.

Если

главная

задача

школ

дать

каждому

обучающемуся

фундаментальные

зна

-

ния

по

всем

предметам

и

направлена

на

поступление

в

высшее

учеб

-

ное

заведение

,

то

дополнительное

образование

уже

давно

является

средством

выявления

,

поддержки

и

развития

творческого

потенциа

-

ла

учеников

.

Молодежь

неравнодушна

к

образованию

,

но

хотела

бы

,

чтобы

оно

было

более

жизненным

и

личностно

ориентированным

.

Очевид

-

но

,

что

одно

только

базовое

образование

не

в

состоянии

решить

эту

проблему

.

Поэтому

так

важно

умело

использовать

огромные

возмож

-

ности

дополнительного

образования

,

благодаря

которому

ученик

действительно

получает

возможность

самостоятельно

выбирать

вид

деятельности

,

определить

свой

собственный

образовательный

путь

.

Что

же

даёт

дополнительное

образование

?

Дополнительное

образование

дает

ребенку

возможность

раз

-

вить

творческие

способности

,

приобрести

дополнительные

знания

,

умения

и

навыки

.

Отдавая

своего

ребёнка

в

какой

-

либо

кружок

,

спортивную

секцию

или

музыкальную

школу

,

родители

предоставляют

ему

возможность

дополнительного

развития

.

Однако

выбрать

направление

и

специ

-

фику

не

так

просто

.

Отдавать

ребенка

стоит

в

ту

образовательную

область

,

которая

ему

интересна

.

И

не

стоит

упорствовать

и

навязы

-

вать

какое

-

либо

дополнительное

образование

,

если

ребенку

оно

не

интересно

.

Система

дополнительного

образования

помогает

выстраивать

межличностные

отношения

улучшает

состояние

эмоциональной

сферы

способствует

развитию

самосознания

улучшает

усидчивость

и

внимание

ребёнка

Все

это

в

совокупности

помогает

раскрыть

и

развивать

творческий

потенциал

детей

,

так

как

ориентировано

на

удовлетворение

их

ин

-

теллектуальных

способностей

и

решения

задач

их

творческого

ста

-

новления

за

пределами

школьного

учебного

времени

.

И

все

это

,

потому

что

основополагающим

фактором

является

индивидуальный

подход

к

каждому

ребенку

,

который

стано

-

вится

возможным

благодаря

персональным

урокам

немногочисленным

группам

определенной

свободе

самого

педагога

,

у

которого

есть

воз

-

можности

самому

разрабатывать

программу

с

учетом

базовых

требований

,

личного

опыта

и

собственных

наработок

Что

ещё

даёт

дополнительное

образование

?

Возможность

увидеть

результат

своего

труда

,

от

которого

ребята

подчас

приходят

в

восторг

.

Очень

важно

раскрыть

в

детях

творче

-

ские

способности

,

некий

талант

,

найти

то

,

что

воспитаннику

ин

-

тересно

,

но

в

силу

жизненных

обстоятельств

ранее

,

у

ребёнка

не

было

возможности

найти

занятие

в

связи

со

своим

интересом

,

душев

-

ной

потребностью

.

И

если

ребёнку

будет

интересно

,

то

,

конечно

же

,

за

этим

последуют

и

результаты

.

Роль

дополнительного

образования

нельзя

недооценивать

.

С

ранних

лет

ребенок

учится

планировать

свое

время

.

Этот

навык

,

с

течением

времени

,

будет

оттачиваться

и

войдет

с

ним

во

взрослую

жизнь

.

Круг

общения

,

который

мог

бы

быть

ограничен

только

шко

-

лой

и

двором

,

становится

шире

.

Данный

факт

влияет

на

коммуника

-

тивные

навыки

.

Помимо

этого

,

в

учреждениях

дополнительного

об

-

разования

ребенок

находит

близких

по

духу

и

увлечениям

друзей

.

В

результате

знания

,

умения

и

навыки

,

приобретенные

в

учреждениях

дополнительного

образования

,

формируют

у

ребенка

расширенный

кругозор

и

активную

жизненную

позицию

.

Занятость

учащихся

во

внеурочное

время

содействует

укреплению

самодисциплины

,

разви

-

тию

самоконтроля

школьников

,

появлению

навыков

содержательно

-

го

проведения

досуга

.

Занятия

в

группах

дополнительного

образо

-

вания

развивают

личность

ребенка

,

он

получает

знания

,

умения

и

на

-

выки

,

которые

позволяют

ему

трудиться

вместе

с

педагогом

,

под

контролем

педагога, самостоятельно, прививают потребность постоянного

самосовершенствования и саморазвития не только в школьные годы, но и в

течение всей жизни.

Декоративно-прикладное искусство - самое древнее искусство на земле. Его

роль велика не только в эстетическом воспитании ребёнка, но и в духовно -

нравственном становлении личности. Погружение в мир культуры позволяет

ребёнку освоить первую ступень к построению целостной картины мира.

Поэтому одной из главных задач стоящих перед педагогом декоративно - при-

кладного творчества в условиях дополнительного образования является обуче-

ние и приобщение детей к различным видам искусства, к лучшим образцам

отечественной культуры, развитие их творческого воображения и мышления.

Наряду с известными традиционными видами искусства (лепка, рисование,

танцы) в настоящее время модным направлением стал и такой вид искусства,

как флористика («флора» - растение). Основная задача творчества из раститель-

ного материала – создание художественного образа. В этом видна его прямая

связь с окружающей нас природой. Усваивая определенные правила и инструк-

ции, ребенок учится ценить то, казалось бы, незамысловатое, что можно найти

в природе и с успехом использовать в аранжировке: сучки, коряжки, камешки,

чудные грибы, мимо которых он равнодушно проходил раньше. Растительный

материал в своем первозданном виде благодаря природной красоте часто за-

крепляется в нашем сознании при определенной эмоциональной реакции на

предмет. Последующая «работа» с ним, использование во флористике позволяет

закрепить эту эмоциональную реакцию, яснее увидеть эстетическое назначение

отточить эстетический вкус. Владение искусством флористики помогает на чув-

ственном уровне подкрепить знания о природе и искусстве, оживить и напол-

нить их художественными образами, насытить картинами, звуками, ароматами и

прикосновениями.

В мире флористики дети знакомятся с простейшими способами заготовки рас-

тительного материала, познают основные правила выполнения композиций,

изготавливают несложные сувениры, коллажи, декоративные картин.

Далее флористика включает изучение стилей, техники флористики, разра-

ботка эскизов, выполняются сложные объемные работы.

Технология изготовления объёмной декоративной картины.

Главным

эскизом и материалом любого творческого работника является

мышление и восприятие. Чтобы начать любую работу её надо нарисовать в

своём сознании увидеть с разных сторон, прочувствовать цвет, гармонию стиль

и сам образ картины. Далее идут наброски, эскизы. Работа с эскизами развивает

образное мышление, развивает чувство композиции, художественный вкус во-

ображение.

В своей работе важно найти правильное колористическое решение, контраст

или нюанс и пропорциональные цветовые решения. Делается серия набросков

эскизов простым карандашом и в цвете.

Останавливаясь на определённом и завершая эскиз, нужно зрительно охватить

взглядом весь эскиз в целом. Изготовление своей декоративной картины я начи-

нала именно с этого правила. Чтобы понимать какой будет рельеф в моей работе

низкий или высокий, я сделала макет из белой бумаги для черчения в размере

уточнённого эскиза. Макет для объёмной композиции необходимо выполнить

пропорционально между высотой, шириной и, главное, глубиной, а также от-

ношения углов находящихся элементов друг к другу и на каких расстояниях они

расположены друг от друга в пространстве.

В своей работе я использовала смешанную технику: декоративные элемен-

ты, проволока, пенопласт, изолон, пластмассовые трубки, бумагу.

В основу картины взят диагональный принцип построения композиции. Фоном

для декоративной картины я выбрала фактурное решение. Основной фон вы-

полнен на изолоне, методом выжигания. При выжигании необходимо соблю-

дать меры предосторожности, так как материал легкоплавкий, а выжигательный

элемент может дать воспламенение, поэтому рабочим столом должно быть стек-

ло или жесть, а также иметь при себе небольшую ёмкость с водой. Имея перед

собой эскиз, подготавливаю и распределяю все элементы на основном фоне, на

отмеченные по шаблону места. Перед тем как фиксировать клеем все элементы,

выполняю

небольшие

корректировки

и

незначительные

поправки

в

работе.

Проклеиваю элементы на места, согласно эскиза. Оставляю картину для про-

сушки. При оформлении картины очень важным элементом является прора-

ботка рамы, её сочетание с картиной по форме и цвету. Рама не должна забивать

произведение, т.е. слишком брать на себя акцент. По цвету картина и рама долж-

ны сочетаться друг с другом. В моей работе рама окрашена в нейтральных пере-

ходных тонах от серебристого до тепло-бежевого. Для окрашивания рамы я ис-

пользовала акриловые краски.

Заключение.

Основываюсь на данную работу можно сделать следующее заключение. Рабо-

та может выполняться детьми 14-17 лет, так как связана с выжиганием на изо-

лоне, требует осторожности обращения с выжигательным аппаратом, т.е. тех-

ники безопасности, а также вдыхание едкого дыма. Данная работа должна вы-

полняться в хорошо проветриваемым помещении или в помещении с принуди-

тельной вентиляцией, чтобы избежать отравления дымом, соблюдая все меры

предосторожности.

Работа с различными материалами расширяет кругозор детей, даёт понять воз-

можности применения и выборе различного материала в определённых компо-

зициях, учитывая особенности материала, его структуру и использование в ра-

ботах.

Список литературы:

,,Путь к мастерству” К.А. Петрова А.Ю. Манина практические советы дизайне-

рам-флористам.

Школа флористики Коллажи и панно Ю.Марьина

Икебана Аранжировка Флористика М. Э.Витвицкая

Наш рукотворный мир Н.М.Конышева (от мира природы-к миру вещей)



В раздел образования