Автор: Якунина Татьяна Николаевна
Должность: педагог доп.образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДТ Измайловский
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (ФЛОРДИЗАЙН)
Раздел: дополнительное образование
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (ФЛОРДИЗАЙН)
«Изготовление объёмной декоративной картины»
Автор:
Якунина Татьяна Николаевна
педагог доп. образования
ГБУ ДО ДТ Измайловский
Санкт-Петербург
2019 год
Введение
Современная
флористика
,
если
проводить
аналогию
с
изобрази
-
тельным
искусством
,
это
живопись
различными
природными
матери
-
алами
.
Флористика
ставит
задачу
видения
материала
,
умения
его
компоновать
,
дополнять
,
выражает
сущность
,
красоту
главного
эле
-
мента
композиции
.
Она
предусматривает
не
только
цветы
и
расте
-
ния
и
природный
материал
,
но
и
плоды
,
семена
,
и
даже
кожуру
от
ба
-
нана
и
ананаса
и
прочие
,
на
первый
взгляд
,
не
очень
подходящие
природные
элементы
.
Флористика
очень
часто
использует
плоды
и
сухоцветы
экзотических
растений
,
окрашенные
во
всевозможные
цвета
.
Для
составления
флористических
композиций
специально
вы
-
ращивают
декоративные
сорта
овощей
и
фруктов
.
Современная
флористика
подразумевает
не
только
использова
-
ние
цветов
,
растений
и
других
материалов
в
своем
первоначальном
виде
,
но
и
специальную
обработку
природных
материалов
,
входя
-
щих
в
композицию
,
а
также
предусматривает
их
изменение
,
дефор
-
мацию
,
скручивание
,
покрытие
лаком
и
краской
,
придание
блеска
,
для
того
,
чтобы
предметы
в
композиции
бликовали
и
переливались
,
создавая
яркие
цветные
акценты
.
Интересным
элементом
флористи
-
ческой
композиции
являются
корни
растений
.
Например
,
вымочен
-
ные
,
отмытые
и
очищенные
от
коры
корни
малины
,
после
покрытия
их
морилкой
и
лаком
,
смотрятся
очень
эффектно
.
Флористика
пред
-
полагает
использование
в
качестве
декоративных
элементов
даже
макаронные
изделия
,
семена
различных
растений
.
Для
работы
с
при
-
родными
материалами
флористика
предусматривает
не
только
ху
-
дожественные
лаки
и
краски
,
которые
стоят
дорого
,
но
и
обычный
лак
для
ногтей
,
и
краску
для
автомобилей
.
Очень
удобно
для
склеи
-
вания
частей
композиции
использование
пистолетного
силиконово
-
го
клея
.
Флористика
имеет
свои
законы
и
правила
,
которые
изучаются
специалистами
и
соблюдаются
при
составлении
букетов
,
компози
-
ций
,
панно
и
коллажей
.
Например
,
флористика
предусматривает
,
что
линия
в
композиции
не
должна
обрываться
,
на
кончик
любой
веточки
должна
быть
приклеена
какая
-
либо
деталь
-
небольшой
плод
,
ра
-
кушка
,
стеклышко
или
кора
дерева
.
Нельзя
ограничиваться
примене
-
нием
только
точечного
материала
,
для
создания
движения
необхо
-
дим
линейный
материал
.
Флористика
подчиняется
законам
компози
-
ции
,
она
должна
быть
уравновешена
,
если
не
формой
,
то
цветом
,
как
в
живописи
.
Флористика
-
это
знание
законов
построения
компози
-
ции
,
колористики
,
а
также
фантазия
и
талант
флориста
.
Цель
моей
работы
:
1.
Раскрыть
возможности
и
стили
современной
флористики
.
2.
Последовательно
познакомить
с
законами
композиции
,
цветоведе
-
нием
,
макетированием
(
работа
в
объёме
)
Задачи
:
1.
Научить
правильно
работать
над
своим
художественном
произве
-
дением
2.
Создавая
его
от
эскиза
до
выполнения
в
природном
и
неприрод
-
ном
материале
3.
Помочь
творчески
и
серьёзно
относиться
к
своей
работе
4.
Учиться
экспериментировать
работая
с
доступным
природным
и
неприродным
материалом
.
Мир
флористики
весьма
широк
:
это
не
только
создание
разного
рода
композиций
,
но
и
оформление
коллекций
,
витрин
,
интерьеров
.
В
арсенале
современной
флористики
—
разнообразные
картины
,
панно
,
корзины
,
деревца
,
пейзажи
,
украшения
и
другие
композиции
из
сухоцветов
и
других
природных
материалов
.
Всё
чаще
в
работах
мастеров
-
флористов
встречаются
рядом
элементы
различных
стилей
и
направлений
(
эклектика
).
У
современного
флориста
огромные
воз
-
можности
и
никаких
запретов
.
Ещё
недавно
флористика
была
огра
-
ничена
строгими
канонами
.
Считалось
,
например
,
невозможным
со
-
четание
в
одном
объекте
живых
и
сухих
растений
.
Появились
новые
тенденции
,
решительно
нарушены
привычные
рамки
.
Наиболее
ярко
выраженная
тенденция
последнего
времени
—
возможность
соче
-
тать
всё
со
всем
—
не
обошла
стороной
флористику
.
Только
делать
это
нужно
умело
.
Свобода
в
сочетании
различных
стилей
и
материа
-
лов
требует
вкуса
и
опыта
флориста
.
При
создании
работы
в
ход
мо
-
гут
идти
любые
флористические
материалы
—
сухоцветы
,
засушен
-
ные
экзотические
плоды
,
причудливо
закрученные
стебли
,
а
также
природные
и
неприродные
материалы
:
ткань
,
шнуры
,
изолон
,
прово
-
лока
,
пенопласт
.
Роль
дополнительного
образования
в
жизни
ребёнка
«
Роль
дополнительного
образования
в
жизни
ребёнка
»
Современная
российская
система
обучения
детей
и
подростков
уже
давно
основывается
на
тандеме
массовой
общеобразовательной
школы
и
учреждений
дополнительного
образования
.
Если
главная
задача
школ
–
дать
каждому
обучающемуся
фундаментальные
зна
-
ния
по
всем
предметам
и
направлена
на
поступление
в
высшее
учеб
-
ное
заведение
,
то
дополнительное
образование
уже
давно
является
средством
выявления
,
поддержки
и
развития
творческого
потенциа
-
ла
учеников
.
Молодежь
неравнодушна
к
образованию
,
но
хотела
бы
,
чтобы
оно
было
более
жизненным
и
личностно
ориентированным
.
Очевид
-
но
,
что
одно
только
базовое
образование
не
в
состоянии
решить
эту
проблему
.
Поэтому
так
важно
умело
использовать
огромные
возмож
-
ности
дополнительного
образования
,
благодаря
которому
ученик
действительно
получает
возможность
самостоятельно
выбирать
вид
деятельности
,
определить
свой
собственный
образовательный
путь
.
Что
же
даёт
дополнительное
образование
?
Дополнительное
образование
дает
ребенку
возможность
раз
-
вить
творческие
способности
,
приобрести
дополнительные
знания
,
умения
и
навыки
.
Отдавая
своего
ребёнка
в
какой
-
либо
кружок
,
спортивную
секцию
или
музыкальную
школу
,
родители
предоставляют
ему
возможность
дополнительного
развития
.
Однако
выбрать
направление
и
специ
-
фику
не
так
просто
.
Отдавать
ребенка
стоит
в
ту
образовательную
область
,
которая
ему
интересна
.
И
не
стоит
упорствовать
и
навязы
-
вать
какое
-
либо
дополнительное
образование
,
если
ребенку
оно
не
интересно
.
Система
дополнительного
образования
помогает
выстраивать
межличностные
отношения
улучшает
состояние
эмоциональной
сферы
способствует
развитию
самосознания
улучшает
усидчивость
и
внимание
ребёнка
Все
это
в
совокупности
помогает
раскрыть
и
развивать
творческий
потенциал
детей
,
так
как
ориентировано
на
удовлетворение
их
ин
-
теллектуальных
способностей
и
решения
задач
их
творческого
ста
-
новления
за
пределами
школьного
учебного
времени
.
И
все
это
,
потому
что
основополагающим
фактором
является
индивидуальный
подход
к
каждому
ребенку
,
который
стано
-
вится
возможным
благодаря
персональным
урокам
немногочисленным
группам
определенной
свободе
самого
педагога
,
у
которого
есть
воз
-
можности
самому
разрабатывать
программу
с
учетом
базовых
требований
,
личного
опыта
и
собственных
наработок
Что
ещё
даёт
дополнительное
образование
?
Возможность
увидеть
результат
своего
труда
,
от
которого
ребята
подчас
приходят
в
восторг
.
Очень
важно
раскрыть
в
детях
творче
-
ские
способности
,
некий
талант
,
найти
то
,
что
воспитаннику
ин
-
тересно
,
но
в
силу
жизненных
обстоятельств
ранее
,
у
ребёнка
не
было
возможности
найти
занятие
в
связи
со
своим
интересом
,
душев
-
ной
потребностью
.
И
если
ребёнку
будет
интересно
,
то
,
конечно
же
,
за
этим
последуют
и
результаты
.
Роль
дополнительного
образования
нельзя
недооценивать
.
С
ранних
лет
ребенок
учится
планировать
свое
время
.
Этот
навык
,
с
течением
времени
,
будет
оттачиваться
и
войдет
с
ним
во
взрослую
жизнь
.
Круг
общения
,
который
мог
бы
быть
ограничен
только
шко
-
лой
и
двором
,
становится
шире
.
Данный
факт
влияет
на
коммуника
-
тивные
навыки
.
Помимо
этого
,
в
учреждениях
дополнительного
об
-
разования
ребенок
находит
близких
по
духу
и
увлечениям
друзей
.
В
результате
знания
,
умения
и
навыки
,
приобретенные
в
учреждениях
дополнительного
образования
,
формируют
у
ребенка
расширенный
кругозор
и
активную
жизненную
позицию
.
Занятость
учащихся
во
внеурочное
время
содействует
укреплению
самодисциплины
,
разви
-
тию
самоконтроля
школьников
,
появлению
навыков
содержательно
-
го
проведения
досуга
.
Занятия
в
группах
дополнительного
образо
-
вания
развивают
личность
ребенка
,
он
получает
знания
,
умения
и
на
-
выки
,
которые
позволяют
ему
трудиться
вместе
с
педагогом
,
под
контролем
педагога, самостоятельно, прививают потребность постоянного
самосовершенствования и саморазвития не только в школьные годы, но и в
течение всей жизни.
Декоративно-прикладное искусство - самое древнее искусство на земле. Его
роль велика не только в эстетическом воспитании ребёнка, но и в духовно -
нравственном становлении личности. Погружение в мир культуры позволяет
ребёнку освоить первую ступень к построению целостной картины мира.
Поэтому одной из главных задач стоящих перед педагогом декоративно - при-
кладного творчества в условиях дополнительного образования является обуче-
ние и приобщение детей к различным видам искусства, к лучшим образцам
отечественной культуры, развитие их творческого воображения и мышления.
Наряду с известными традиционными видами искусства (лепка, рисование,
танцы) в настоящее время модным направлением стал и такой вид искусства,
как флористика («флора» - растение). Основная задача творчества из раститель-
ного материала – создание художественного образа. В этом видна его прямая
связь с окружающей нас природой. Усваивая определенные правила и инструк-
ции, ребенок учится ценить то, казалось бы, незамысловатое, что можно найти
в природе и с успехом использовать в аранжировке: сучки, коряжки, камешки,
чудные грибы, мимо которых он равнодушно проходил раньше. Растительный
материал в своем первозданном виде благодаря природной красоте часто за-
крепляется в нашем сознании при определенной эмоциональной реакции на
предмет. Последующая «работа» с ним, использование во флористике позволяет
закрепить эту эмоциональную реакцию, яснее увидеть эстетическое назначение
отточить эстетический вкус. Владение искусством флористики помогает на чув-
ственном уровне подкрепить знания о природе и искусстве, оживить и напол-
нить их художественными образами, насытить картинами, звуками, ароматами и
прикосновениями.
В мире флористики дети знакомятся с простейшими способами заготовки рас-
тительного материала, познают основные правила выполнения композиций,
изготавливают несложные сувениры, коллажи, декоративные картин.
Далее флористика включает изучение стилей, техники флористики, разра-
ботка эскизов, выполняются сложные объемные работы.
Технология изготовления объёмной декоративной картины.
Главным
эскизом и материалом любого творческого работника является
мышление и восприятие. Чтобы начать любую работу её надо нарисовать в
своём сознании увидеть с разных сторон, прочувствовать цвет, гармонию стиль
и сам образ картины. Далее идут наброски, эскизы. Работа с эскизами развивает
образное мышление, развивает чувство композиции, художественный вкус во-
ображение.
В своей работе важно найти правильное колористическое решение, контраст
или нюанс и пропорциональные цветовые решения. Делается серия набросков
эскизов простым карандашом и в цвете.
Останавливаясь на определённом и завершая эскиз, нужно зрительно охватить
взглядом весь эскиз в целом. Изготовление своей декоративной картины я начи-
нала именно с этого правила. Чтобы понимать какой будет рельеф в моей работе
низкий или высокий, я сделала макет из белой бумаги для черчения в размере
уточнённого эскиза. Макет для объёмной композиции необходимо выполнить
пропорционально между высотой, шириной и, главное, глубиной, а также от-
ношения углов находящихся элементов друг к другу и на каких расстояниях они
расположены друг от друга в пространстве.
В своей работе я использовала смешанную технику: декоративные элемен-
ты, проволока, пенопласт, изолон, пластмассовые трубки, бумагу.
В основу картины взят диагональный принцип построения композиции. Фоном
для декоративной картины я выбрала фактурное решение. Основной фон вы-
полнен на изолоне, методом выжигания. При выжигании необходимо соблю-
дать меры предосторожности, так как материал легкоплавкий, а выжигательный
элемент может дать воспламенение, поэтому рабочим столом должно быть стек-
ло или жесть, а также иметь при себе небольшую ёмкость с водой. Имея перед
собой эскиз, подготавливаю и распределяю все элементы на основном фоне, на
отмеченные по шаблону места. Перед тем как фиксировать клеем все элементы,
выполняю
небольшие
корректировки
и
незначительные
поправки
в
работе.
Проклеиваю элементы на места, согласно эскиза. Оставляю картину для про-
сушки. При оформлении картины очень важным элементом является прора-
ботка рамы, её сочетание с картиной по форме и цвету. Рама не должна забивать
произведение, т.е. слишком брать на себя акцент. По цвету картина и рама долж-
ны сочетаться друг с другом. В моей работе рама окрашена в нейтральных пере-
ходных тонах от серебристого до тепло-бежевого. Для окрашивания рамы я ис-
пользовала акриловые краски.
Заключение.
Основываюсь на данную работу можно сделать следующее заключение. Рабо-
та может выполняться детьми 14-17 лет, так как связана с выжиганием на изо-
лоне, требует осторожности обращения с выжигательным аппаратом, т.е. тех-
ники безопасности, а также вдыхание едкого дыма. Данная работа должна вы-
полняться в хорошо проветриваемым помещении или в помещении с принуди-
тельной вентиляцией, чтобы избежать отравления дымом, соблюдая все меры
предосторожности.
Работа с различными материалами расширяет кругозор детей, даёт понять воз-
можности применения и выборе различного материала в определённых компо-
зициях, учитывая особенности материала, его структуру и использование в ра-
ботах.
Список литературы:
,,Путь к мастерству” К.А. Петрова А.Ю. Манина практические советы дизайне-
рам-флористам.
Школа флористики Коллажи и панно Ю.Марьина
Икебана Аранжировка Флористика М. Э.Витвицкая
Наш рукотворный мир Н.М.Конышева (от мира природы-к миру вещей)