Напоминание

Открытый урок по творчеству М. Цветаевой


Автор: Дмитриева Алина Доминиковна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ РОЦ 105
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Открытый урок по творчеству М. Цветаевой
Раздел: среднее образование





Назад




Открытый урок по чтению в 9 классе.

Тема: М. Цветаева «Еще вчера в глаза глядел».

Учитель: Дмитриева А.Д.

1

Конспект открытого урока

Тема урока: М. Цветаева «Вчера еще в глаза глядел».

Цель урока: формирование навыков учащихся 9 класса специальной

(коррекционной) школы VIII вида анализа поэтического текста путем работы

над ним с использованием средств преобразования, такими как решение

проблемной ситуации, вовлечение учащихся в дискуссию по заданной теме,

использование мультимедийной презентации и элементов проектной

деятельности.

Задачи обучения:

- формировать умения анализировать поэтическое произведение;

- расширять представление об особенностях любовной лирики М. Цветаевой.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать умение вычленять наиболее значимые образы в поэтическом

тексте;

- обогащать активный словарный запас учащихся.

- воспитать любовь к поэзии.

Воспитательные задачи:

- формировать жизненные компетенции учащихся;

- воспитать любовь к поэзии.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, запись

стихотворения в исполнении мастера слова, запись шума моря, портрет

М. Цветаевой, иллюстрации, карточки.

Пояснительная записка

Данный урок-презентация – второй урок в системе изучения творчества

М. Цветаевой. В ходе урока формируются навыки анализа художественного

текста, умение находить поэтические образы. Использование

мультимедийных технологий на данном уроке способствует эффективному

изучению темы. Использование наглядного и раздаточного материала

способствует развитию познавательных способностей учащихся. На этапе

2

закрепления используются элементы проектной деятельности, что

способствует развитию жизненных компетенций учащихся.

Ход урока:

1.

Организационный момент:

-

Ребята, у нас открытый урок. К нам пришли гости. И не зря. У нас

сегодня очень интересная тема урока. С творчеством какого поэта

мы познакомились на прошлом уроке? (С творчеством Марины

Цветаевой).

2.

Проверка домашнего задания:

С каким стихотворением познакомились на прошлом уроке? («Красною

кистью рябина зажглась»). Опрос чтения стихотворения наизусть 3-4

человека.

Слайд 1.

Портрет и даты жизни.

Прочитать даты жизни.

Сегодня продолжим знакомство с творчеством Цветаевой. Чтобы понять

творчество поэта, надо понять ее характер. Кто же такая Марина Цветаева?

Надо заметить, что имя Марина в переводе с латинского означает морская.

Каким бывает море? Тихим и бурным… Противоречивый характер М.

Цветаевой. Лед и пламень. Что же говорит Марина Цветаева о себе?

3.

Актуализация.

Слайд 2.

Шум моря (прослушать).

Учитель читает под звуки моря:

Кто создан из камня, кто создан из глины, А

я серебрюсь и сверкаю! Мне

дело измена, мне имя Марина, Я

бренная пена морская.

В этих четырех строчках показан образ поэта Марины Цветаевой.

Прочитать по строчкам.

Кто создан из камня – твердый, сильный характер.

Кто создан из глины – мягкий характер.

А я серебрюсь и сверкаю – твердость и красота.

3

Мне дело – измена – непостоянство в любви.

Мне имя Марина – красивое имя, означает морская.

Я бренная пена морская – бренная, значит, была и исчезла…Праздник,

фейерверк.

Словарное слово: бренная – слабая, непрочная, непостоянная.

4.

Сообщение темы и цели урока.

Вся поэзия Цветаевой посвящена любви. Сегодня мы познакомимся с

прекрасным стихотворением М. Цветаевой «Вчера еще в глаза глядел».

5.

Подготовка к восприятию материала.

А что же такое любовь? Составить ассоциативный ряд к сову любовь.

(Любовь – это радость, встречи, свидания, поцелуи, мечты, подарки,

внимание…)

Слайд 3.

Сова Тургенева о любви.

Читает ученик:

«Тайны человеческой души велики, а любовь – самая недоступная из этих

тайн». И.С. Тургенев.

Какое слово добавим?

Почему любовь – это тайна? Можем ли мы приказать себе полюбить или

разлюбить? Знаем ли почему мы полюбили именно этого человека? Любовь

посылается человеку Богом. В Библии тоже говорится, что любовь – это

тайна.

Слайд 4.

Любовь – это радость, встречи, свидания, поцелуи, мечты, подарки,

внимание, слезы, переживания, тайна…

6.

Первичное знакомство со стихотворением.

Теперь рассмотрим презентацию стихотворения «Вчера еще в газа

глядел». Посмотрим, что пишет Марина Цветаева о любви.

Слайд 5.

4

Чтение стихотворения профессиональной актрисой:

Вчера еще в глаза глядел, А

нынче – все косится в сторону! Вчера

еще до птиц сидел, - Все

жаворонки нынче – вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?!»

И слезы ей – вода, и кровь –

Вода, - в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха – Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая,

И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?!»

- О какой любви это стихотворение? О счастливой или несчастной?

7. Работа с текстом стихотворения.

- Прочитайте по строфам.

1. Вчера еще в глаза глядел,

А нынче – все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел, -

Все жаворонки нынче – вороны!

Вопросы:

Что значит в глаза глядел? (Любил, восхищался, любовался).

До птиц сидел (сидел до зари, не мог расстаться).

Все жаворонки нынче вороны (ничего не радует).

2. Объяснить вторую строфу.

Остолбенелая (от душевной боли потерявшая желание двигаться).

5

3. Объяснить третью строфу.

И слезы ей – вода, и кровь – (со слезами приходит очищение, облегчение

душевных мук).

Мачеха любовь – злая любовь.

Ни суда, ни милости – любовь наказывает.

4. Объяснить четвертую строфу.

Увозят милых корабли – уплывают, уходят. Почему именно корабли? (Из

уроков истории вы знаете о гражданской войне и эмиграции несогласных с

новым режимом).

Мой милый, что тебе я сделала – не знает, почему от нее ушел любимый.

Назовите основную мысль стихотворения. Какая строчка повторяется?

Мой милый, что тебе я сделала. Героиня стихотворения не понимает из-за

чего от нее ушел любимый. Наверное, он и сам не знает, почему он

разлюбил. Это тайна, никто не знает почему это случилось.

Прочитаем пословицы о любви. Возьмите пословицы.

Слайд 6.

Любовь начинается с глаз.

Любовь не пожар, а загорится – не потушишь.

Любовь – кольцо, а у кольца нет конца.

Слайд 7.

Продолжите строчку:

Зацвела на воле

В поле бирюза,

Да не смотрят в душу

……………..

Три заветных слова

Я сказать готова,

6

О тебе мечтаю

………………..

Прочитать. Сравнить со словами автора.

Слайд 8.

Зацвела на воле

В поле бирюза,

Да не смотрят в душу

Милые глаза

(И. Бунин)

Три заветных слова

Я сказать готова,

О тебе мечтаю

День и ночь скучаю.

(И. Бунин)

Что же значит любовь для каждого человека? Что она дает? (радость,

счастье).

Однажды к Марине Цветаевой пришел знакомый. Она ему сказала: «Я

полюблю того, кто мне подарит самый красивый камень». Знакомый

сказал: «Будет по другому…. Ты полюбишь, и когда тебе он подарит

обычный простой камень, ты скажешь, что это самый красивый камень на

свете. Почему?

8.

Подведение итогов.

Урок подходит к концу. Все работали хорошо. Думаю, что если увидите

стихи Цветаевой, у вас возникнет желание почитать их. Всем желаю

счастливой любви. Послушайте еще раз шум моря.

Слайд 9.

Шум моря.

Домашнее задание.

7

8



В раздел образования