Автор: Москаленко Андрей Степанович
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГАПОУ ИО "Усольский индустриальный техникум"
Населённый пункт: Усолье-Сибирское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Изучение техники верхней и нижней передачи мяча в волейболе»
Раздел: среднее профессиональное
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«
УСОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНА: «Физическая культура»
Раздел: «Волейбол»
Тема: «Изучение техники верхней и нижней передачи мяча в волейболе»
I курс, специальность «Каменщик»
I курс, специальность «Маляр строительный»
I курс, специальность «Штукатур»
Всего часов – 4; из них практических занятий - 4
Преподаватель
Физической культуры
Москаленко А.С.
г. Усолье - Сибирское
2017 год
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. директора по ОД
«Усольский
индустриальный техникум»
______________Л.И. Пичуева
«___»____________2017 г.
«РАССМОТРЕНО»
На заседании ПЦК
Протокол №____от «___» ________2017 г.
Председатель ПЦК
______________Ю.М. Константинова
СОДЕРЖАНИЕ:
1.
Выписка из Федерального Государственного образовательного стандарта.
2.
Рецензия.
3.
Учебно-методические карты практических занятий 1, 2.
4.
Дидактический раздаточный материал по теме: «Волейбол».
5.
Глоссарий.
6.
Список литературы.
Выписка из Федерального Государственного образовательного стандарта.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
1.
Основы методики восстановления организма после занятий физическими
упражнениями.
В результате освоения дисциплины обучающиеся должен уметь:
1.
Соблюдать технику безопасности на занятиях.
2.
Восстановления работоспособности после занятий.
3.
Контролировать величину физической нагрузки.
4.
Упражнения на расслабление.
5.
Средства восстановления.
Выписка из рабочих программ
1.
Для специальности «Штукатуры; Маляр-строительный; Каменщики»
Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Принадлежит к общепрофессиональным дисциплинам профессионального учебного цикла
базовой и углубленной подготовки.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
364
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
182
в том числе:
практические занятия
180
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
182
в том числе:
составление комплексов упражнений
8
самостоятельная
работа
над
оздоровительной
программой
(для
студентов специальной медицинской группы)
10
Реферат
Практическая
самостоятельная
работа
с
использованием
дневника
самоконтроля по оценке уровня физического развития
6
158
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Количество часов на раздел «Спортивная игра волейбол» ˗ 10 часов
2.
Для специальности «Штукатуры; Маляр-строительный»
Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Принадлежит к общепрофессиональным дисциплинам профессионального учебного цикла
базовой и углубленной подготовки.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
476
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
238
в том числе:
практические занятия
224
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
238
в том числе:
составление комплексов упражнений
8
самостоятельная работа над оздоровительной программой (для студентов
специальной медицинской группы)
10
Реферат
Практическая
самостоятельная
работа
с
использованием
дневника
самоконтроля по оценке уровня физического развития
6
214
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Количество часов на раздел «Спортивная игра волейбол» ˗ 10 часов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
Дисциплина Физическая культура _________________________
наименование
Количество часов -
90'
Тема занятия Изучение техники верхней и нижней передачи мяча в волейболе. ____
Вид занятия_Практическое___________________________________________________
Тип занятия _Изложение нового материала_____________________________________
Цель
занятия
Обучающая Познакомить обучающихся со спортивной игрой в волейбол, правилами
игры, техникой,
тактикой__________________________________________________
Развивающая Способствовать развитию опорно- двигательного аппарата, укреплять
Межпредметные
связи
Обеспечивающие_Анатомия и физиология человека, гигиена с основами экологии._____
Обеспечиваемые Психология, ЛФК_____________________________________________
Обеспечение занятия:
А. Наглядные пособия _рисунки, карточки________________________________________
Б. Раздаточный материал мячи волейбольные, свисток судейский____________________
В. Технические средства обучения _______________________________________________
Г. Учебные места __Спортивный зал техникума__________________________________
Д. Литература:
Основная_Учебное пособие "Волейбол" А.Г.Фурманов, Д.М.Болдырев 1982 г; М
Дополнительная_журнал «Физкультура и спорт».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Структура занятия
Время
5
10
15
20
25
30
35
40
45
50
55
60
65
70
75
80
85
90
№ элемента
1
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
4
4
5
6
Использование
НП, ТСО и др.
Группа
№
занятия
Шт-117
1
М-117
1
К-117
1
Содержание зан
ятия
№
элемента
Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения.
Добавления,
изменения,
замечания.
1
2
3
1.
1.1
1.2
1.3
2.
3.
Организационный момент:
Преподаватель
приветствует
обучающихся,
обращает
внимание
на
внешний вид, на санитарное состояние спортивного зала.
Проверяет готовность к занятию, отмечает отсутствующих.
Сообщает тему занятия, цель, план.
Уметь:
-
использовать
физкультурно-оздоровительную
деятельность
для
укрепления
здоровья,
достижения
жизненных
и
профессиональных
целей.
Знать:
-
основы здорового образа жизни
владеть компетенциями:
ОК 2.. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 6. Организовывать собственную деятельность, определять
методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 12..Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и
спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и
профессиональных целей.
Мотивация темы:
Преподаватель рассказывает важность изучения темы для дальнейшей
практической деятельности
Знание задач техники выполнения верхней и нижней передачи мяча в
волейболе.
Изложение нового материала:
Разминка в движении.
Преподаватель дает команду группе "направо".
Студенты выполняют задание по команде преподавателя.
а) ходьба
б) бег
в) приставной шаг (левым боком, правым боком)
г) спиной вперед
д) ОРУ:
1) руки на пояс, вращение головой влево, вправо
2) правая рука внизу, левая вверху, рывки руками по 4 раза, смена
положения
рук
5 мин
5 мин
60 мин
4.
5.
6.
3) руки перед грудью, согнуты в локтях, ладонями вниз, рывки руками
два раза
разведение рук два раза
4) кисти рук в замок,
вращение
е) присест, ходьба гусиным шагом, руки на коленях, пяточки, носочек
ж) движение прыжками
Основная часть
Преподаватель контролирует выполнение упражнений, соблюдение
дистанции и интервала между студентами.
Преподаватель строит обучающихся в колонну по одному с
волейбольными мячами в руках, объясняет технику верхней передачи
мяча двумя руками с верху и снизу на месте и в движении.
Преподаватель дает команду верхней передачи мяча двумя руками
на месте и в движении.
Преподаватель дает команду передачи мяча снизу на месте и в движении.
Преподаватель дает команду верхней передачи мяча в парах.
Преподаватель дает команду передачи мяча с низу в парах.
Закрепление изученного материала:
Преподаватель строит обучающихся в колонну по одному с мячами.
Преподаватель контролирует технику передачи мяча сверху и снизу на
месте
и
в
движении.
Контролирует
выполнение
упражнения,
подсказывает правильность выполнения и исправляет ошибки.
Резюме:
Подведение итогов занятия. Выделение основных моментов. Ответы на
вопросы обучающихся.
Задание на дом:
Прыжки через скакалку, 3 подхода по 100 раз с интервалом отдыха 2
минуты.
Подготовить реферат по теме: «Судейство в волейболе»
10 мин
5 мин
5 мин
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
Дисциплина Физическая культура _________________________
наименование
Количество часов -
90'
Тема занятия Изучение техники нижней прямой подачи в волейболе. ____
Вид занятия _Практическое___________________________________________________
Тип занятия _Изложение нового материала_____________________________________
Цель
занятия
Обучающая Познакомить обучающихся со спортивной игрой в волейбол, правилами
игры, техникой, тактикой_
(ОК
2,6,12)
_________________________________________
Межпредметные
связи
Обеспечивающие _Анатомия и физиология человека, гигиена с основами экологии._____
Обеспечиваемые Психология, ЛФК_____________________________________________
Обеспечение занятия:
А. Наглядные пособия _рисунки, карточки________________________________________
Б. Раздаточный материал мячи волейбольные, свисток судейский____________________
В. Технические средства обучения _______________________________________________
Г. Учебные места __Спортивный зал техникума__________________________________
Д. Литература:
Основная_ Учебное пособие "Волейбол" А.Г.Фурманов, Д.М.Болдырев 1982 г; М
Группа
№
занятия
Шт-117
2
М-117
2
К_117
2
Дополнительная_ журнал «Физкультура и спорт».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Структура занятия
Время
5
10
15
20
25
30
35
40
45
50
55
60
65
70
75
80
85
90
№ элемента
1
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
4
4
5
6
Использование
НП, ТСО и др.
Содержание зан
ятия
№
элемента
Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения.
Добавления,
изменения,
замечания.
1
2
3
1.
1.1
1.2
1.3
2.
3.
Организационный момент:
Преподаватель
приветствует
обучающихся,
обращает
внимание
на
внешний вид, на санитарное состояние спортивного зала.
Проверяет готовность к занятию, отмечает отсутствующих.
Сообщает тему занятия, цель, план.
владеть компетенциями:
ОК 2.. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 6. Организовывать собственную деятельность, определять
методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 12..Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и
спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и
профессиональных целей.
Мотивация темы:
Преподаватель рассказывает важность изучения темы для дальнейшей
практической деятельности
Знание техники выполнения нижней прямой подачи в волейболе.
Изложение нового материала:
Разминка в движении.
Преподаватель дает команду группе "направо".
Студенты выполняют задание по команде преподавателя.
5 мин
5 мин
60 мин
4.
5.
6.
а) ходьба
б) бег
в) приставной шаг (левым боком, правым боком)
г) спиной вперед
д) ОРУ:
1) руки на пояс, вращение головой влево, вправо
2) правая рука внизу, левая вверху, рывки руками по 4 раза, смена
положения
рук
3) руки перед грудью, согнуты в локтях, ладонями вниз, рывки руками
два раза
разведение рук два раза
4) кисти рук в замок,
вращение
е) присест, ходьба гусиным шагом, руки на коленях, пяточки, носочек
ж) движение прыжками
Основная часть
Преподаватель контролирует выполнение упражнений, соблюдение
дистанции и интервала между студентами.
Преподаватель строит обучающихся в шеренгу по одному с
волейбольными мячами в руках, объясняет технику нижней прямой
подачи.
Преподаватель дает команду для выполнения нижней прямой подачи.
Преподаватель дает команду для выполнения ни жней прямой подачи
через волейбольную сетку.
Закрепление изученного материала:
Преподаватель строит обучающихся в шеренгу по одному за лицевыми
линиями волейбольной площадки.
Преподаватель
контролирует
технику
нижней
прямой
подачи.
Контролирует
выполнение
упражнения,
подсказывает
правильность
выполнения и исправляет ошибки.
Резюме:
Подведение итогов занятия. Выделение основных моментов. Ответы на
вопросы обучающихся.
Задание на дом:
Прыжки через скакалку, 3 подхода по 100 раз с интервалом отдыха 2
минуты.
Подготовить реферат по теме: «Судейство в волейболе»
10 мин
5 мин
5 мин
ДИДАКТИЧЕСКИЙ РАЗДАТОЧНЫЙ
МАТЕРИАЛ
ПО ТЕМЕ: «ВОЛЕЙБОЛ».
СУДЕЙСТВО ТОВАРИЩЕСКИХ ВСТРЕЧ ПО ВОЛЕЙБОЛУ
ВОЛЕЙБОЛ - командная спортивная игра с мячом двух команд по6 человек в каждой. Игроки
одной команды, используя не более трех ударов любой частью тела выше пояса, направляют
мяч через натянутую над площадкой сетку на сторону другой команды так, чтобы он
коснулся площадки в ееграницах или был отбит противником с нарушением правил игры.
Соревнованиясостоят
из
трех
или
пяти
партий,
каждая
из
которых
продолжается
до
тех
пор,пока одна из команд не наберет 15 очков. Если счет партии 14:14, то игра продолжается
до преимущества одной из команд в 2 очка.
Судьи, порядок судейства
Судейская бригада. Официальные процедуры. Жесты судей
Состав судейской бригады
Для проведения встречи создается судейская бригада. Положениемпредусматривается
определенный состав судейской бригады в зависимости отранга соревнований.
При проведении соревнований в коллективах
физкультуры
обычно
однувстречу
проводят первый судья и секретарь встречи, который ведет протоколвстречи и выполняет
функции второго судьи.
При проведении соревнований внутри коллектива физкультуры встречуобслуживает
один судья. В этих случаях незаменим прибор для судействасоревнований по волейболу, с
помощью
которого
судья,
проводящий
встречу,ведет счет
в
партиях, контролирует
правильность
замен
и
т.
д.
После окончания встречи судье остается только заполнить
результат встречи в упрощенном бланке протокола соревнований.
При
проведении
всесоюзных
соревнований
на
одну
встречу
назначаетсябригада
из
девяти судей: первый и второй судьи, секретарь встречи, судья-информатор, оператор табло
или счетчик
очков,
четверо
судей
на
линии
ишесть
подавальщиков
мячей,
а
на
международных соревнованиях еще два вытиральщика площадки.
Жесты судей в волейболе
Судьи
должны
показывать
официальными
жестами
причину
их
свистка
(характер
ошибки,
зафиксированной
свистком,
или
цель
разрешенного
перерыва).
Жест
должен
выдерживаться некоторое время и, если он показывается одной рукой, то рука соответствует
стороне команды, которая сделала ошибку или запрос.1. Разрешение на подачу.
Движение рукой, указывающее направление подачи
1. Жест первого судьи
2.Подающая команда
Рука вытянута в направлении подающей команды
3. Смена сторон площадки
Поднять оба предплечья: одно перед грудью, другое - за спиной; затем поменять позицию рук
. Перерыв (тайм-аут)
Ладонь одной руки над поднятыми вверх пальцами другой руки (в форме буквы Т). Затем одной
рукой указать в сторону команды, сделавшей запрос перерыва
5. Замена
Круговое движение предплечий друг вокруг друга
6. Предупреждение за неправильное поведение
Показать желтую карточку для предупреждения
Жест первого судьи
7. Удаление
Показать красную карточку для удаления
8. Дисквалификация
Показать обе карточки (желтую и красную) одновременно в одной руке для дисквалификации
9. Конец партии (или матча)
Скрестить предплечья с вытянутыми кистями перед грудью
10. Мяч не подброшен при ударе на подаче
Поднять вытянутую руку с ладонью, обращенной вверх
11. Задержка при подаче больше 8 секунд
Поднять вверх восемь разведенных пальцев
12. Заслон
Поднять обе руки вертикально вверх ладонями вперед
11.Смена площадок
14. Мяч "в поле"
Указать рукой с выпрямленными пальцами на пол
15. Мяч "за" (аут)
Поднять предплечья вертикально с выпрямленными кистямии ладонями, обращенными к телу
16. Задержка мяча
Медленно поднять предплечье с ладонью, обращенной вверх
17. Двойное касание
Поднять два разведенных пальца
18. Четыре удара
Поднять четыре разведенных пальца
19. Касание сетки игроком или подача в сетку
Коснуться сетки с соответствующей стороны
20. Игра поверх сетки на стороне соперника
Расположить руку над сеткой ладонью вниз
21. Ошибка при атакующем ударе игрока задней линии или либеро, или атака по подаче
соперника, или выполнение либеро передачи сверху с передней линии
Сделать движение вниз предплечьем с открытой кистью
22. Переход средней линии (проникновение под сеткой на сторону площадки соперника), или
касание площадки (лицевой линии) подающим игроком, или выход игрока за пределы площадки
в момент выполнения подачи
Показать на среднюю или соответствующую линию
23. Обоюдная ошибка и переигровка
Поднять большие пальцы рук вертикально вверх
24. Касание мяча
Провести ладонью одной руки по пальцам другой руки, удерживаемой вертикально
25. Предупреждение за задержку времени, замечание за задержку времени
Накрыть запястье одной руки открытой ладонью другой (предупреждение), или показать на
запястье желтой карточкой (замечание)
ГЛАССАРИЙ
Стойка
-исходное положение игрока , которое он принимает, готовясь к
выполнению приема мяча.
Подачавладение этим приемом позволяет начать игру в волейбол.
Передача мяча(верхняя и нижняя)– используется для нападающего удара.
Нападающий удар– одно из важнейших средств атаки.
Блокирование – это прием, обеспечивающий защиту против нападающих ударов
противника.
Тактика игры защиты –это последовательное овладение системами защиты
пристраховки игроком передней линии и игроком задней линии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Основная:
Учебное пособие "Волейбол" А.Г.Фурманов, Д.М.Болдырев2010 г; М
«Спортивные подвижные игры», учебник, Ю.И.Портных, Москва.физкультура и
спорт, 2008 г
Дополнительная:
Журнал «Физкультура и спорт».