Напоминание

Роль сказки в жизни дошкольника


Автор: Кобзева Надежда Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №21
Населённый пункт: станица Новорождественская Тихорецкий район Краснодарский край
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Роль сказки в жизни дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Роль

сказки

в

жизни

дошкольника»

Сказка в

развитии

детей

имеет

огромное значение:

развивает

фантазию

и

правильную

речь.

Она

помогает

учить

детей жизни,

знакомит

с

добром

и

злом. Сказка является не только развлечением, но и оказывает большую помощь в

воспитании. В процессе чтения и рассказывания сказки развивается внутренний мир

ребёнка.

У

детей,

которым

с

раннего

возраста

читали сказки,

быстрее

начинает

формироваться правильная речь. Так как у многих детей не развита связная речь, то им

трудно рассказать о

т е х

и л и

и н ы х

с о б ы т и я х .

Р е б ё н о к

н е

умеет пересказывать литературные произведения. Поэтому сказка скрывает огромные

дидактические возможности в развитии речи. Сказка позволяет расширить словарный

запас, учит правильно строить диалоги, развивает связную речь. Но также важно,

чтобы

детская

речь

была

эмоциональной,

образной

и

красивой.

Именно

поэтому родители должны больше внимания уделять сказке.

Сказка п о м о г а е т

в о с п и т ы в а т ь

к ул ь т у р у

п о в е д е н и я

и

о б щ е н и я .

Детские сказки развивают

фантазию

и

воображение

ребёнка,

его

творческий

потенциал.

Сказка вляется прекрасным средством семейного общения и развития ребёнка. В

процессе

чтения

или

придумывания сказки устанавливаются

доверительные

отношения,

развивается

речь

ребёнка

и

его

фантазия,

происходит

знакомство

с

окружающим миром, ребёнок учится общаться, а взрослые вспоминают своё детство.

Для чтения сказок нужно подобрать время, когда у ребёнка хорошее настроение.

Хорошо читать или рассказывать перед сном с дальнейшим обсуждением сказки. Во

время чтения не следует отвлекаться. Восприятие добра и зла у детей отличается от

взрослых. Детям необходима образность, игра. Нельзя недооценивать роль детских

сказок в воспитании детей. Ребёнок учится сопереживать героям и верить в добро.

Детские сказки – не только приятное времяпровождение. Сказка является способом

снятия тревоги у ребёнка.

В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко

обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно

детям дошкольного

возраста

нравятся

сказки. Сказка занимает

настолько

прочное

место

в жизни

ребёнка,

что

некоторые

исследователи

называют дошкольный

возраст «возрастом сказок».

Художественное

восприятие

является

активным

для

детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и,

прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием.

Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний

импульс к содействию, к помощи, к защите, но эти эмоции быстро гаснут, так как нет

условий для их реализации. Поэтому очень важно создать условия, поле активной

деятельности, в котором нашли бы свое применение чувства ребенка, испытанные им

во

время

чтения

художественной

литературы,

чтобы

малыш

мог

содействовать,

сочувствовать реально.

У

д е т е й

с т а р ш е г о дошкольного в о з р а с т а

с о п е р е ж и в а н и е

н о с и т

непосредственный характер:

они

представляют

себя

полюбившимися

героями

произведений, проникают во внутренний мир, копируют их характер. Так вживаются в

образ,

что

с

помощью

воображения

становятся

участниками

событий.

Например,

судьбу зайчика, изгнанного из его избушки лисой, дети примеряют к собственной и,

сопереживая, мыслят примерно так: «Чтобы я делал, если бы меня кто-то выгнал из

дома?». Сказка

играет

большую

роль в

эстетическом

развитии

детей дошкольного

возраста,

без

которого

немыслимо

благородство

души,

чуткость

к

чужому

горю,

страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не

только

познают,

но

и

откликаются

на

события

и

явления

окружающего

мира,

выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает

оптимизм,

уверенность

в

преодолении

любых

трудностей. Сказ

с

последующим

пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка.

Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, лиса, волк,

медведь, как наиболее знакомые детям животные, из жизни перешли в сказку. Всё

фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью, и не уводит

детей

от

неё,

а,

наоборот,

служит

раскрытию жизненной

правды.

Своим

содержанием сказки дают

детям

знания

о

природе.

Дети

узнают

об

образе жизни

животных, об их повадках, о том, какие черты присущи тому или иному зверю. Детям

старшего дошкольного возраста можно рассказать об особенностях жизни животных в

природных условиях: о том, как они устраивают свои жилища, заботятся о своих

детёнышах, добывают пищу. Также можно объяснить значение животного в природе.

Результаты

исследований

детей дошкольного

возраста

показывают,

что

первичные

представления о многих животных, особенностях их поведения, формируются именно

под влиянием сказки. Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они

оставляют

глубокий

след

в жизни

каждого

человека. Сказочные образы

ярко,

эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей.

Поэтому те уроки, которые дает сказка - это уроки на всю жизнь и для маленьких, и

для

взрослых.

Для

детей

это

ни

с

чем

несравнимые

уроки

нравственности,

для

взрослых

это

уроки,

в

которых

сказка

обнаруживает

свое,

порой

неожиданное

в о з д е й с т в и е

н а

р е б е н к а .

Ребенок, воспитанный на народной сказке, чувствует меру, которую воображение не

должно переходить в искусстве, и вместе с тем у дошкольника начинают складываться

р е а л и с т и ч е с к и е

к р и т е р и и

э с т е т и ч е с к и х

о ц е н о к

д е й с т в и т е л ь н о с т и .

В

сказке,

особенно

в

волшебной,

многое

дозволено.

Действующие

лица

могут

попадать

в

самые

необычайные

положения,

животные

и

даже

неодушевленные

предметы говорят и действуют, как люди, совершают всевозможные проделки. Но все

эти воображаемые обстоятельства нужны лишь для того, чтобы предметы обнаружили

свои истинные, характерные для них свойства. Если типичные свойства предметов и

характер производимых с ними действий нарушаются, ребенок заявляет, что сказка

неправильная,

что

так

не

бывает.

Здесь

открывается

та

сторона

эстетического

восприятия,

которая

имеет

важное

значение

для

развития

познавательной

деятельности ребенка, поскольку художественное произведение не только знакомит его

с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить

существенное, характерное в предмете. Реалистический

подход к сказочной фантастике вырабатывается у ребенка на определенной ступени

развития и лишь в результате воспитания. Наблюдения Т.И. Титаренко показали, что

малыши, не обладая соответствующим опытом, часто готовы согласиться с любым

вымыслом. Только в среднем дошкольном возрасте ребенок начинает уверенно судить

о достоинствах сказки, исходя из правдоподобности изображенных в ней событий.

Старшие дошкольники настолько укрепляются в этой реалистической позиции, что

начинают любить всякие «перевертыши». Смеясь над ними, ребенок обнаруживает и

углубляет свое правильное понимание окружающей действительности.

Слушание

сказки наряду с творческими играми имеет важнейшее значение для формирования

этого

нового

вида

внутренней

психической

активности,

без

которой

невозможна

никакая

творческая

деятельность.

Четкая

фабула,

драматизированное

изображение

событий в сказке способствуют тому, чтобы ребенок вошел в круг воображаемых

обстоятельств,

ст ал

мысленно

содействовать

героям

п р о и з в е д е н и я .

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в

особенности - на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве

правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его

друзей

являются

преходящими,

временными,

за

ними

обычно

приходит

радость,

причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Чтобы ребенок

вырос

хорошим

человеком,

с

ним

необходимо

работать,

начиная

с

раннего

детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И

начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои

сети. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения и

родителей - не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все

необходимое, чтоб они глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство

воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к

добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается

в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души

ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что добрые чувства возьмут в них верх

над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Уроки, которые дает сказка - это уроки на всю жизнь и для больших и для маленьких.



В раздел образования