Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ПРОСТРАНСТВА.


Автор: Урядкин Сергей Михайлович
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ФКП образовательное учреждение № 305
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ПРОСТРАНСТВА.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ПРОСТРАНСТВА.

Преподаватель физической культуры

ФКП образовательное учреждение № 305

Урядкин Сергей Михайлович

Цель применения здоровье сберегающих технологий применительно

к взрослым людям это – содействие восстановлению культуры здоровья

и ее поддержание. Виды здоровье сберегающих технологий:

- медико-профилактические;

-физкультурно-оздоровительные;

-технологии

обеспечения

социально-психологического

благополучия

человека;

Десять золотых правил здоровье сбережения:

- Соблюдайте режим дня!

- Обращайте больше внимания на питание!

- Больше двигайтесь!

- Спите в прохладной комнате!

- Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

- Гоните прочь уныние и хандру!

- Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

- Желайте себе и окружающим только добра!

Здоровье

сберегающую

технологию

можно

рассматривать

как

совокупность приёмов, методов организации обучения без ущерба здоровья

и как качественную характеристику любой педагогической технологии.

Прилагательное

«здоровье

сберегающая»

является

качественной

характеристикой

любой

образовательной

технологии,

показывающей,

насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения

здоровья основных субъектов образовательного процесса-ученика и педагога

Прежде

всего

мы

рассматриваем

концепцию

здоровье

сбережения

в форме структурно – логической схемы:

цели - принципы и задачи - средства - условия - результаты

ЦЕЛИ:

Обучить

обучающихся

возможности

сохранения

здоровья

в имеющихся условиях проживания.

Сформировать

у

них

необходимые

знания,

умения,

навыки

по здоровому образу жизни и научить использовать их в повседневной жизни.

Просвещение,

повышение

мотивации,

создание

эффективного

психологического

климата;

выбор

адекватных

средств

и

методов;

фиксация проблем.

Основными принципами здоровье

сберегающих

технологий

в

нашей работе стали:

профессиональное сотрудничество, многообразие форм и методов,

личностная ориентация.

Ожидаемые результаты:

1. Сохранение здоровья и рост уровня физического развития.

2. Повышения приоритета здоровья.

3. Повышение мотивации к учебному процессу и качеству знаний.

4. Создание приемлемой комфортной среды.

Достигается

через

-

учет

особенностей

личности,

использование

приёмов,

способствующих

появлению

интереса

к

учебному

материалу,

создания условий для самовыражения.

Приводит

к снижению

утомляемости,

повышению

мотивации

к

учебной деятельности, приросту учебных достижений.

Важная

составная

часть здоровье

сберегающей р а б о т ы

-

это

рациональная

организация

урока.

От

уровня

гигиенической

рациональности зависит функциональное состояние обучающихся в процессе

их деятельности.

Создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха.

Реализация

во

время

занятий

в

оптимальном

соотношении

обще

дидактических принципов и методов. Установление межпредметных связей,

интеграции обучения. Эффективное использование педагогических средств

здоровье

сберегающих

технологий

(физкультминуток,

игр).

Соблюдение

режима работы с техническими средствами. Активизация развития всех сфер

личности обучающихся.

Главное

в

применении

здоровье

сберегающих

технологий

-

это

не

слова, а практический опыт. Для повышения умственной работоспособности

обучающихся, предупреждения преждевременного наступления утомления

и снятия мышечного напряжения использование на занятиях малых форм

физической

активности

-

физкультминуток:

перед

началом

занятий

и

в

зависимости

от

утомляемости

обучающихся.

Обязательное

условие

эффективного

проведения

физкультминуток

положительный

эмоциональный фон.

Регулярное

использование

упражнений,

направленных

на

профилактику некоторых распространенных заболеваний:

Упражнения

по

коррекции

осанки.

Упражнения,

направленные

на

выработку

рационального

дыхания.

Укреплению

мышц

рук.

Упражнения

для

ног.

Гимнастика

для

глаз.

Дыхательные

упражнения.

Эмоциональные разрядки.

С о в р е м е н н о е

о б р а з о в а н и е

н е в о зм ож н о

п р е д с т а в и т ь

без

использования

компьютеров.

Хороший

эффект

даёт

использование

информационно - интерактивных программ в учебном процессе, вызывает

неизменный

интерес,

одновременно

снимая

элементы

усталости

и напряжения, повышает работоспособность. Следует помнить, что после

традиционных

занятий

общее

утомление

регистрируется

у

19%,

зрительное – у 9 % обучающихся. После занятий с компьютером общее

утомление наблюдается у 24%, зрительное – у 38 % обучающихся.

Необходимо,

чтобы

обучение

с

использованием

компьютеров

соответствовало гигиеническим нормам. Для снижения уровня воздействия

гаджетов

на

зрительные

возможности

можно

использовать

комплекс

упражнений «Зрительная гимнастика во время работы на компьютере».

Поддержание

и

укрепление

физического

здоровья

обучающихся

напрямую

связано

с

их

двигательной

активностью.

В

результате

анкетирования выяснилось, что большинство имеют – малоподвижный образ

жизни и гиподинамию.

Основную

группу

технологий

здоровье

сберегающей

педагогики

составляют:

1.

Организационно-педагогические

технологии

(они

определяют

структуру учебного процесса, к ним относятся требования СанПиНов).

2. Психолого-педагогические технологии (к ним относятся все виды

психолого-педагогического

сопровождения

всех

элементов

учебного

процесса).

3.

Учебно-воспитательные

технологии

(включают

программы

по формированию культуры здоровья).

4.

Социально-адаптирующие

технологии

(социально-педагогические

тренинги).

5.

Лечебно-оздоровительные

технологии

(утренняя

гимнастика,

лечебная физкультура).

Важной составляющей в здоровье сберегающей технологии является -

психическое здоровье, то есть способность человека адекватно реагировать

на

внешние

и

внутренние

раздражители,

умение

уравновесить

себя

с

окружающей

средой.

Именно

эта

составляющая

является

наиболее

уязвимым звеном для контингента образовательных учреждений системы

исправления наказаний, равно как и социальное здоровье, заключающееся

в потенциальной способности адаптироваться в социальной среде, управлять

своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами.

Учитывая

наличие

целого

ряда

проблем,

связанных

со

здоровьем

целесообразным внедрение следующих здоровье сберегающих технологий:

1.

Методика

«зрительных

горизонтов»

В.Ф.

Б а з а р н о г о

(для профилактики нарушения зрения).

Используя приемы, разработанные В. Ф. Базарным, педагоги могут

внести значительный вклад в сохранение зрения. Педагогам рекомендуется

работать в режиме максимального удаления от обучающихся дидактического

материала.

Сохранению

зрения

обучающихся

способствует

расширение

зрительно-пространственной активности во время уроков.

2.

Выполнение

тренажей

с

помощью

зрительно-двигательных

траекторий.

На

листе

ватмана

размером

0,6

х

2,0

м

изображаются

какие-либо

цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль), толщина линий 1 см. Этот

плакат размещается выше уровня глаз в любом удобном месте (над доской,

на

боковой

стене).

По

просьбе

преподавателя

обучающиеся

начинают

пробегать глазами по заданному направлению, обязательно стоя. При этом

каждому

упражнению

придается

игровой

или

творческий

характер.

Например, на кончик указки прикрепляется изображение желтого листочка.

3. Методика В. Ф. Базарного для коррекции осанки.

Работа

с

обучающиеся

на

занятиях

осуществляется

в

режиме

«динамических поз». Суть методики заключается в периодической смене

рабочей

позы:

перевод

из

статической

закрепощенной

позы

«сидя»

в

активную свободную позу «стоя» и обратно несколько раз в течение занятия.

Таким образом, чтобы время непрерывной работы в одном положении не

превышало 10 минут.

4. Формирование правильного отношения к своему здоровью. Лекции

о формировании навыков здорового образа жизни и правильного отношения

к здоровью.

5. Выбирая любую методику, технологию следует задумываться над

тем, насколько она способствует сохранению, укреплению и формированию

здоровья обучающихся.

Физическое

воспитание

осужденных

в

условиях

пенитенциарных

учреждений

помогает

разнообразить

досуговую

жизнь.

Для

этого

функционируют

спортивные

кружки

и

секции,

организуются

спортивные

соревнования. Указанная форма воспитательного воздействия способствует

исправлению осужденных, ориентирует на укрепление здоровья, выработку

гигиенических

привычек,

развитие

физических

сил

и

морально

волевых

качеств. Между осужденными, активно занимающимися спортом в условиях

исправительных учреждений, и осужденными, не проявляющими к нему

интерес,

существует

разница

не

только

в

физической

подготовке,

но и в способности находить взаимопонимание при общении, в умении

быстро реагировать на ту или иную ситуацию, постоять за себя, причем не

силовыми приемами, а улаживанием конфликта посредством диалога.

Лица,

занимающиеся

спортом,

имеют

большую

способность

адаптироваться к негативным моментам жизни, у них сильнее развиты черты

коллективизма, стремление к объединению в более широкие круги общения

и,

как

результат,

менее

выражены

эгоцентрические

тенденции

личности.

Следовательно, совместная физкультурно-спортивная деятельность является

неким

стимулятором,

оптимизирующим

взаимоотношения

в

условиях

пенитенциарного учреждения. Последнее, безусловно, выступает связующим

звеном между осужденными и сотрудниками администрации исправительных

учреждений.

Участвуя

в

соревнованиях,

обучаясь

новым

упражнениям,

а

также

теоретическим

навыкам

физической

культуры,

где

уважение

к сопернику и поддержка членов своей команды становятся нормой, а в

последующем и привычкой, входящей в повседневную жизнь, постепенно

меняет само отношение осужденных к сотрудникам, повышая их статус.

Со

стороны

администрации

учреждения

позитивные

изменения

в поведении осужденных учитываются посредством применения к ним мер

поощрения, тем самым побуждая к дальнейшему развитию желательного для

общества и государства поведения. Данные меры в последующем позволяют

определить

степень

исправления

осужденного.

При

организации

воспитательной работы в указанной форме необходимо ориентироваться на

индивидуальные особенности каждого осужденного, учитывая пол, возраст,

состояние

здоровья.

Темперамент

и

характер

также

должны

браться

во

внимание:

кому-то

подойдут

виды

спорта,

требующие

быстрой

реакции

и скорости, а для других предпочтительнее менее подвижные, например,

шахматы.

Физическое

воспитание

и

здоровье

сберегающие

технологии

не ограничиваются только непосредственным участием осужденных в тех

или

иных

спортивных

занятиях.

Они

могут

также

проявляться

в

форме

л

е

к

ц

и

й

,

а также бесед. Таким образом, физическое воспитание, наряду с остальными

видами воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы,

является наиболее простым в реализации. Физическое воспитание играет

немаловажную

роль

в

процессе

ресоциализации

осужденных,

поскольку

развитие

осужденного

как

личности

во

время

спортивных

мероприятий

построено на взаимоотношениях с другими людьми, что впоследствии ведет

к

успешной

социальной

интеграции.

Формирование

у

осужденных

уверенности

в

своих

силах

и

убежденности

в

том,

что

высокая

разносторонняя

физическая

подготовленность

является

основой

к а ч е с т в е н н о г о

д у х о в н о г о

и телесного развития личности и ее коррекции, положительных эмоций, норм

поведения

в

соответствии

с

требованиями,

умение

находить

выход

из непростых ситуаций, приходить к компромиссу с окружающими людьми

во время занятий спортом, а в особенности при участии в спортивно –

массовых мероприятиях, способствуют самореализации и самоутверждению,

в последующем благоприятно сказываясь на способности направлять свою

деятельность в нужное русло после освобождения из мест лишения свободы.

Если

человека

часто

подбадривают

-

он

приобретает

уверенность

в себе, если человек живёт с чувством безопасности – он учится верить

другим,

если человеку удаётся достигать желаемого – он укрепляется

в надежде, если человек живёт в комфортной атмосфере и чувствует себя

нужным – он учится находить в этом мире любовь, а значит сохранять самое

ценное – здоровье.



В раздел образования