Автор: Феоктистова Надежда Игоревна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №38"
Населённый пункт: Свердловская область, г. Сухой Лог
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Народные промыслы России " в старшей группе
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №38»
Проект
«Народные промыслы России»
в старшей группе
Составитель:
Феоктистова Н.И.
г. Сухой Лог
2019г.
Тип проекта: Информационно- практический.
Продолжительность проекта: краткосрочный – с 13.05 – 21.06.2019г.
Участники проекта: Воспитатели, родители, дети старшей группы.
Цель: формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры
детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным
искусством.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов,
процессом изготовления игрушек, русской матрешки, предметов быта
народными умельцами, основными элементами декоративной росписи
дымковской и филимоновской игрушек, хохломских, гжельских и городецких
изделий, понятием «народное искусство».
2. Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, такие как
любовь к Родине, гордость за ее достояние, трудолюбие и уважение к культуре
своего народа, труду народных мастеров, понимание его общественной
значимости.
3. Расширять представление о многообразии окружающего мира.
4. Воспитывать чуткость к художественному слову.
5. Развивать эмоциональную восприимчивость к произведениям
искусства, навыки художественного творчества детей.
6. Приобщать к декоративно- прикладному искусству.
Актуальность:
В наше непростое время, в силу своей занятости на работе и
обеспокоенности за материальное состояние своей семьи, мы недостаточно
времени уделяем знакомству детей с духовными ценностями. А ведь без них не
вырастет настоящий патриот своей родины, умеющий ценить и умножать ее
богатства, заботиться о процветании своего края. Становление духовно- богатой
личности мы должны начинать с раннего возраста, вкладывать в умы детей то
прекрасное, что имеем, учить их дорожить народным наследием, воспитывать
уважение к труду народных мастеров, способствовать воспитанию чувства
прекрасного, развивать творческие способности детей. Народное декоративно-
прикладное искусство как нельзя лучше поможет нам в этом, т.к оно
пробуждает у детей первые яркие образные представления о Родине, ее
культуре, способствует воспитанию нравственно- патриотических чувств у
детей.
Предполагаемый результат:
1. Заинтересованность детей и родителей народным декоративно-
прикладным искусством.
2. Активное участие в осуществлении проекта.
3. Самостоятельное различение детьми известных видов декоративной
росписи и применении их в своем творчестве.
1 этап - Подготовительный:
1. Подбор литературы по теме, наглядных и дидактических материалов
(альбомы с разными видами росписи, основными элементами росписи, игры и
т.д.)
2. Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными
промыслами.
3. Подготовка картотеки подвижных и хороводных народных игр.
4. Подбор художественной литературы по теме проекта.
5. Подготовка материалов для организации творческой деятельности
детей.
2 этап - Практический:
Методы реализации проекта:
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
• Познавательная деятельность
• Речевая деятельность
• Художественно-творческая деятельность
• Игровая деятельность
• Работа с родителями
Познавательная деятельность:
1. Тематические беседы:
- «Дымковские мастера»
-«Что такое хохлома? »
- «Филимоновские игрушки- свистульки»
- «Веселые матрешки»
- «Здравствуй, волшебный Городец!»
- «Гжель сине-голубое чудо»
2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая
хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек»
3. Познавательное сообщение на тему «Что такое валенки? »;
Речевая деятельность:
1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки»,
«Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;
Художественно- творческая деятельность:
1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;
2. Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки»;
3. Лепка «Дымковская барышня»;
4. Рисование матрешек;
5. Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»;
6. Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием не
традиционных материалов;
7.Рисование «Роспись чашки с блюдцем. Гжель».
8. Рисование «Гжельские петушки».
9. Рисование «Роспись досок. Городецкая роспись».
Игровая деятельность:
1. Подвижные народные игры;
2. Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый
пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору» и другие.
3. Сюжетно- ролевая игра «Угостим матрешек чаем» и др.
Работа с родителями:
Родителям предлагалось:
1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея.
2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе.
3. Помочь детям разучивать стихи.
3 этап - Обобщающий
1. Оформление альбома рисунков детей по всем видам искусства.
2. Создание мини-музея «Народные промыслы России».
3. Создание интеллект-карты «Народные промыслы России».
Результативность проекта:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к
декоративно- прикладному искусству у детей появилось желание еще больше
узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети
самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной
живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким
образом, тема декоративно- прикладное искусство в детском саду очень
интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность,
но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей
стране в целом.
План работы с детьми по осуществлению проекта:
Тема: «Веселая дымка» 13.05 – 17.05.2019 г.
Цель:
научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других
игрушек народных промыслов России.
ООД
Совместная деятельность педагога с детьми
1. Беседа
«Игрушки не
простые – глиняные,
расписные»
- просмотр презентаций «Дымка»
- организация выставки «Дымковская игрушка»
- рассматривание иллюстраций и наглядного
материала «Дымковская игрушка»
- дидактические игры «Третий лишний», «Цветные
капельки», «Дымковские разрезные картинки"
- раскрашивание раскрасок «Дымка»
- разучивание стихотворения про дымку
2. Рисование
«Нарядные
лошадки»
3.Аппликация
«Дымковские
игрушки»
4. Лепка из
глины
«Лошадки»
5.
Конструировани
е из бумаги
«Дымковская
барышня»
Тема: «Золотая хохлома» 20.05 – 24.05.2019 г.
Цель: расширять знания детей о народном искусстве, уточнять представления о
хохломском промысле, учить детей находить характерные особенности
хохломских изделий, формировать эстетический вкус.
ООД
Совместная деятельность педагога с детьми
1. Беседа
«Хохломская
роспись»
- изготовление с детьми заготовок – шаблонов для
хохломской росписи, тонирование шаблонов.
- тонирование изготовленных из папье – маше изделий
(тарелки, ложки, стаканчики)
- просмотр презентаций по теме
- рассматривание образцов хохломской росписи
- работа в раскрасках «Хохлома»
- рисование хохломских узоров
- разучивание стихотворения про хохлому
2. Рисование
«Золотая хохлома
и золотой лес»
3. Аппликация
«Декоративная
тарелка»
4. Лепка
Пластилинография
«Золотая хохлома»
Тема: «Филимоновские игрушки» - 27.05 – 31.05. 2019 г.
Цель:
познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять
представления о народной игрушке.
ООД
Совместная деятельность педагога с
детьми
1. Беседа
«Чудо Филимоновских
свистулек»
- просмотр презентаций «Филимоновская
игрушка»
- рассматривание иллюстраций, игрушек
- используя шаблоны, учимся расписывать
силуэты игрушек
- дидактические игры ««Третий лишний»,
«Парные картинки», «Собери картинку».
- разучиваем поговорки и пословицы о труде
- разучивание стихотворения про
филимоновскую игрушку
- играем Филимоновской игрушкой
2.Рисование
«Филимоновский петушок»
«Филимоновские мотивы»
3. Лепка
Пластилинография
«Филимоноская лошадка»
Тема: «Яркий Полхов – Майдан» - 03.06 – 07.06.2019г.
Цель: познакомить с росписью Полхов-Майдана, ее характерными элементами
(цветами, бутонами, стеблями, листьями). Учить составлять узоры по мотивам
полхов-майданской росписи, развивать эстетический вкус.
ООД
Совместная деятельность педагога с
детьми
1. Беседа
«Яркий Полхов-Майдан»
«Знакомьтесь, русская
матрешка»
- просмотр презентаций «Изделия Полхов -
Майдана»
- рассматривание матрешек
- раскрашивание раскрасок «Матрешки»
- дидактические игры «Найди пару»,
«Сложи орнамент»
- рассматривание иллюстраций изделий
Полхов – Майдана
- игры с народными игрушками
- составление рассказов и сказок,
действующими лицами которых являются
матрешки
2. Рисование
«Роспись бочонка»
«Роспись Матрешки»
Тема: «Городецкие узоры – сколько радости для глаз» - 10.06. – 14.06.2019г.
Цель:
познакомить детей с изделиями городецких мастеров, развивать эстетическое
восприятие.
ООД
Совместная деятельность педагога с
детьми
1. Беседа
«Веселый Городец»»
- чтение и заучивание стихотворении о
Городце
- просмотр презентаций
- дидактические игры «Выложи узор», «Что
лишнее»
- практическое задание «Обведи элемент»
- рассматривание иллюстраций, альбомов по
Городецкой росписи
- сюжетно-дидактическая игра «Магазин
сувениров»
- роспись полоски росписью
- прорисовывание элементов "купавки",
"листья"
2. Рисование
«Доска с узором птицы»
3. Аппликация
с элементами
рисования
«Городецкие мотивы»
Тема: «Голубая гжель» - 17.06 – 21.06.2019 г.
Цель: познакомить детей с новым народным промыслом декоративно-
прикладного искусства - гжельская роспись; учить детей выделять характерные
особенности гжельского промысла, развивать эстетический вкус
ООД
Совместная деятельность педагога с
детьми
1. Беседа
«Эта звонкая сказка - Гжель»
- рассматривание иллюстраций
- просмотр презентаций
- рисование элементов Гжельской
росписи
- раскрашивание раскрасок «Гжель»
2. Рисование
«Тарелочка»
«Бокал»
*** Планирование и конспекты ООД имеются в приложении проекта
Информационные ресурсы:
1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 1981.
2.
Вершинина
Н.
Горбова
О.
Знакомство
с
особенностями
декоративно-
прикладного
искусства
в
процессе
дидактических
игр.
//
Дошкольное
воспитание. 2004 №6.
3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. :
Просвещение, 2006.
5.
Князева
О.
А.,
Маханева
М.
Д.
Приобщение
детей
к
истокам
русской
народной культуры. – СПб. :Акцидент, 1997.
6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика-
Синтез, 2012.
7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005
№1
8. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство-
Пресс, 2012.