Напоминание

Проблемы здоровьесбержения обучающихся


Автор: Кофанова Людмила Владимировна
Должность: Учитель химии и биологии
Учебное заведение: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Лицей экономический № 14»
Населённый пункт: город Ростова-на-Дону , Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы здоровьесбержения обучающихся
Раздел: полное образование





Назад




Проблемы здоровьесбержения обучающихся

Кофанова Л.В.

Муниципальное автономное общеобразовательноеучреждение города Ростова-

на-Дону «Лицей экономический № 14»

Аннотация. В данной статье представлены тенденции становления здоро-

вьесберегающего образования в современной школе, рассматриваются факторы и

технологии организации здоровьесберегающего обучения, описан опыт разработки

модели образовательного пространства школы, дана содержательная характери-

стика компонентов модели, ориентированной на здоровьесбережение обучающих-

ся.

Ключевые слова: здоровьесбережение, факторы здоровьесбережения,

технологии здоровьесберегающего обучения, модель здоровьесберегающего об-

разовательного пространства

В РФ «Об образовании» в качестве ведущих выделяются задачи сохранения

и укрепления здоровья, формирования ценности здоровья и здорового образа жиз-

ни детей и подростков. Состояние здоровья подрастающего поколения – важней-

ший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только на-

стоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.

Здоровье человека становится самой актуальной проблемой для многих от-

раслей знаний, среди которых особое место отводится педагогической науке и прак

тике, призванным через систему образования развивать и сохранять здоровье под-

растающего поколения. Поэтому целью современного образования является обес-

печение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта: сохране-

ние оптимального функционального состояния организма, устойчивого уровня

жизнедеятельности школьников, их физического и эмоционального здоровья. Одна

ко, согласно данным, полученным специалистами в последние годы, здоровыми

можно признать не более 10 % сегодняшних школьников.

1

Анализ педагогических, психологических, медицинских, валеологических

источников показывает, что на уровень здоровья населения, в том числе и детей,

оказывает воздействие множество факторов, основными из которых являются: ан-

тропогенные, генетические, социальные. Так, по мнению Ю.П. Лисицина, наибо-

лее сильно влияет на индивидуальное здоровье человека фактор «образ жизни» (50-

55 %), в меньшей степени - «экологическая обстановка» (20-25%), «наследствен-

ность» (20%), «уровень медицинского обслуживания» (10%) [2].

Н.К. Смирнов выявил факторы, неблагоприятно влияющие на формирова-

ние здорового образа жизни учащихся, и разделил их на две большие группы:

- внутришкольные, связанные непосредственно с образовательным про-

цессом: стресогенные технологии проведения урока и оценивания знаний уча-

щихся; недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии

и другим нарушения здоровья школьников; перегруженность учебных программ и

чрезмерная интенсификация образовательного процесса, вызывающие у детей

переутомление и стресс; невозможность (неспособность) многих учителей в усло-

виях современной организации образовательного процесса реализовать индивиду-

альный подход к школьникам в процессе учебно-воспитательной работы с учётом

психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья.

-

общественные, не связанные с обучением и воспитанием: воздействие

неблагоприятных для здоровья экологических факторов; отсутствие целостной

и целенаправленной системы формирования культуры здоровья; несовершен-

ство законодательной, нормативно-правовой базы, регламентирующей деятель-

ность по охране здоровья населения в целом в частности, детей, и подростков;

несформированность культуры здоровья у учителей, неблагополучное состоя-

ние их здоровья.

М.М. Безруких также выделяет школьные факторы риска, оказывающие влия-

ние на состояние здоровья школьников: стрессовая педагогическая тактика, интен-

сификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения воз-

растным и функциональным возможностям школьников, нерациональная органи-

зация учебной деятельности, функциональная неграмотность педагога в вопросах

2

охраны и укрепления здоровья, отсутствие системы работы по формированию

ценности здоровья и здорового образа жизни

[1].

В исследованиях специалистов подчеркивается, что современная школа

не только не способствует решению рассматриваемой проблемы, но становится

одним из ведущих факторов снижения здоровья учащихся, что состояние здо-

ровья школьников не только результат влияния социально-экономических, эко-

логических факторов, но и существующей образовательной практикой учителя,

ориентированного на «знаниевую» образовательную парадигму, а не на воспи-

тание здорового человека, когда используются здоровьезатратные методы обу-

чения школьников, но не реализуются здоровьесберегающие образовательные

технологии. Тенденция к интенсификации умственного труда учащихся, с одной

стороны, и существующая организация процесса обучения, основанная преиму-

щественно на статических нагрузках, с другой, приводят к переутомлению

школьников и, как следствие, к потере здоровья.

Вместе с тем, школа имеет уникальную возможность решения задач

сохранения здоровья детей, так как обучение продолжается в течение мно-

гих лет, а учебные занятия (в школе и дома) составляют большую часть

времени бодрствования каждого человека. Педагоги все острее понимают

свою ответственность за социальное, психологическое, экологическое благопо-

лучие новых поколений.

Изучение опыта создания здоровьесберегающей среды в образовательных

учреждениях показывает, что в центре внимания руководителей и педагогических

коллективов находятся следующие вопросы: материально-техническое оснащение

учебных помещений с учетом санитарно-гигиенических норм для различных воз-

растных контингентов обучающихся; материально-техническое переоснащение ме-

дицинского кабинета; материально-техническое и методическое оснащение спор-

тивного зала, спортивной площадки; техническое и методическое оснащение валео

логической работы (ТСО, методическая литература); мониторинг состояния здоро-

вья обучающихся и педагогов; психологическое обследование уровня активного

развития и особенности адаптации обучающихся 1-х классов; психологическое об-

3

следование активного состояния и особенности адаптации обучающихся 5-х

классов; психологическое обследование обучающихся; 9-х классов; деятельность

медико-психолого–педагогического

консилиума;

осуществление

постоянного

контроля за выполнением санитарно-гигиенического режима в школе; организация

горячего питания школьников; организация работы спортивных секций и круж-

ков; организация и проведение общешкольных дней здоровья; посещение уро-

ков в классно-обобщающем режиме и контроль дозировки домашних заданий;

широкое использование активных форм и методов, информационных техноло-

гий обучения.

В последние годы особое внимание уделяется обучению детей культуре здо-

ровья в процессе учебной и внеучебной деятельности: использование содержания

предметов базисного учебного плана (биология, естествознание, физкультура,

ОБЖ); внеклассные занятия в рамках классных часов и неаудиторной занятости;

внеклассная воспитательная работа по предметам (викторины, олимпиады).

Изучение форм и методов сохранения и укрепления здоровья учащихся поз-

воляют констатировать, что в практике общеобразовательных школ формируется

опыт формирования здоровьесберегающего образовательного пространства по

следующим направлениям.

Первое направление - концептуальное обеспечение формирования здоровье-

сберегающего пространства. В общеобразовательных школах, учреждениях допол-

нительного образования разрабатываются различные концепции здоровьесберегаю

щего обучения и воспитания. Суть концепций состоит в том, что без особых эко -

номических

затрат

можно

валеологизировать

учебно-воспитательное

про -

странство, осуществлять формирование здоровьесберегающего пространства детей

посредством педагогических средств и методов работы. Обосновывается положе-

ние о том, что психотерапевтическим и оздоравливающим потенциалом обладают

различные виды деятельности в учреждениях дополнительного образования (му-

зыка, танцы, аэробика и др.).

Второе направление в практике школ - программное обеспечение здоровьес-

бережения учащихся. В образовательных учреждениях реализуются программы по

4

формированию здоровьесберегающего пространства обучающихся, основная цель

которых - обучение здоровью, как учащихся, так и учителей. В научно-педагогиче-

ской литературе существует различные классификации таких программ. Обычно

их подразделяют на программы обучения детей и взрослых. Формирование здоро-

вьесберегающего пространства школьников рассматривается в рамках учебной

программы «Основы безопасности жизнедеятельности».

Третье направление, реализующееся в практике общеобразовательных школ,

связано с мониторинговыми исследованиями формирования здоровьесберегающе-

го обучения и воспитания. Мониторинг включает проведение скрининг-диагно-

стики, углубленной диагностики, отслеживания динамики результатов [3].

Однако, анализ педагогической практики показывает, что деятельность об-

разовательных учреждений по ориентации учащихся на ведение здорового образа

жизни все еще носит эпизодический характер, в процессе обучения не используют

ся соматические, психические и социальные резервы здоровья учащихся, нет систе

мы здоровьесозидающей деятельности общеобразовательного учреждения в це-

лостном образовательном процессе, недостаточно эффективно осуществляется

медико-психолого-валеологическое и социально-педагогическое сопровождение

обучающихся.

Изучение состояния проблемы позволило выявить противоречие между необ

ходимостью трансформации современного института образования в здоровьесбере-

гающее пространство и недостаточной разработанностью проблемы как в кон-

цептуальном плане, так в практике здоровьесбережения обучающихся.

В связи с этим целью нашего исследования стала разработка и обоснование

модели образовательного здоровьесберегающего пространства школы, обеспечива-

ющего здоровьесбережение обучающихся. Мы исходим из положения о том, что

система общеобразовательной школы должна функционировать как образователь-

ное здоровьесберегающее пространство, обеспечивающее здоровьесбережение

учащихся, а в формировании здоровьесберегающего пространства школы долж-

ны быть реализованы возможности учебного процесса и дополнительного образо-

вания. Мы считаем, что образовательное пространство школы может выполнять

5

функции здоровьесбережения учащихся, если содержание образования и здоровье-

сберегающие технологии будут ориентированы на развитие у них потребности в

здоровом образе жизни, а в качестве критерия эффективности работы школы бу-

дет определен критерий функционирования образовательного здоровьесберегаю-

щего пространства, как фактора сбережения и укрепления здоровья обучающих-

ся.

В ходе построения модели процесса формирования здоровьесберегающего

пространства мы руководствовались принципом здоровьецентризма,

который

включает в себя целевую ориентацию участников педагогического процесса на

здоровье,

как

приоритетную

ценность

и

основной результат деятельности;

направленность содержания и организации учебно-воспитательного процесса

на формирование потребности ученика в здоровье и здоровом образе жизни,

его валеологической грамотности; использование методов и форм организации

всех видов деятельности школьников, обеспечивающих снижение стоимости их

здоровья.

Мы выделяем компоненты модели процесса формирования здоровьесбере-

гающего пространства школы: целевой, содержательный, операциональный и ре-

зультативный.

Целевой компонент включает цели формирования здоровьесберегающего

пространства школы, рассматриваемые нами как планируемые и желаемые ре-

зультаты, на достижение которых направлена деятельность всех субъектов образо-

вательного процесса. Целевой компонент процесса формирования здоровьесбере-

гающего

пространства школы представляет собой единство стратегических,

тактических и оперативных целей.

Стратегические задачи задаются извне, отражая объективные потребности

общественного развития, они определяют исходные цели и конечные результаты

педагогической деятельности. К стратегическим целям формирования здоровьес-

берегающего образовательного пространства школы относятся такие как раскрытие

индивидуального здоровьесберегающего потенциала личности обучающегося, со-

действие развитию его валеологических знаний и умений, стимулирование моти-

6

вации к здоровому образу жизни, сохранению и укреплению здоровья. Обозначен-

ные стратегические цели содержат в себе известный идеал, тот желаемый ре-

зультат, к которому надо стремиться. В данном случае стратегические цели фор-

мирования здоровьесберегающего пространства выступают как активная органи-

зующая сила, объединяющая участников педагогического процесса вокруг назрев-

шей социально, педагогически и личностно значимой задачи.

В реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразуются

в задачи тактические. Сохраняя свою направленность на итоговый результат вос-

питания и образования, они соответствуют тому или иному этапу решения страте-

гической задачи. Оперативные задачи - это задачи текущие, ближайшие, встаю-

щие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической дея-

тельности.

Тактические цели рассматриваются нами в качестве своеобразных шагов до-

стижения стратегических целей. На этапе изучения и анализа информации о со-

стоянии процесса формирования здоровьесберегающего пространства в школе

определяется «проблемное поле», на основе которого строится «дерево такти-

ческих целей». «Дерево тактических целей» процесса формирования здоровьес-

берегающего пространства школы может быть представлено в следующем виде:

пропаганда идей здорового образа жизни и педагогики здоровья среди обучаю-

щихся и преподавателей школы; организация структуры управления процессом

формирования здоровьесберегающего пространства школы; ресурсное обеспе-

чение процесса формирования здоровьесберегающего пространства школы; орга-

низация здоровой предметно-пространственной среды в процессе обучения. Опе-

ративные цели детализируют выполнение тактических целей и определяют, по

сути, операции деятельности.

Содержательный элемент модели процесса формирования здоровьесберега

ющего пространства школы определялся нами в соответствии со структурой педа

гогической деятельности, рассматриваемой как взаимодействие педагогов и обу-

чающихся по реализации целей здоровьесбережения обучающихся.

7

Деятельность педагога, ориентированная на здоровьесбережение, заключа-

ется в том, чтобы: раскрыть и актуализировать ценностно-смысловые функции

здоровьесбережения; организовать освоение знаний о ценностях здоровьесбереже-

ния и здорового образа жизни; стимулировать деятельность обучающихся с целью

повышения мотивации к здоровьесбережению, саморефлексии и развитию умений

здоровьесберегающей деятельности; организовать индивидуально-творческий

опыт обучающихся, направленный на актуализацию готовности реализовать свой

потенциал в практической деятельности по сохранению и укреплению своего здо-

ровья; создать среду, помогающую обучающемуся в реализации здоровьесберега-

ющих умений в различных формах.

Деятельность учащихся, связанная со здоровьесбережением, заключается в

следующем: усвоение ценностно-смысловых функций здоровьесбережения; осво-

ение знаний о ценностях здорового образа жизни, о своей роли в здоровьесберега-

ющей деятельности; овладение технологиями здоровьесберегающей деятельности;

освоение способов сохранения и укрепления здоровья, самосозидания себя как здо

ровьесберегающего человека; реализация индивидуально-творческих траекторий

здороьесбережения; оценка собственного здоровьесберегающего опыта.

В процессе здоровьесберегающей деятельности и учителя, и учащиеся долж-

ны осознать, что здоровьесберегающее образование сегодня рассматривается как

актуализация личностных смыслов здорового образа жизни, как раскрытие психо-

лого-физиологических сущностных сил человека, его возможностей ответствен-

ного выполнения профессиональных и социальных ролей.

Операциональный компонент модели формирования здоровьесберегающего

обрпзовательного пространства школы мы представляем через здоровьесберегаю-

щие технологии. Понятие «здоровьесберегашие технологии» объединяет в себе все

направления деятельности учреждения образования по формированию, сохране-

нию и укреплению здоровья учащихся. Специалисты предлагают несколько под-

ходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной

и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предло-

женная Н.К. Смирновым [3].

8

3доровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на под-

группы:

организационно-педагогические технологии, определяющие структуру

учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих

предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптацион-

ных состояний;

психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной

работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на

своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение

всех элементов образовательного процесса;

учебно-воспитательные технологии, которые включают програм-

мы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры

здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, преду-

преждению вредных привычек, предусматривающие также проведение органи-

зационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение

их родителей.

социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии

включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологиче-

ского здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации лично-

сти. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, про-

граммы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно

привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов.

Результативный компонент модели здоровьесберегающего пространства

школы мы рассматриваем в соответствии с поставленными целями и задачами,

что находит отражение в состоянии физического и психического здоровья уча-

щихся и проявляется как: мотивация к здоровому образу жизни, сохранению и

укреплению

здоровья; знания о ценностях здорового образа жизни, о своей

роли в здоровьесберегающей деятельности; владение способами сохранения и

укрепления здоровья, самосозидания себя как здоровьесберегающего человека;

реализация индивидуально-творческих траекторий здоровьесбережения.

9

В качестве результата здоровьесберегающей деятельности школы мы вы-

деляем также следующие показатели: создание оптимальных гигиенических,

экологических и других условий для здоровьесберегающего образовательного

процесса; организация образовательного процесса, предотвращающая

у уча-

щихся переутомление, гиподинамию, дистресс и т.п.; включение в учебные пла-

ны школы занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к де-

ятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них

культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни;

использование учителями и специалистами школы здоровьесберегающих об-

разовательных технологий; обеспечение охраны здоровья педагогов и создание

условий, позволяющих им грамотно укреплять свое здоровье; проведение тема-

тической работы с родителями учащихся, направленной на формирование в их

семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику

вредных привычек.

Таким образом, проблема здоровьесберегающего образования рассмат-

ривается в настоящее время как ценность государственная, общественная,

личностная.

Литература

1. Безруких М.М. Школьные факторы риска и здоровье детей / М.М. Безруких //

Магистр. —1999.-№3.-С. 30-38.

2. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье / Ю.П. Лисицын. - М., 1986.

3. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современ-

ной школе / Н.К. Смирнов. М.: АПК и ПРО, С.2002.-203 .

10

Кофанова Л.В. – учитель биологии и химии Муниципального автономного об-

щеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Лицей экономиче-

ский № 14»

11



В раздел образования