Автор: Миронец Наталья Евгеньевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОБУ СОШ №1 им. И.Д.Бувальцева
Населённый пункт: г.Кореновск, Краснодарский край
Наименование материала: Литературно-музыкальный вечер для учащихся старших классов
Тема: "Письма...письма"
Раздел: полное образование
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
имени И.Д.Бувальцева
Письма…письма…
Литературно-музыкальный вечер
для учащихся 9-11 классов
Автор сценария:
Миронец Наталья Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ №1 им.И.Д.Бувальцева
МО Кореновский район
г.Кореновск
2019 г.
Письма…письма…
Литературно-музыкальный вечер
для учащихся 9-11 классов
Цель проведения:
знакомство учащихся с эпистолярным наследием русских писателей,
письменным фольклором, формирование нравственных качеств
личности на основе документальной повести о кубанских сынах, павших
за свободу и целостность России за время антитеррористической
операции в Чеченской республике в 1999-2001 годах.
Оформление зала:
на центральной стене большой конверт и заголовок вечера, фигурки
бумажных голубей, шары, изображение конвертиков. Справа и слева –
высказывания о русском языке классиков русской литературы, цитаты
из писем воинов-кубанцев.
Звучит
фонограмма
песни
«Письма,
письма
сам
я
на
почту
ношу…»
(музыка
Б.Мокроусова, слова М.Матусовского).
Ведущий: Вступление. Значение и роль эпистолярной литературы в жизни человеке.
Сценка «Ванька Жуков пишет письмо на деревню дедушке»
Почтальон: (зачитывает письмо).
«Милый дедушка, Константин Макарыч! И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с
Рождеством и желаю тебе всего от Господа Бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у
меня один остался.
А вчера мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал
шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе
хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой
начала меня в харю тыкать.
Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев
огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже
хлеба, .а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок
ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку.
Милый дедушка, сделай милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей
возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно Бога молить, увези меня отсюда, а то помру...
Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на
деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя
кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, все равно как за мамку
Пелагею...
Приезжай, милый дедушка, Христом Богом молю, возьми меня отсюда...
2
Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай.
На деревню дедушке. Константину Макарычу».
-
Конечно, это письмо так и не попало к дедушке. И всем вполне понятно, по каким
причинам.
-
А как же развивался эпистолярный жанр?
(Выходят два ведущих).
1-й Ведущий: Мода на альбомы пришла в Россию в 18 веке из Франции и очень скоро
получила широкое распространение. Были альбомы светских дам, куда поэты вписывали свои
стихи
и
экспромты
–
строфы,
сочиненные
на
лету,
без
предварительного
обдумывания.
Сложился даже такой жанр – стихи в альбом. Заводили альбомы и в провинции, не желая
отставать от столиц. Пушкин в «Евгении Онегине» писал:
Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом,
Что все подружки измарали
С конца, с начала и кругом…
2-й ведущий: Безымянные, неизвестно кем, когда и где сложенные стишки, подобно
народной песне или сказке, переходят из поколения в поколение. Разработана целая система
альбомных записей, сначала идет обращение хозяйки:
Пишите, милые подруги,
Пишите, милые друзья,
Пишите все, что вы хотите, -
Все будет мило для меня!
Или:
Прошу альбом не пачкать,
Листы не вырывать,
Имя и фамилию
Полностью писать.
1-й
ведущий:
За
начальными
пригласительными
стихами
следуют
стихи-пожелания,
которые вносят в альбом друзья и родные ее владелицы.
Дружба и любовь – самые главные темы альбомных записей:
Любовь на свете всех дороже –
Поймешь ли ты?
Она ценнее кислорода
И крепче серной кислоты.
Друзья стараются дать добрый совет, пожелать что-то хорошее. Вообще эта поэзия, как
бы
к
ней
не
относиться,
по
большей
части
старается
воспитать
в
молодом
человеке
нравственные принципы.
Люби простого человека
С красивой, чистою душой
3
И никогда не увлекайся
Его наружной красотой.
2-й ведущий: Страницы альбома часть загибаются уголками – это «секреты». Там тоже
всякие и шутливые и серьезные слова. Сверху уголка написано: «Секрет на сто лет», а если
отогнуть – прочитаешь: «Осел, чего прочел?»
1-й ведущий: И, наконец, серьезный вопрос и подпись. Многие стараются скрыть свое
имя: «Писала белочка, угадай какая девочка», «Писал поэт, фамилий нет, а месяц и число
снегом занесло».
Многие альбомные стихи и афоризмы стали использоваться как подписи к фотографиям и
открыткам:
«Люби меня, как я тебя…»
«Кого люблю, тому дарю…»
«Люблю сердечно, дарю навечно»
Пожалуй, быт и духовный мир народа были бы скуднее без этих непритязательных
стишков.
2-й ведущий: Мы кратко познакомили вас с письменным фольклором. Он встречается во
множестве вариантов и использует зачины, концовки, общие места. Вот, например, «формулы»
обращения
в
письмах: «Добрый день или вечер, в зависимости от того, когда получите, с
приветом к вам такой-то, кланяюсь я вам от бела лица до сырой земли» или поновее: «Добрый
день, веселый час, пишу письмо и вижу вас».
1-й ведущий: Письма, послания относятся к эпистолярной литературе. Первоначально в
18
веке
эпистолярная
форма
использовалась
для
описания
путешествий
«Письма
русского
путешественника» Н.М. Карамзина. Одновременно развивался и получил популярность жанр
романа в письмах «Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо, позднее «Бедные люди» Ф.М.Достоевского,
дающие возможность передать мысли и чувства персонажей, оценки ими окружающего мира.
2-й ведущий: Примером этому служат письма Гончарова А., которые являют собой
прекрасные образцы эпистолярного жанра, привычного людям 30-40-х годов 19 века. «Это была
неторопливая беседа человека, который хочет подробно и искренне поделиться своими мыслями
и чувствами и рассказать о том, что с ним происходит, но и вызвать своего собеседника рядом
вопросов участливого внимания и мирных шуток на такое же повествование» (вспоминал юрист
и общественный деятель А.Ф.Кони). Письма Гончарова столь живы, увлекательны и талантливы,
что их можно считать автобиографическими художественными произведениями.
1-й
ведущий:
В
июле
1857
года
в
немецком
городе
Мариенбаде
Гончаров
писал
И.И.Льховскому, своему сослуживцу по министерству финансов: «Узнайте, что я занят…, не
ошибетесь, если скажете женщиной! Да ей; нужды нет, что мне 45. А сильно занят Ольгой
Ильинской… Едва ли выпью свои три кружки лечебной воды и избегаю весь Мариенбад с 6 до 9
вечера, едва мимоходом напьюсь чаю, как беру сигарету – и к ней: сижу в ее комнате, иду в
парк, забираюсь в уединенные аллеи, не надышусь, не нагляжусь. У меня есть соперник: он хотя
и моложе меня, но не поворотливее, и я надеюсь их скоро развести. Но теперь волнение мое
доходит до бешенства: так и молодости не было со мной. Я едва могу сидеть на месте, меряю
комнату большими шагами, голова кипит… Вы покачаете головой и опять глубоко мысленно
засмеетесь; может быть даже пожалеете: не жалейте, я счастлив – от 9 до 3, чего же
больше.
Женщина
эта
мое
же
создание,
письменное,
конечно,
-
ну
теперь
угадали,
недогадливый, что я сижу за пером?»
2-й ведущий: К 50-летнему юбилею своей литературной деятельности писатель получил
письмо-приветствие
от
«русских
женщин»
(более
1000
подписей): «Читая вас, не только
наслаждаешься, но и учишься: у бабушки - житейской мудрости; у Ольги – как любить и с
4
достоинством
переносить
разочарования;
у
Веры
–
как
после
горьких
опытов,
ошибок,
гордости
и
неведения
не
падать
духом,
не
умаляться,
а
возрастать
на
пути
разумной
сознательной жизни».
1-й
ведущий:
Вы
познакомились
с
примером
письма-приветствия,
посвященного
юбиляру.
Чтец: А.А.Фет «Старые письма» 1859 год.
1-й ведущий: Письма Марии Лазич к А.А.Фету подтолкнули поэта к написанию этого
стихотворения. История знакомства Фета с Марией Лазич таковы: Находясь на военной службе,
в Херсонской губернии, Фет познакомился с умной и обаятельной девушкой Марией Лазич,
великолепной
музыкантшей.
В
Марии
Фет
нашел
знатока
поэзии,
ценительницу
его
собственных стихов. Пришла любовь… Но Лазич была бедна. Мечтающий о восстановлении
дворянского звания и материального достатка, Фет не решился жениться на бесприданнице.
Влюбленные расстались. Вскоре Мария Лазич трагически погибла. Много жертв принес Фет,
стремясь к своей цели, но самой тяжелой была потеря этой беззаветно любившей его девушки.
Ее образ присутствует во многих любовных стихах Фета, придавая им горестную окраску.
2-й ведущий: (Продолжает разговор на фоне музыки романса «Я встретил вас»). На одном
из
стихотворений
Ф.И.Тютчева
стоят
инициалы
А.К.
Какая
же
тайна
кроется
за
этими
инициалами?
1-й ведущий: В середине 1822 года в русскую дипломатическую миссию в столицу
Баварии Мюнхен прибыл новый сотрудник – Ф.И.Тютчев. На одном из светских раутов он
увидел девушки поразительной красоты и почувствовал себя околдованным, влюбленным. (На
слайде Амалия Крюденер – гравюра). Звали ее Амалия, она была побочной дочерью Прусского
короля
Фридриха
Вильгельма
Ш
и
двоюродной
сестрой
будущей
императрицы
России
Александры Федоровны, жены Николая. Тогда в первую встречу с Тютчевым Амалии было 14
лет…
Позднее
став
женой
первого
секретаря
русского
посольства
в
Мюнхене
барона
А.С.Крюденера, Амалия будет блистать на придворных баллах в Петербурге. Между Амалией и
Тютчевым завязалась переписка, пролетели годы (30 лет). Тютчеву 67, Амалии 60, состоялась
новая встреча.
2-й ведущий: Казалось бы, встретились два старых человека, все в прошлом, все поросло
травой забвения… Но… как будто бы романтичный юноша встретил ту же девочку, которая
когда-то бесконечно, бесконечно давно – так потрясла его воображение и сердце.
(Звучит романс «Я встретил вас»).
1-й ведущий: Любовные письма – сколько было написано их Николаем Алексеевичем
Некрасовым Авдотье Яковлевне Панаевой. Это в письмах, когда она находилась далеко от него,
изливал он слова страсти, это на расстоянии любил ее пылко и нежно. Любовь помогла им:
написать вдвоем два огромных романа! (До тех пор русская литература не знала подобного!) –
«Три страны света», «Озеро смерти»; создать лучший в России журнал, ангелом хранителем
которого была, конечно же, А.Я.Панаева; перенести огромное горе (оба их сына умерли в
младенческом возрасте). Их общий путь не назовешь гладким – несмотря на любовь, они
расстаются, но жизнь без любимого и любимой утратила свой смысл…
(Звучит музыка Л.В.Бетховена Соната 14, часть 1)
Чтец: Н.А.Некрасов. Стихотворение «Горящие письма».
5
2-й ведущий: После разлуки, успокоившись немного, поэт желает А.Я.Панаевой счастья.
Появляется щедрость пушкинских благословений: «Как дай вам Бог, любимой быть другим».
Чтец:
Н.А.Некрасов. Стихотворение «Прощение».
1-й ведущий: Стихотворению «Прости» Н.А.Некрасова принадлежит своего рода рекорд:
более
40
композиторов
положили
его
на
музыку.
Среди
них
Кюи,Римский-Корсаков,
Чайковский.
(Звучит романс «Прости»).
2-й ведущий: «На поверку выходит, что настоящая любовь – чувство вовсе не похожее на
то, как мы ее себе представляем. Любовь даже вовсе не чувство; она – болезнь, известное
состояние души и тела, она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя
хитрить… Обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли – ни
дать, ни взять холера или лихорадка…», - рассуждает герой повести Тургенева «Переписка».
Тоже самое мог сказать о себе Тургенев. Одну деталь изменил автор повести: в жизни ему
встретилась не танцовщица, а певица.
1-й ведущий: В конце 40-х годов 19 века произошло важное событие в жизни писателя.
Он познакомился с Полиной Виардо. Любовь к ней Тургенев пронес через всю жизнь. Любовь
возвышенная
была
для
Тургенева
основной
жизненной
ценностью.
В
один
из
приездов
Тургенева в Ясную Поляну у него спросили: «Расскажите, какая была самая счастливая минута в
вашей жизни: он ответил: «Разумеется, самая счастливая минута жизни связана с женской
любовью. Это когда встретишься глазами с ней, с женщиной, которую любишь, и поймешь, что
и она тебя любит». (Из воспоминаний С.Л.Толстого).
(Звучит романс «Утро туманное»).
2-й ведущий: «Утро туманное» вросло в русскую судьбу, оно не просто часть нашей
стихии и нашей судьбы. Это некий узел, сложнейшее симфоническое эхо дрожит в нем, это
времен: время личное, связанное с жизнью автора и близких ему людей, время историческое, и
время сверхисторическое, в котором живет наша Родина и наше искусство»
(В.Л. Смирнов).
1-й ведущий: Так уж случилось, что через сто лет русские женщины получали послания с
фронтов Великой отечественной войны – маленькие треугольнички. Многие из этих писем,
хранящихся до сих пор, стали частичкой ушедших от них навсегда, крупицей памяти о павших.
2-й ведущий: Сейчас писем пишут мало. Как и много лет назад пишут письма из армии.
Независимая народная газета «Вольная Кубань» выпустила документальную книгу «Помним о
вас», в которой напечатаны письма воинов-кубанцев, мальчишек 19-20 лет, сложивших головы
на второй чеченской войне, и их родителей.
1-й
ведущий:
Может
быть,
они
не
научились
писать
красивые
письма.
Не
смогли
выразить чувства, переполнявшие их. Мы слышим голоса их, читая письма из армии. Тоска по
дому, любовь к близким и родному очагу.
Выходят 6 юношей в военной форме.
1-й юноша: «Вам за меня краснеть не придётся» - писал родителям старший лейтенант,
Герой России Сергей Богданченко из Лабинска. Слово свое он сдержал: принял огонь основных
сил ваххабитов на себя и тем самым спас жизни многих своих подчинённых.
6
2-й
юноша:
Только
два
письма,
всего
два,
получила
мама
Григория
Батарина,
единственного сына. «Жаль, что нет фотоаппарата, заснять здешние места – уж очень
красивые горы, а внизу река Терек…
Мамочка, за меня сильно не переживай, всё будет хорошо…»
3-й
юноша:
Рядовой
Павел
Брижанев
писал
всё
те
же
строки: «Жив,
здоров,
не
волнуйтесь… Я вернуть в январе. До скорой встречи». Он вернулся домой в январе. Но вернулся
«грузом-200». Прямо за баранкой машины его сразила снайперская пуля.
4-й
юноша:
Младший
сержант
Винников
Юрий,
призванный
Кореновским
райвоенкоматом, писал о своих новых друзьях, о продвижении по службе, о получении звания, и
скучал по родным местам: «Ну, батя, если вернусь, мы с тобой от души порыбачим».
Потом писем не было. И однажды в программе «Вести» родители увидели, как несли на
носилках безжизненное тело военнослужащего. «…Убит сержант Винников» - произнес диктор.
5-й юноша: Через неделю после выпускного вечера в нашей школе Иван Сватко был
призван на службу. Ваня писал домой часто, но никогда не жаловался на трудности:
«Дорогие мои, я спешу вам сообщить, что скоро уезжаю в учебку в разведчасть учиться
на командира отделения. Из всего батальона нас только четверых туда взяли… Я очень
соскучился по вам. Каждое утро, просыпаясь, думаю, что я дома. Днём как-то не вспоминаешь,
а вечером такое же чувство, как и по утрам. Пишите, очень трудно без писем. Ваш Иван».
«Мама,
знаешь,
здесь
всё
понимаешь
по-другому,
чем
на
гражданке.
Начинаешь
задумываться. И всё, что ты делал на гражданке неправильно, хочется исправить. Начинаешь
лучше понимать родителей, по-другому относиться к людям… Пришлите мене фото, где вы
все вместе. Мне очень нужно. Не волнуйтесь, я вернусь».
Бой был жестокий. Пятеро убитых, 20 раненых. Командир отделения сержант Иван
Сватко представлен к высшей воинской награде - ордену Мужества (посмертно).
Чтец: «Мама, я вернусь…» (О.Корхонен, г.Апшеронск)
Ты шёл туда,
Откуда ждут с тревогой,
Куда сопровождает только грусть.
Минута проводов была недолгой,
И ты сказал: «Не бойся, я вернусь!»
Вагон качает плавно и уныло…
И мысль одна: «Я смерти не боюсь…»
Но сердце вдруг забилось и заныло,
И всё же вторило:
«Я должен… Я вернусь!»
Уже земли коснулись твои ноги,
Натерли строны руки – ну и пусть,
А ты в объятьях пыли и дороги
Твердил: «Вернусь, я все равно вернусь…»
Рванула мина где-то слишком рядом,
Ты твердо знал: «Я с нею не столкнусь!»
И смерть уже смотрела колким взглядом,
А ты шептал: «Вернусь, вернусь, вернусь…»
И вот вернулся в край,
Куда стремился.
На памятнике – красная звезда,
7
И на граните между дат ютится
Отрывок фразы, сказанной тогда…
Прошла весна, а ты и не заметил
И первому цветку не улыбнулся,
И маму не увидел и не встретил,
Но все-таки, как обещал, вернулся.
6-й юноша: Замечательный парень из отряда специального назначения «Росич», рядовой
Антон Доронин в последнем письме сестре писал: «Сегодня у меня день рождения. Я его
встречал в очень «романтической» обстановке – сидя на БТР, который несётся в сторону
Самашек
по
грязи,
ветер
в
лицо,
в
руках
–
автомат,
и
неизвестно,
что
ждет
нас
за
поворотом… За два дня потерял пятерых друзей… Самое страшное – это видеть, как рядом
падают и корчатся люди, истекая кровью…Честно, я думал, это моя последняя ночка, и никто
не подавал виду, что боится. И все-таки мы остались живыми… Когда возвращаешься на базу,
понимаешь. Что мог и не вернуться, и тогда начинают трястись руки и становится очень
страшно.
Когда
воюешь,
ты
смеёшься,
бегаешь,
а
приезжая
на
базу,
прячешься
в
угол,
закуриваешь и плачешь… Хочу, чтобы наши дети не видели и не слышали того, что я видел и
слышал…».
1-й юноша: «Чего я хочу в жизни? Знать минимум три языка – английский, немецкий,
французский. Я хочу владеть словом, как устным, так и письменным. Хочу знать и разбираться
в философии, логике, истории, языкознании, психологии…», - так писал молодой лейтенант
Евсюков Роман, выпускник филологического факультета Кубанского университета. Он даже
написал «программу» жизни: планы, мечты, задачи: «Никогда не хвалить себя и не жалеть.
Никогда не мстить, не таить зла. Принимать людей такими, какие они есть. Я хочу быть
нужным людям. Больше требовательности к себе, чем к другим».
2-й юноша: Близкие считают, что Дмитрий Глыбин предчувствовал свою судьбу, поэтому
писал: «Не твердите: До скорого! Я не вернусь, не вернусь». Пуля поразила солдата насмерть. В
кармане
нашли
последнее
неотправленное
письмо.
Вот
фрагмент
его
рукописи: «Кубань…
Многие народы прошли через эту землю. Буйный красочный мир природы неодолимо манил
людей, заставлял волноваться при встрече. Всё здесь во все времена пробуждало радость,
вдохновляло на жизнь.
И кто хоть раз попал в ёё бескрайние объятия, ощутил дыхание кубанского чернозема,
радость
восхождения
на
горную
вершину,
к
самым
облакам,
окунулся
в
бездонную
черноморскую синь, тот так и останется навсегда на этой земле.
Так и случилось со мной… С самого детства я приезжал сюда, и уже тогда в детской
душе зарождалась любовь к этой маленькой стране, стране степей и гор, морей и рек. Стране,
в лесу которой я первый раз увидел светлячков, ощутил дыхание реки, почувствовал дым
костра на поляне. И уже тогда я знал, что приеду сюда, пусть через годы, но приеду.
Очень
хочется
мне,
чтобы
люди,
живущие
на
этой
земле,
сберегли
ее
красоту
и
неповторимость,
для
тех
мальчишек
и
девчонок,
которые
сменяют
наше
поколение
и
следующее, и идущие после него. Чтобы малыш, впервые взглянувший на мир, увидел краски и
цвета Кубани, а не пустыню. Помните о будущем, люди!»
1-й
ведущий:
Проникновенны
слова
из
писем
воинов-кубанцев,
наших
земляков,
замечательных патриотов своей Родины. Благодаря их письмам мы видим, как велика любовь
мальчишек «к этой маленькой стране, стране степей и гор» - Кубани. Мы понимаем, что должны
сберечь «её красоту и неповторимость», потому что Кубань – это тот родной дом, куда мечтали
вернуться эти погибшие ребята.
Так форма письма помогает глубоко раскрыть внутренний мир его автора.
8
2-й ведущий: Помяните павших кубанцев – каждого и всех вместе – минутой скорбного
молчания. Мы уже ничего не сможем сделать, чтобы они вернулись к нам. Остаётся одно:
помнить их подвиг, помнить строки, адресованные нам.
Минута молчания.
Чтец: «Прости, солдат»
(Андрей Дементьев)
Он возвращается домой
Из прошлой жизни, из разлуки.
Но край родной окутан тьмой,
И красок нет, и смолкли звуки.
Вслед за молчанием его
Пылит печальная дорога.
Но он не видит ничего
Из оцинкованного гроба.
И мать, ослепшая от слёз,
Идёт навстречу сыну, горбясь.
И возле медленных колёс
Несут сельчане страшну горесть.
Прости, солдат, что отчий дом
Тебя согреть не может в холод.
Прости за то, что мы живём.
Тебе бы жить! Ты был так молод.
Прости, что всё изведал сам.
Не ожил, возвратясь оттуда.
Что мать, припав к твоим ногам,
Ещё надеется на чудо.
Блеснёт закатный луч в окне.
Зашелестят в саду ракиты.
О, сколько ныне по стране
Таких вот холмиков нарыто.
Не дай, Отчизна, умолчать…
И этим матерей обидеть.
Они идут сынов встречать,
Чтоб никогда их не увидеть.
Мы всем им воздадим сполна
За боль, за мужество и доблесть.
Но не стихает в нас вина.
И всё больнее наша совесть.
9