Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ.


Автор: Вязовцева Татьяна Александровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОАУ
Населённый пункт: с.Зилаир,Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ.
Дата публикации: 11.07.2019
Раздел: среднее образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ

ХИМИИ.

Расскажи и я забуду

,

покажи и я запомню

,

дай попробовать и я пойму.

( китайская пословица)

Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные

оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться. Всем понятно, что у каждого ребенка

свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации

обучения, да и содержание образовательных программ, особенно в основной школе

стремительно усложняется, уровень требований по всем учебным предметам повышается

от класса к классу. Решить эту проблему позволяет ИКТ.

Сегодня учитель перестал быть

единственным источником знаний школьника. Поэтому резко возросла роль компьютера и

интернета в школе. Создание тандема учитель и компьютер делает учебный процесс более

привлекательным. Компьютер оказывает помощь учителю и в систематизации

дидактического материала, экономит время на оформление документации, позволяет

делать это в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Поэтому необходимо

проводить уроки с использованием ИКТ. Необходимо, потому что урок с использованием

ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время, позволяет

работать каждому ученику в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником

дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и

оценить результаты обучения.

При использовании информационных технологий перед учителем встают задачи:

1. Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

2. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов

выполнения заданий без боязни ошибиться

3.Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику

выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

4. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его

достижения.

5.

Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи),

анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать

наиболее рациональные.

6. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику

проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание

обстановки для естественного самовыражения ученика.

Трудное восприятие учащимися теоретических основ химии связано с изучением

процессов, которые скрыты от непосредственного наблюдения. Использование ИКТ

позволяет визуализировать эти процессы; предоставляет возможность многократного

повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для каждого ребенка

в достижении понимания того или иного учебного материала; обеспечивает также

возможность приобщения к современным методам работы с информацией,

интеллектуализацию учебной деятельности.

Изучение предмета «Химия» начинается

учащимися только в 8 классе. К этому времени у каждого возникают свои проблемы в

обучении. Кто-то «на Вы» с математикой, у кого-то проблемы с физикой. Это однозначно

скажется в процессе обучения химии. Нельзя решать расчетные химические задачи или

рассматривать строение атома химического элемента без этих наук. С помощью ИКТ

можно скорректировать обучение ребенка. Так, например, в 8 классе, при изучении темы

«Строение атомов химических элементов» я использую материалы, взятые из «Единой

коллекции цифровых образовательных ресурсов». Яркие анимации и презентации

позволяют учащемуся представить строение атома химического элемента, наглядно

увидеть процесс заполнения электронами энергетических уровней, представить схемы

образования химических связей и таким образом снимаются многие непонятные для

ученика вопросы.

Виртуализация некоторых процессов с использованием анимации

служит формированию наглядно – образного мышления учащихся и более эффективному

усвоению учебного материала. Учащиеся становятся активными участниками урока не

только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры

урока. Использование разных видов деятельности, позволяет учащимся самостоятельно

добывать необходимую информацию, мыслить, рассуждать, анализировать, делать

выводы. ИКТ создает ситуацию успеха для каждого ученика.

Я провожу уроки с использованием ИКТ: презентаций, электронных тестов,

виртуального эксперимента. Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками

процесса обучения, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют,

находятся в постоянном поиске. Ученики вовлекаются в процесс самообучения.

Использование компьютерных программ на уроке по химии позволяет увидеть то, что на

обычном уроке невозможно: смоделировать химический процесс, провести опасную

реакцию, увидеть динамическую модель работы химического завода или аппарата.

Я

выделила для себя несколько направлений использования информационных технологий

на уроках

Первое направление – это программная поддержка курса химии :

демонстрация химических явлений и процессов, особенно таких, которые практически

невозможно показать в школьной лаборатории, но которые могут быть показаны с

помощью компьютера. Например, сложно объяснить явления микромира без наглядной

демонстрации. Теперь же на экране компьютера ученики могут видеть планетарную

модель атома, порядок заполнения электронами энергетических уровней, гибридизацию

электронных орбиталей, трудно также представить учащимся реальный химический

промышленный технологический процесс, например, процесс перегонки нефти, когда

объяснение темы проводится учителем в виде лекции. Реальную помощь при решении

проблемы даст использование готовых материалов учебных дисков; компьютерные

технологии удачно использовать при демонстрации таких химических процессов, которые

нельзя продемонстрировать в химическом кабинете из-за опасных свойств реагирующих

веществ или их токсичности .

Использую готовые пособия на уроках: «Уроки химии

Кирилла и Мефодия» - виртуальная школа; электронные пособия - «Неорганическая

химия», «Органическая химия».

Второе направление – контроль и оценка знаний.

Здесь компьютерные технологии незаменимы. Очень удобный метод контроля усвоения

учебного материала, особенно в старших классах при подготовке к ЕГЭ. Тестирование

обеспечивает одновременность контроля большого количества учащихся, минимальные

затраты усилий и времени на проверку тестовых работ, дает возможность сразу после

выполнения теста получить результат и провести анализ работы.

При подготовке к ЕГЭ

и ГИА использую СД диски, позволяющие обучающимся выполнить задание виртуально

и проверить правильность выполнения, сайты « Решу ЕГЭ » и «Решу ГИА». При

подготовке к школьным и районным олимпиадам использую СД диск решение химических

задач.

Третье направление – использование ресурсов интернет.

Ресурсы интернет используются мною для поиска информации, например, при

подготовке учащихся к ЕГЭ

,

при написании рефератов и подготовке к уроку. Полученная

из интернета информация, значительно расширяет кругозор учащихся, способствует

повышению интереса к предмету и, как следствие, приводит к повышению уровня знаний

по предмету.

Использование ИКТ на уроках химии позволяет:

-сделать урок более интересным, наглядным

-индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения

-вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;

-способствовать стремлению учащихся реализовывать себя, проявлять свои возможности;

- визуализировать учебную информацию;

-осуществлять контроль, самоконтроль, культуру общения.

Подготовка уроков с использованием современных информационных технологий требует

много времени для поиска, систематизации и оформления информации. Но вложенный

труд накапливается в виде целых циклов уроков и практикумов, которые составляют

интеллектуальное

богатство

учителя.

А

лучшей

наградой

для

учителя

служат

возрастающий интерес ребят к предмету, ожидание ими уроков и их положительные

результаты

знаний.

Я

уверенна

в

том,

что

из-за

высокой

степени

наглядности

и

заинтересованности

учащихся

на

уроке

повышается

активность,

происходит

более

осмысленное понимание химических процессов, схем, моделей ,где крайне необходимы

развитое абстрактное мышление и пространственное представление структуры вещества.

Это

очень

важно

для

понимания

химии,

ведь

это

наука

о

строении

вещества

и

превращении. Внедрение ИКТ в образование – насущная объективная потребность, так

как

наше

образование

должно

соответствовать

требованиям

современного

общества.

Наши ученики давно уже овладели хитростями информационных технологий, и задача

учителя - не отставать от них. Только научившись прекрасно работать на современной

технике, мы можем соответствовать требованиям современности. Недаром говориться,

пока мы учим - мы учимся.

Учитель химии высшей категории

МОАУ « Башкирская гимназия с.Зилаир»,

Республика Башкортостан

Вязовцева Татьяна Александровна



В раздел образования