Автор: Макарова Надежда Борисовна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ Башкирский сельскохозяйственный профессиональный колледж
Населённый пункт: с.Караидель Республики Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Показательные неравенства
Раздел: среднее профессиональное
на тему:
Автор разработки и
составитель конспекта
урока – Н.Б. Макарова,
преподаватель математики
ГБПОУ БСХПК.
2017 г.
Тема раздела: Показательная и логарифмическая
функции.
Тема урока: Показательные неравенства.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока:
1.Раскрыть содержание понятий «показательные неравенства» и «неравенства,
сводящиеся к этому виду»;
ознакомить с основными приемами и методами решения неравенств этого
вида;
обеспечить овладение всеми учащимися алгоритмическими приемами
решения показательных неравенств.
2.Развивать умения и навыки решения показательных неравенств.
3.Воспитывать самостоятельность, активность.
Методы, используемые на уроке: метод объяснительного изложения, словесные
(беседа), практические, наглядные.
Оборудование: компьютер, проектор, учебники.
Литература:
1.
Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11кл.: В двух частях. Учебник
для общеобразовательных учреждений. –– Москва: Мнемозина.
2.
Алимов Ш.А. Алгебра и начала математического анализа. 10-11кл. Учебник
для общеобразовательных учреждений. –. – Москва: Просвещение.
3.
Мордкович А.Г. Контрольные работы для общеобразовательных учреждений.
Алгебра и начала анализа. 10-11кл.: учебное пособие. –– Москва: Мнемозина.
Ход урока:
І. Организационный момент.
ІІ. Анализ результатов самостоятельной работы.
ІІІ. Актуализация знаний учащихся.
1). Устная работа.
Слайд №3.
2). Устный опрос.
Слайд №4.
ІV. Обобщение ответов учащихся преподавателем.
При обобщении рассмотреть слайды № 5,6.
V. Изучение нового материала.
Прежде чем сообщить цели и задачи урока , предложить учащимся
самим сформулировать цели урока.
1.Сообщение темы и целей урока.( Слайды № 1,2).
2.Определение показательного неравенства.
(Слайд № 8).- записать в тетради.
Для решения неравенства (1)разделим обе части неравенства на выражение
а
g(x) .
= > а
f(x)
= > а
f(x)
-
а
g(x)
>1, т.е. а
t
>1, где t = f (x)-g(x).
а
g(x)
1)
а >1
а
t
>1 <= >, когда t >0 = > f(x)-g(x) >0 = > f(x) >g(x).
2) 0<а<1 ; а
t
>1 <= >, когда t <0 = > f(x)-g(x) <0 = > f(x) <g(x).
3.Итак, сформулируем теорему (слайд №9).
Рассмотрим применение данной теоремы при решении показательных неравенств,
но прежде вспомним какими способами и методами мы решали показательные
неравенства.
-Ответы сопровождаются показом слайда №7.
Для закрепления вопрос по слайду№12.
4.Рассмотрение примеров.
Пр.№1. Решить неравенства:
а) 2
2х-4
> 64 б) (1/3)
2х-3,5
< (1/√3) в) 0,5
х -3х
< 0,5
3х-8
2х-4> 6 (1/3)
2х-3,5
< (1/3)
1/2
х
2
-3х > 3х-8
2х>10 2х-3,5 > 0,5 х
2
-6х-8 >0
х>5 2х >4 (х-2)(х-4) >0
Ответ: х>5 х >2 х <2, х >4.
Ответ: х >2 Ответ: х <2, х >4.
г) 2
х
+ 2
х +2
<20 д) 3
2х
-4 ∙3
х
+3 < 0
2
х
(1+4) < 20 3
х
= а
2
х
< 4 а
2
-4а +3=0
2
х
< 2
2
( а-3)(а-1) < 0
х< 2 1< а < 3
3
0
< 3
х
< 3
Ответ: х< 2 0< х < 1 Ответ: 0< х < 1
Обратимся к неравенствам , есть ли сходство при решении показательных
неравенств и показательных уравнений?
- Есть. Те же способы решения .Разница : при переходе к равносильному
неравенству мы пользуемся теоремой , а в случае уравнений: переходим от
уравнения а
f(x)
= а
g(x)
к равносильному f(x)=g(x) при любом а >0 и а не равно 1.
Слайд №14.
VІ. Закрепление нового материала.
Решение примеров №1396, 1397 – устно.
№1398 (а,б)
а) 3
2х-4
< 27 б) (2/3)
3х+6
> 4/9
2х
-4 < 3
(2/3)
3х+6
> (2/3)
2
2х
< 7
3х
+ 6 < 2
х
< 7/2
3х<
-4
х< -4/3
Ответ: х
< 7/2
Ответ: х
< -4/3.
№1399 (а,б)
а) 7
2х-9
>7
3х-6
б) 0,5
4х+3
> 0,5
6х-1
2х
-9 > 3х-6
4х
+ 3 < 6х-1
-х
> 3
-2х
< -4
х< -3 х> 2
Ответ: х< -3 Ответ: х> 2
№1401 (а,б)
а) 2
3х-+6
< (1/4)
х-1
б) (7/12)
-2х+3
> (12/7)
3+2х
2
3х-+6
< (2
-2
)
х-1
-2х
+3 < -3-2х
3х
+ 6 < -2х+2
Ответ: нет решения.
5х
< -4
№1402 (в,г)
а) (1/7)
3х-+4
∙7√7
< 1/7 б) 0,25 ∙ (1/4)
10-х
> 4√64
(7
-1
)
3х-+4
∙7
3/2
< 7
-1
1/4 ∙ (1/4)
10-х
> 4 ∙4
3/2
-3х
-4 +1,5
< -1
4
-1-10+х
> 4
5/2
-3х
< 1,5 -11+х
> 2,5
х
>-0,5 х
> 13,5
№1405 (б) №1407 (б)
3
2х-1
-
3
2х-3
< 8/3 3
2х+1
-
10 ∙3
х
+3
< 0
3
2х-1
(1-
3
-2
)
< 8/3 3
2х
∙3
-
10 ∙3
х
+3
< 0
3
2х-1
< 3 3у
2
-10у +3
< 0
2х-1
< 1 у
1
= 1/3 ; у
2
= 3
2х
< 2 (у-1/3) (у-3) < 0
х < 1 1/3 < у < 3
Ответ: х< 1 1/3 < 3
х
< 3
-1 < х < 1
Ответ: -1 < х < 1
VІІ. Самостоятельная работа.
1 вариант. 2 вариант.
1. Решите неравенство: 1. Решите неравенство:
а) 3
х+1
-
4 ∙3
х-2
> 69 5
х+2
-
5
х
< 120
3
х
(3
-
4 ∙1/9)
> 69 5
х
(25-1) < 120
3
х
∙23/9
> 69 5
х
∙24< 120
3
х
> 27 5
х
< 5
х
> 3 х< 1
Ответ: х > 3 Ответ: х < 1
2. Решите уравнение: 2. Решите уравнение:
а) 4
х
-
3 ∙2
х
= 40 б) 3 ∙5
2х
-
2 ∙5
х
-1=0
2
х
=у ; у
2
- 3у -40
= 0 5
х
=у ; 3у
2
– 2у -1
= 0
у
1
= 8 ; у
2
= -5 у
1
= 1 ; у
2
= -1/3
2
х
= 8 ; 2
х
= -5- нет решения. 5
х
= 1 5
х
= - 1/3 - нет решения.
х=3 х=0
Ответ: х =3 Ответ: х = 0
VІІІ. Итоги урока.
ІХ. Д/задание. §47.№1399 (в,г), №1401 (в,г), №1402 (а,б), №1417 (б).