Напоминание

"Письма...письма"


Автор: Миронец Наталья Евгеньевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОБУ СОШ №1 им. И.Д.Бувальцева
Населённый пункт: г.Кореновск, Краснодарский край
Наименование материала: Литературно-музыкальный вечер для учащихся старших классов
Тема: "Письма...письма"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

имени И.Д.Бувальцева

Письма…письма…

Литературно-музыкальный вечер

для учащихся 9-11 классов

Автор сценария:

Миронец Наталья Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ №1 им.И.Д.Бувальцева

МО Кореновский район

г.Кореновск

2019 г.

Письма…письма…

Литературно-музыкальный вечер

для учащихся 9-11 классов

Цель проведения:

знакомство учащихся с эпистолярным наследием русских писателей,

письменным фольклором, формирование нравственных качеств

личности на основе документальной повести о кубанских сынах, павших

за свободу и целостность России за время антитеррористической

операции в Чеченской республике в 1999-2001 годах.

Оформление зала:

на центральной стене большой конверт и заголовок вечера, фигурки

бумажных голубей, шары, изображение конвертиков. Справа и слева –

высказывания о русском языке классиков русской литературы, цитаты

из писем воинов-кубанцев.

Звучит

фонограмма

песни

«Письма,

письма

сам

я

на

почту

ношу…»

(музыка

Б.Мокроусова, слова М.Матусовского).

Ведущий: Вступление. Значение и роль эпистолярной литературы в жизни человеке.

Сценка «Ванька Жуков пишет письмо на деревню дедушке»

Почтальон: (зачитывает письмо).

«Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с

Рождеством и желаю тебе всего от Господа Бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у

меня один остался.

А вчера мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал

шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе

хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой

начала меня в харю тыкать.

Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев

огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже

хлеба, .а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок

ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку.

Милый дедушка, сделай милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей

возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно Бога молить, увези меня отсюда, а то помру...

Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на

деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя

кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, все равно как за мамку

Пелагею...

Приезжай, милый дедушка, Христом Богом молю, возьми меня отсюда...

2

Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай.

На деревню дедушке. Константину Макарычу».

-

Конечно, это письмо так и не попало к дедушке. И всем вполне понятно, по каким

причинам.

-

А как же развивался эпистолярный жанр?

(Выходят два ведущих).

1-й Ведущий: Мода на альбомы пришла в Россию в 18 веке из Франции и очень скоро

получила широкое распространение. Были альбомы светских дам, куда поэты вписывали свои

стихи

и

экспромты

строфы,

сочиненные

на

лету,

без

предварительного

обдумывания.

Сложился даже такой жанр – стихи в альбом. Заводили альбомы и в провинции, не желая

отставать от столиц. Пушкин в «Евгении Онегине» писал:

Конечно, вы не раз видали

Уездной барышни альбом,

Что все подружки измарали

С конца, с начала и кругом…

2-й ведущий: Безымянные, неизвестно кем, когда и где сложенные стишки, подобно

народной песне или сказке, переходят из поколения в поколение. Разработана целая система

альбомных записей, сначала идет обращение хозяйки:

Пишите, милые подруги,

Пишите, милые друзья,

Пишите все, что вы хотите, -

Все будет мило для меня!

Или:

Прошу альбом не пачкать,

Листы не вырывать,

Имя и фамилию

Полностью писать.

1-й

ведущий:

За

начальными

пригласительными

стихами

следуют

стихи-пожелания,

которые вносят в альбом друзья и родные ее владелицы.

Дружба и любовь – самые главные темы альбомных записей:

Любовь на свете всех дороже –

Поймешь ли ты?

Она ценнее кислорода

И крепче серной кислоты.

Друзья стараются дать добрый совет, пожелать что-то хорошее. Вообще эта поэзия, как

бы

к

ней

не

относиться,

по

большей

части

старается

воспитать

в

молодом

человеке

нравственные принципы.

Люби простого человека

С красивой, чистою душой

3

И никогда не увлекайся

Его наружной красотой.

2-й ведущий: Страницы альбома часть загибаются уголками – это «секреты». Там тоже

всякие и шутливые и серьезные слова. Сверху уголка написано: «Секрет на сто лет», а если

отогнуть – прочитаешь: «Осел, чего прочел?»

1-й ведущий: И, наконец, серьезный вопрос и подпись. Многие стараются скрыть свое

имя: «Писала белочка, угадай какая девочка», «Писал поэт, фамилий нет, а месяц и число

снегом занесло».

Многие альбомные стихи и афоризмы стали использоваться как подписи к фотографиям и

открыткам:

«Люби меня, как я тебя…»

«Кого люблю, тому дарю…»

«Люблю сердечно, дарю навечно»

Пожалуй, быт и духовный мир народа были бы скуднее без этих непритязательных

стишков.

2-й ведущий: Мы кратко познакомили вас с письменным фольклором. Он встречается во

множестве вариантов и использует зачины, концовки, общие места. Вот, например, «формулы»

обращения

в

письмах: «Добрый день или вечер, в зависимости от того, когда получите, с

приветом к вам такой-то, кланяюсь я вам от бела лица до сырой земли» или поновее: «Добрый

день, веселый час, пишу письмо и вижу вас».

1-й ведущий: Письма, послания относятся к эпистолярной литературе. Первоначально в

18

веке

эпистолярная

форма

использовалась

для

описания

путешествий

«Письма

русского

путешественника» Н.М. Карамзина. Одновременно развивался и получил популярность жанр

романа в письмах «Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо, позднее «Бедные люди» Ф.М.Достоевского,

дающие возможность передать мысли и чувства персонажей, оценки ими окружающего мира.

2-й ведущий: Примером этому служат письма Гончарова А., которые являют собой

прекрасные образцы эпистолярного жанра, привычного людям 30-40-х годов 19 века. «Это была

неторопливая беседа человека, который хочет подробно и искренне поделиться своими мыслями

и чувствами и рассказать о том, что с ним происходит, но и вызвать своего собеседника рядом

вопросов участливого внимания и мирных шуток на такое же повествование» (вспоминал юрист

и общественный деятель А.Ф.Кони). Письма Гончарова столь живы, увлекательны и талантливы,

что их можно считать автобиографическими художественными произведениями.

1-й

ведущий:

В

июле

1857

года

в

немецком

городе

Мариенбаде

Гончаров

писал

И.И.Льховскому, своему сослуживцу по министерству финансов: «Узнайте, что я занят…, не

ошибетесь, если скажете женщиной! Да ей; нужды нет, что мне 45. А сильно занят Ольгой

Ильинской… Едва ли выпью свои три кружки лечебной воды и избегаю весь Мариенбад с 6 до 9

вечера, едва мимоходом напьюсь чаю, как беру сигарету – и к ней: сижу в ее комнате, иду в

парк, забираюсь в уединенные аллеи, не надышусь, не нагляжусь. У меня есть соперник: он хотя

и моложе меня, но не поворотливее, и я надеюсь их скоро развести. Но теперь волнение мое

доходит до бешенства: так и молодости не было со мной. Я едва могу сидеть на месте, меряю

комнату большими шагами, голова кипит… Вы покачаете головой и опять глубоко мысленно

засмеетесь; может быть даже пожалеете: не жалейте, я счастлив – от 9 до 3, чего же

больше.

Женщина

эта

мое

же

создание,

письменное,

конечно,

-

ну

теперь

угадали,

недогадливый, что я сижу за пером?»

2-й ведущий: К 50-летнему юбилею своей литературной деятельности писатель получил

письмо-приветствие

от

«русских

женщин»

(более

1000

подписей): «Читая вас, не только

наслаждаешься, но и учишься: у бабушки - житейской мудрости; у Ольги – как любить и с

4

достоинством

переносить

разочарования;

у

Веры

как

после

горьких

опытов,

ошибок,

гордости

и

неведения

не

падать

духом,

не

умаляться,

а

возрастать

на

пути

разумной

сознательной жизни».

1-й

ведущий:

Вы

познакомились

с

примером

письма-приветствия,

посвященного

юбиляру.

Чтец: А.А.Фет «Старые письма» 1859 год.

1-й ведущий: Письма Марии Лазич к А.А.Фету подтолкнули поэта к написанию этого

стихотворения. История знакомства Фета с Марией Лазич таковы: Находясь на военной службе,

в Херсонской губернии, Фет познакомился с умной и обаятельной девушкой Марией Лазич,

великолепной

музыкантшей.

В

Марии

Фет

нашел

знатока

поэзии,

ценительницу

его

собственных стихов. Пришла любовь… Но Лазич была бедна. Мечтающий о восстановлении

дворянского звания и материального достатка, Фет не решился жениться на бесприданнице.

Влюбленные расстались. Вскоре Мария Лазич трагически погибла. Много жертв принес Фет,

стремясь к своей цели, но самой тяжелой была потеря этой беззаветно любившей его девушки.

Ее образ присутствует во многих любовных стихах Фета, придавая им горестную окраску.

2-й ведущий: (Продолжает разговор на фоне музыки романса «Я встретил вас»). На одном

из

стихотворений

Ф.И.Тютчева

стоят

инициалы

А.К.

Какая

же

тайна

кроется

за

этими

инициалами?

1-й ведущий: В середине 1822 года в русскую дипломатическую миссию в столицу

Баварии Мюнхен прибыл новый сотрудник – Ф.И.Тютчев. На одном из светских раутов он

увидел девушки поразительной красоты и почувствовал себя околдованным, влюбленным. (На

слайде Амалия Крюденер – гравюра). Звали ее Амалия, она была побочной дочерью Прусского

короля

Фридриха

Вильгельма

Ш

и

двоюродной

сестрой

будущей

императрицы

России

Александры Федоровны, жены Николая. Тогда в первую встречу с Тютчевым Амалии было 14

лет…

Позднее

став

женой

первого

секретаря

русского

посольства

в

Мюнхене

барона

А.С.Крюденера, Амалия будет блистать на придворных баллах в Петербурге. Между Амалией и

Тютчевым завязалась переписка, пролетели годы (30 лет). Тютчеву 67, Амалии 60, состоялась

новая встреча.

2-й ведущий: Казалось бы, встретились два старых человека, все в прошлом, все поросло

травой забвения… Но… как будто бы романтичный юноша встретил ту же девочку, которая

когда-то бесконечно, бесконечно давно – так потрясла его воображение и сердце.

(Звучит романс «Я встретил вас»).

1-й ведущий: Любовные письма – сколько было написано их Николаем Алексеевичем

Некрасовым Авдотье Яковлевне Панаевой. Это в письмах, когда она находилась далеко от него,

изливал он слова страсти, это на расстоянии любил ее пылко и нежно. Любовь помогла им:

написать вдвоем два огромных романа! (До тех пор русская литература не знала подобного!) –

«Три страны света», «Озеро смерти»; создать лучший в России журнал, ангелом хранителем

которого была, конечно же, А.Я.Панаева; перенести огромное горе (оба их сына умерли в

младенческом возрасте). Их общий путь не назовешь гладким – несмотря на любовь, они

расстаются, но жизнь без любимого и любимой утратила свой смысл…

(Звучит музыка Л.В.Бетховена Соната 14, часть 1)

Чтец: Н.А.Некрасов. Стихотворение «Горящие письма».

5

2-й ведущий: После разлуки, успокоившись немного, поэт желает А.Я.Панаевой счастья.

Появляется щедрость пушкинских благословений: «Как дай вам Бог, любимой быть другим».

Чтец:

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Прощение».

1-й ведущий: Стихотворению «Прости» Н.А.Некрасова принадлежит своего рода рекорд:

более

40

композиторов

положили

его

на

музыку.

Среди

них

Кюи,Римский-Корсаков,

Чайковский.

(Звучит романс «Прости»).

2-й ведущий: «На поверку выходит, что настоящая любовь – чувство вовсе не похожее на

то, как мы ее себе представляем. Любовь даже вовсе не чувство; она – болезнь, известное

состояние души и тела, она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя

хитрить… Обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли – ни

дать, ни взять холера или лихорадка…», - рассуждает герой повести Тургенева «Переписка».

Тоже самое мог сказать о себе Тургенев. Одну деталь изменил автор повести: в жизни ему

встретилась не танцовщица, а певица.

1-й ведущий: В конце 40-х годов 19 века произошло важное событие в жизни писателя.

Он познакомился с Полиной Виардо. Любовь к ней Тургенев пронес через всю жизнь. Любовь

возвышенная

была

для

Тургенева

основной

жизненной

ценностью.

В

один

из

приездов

Тургенева в Ясную Поляну у него спросили: «Расскажите, какая была самая счастливая минута в

вашей жизни: он ответил: «Разумеется, самая счастливая минута жизни связана с женской

любовью. Это когда встретишься глазами с ней, с женщиной, которую любишь, и поймешь, что

и она тебя любит». (Из воспоминаний С.Л.Толстого).

(Звучит романс «Утро туманное»).

2-й ведущий: «Утро туманное» вросло в русскую судьбу, оно не просто часть нашей

стихии и нашей судьбы. Это некий узел, сложнейшее симфоническое эхо дрожит в нем, это

времен: время личное, связанное с жизнью автора и близких ему людей, время историческое, и

время сверхисторическое, в котором живет наша Родина и наше искусство»

(В.Л. Смирнов).

1-й ведущий: Так уж случилось, что через сто лет русские женщины получали послания с

фронтов Великой отечественной войны – маленькие треугольнички. Многие из этих писем,

хранящихся до сих пор, стали частичкой ушедших от них навсегда, крупицей памяти о павших.

2-й ведущий: Сейчас писем пишут мало. Как и много лет назад пишут письма из армии.

Независимая народная газета «Вольная Кубань» выпустила документальную книгу «Помним о

вас», в которой напечатаны письма воинов-кубанцев, мальчишек 19-20 лет, сложивших головы

на второй чеченской войне, и их родителей.

1-й

ведущий:

Может

быть,

они

не

научились

писать

красивые

письма.

Не

смогли

выразить чувства, переполнявшие их. Мы слышим голоса их, читая письма из армии. Тоска по

дому, любовь к близким и родному очагу.

Выходят 6 юношей в военной форме.

1-й юноша: «Вам за меня краснеть не придётся» - писал родителям старший лейтенант,

Герой России Сергей Богданченко из Лабинска. Слово свое он сдержал: принял огонь основных

сил ваххабитов на себя и тем самым спас жизни многих своих подчинённых.

6

2-й

юноша:

Только

два

письма,

всего

два,

получила

мама

Григория

Батарина,

единственного сына. «Жаль, что нет фотоаппарата, заснять здешние места – уж очень

красивые горы, а внизу река Терек…

Мамочка, за меня сильно не переживай, всё будет хорошо…»

3-й

юноша:

Рядовой

Павел

Брижанев

писал

всё

те

же

строки: «Жив,

здоров,

не

волнуйтесь… Я вернуть в январе. До скорой встречи». Он вернулся домой в январе. Но вернулся

«грузом-200». Прямо за баранкой машины его сразила снайперская пуля.

4-й

юноша:

Младший

сержант

Винников

Юрий,

призванный

Кореновским

райвоенкоматом, писал о своих новых друзьях, о продвижении по службе, о получении звания, и

скучал по родным местам: «Ну, батя, если вернусь, мы с тобой от души порыбачим».

Потом писем не было. И однажды в программе «Вести» родители увидели, как несли на

носилках безжизненное тело военнослужащего. «…Убит сержант Винников» - произнес диктор.

5-й юноша: Через неделю после выпускного вечера в нашей школе Иван Сватко был

призван на службу. Ваня писал домой часто, но никогда не жаловался на трудности:

«Дорогие мои, я спешу вам сообщить, что скоро уезжаю в учебку в разведчасть учиться

на командира отделения. Из всего батальона нас только четверых туда взяли… Я очень

соскучился по вам. Каждое утро, просыпаясь, думаю, что я дома. Днём как-то не вспоминаешь,

а вечером такое же чувство, как и по утрам. Пишите, очень трудно без писем. Ваш Иван».

«Мама,

знаешь,

здесь

всё

понимаешь

по-другому,

чем

на

гражданке.

Начинаешь

задумываться. И всё, что ты делал на гражданке неправильно, хочется исправить. Начинаешь

лучше понимать родителей, по-другому относиться к людям… Пришлите мене фото, где вы

все вместе. Мне очень нужно. Не волнуйтесь, я вернусь».

Бой был жестокий. Пятеро убитых, 20 раненых. Командир отделения сержант Иван

Сватко представлен к высшей воинской награде - ордену Мужества (посмертно).

Чтец: «Мама, я вернусь…» (О.Корхонен, г.Апшеронск)

Ты шёл туда,

Откуда ждут с тревогой,

Куда сопровождает только грусть.

Минута проводов была недолгой,

И ты сказал: «Не бойся, я вернусь!»

Вагон качает плавно и уныло…

И мысль одна: «Я смерти не боюсь…»

Но сердце вдруг забилось и заныло,

И всё же вторило:

«Я должен… Я вернусь!»

Уже земли коснулись твои ноги,

Натерли строны руки – ну и пусть,

А ты в объятьях пыли и дороги

Твердил: «Вернусь, я все равно вернусь…»

Рванула мина где-то слишком рядом,

Ты твердо знал: «Я с нею не столкнусь!»

И смерть уже смотрела колким взглядом,

А ты шептал: «Вернусь, вернусь, вернусь…»

И вот вернулся в край,

Куда стремился.

На памятнике – красная звезда,

7

И на граните между дат ютится

Отрывок фразы, сказанной тогда…

Прошла весна, а ты и не заметил

И первому цветку не улыбнулся,

И маму не увидел и не встретил,

Но все-таки, как обещал, вернулся.

6-й юноша: Замечательный парень из отряда специального назначения «Росич», рядовой

Антон Доронин в последнем письме сестре писал: «Сегодня у меня день рождения. Я его

встречал в очень «романтической» обстановке – сидя на БТР, который несётся в сторону

Самашек

по

грязи,

ветер

в

лицо,

в

руках

автомат,

и

неизвестно,

что

ждет

нас

за

поворотом… За два дня потерял пятерых друзей… Самое страшное – это видеть, как рядом

падают и корчатся люди, истекая кровью…Честно, я думал, это моя последняя ночка, и никто

не подавал виду, что боится. И все-таки мы остались живыми… Когда возвращаешься на базу,

понимаешь. Что мог и не вернуться, и тогда начинают трястись руки и становится очень

страшно.

Когда

воюешь,

ты

смеёшься,

бегаешь,

а

приезжая

на

базу,

прячешься

в

угол,

закуриваешь и плачешь… Хочу, чтобы наши дети не видели и не слышали того, что я видел и

слышал…».

1-й юноша: «Чего я хочу в жизни? Знать минимум три языка – английский, немецкий,

французский. Я хочу владеть словом, как устным, так и письменным. Хочу знать и разбираться

в философии, логике, истории, языкознании, психологии…», - так писал молодой лейтенант

Евсюков Роман, выпускник филологического факультета Кубанского университета. Он даже

написал «программу» жизни: планы, мечты, задачи: «Никогда не хвалить себя и не жалеть.

Никогда не мстить, не таить зла. Принимать людей такими, какие они есть. Я хочу быть

нужным людям. Больше требовательности к себе, чем к другим».

2-й юноша: Близкие считают, что Дмитрий Глыбин предчувствовал свою судьбу, поэтому

писал: «Не твердите: До скорого! Я не вернусь, не вернусь». Пуля поразила солдата насмерть. В

кармане

нашли

последнее

неотправленное

письмо.

Вот

фрагмент

его

рукописи: «Кубань…

Многие народы прошли через эту землю. Буйный красочный мир природы неодолимо манил

людей, заставлял волноваться при встрече. Всё здесь во все времена пробуждало радость,

вдохновляло на жизнь.

И кто хоть раз попал в ёё бескрайние объятия, ощутил дыхание кубанского чернозема,

радость

восхождения

на

горную

вершину,

к

самым

облакам,

окунулся

в

бездонную

черноморскую синь, тот так и останется навсегда на этой земле.

Так и случилось со мной… С самого детства я приезжал сюда, и уже тогда в детской

душе зарождалась любовь к этой маленькой стране, стране степей и гор, морей и рек. Стране,

в лесу которой я первый раз увидел светлячков, ощутил дыхание реки, почувствовал дым

костра на поляне. И уже тогда я знал, что приеду сюда, пусть через годы, но приеду.

Очень

хочется

мне,

чтобы

люди,

живущие

на

этой

земле,

сберегли

ее

красоту

и

неповторимость,

для

тех

мальчишек

и

девчонок,

которые

сменяют

наше

поколение

и

следующее, и идущие после него. Чтобы малыш, впервые взглянувший на мир, увидел краски и

цвета Кубани, а не пустыню. Помните о будущем, люди!»

1-й

ведущий:

Проникновенны

слова

из

писем

воинов-кубанцев,

наших

земляков,

замечательных патриотов своей Родины. Благодаря их письмам мы видим, как велика любовь

мальчишек «к этой маленькой стране, стране степей и гор» - Кубани. Мы понимаем, что должны

сберечь «её красоту и неповторимость», потому что Кубань – это тот родной дом, куда мечтали

вернуться эти погибшие ребята.

Так форма письма помогает глубоко раскрыть внутренний мир его автора.

8

2-й ведущий: Помяните павших кубанцев – каждого и всех вместе – минутой скорбного

молчания. Мы уже ничего не сможем сделать, чтобы они вернулись к нам. Остаётся одно:

помнить их подвиг, помнить строки, адресованные нам.

Минута молчания.

Чтец: «Прости, солдат»

(Андрей Дементьев)

Он возвращается домой

Из прошлой жизни, из разлуки.

Но край родной окутан тьмой,

И красок нет, и смолкли звуки.

Вслед за молчанием его

Пылит печальная дорога.

Но он не видит ничего

Из оцинкованного гроба.

И мать, ослепшая от слёз,

Идёт навстречу сыну, горбясь.

И возле медленных колёс

Несут сельчане страшну горесть.

Прости, солдат, что отчий дом

Тебя согреть не может в холод.

Прости за то, что мы живём.

Тебе бы жить! Ты был так молод.

Прости, что всё изведал сам.

Не ожил, возвратясь оттуда.

Что мать, припав к твоим ногам,

Ещё надеется на чудо.

Блеснёт закатный луч в окне.

Зашелестят в саду ракиты.

О, сколько ныне по стране

Таких вот холмиков нарыто.

Не дай, Отчизна, умолчать…

И этим матерей обидеть.

Они идут сынов встречать,

Чтоб никогда их не увидеть.

Мы всем им воздадим сполна

За боль, за мужество и доблесть.

Но не стихает в нас вина.

И всё больнее наша совесть.

9



В раздел образования