Автор: Момот Ирина Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: г.Лянтор, ХМАО-Югра, Сургутский район, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль игры в жизни детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Роль игры в жизни детей дошкольного возраста.
Чтобы быть хорошо развитым ребенку нужно быть подвижным, много
играть
и
заниматься.
Значение
игры
в
жизни
ребенка
велико
–
ведь
внимание, логическое мышление, сосредоточенность, фантазия – все это
развивается с помощью детских игр. Нужно помнить, что дети играют не
потому что они это должны делать в их возрасте, а потому что по средствам
игры они познают окружающий мир, систему ценностей, правила и нормы
поведения людей в социуме. Поэтому не стоит лишний раз ругать своего
ребенка за беспорядок в доме, ведь сидя без дела, он скучает, а его развитие
затормаживается. Ребенок, который не знает чем заняться, будет шалить или
наоборот станет неактивным, малоподвижным, пассивным. Далее ему станет
сложно привить какой-то интерес, это отразится и на учебе в школе. Нужно
знать, что требуется уважать занятия ребенка и лишний раз не отвлекать его
от
игры,
которая
его
увлекла
целиком
и
полностью.
Если
и
прервали
ребенка,
то
только
за
тем
чтобы
помочь
ему,
показать,
как
правильно
обращаться с игрушкой, например….
А.С.Макаренко говорил: "Игра имеет большое значение в жизни ребенка,
практически то же, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба.
Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре".
Игра
обучает
детей
не
только
подражать
взрослым,
но
и
помогает
общаться
между
собой.
Чтобы
играть
в
игру
нужно
придерживаться
определенных правила – это помогает ребятам научиться следовать каким-то
правилам
и
в
настоящей
жизни.
Конечно,
в
школе,
например,
так
же
существуют
десятки
правил,
которым
нужно
следовать,
но
эти
правила
установлены
другими
людьми,
а
не
им
самим.
Играя,
дети
сами
придумывают правила, которым сами же и следуют, здесь они становятся
творцами,
а
не
просто
исполнителями
чужой
воли.
Роль
игры
в
жизни
ребенка
неоценима,
ведь
с
помощью
нее
развивается
воображение,
мышление,
маленький
человек
начинает
мыслить
нестандартно.
Ребенок
научается организовывать деятельность без подсказки взрослого, становится
более любознательным и самостоятельным.
Игры, в которые играют дошкольники, можно разделить на три основные
группы.
К
первой
группе
относятся
все
подвижные
игры.
Это
прятки,
пятнашки,
игры
с
мячом,
скакалкой
и
т.п.
Во
время
игры
дети
учатся
соблюдать правила игры, воспитываются навыки поведения в коллективе.
Вторая группа игр – настольные игры, различные лото, пирамидки –
образовательные.
Они
дают
возможность
познакомиться
с
различными
предметами и явлениями действительности, развивают память, мышление,
восприятие,
наблюдательность.
Эти
игры
особенно
важны
для
дошкольников.
К третьей группе относятся, так называемые, ролевые игры. В них дети
изображают
жизнь
и
умения
взрослых,
учатся
относиться
к
своему
воображаемому труду, товарищам по игре так, как в действительной жизни
относятся друг к другу взрослые.
Сначала в играх малыш копирует то, что он видит в семье, воспроизводит
действия мамы и папы, бабушки, няни. Подрастая, все больше познавая
окружающий мир, он наблюдает за действиями посторонних людей - врача,
продавца, милиционера.
Постепенно он уже может назвать того, чьим действиям он подражает.
Например, «читает» газету, как папа. Когда малыш начинает воспроизводить
и
узнавать
в
своих
действиях
взрослых
людей,
он
и
свои
игрушки
приравнивает к настоящим предметам. Кукла становится ребенком, тряпочка
– одеялом и т.д. Таким образом, создаются предпосылки для ролевой игры.
Но
кроме
этих
предпосылок
должны
быть
и
дополнительные
условия.
Например,
подручные
предметы
заместители,
которые
ребёнок
должен
выбрать сам.
Таким образом, для того, чтобы у ребенка развивалось умение играть в
игры, необходимо воспитывать у него самостоятельность. И тогда же у
малыша возникает стремление жить с взрослыми одной жизнью.
Очень важно, какие именно стороны жизни воспроизводят дети в своих
играх.
Подражая
взрослым,
ребенок
проникается
их
чувствами,
познает
смысл, усваивает мораль общества, в котором живет.
Сюжеты игр очень разнообразны. Они зависят от быта семьи, в которой
живет ребенок, производственных условий, географического положения, и
даже от эпохи, в которой живет ребенок. И с развитием общества, игры
детей становятся разнообразными и наполненными большим содержанием.
Можно сказать, что влияние игр на психическое и физическое развитие
очень велико, они помогают снимать психологические барьеры, улучшить
взаимоотношения, общение детей, дают уверенность в своих силах.