Напоминание

Проект "Народные промыслы России " в старшей группе


Автор: Феоктистова Надежда Игоревна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №38"
Населённый пункт: Свердловская область, г. Сухой Лог
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Народные промыслы России " в старшей группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №38»

Проект

«Народные промыслы России»

в старшей группе

Составитель:

Феоктистова Н.И.

г. Сухой Лог

2019г.

Тип проекта: Информационно- практический.

Продолжительность проекта: краткосрочный – с 13.05 – 21.06.2019г.

Участники проекта: Воспитатели, родители, дети старшей группы.

Цель: формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры

детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным

искусством.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов,

процессом изготовления игрушек, русской матрешки, предметов быта

народными умельцами, основными элементами декоративной росписи

дымковской и филимоновской игрушек, хохломских, гжельских и городецких

изделий, понятием «народное искусство».

2. Формировать нравственно-патриотические чувства у детей, такие как

любовь к Родине, гордость за ее достояние, трудолюбие и уважение к культуре

своего народа, труду народных мастеров, понимание его общественной

значимости.

3. Расширять представление о многообразии окружающего мира.

4. Воспитывать чуткость к художественному слову.

5. Развивать эмоциональную восприимчивость к произведениям

искусства, навыки художественного творчества детей.

6. Приобщать к декоративно- прикладному искусству.

Актуальность:

В наше непростое время, в силу своей занятости на работе и

обеспокоенности за материальное состояние своей семьи, мы недостаточно

времени уделяем знакомству детей с духовными ценностями. А ведь без них не

вырастет настоящий патриот своей родины, умеющий ценить и умножать ее

богатства, заботиться о процветании своего края. Становление духовно- богатой

личности мы должны начинать с раннего возраста, вкладывать в умы детей то

прекрасное, что имеем, учить их дорожить народным наследием, воспитывать

уважение к труду народных мастеров, способствовать воспитанию чувства

прекрасного, развивать творческие способности детей. Народное декоративно-

прикладное искусство как нельзя лучше поможет нам в этом, т.к оно

пробуждает у детей первые яркие образные представления о Родине, ее

культуре, способствует воспитанию нравственно- патриотических чувств у

детей.

Предполагаемый результат:

1. Заинтересованность детей и родителей народным декоративно-

прикладным искусством.

2. Активное участие в осуществлении проекта.

3. Самостоятельное различение детьми известных видов декоративной

росписи и применении их в своем творчестве.

1 этап - Подготовительный:

1. Подбор литературы по теме, наглядных и дидактических материалов

(альбомы с разными видами росписи, основными элементами росписи, игры и

т.д.)

2. Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными

промыслами.

3. Подготовка картотеки подвижных и хороводных народных игр.

4. Подбор художественной литературы по теме проекта.

5. Подготовка материалов для организации творческой деятельности

детей.

2 этап - Практический:

Методы реализации проекта:

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

• Познавательная деятельность

• Речевая деятельность

• Художественно-творческая деятельность

• Игровая деятельность

• Работа с родителями

Познавательная деятельность:

1. Тематические беседы:

- «Дымковские мастера»

-«Что такое хохлома? »

- «Филимоновские игрушки- свистульки»

- «Веселые матрешки»

- «Здравствуй, волшебный Городец!»

- «Гжель сине-голубое чудо»

2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая

хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек»

3. Познавательное сообщение на тему «Что такое валенки? »;

Речевая деятельность:

1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;

2. Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки»,

«Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;

Художественно- творческая деятельность:

1. Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала;

2. Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки»;

3. Лепка «Дымковская барышня»;

4. Рисование матрешек;

5. Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»;

6. Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием не

традиционных материалов;

7.Рисование «Роспись чашки с блюдцем. Гжель».

8. Рисование «Гжельские петушки».

9. Рисование «Роспись досок. Городецкая роспись».

Игровая деятельность:

1. Подвижные народные игры;

2. Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый

пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору» и другие.

3. Сюжетно- ролевая игра «Угостим матрешек чаем» и др.

Работа с родителями:

Родителям предлагалось:

1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея.

2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе.

3. Помочь детям разучивать стихи.

3 этап - Обобщающий

1. Оформление альбома рисунков детей по всем видам искусства.

2. Создание мини-музея «Народные промыслы России».

3. Создание интеллект-карты «Народные промыслы России».

Результативность проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к

декоративно- прикладному искусству у детей появилось желание еще больше

узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети

самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной

живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким

образом, тема декоративно- прикладное искусство в детском саду очень

интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность,

но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей

стране в целом.

План работы с детьми по осуществлению проекта:

Тема: «Веселая дымка» 13.05 – 17.05.2019 г.

Цель:

научить детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других

игрушек народных промыслов России.

ООД

Совместная деятельность педагога с детьми

1. Беседа

«Игрушки не

простые – глиняные,

расписные»

- просмотр презентаций «Дымка»

- организация выставки «Дымковская игрушка»

- рассматривание иллюстраций и наглядного

материала «Дымковская игрушка»

- дидактические игры «Третий лишний», «Цветные

капельки», «Дымковские разрезные картинки"

- раскрашивание раскрасок «Дымка»

- разучивание стихотворения про дымку

2. Рисование

«Нарядные

лошадки»

3.Аппликация

«Дымковские

игрушки»

4. Лепка из

глины

«Лошадки»

5.

Конструировани

е из бумаги

«Дымковская

барышня»

Тема: «Золотая хохлома» 20.05 – 24.05.2019 г.

Цель: расширять знания детей о народном искусстве, уточнять представления о

хохломском промысле, учить детей находить характерные особенности

хохломских изделий, формировать эстетический вкус.

ООД

Совместная деятельность педагога с детьми

1. Беседа

«Хохломская

роспись»

- изготовление с детьми заготовок – шаблонов для

хохломской росписи, тонирование шаблонов.

- тонирование изготовленных из папье – маше изделий

(тарелки, ложки, стаканчики)

- просмотр презентаций по теме

- рассматривание образцов хохломской росписи

- работа в раскрасках «Хохлома»

- рисование хохломских узоров

- разучивание стихотворения про хохлому

2. Рисование

«Золотая хохлома

и золотой лес»

3. Аппликация

«Декоративная

тарелка»

4. Лепка

Пластилинография

«Золотая хохлома»

Тема: «Филимоновские игрушки» - 27.05 – 31.05. 2019 г.

Цель:

познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять

представления о народной игрушке.

ООД

Совместная деятельность педагога с

детьми

1. Беседа

«Чудо Филимоновских

свистулек»

- просмотр презентаций «Филимоновская

игрушка»

- рассматривание иллюстраций, игрушек

- используя шаблоны, учимся расписывать

силуэты игрушек

- дидактические игры ««Третий лишний»,

«Парные картинки», «Собери картинку».

- разучиваем поговорки и пословицы о труде

- разучивание стихотворения про

филимоновскую игрушку

- играем Филимоновской игрушкой

2.Рисование

«Филимоновский петушок»

«Филимоновские мотивы»

3. Лепка

Пластилинография

«Филимоноская лошадка»

Тема: «Яркий Полхов – Майдан» - 03.06 – 07.06.2019г.

Цель: познакомить с росписью Полхов-Майдана, ее характерными элементами

(цветами, бутонами, стеблями, листьями). Учить составлять узоры по мотивам

полхов-майданской росписи, развивать эстетический вкус.

ООД

Совместная деятельность педагога с

детьми

1. Беседа

«Яркий Полхов-Майдан»

«Знакомьтесь, русская

матрешка»

- просмотр презентаций «Изделия Полхов -

Майдана»

- рассматривание матрешек

- раскрашивание раскрасок «Матрешки»

- дидактические игры «Найди пару»,

«Сложи орнамент»

- рассматривание иллюстраций изделий

Полхов – Майдана

- игры с народными игрушками

- составление рассказов и сказок,

действующими лицами которых являются

матрешки

2. Рисование

«Роспись бочонка»

«Роспись Матрешки»

Тема: «Городецкие узоры – сколько радости для глаз» - 10.06. – 14.06.2019г.

Цель:

познакомить детей с изделиями городецких мастеров, развивать эстетическое

восприятие.

ООД

Совместная деятельность педагога с

детьми

1. Беседа

«Веселый Городец»»

- чтение и заучивание стихотворении о

Городце

- просмотр презентаций

- дидактические игры «Выложи узор», «Что

лишнее»

- практическое задание «Обведи элемент»

- рассматривание иллюстраций, альбомов по

Городецкой росписи

- сюжетно-дидактическая игра «Магазин

сувениров»

- роспись полоски росписью

- прорисовывание элементов "купавки",

"листья"

2. Рисование

«Доска с узором птицы»

3. Аппликация

с элементами

рисования

«Городецкие мотивы»

Тема: «Голубая гжель» - 17.06 – 21.06.2019 г.

Цель: познакомить детей с новым народным промыслом декоративно-

прикладного искусства - гжельская роспись; учить детей выделять характерные

особенности гжельского промысла, развивать эстетический вкус

ООД

Совместная деятельность педагога с

детьми

1. Беседа

«Эта звонкая сказка - Гжель»

- рассматривание иллюстраций

- просмотр презентаций

- рисование элементов Гжельской

росписи

- раскрашивание раскрасок «Гжель»

2. Рисование

«Тарелочка»

«Бокал»

*** Планирование и конспекты ООД имеются в приложении проекта

Информационные ресурсы:

1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 1981.

2.

Вершинина

Н.

Горбова

О.

Знакомство

с

особенностями

декоративно-

прикладного

искусства

в

процессе

дидактических

игр.

//

Дошкольное

воспитание. 2004 №6.

3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре

4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. :

Просвещение, 2006.

5.

Князева

О.

А.,

Маханева

М.

Д.

Приобщение

детей

к

истокам

русской

народной культуры. – СПб. :Акцидент, 1997.

6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика-

Синтез, 2012.

7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005

№1

8. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.

9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство-

Пресс, 2012.



В раздел образования