Автор: Латышева Любовь Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Железноводск, Ставропольского края
Наименование материала: Классный час
Тема: "Умеем ли мы общаться"
Раздел: начальное образование
Тема: Умеем ли мы общаться?
Задачи: дать возможность учащимся «посмотреть на себя со стороны»
и задуматься из-за чего чаще всего возникают конфликты, научить их быть
корректными в споре.
Ход классного часа:
1. Вступление.
-Ребята, у вас сегодня хорошее настроение?
Я немного волнуюсь: хочу обсудить с вами очень важные вопросы, ответы на
которые дать, казалось бы, легко, но на самом деле, наверное, очень сложно.
Тема нашего классного часа звучит так: «Умеем ли мы общаться?»
2. Тестирование.
Наше занятие мы начнем
необычно, с теста,
поразмышляем вместе,
требует ли корректировки
ваше умение общаться? Для
этого я прошу вас ответить
на вопросы теста.
Отвечайте «да» или «нет».
Подсчитайте
количество ответов
«да» на вопросы
1,3,5,7,9,10.
3. Игра «Приятное – неприятное»
А) Я попрошу вас разделить листик на две равные части и написать слова,
которые вы говорите друг другу: приятные и неприятные.
Б) Сравните, в каком столбике слов больше.
Какие ощущения вызывают у вас отдельные слова?
В) Итог: причиной конфликтов часто являются обидные слова.
Как вы себя чувствуете, когда говорят что-нибудь неприятное?
Как реагируете в таких случаях?
В каких случаях сами говорите неприятные вещи?
Думаете ли вы в тот момент о том, что вы говорите?
Как вы реагируете на это?
В каких случаях вы сами говорите другим приятные слова?
Что легче сказать: гадость или что-то приятное? Почему?
4. Читает подготовленный ученик стихотворение Л.Кузьмина
«Дом с колокольчиком»
Стоит небольшой старинный дом над зеленым
бугром.
У входа висит колокольчик, украшенный
серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь, то поверь,
Что в доме проснется старушка,
Седая – седая старушка, и сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
- Входи, не стесняйся, дружок. –
На стол самоварчик поставит.
В печи испечет пирожок.
И будет с тобою вместе чаек распивать дотемна.
И старую добрую сказку расскажет тебе она.
Но если, но если, но если ты в этот уютный дом
Начнешь кулаком стучаться, поднимая трезвон и гром,
То выйдет Баба Яга,
И не слыхать тебе сказки, и не видать пирога.
- Сколько старушек живет в доме? Почему же во второй раз она так
изменилась?
Вывод: результат общения зависит от характера поведения, намерений. Одно
и то- же можно добиться разными путями, но эти пути могут привести к
разным результатам.
5. Постановка вопроса.
- Что нужно сделать, чтобы вы были приятны в общении?
- Какие правила необходимо знать, чтобы, спокойно общаясь, можно решить
свои проблемы?
На эти вопросы я хочу, чтобы вы попробовали ответить в группах. Но вначале
давайте разделимся на группы. Для этого возьмите лист бумаги и обведите
контур своей ладони любым фломастером.
6. Деление на группы.
Покажите, что у вас получилось. Посмотрите сколько разноцветных ладошек!
Сейчас я попрошу вас разойтись по группам в зависимости от выбранного
цвета:
синий и его оттенки,
красный и его оттенки,
желтый и его оттенки.
Получилось? Точно также и люди не могут иметь одинаковые мнения, но они
всегда могут между собой договориться.
7. Работа в группах.
Пока играет музыка вам необходимо попробовать составить инструкцию или
ответить на вопросы:
- Что нужно сделать, чтобы вы были приятны в общении?
- Какие правила необходимо знать, чтобы, спокойно общаясь, можно решить
свои проблемы?
8. Обсуждение мнений каждой группы.
9. Обобщение.
Людям свойственно стремление выговориться, поведать, что «на душе
накопилось». Но не забывайте о других. Умение слушать их или, если хотите,
культура диалога, культура спора, всегда пригодиться в жизни. Ведь
мастерство беседы, по словам Фридриха Шиллера, в том, о чем собеседник
«мудро сумел умолчать».
Запомним несколько правил:
Умейте слушать собеседника.
Будьте терпимы к иной точке зрения. (Нетерпимостью отличаются
лишь люди крайне вспыльчивые либо некультурные.)
Избегайте выводов, которые могут обидеть вашего собеседника.
Не позволяйте себе грубо разговаривать с людьми. Употребляйте такие
фразы, как «извините за беспокойство», «пожалуйста», и вы увидите,
как меняется климат вокруг вас.
Не хвастайтесь! Хвастовством не приобрести новых друзей, зато легко
потерять старых.
Великие мудрецы давно заметили, каждый лентяй труслив и безволен,
безвольный же человек всегда хвастлив, хвастливый кроме трусости
еще и глуп, а глупый всегда невежествен и бесчестен.
10. Итог.
Как видите, у человека всегда есть право выбора. Только нужно сделать
верный выбор в каждой сложившейся ситуации. Я желаю вам овладеть
искусством общения и умело применять его в различных жизненных
ситуациях.