Автор: Кофанова Людмила Владимировна
Должность: Учитель химии и биологии
Учебное заведение: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Лицей экономический № 14»
Населённый пункт: город Ростова-на-Дону , Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы здоровьесбержения обучающихся
Раздел: полное образование
Проблемы здоровьесбержения обучающихся
Кофанова Л.В.
Муниципальное автономное общеобразовательноеучреждение города Ростова-
на-Дону «Лицей экономический № 14»
Аннотация. В данной статье представлены тенденции становления здоро-
вьесберегающего образования в современной школе, рассматриваются факторы и
технологии организации здоровьесберегающего обучения, описан опыт разработки
модели образовательного пространства школы, дана содержательная характери-
стика компонентов модели, ориентированной на здоровьесбережение обучающих-
ся.
Ключевые слова: здоровьесбережение, факторы здоровьесбережения,
технологии здоровьесберегающего обучения, модель здоровьесберегающего об-
разовательного пространства
В РФ «Об образовании» в качестве ведущих выделяются задачи сохранения
и укрепления здоровья, формирования ценности здоровья и здорового образа жиз-
ни детей и подростков. Состояние здоровья подрастающего поколения – важней-
ший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только на-
стоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
Здоровье человека становится самой актуальной проблемой для многих от-
раслей знаний, среди которых особое место отводится педагогической науке и прак
тике, призванным через систему образования развивать и сохранять здоровье под-
растающего поколения. Поэтому целью современного образования является обес-
печение не только педагогического, но и здоровьесберегающего эффекта: сохране-
ние оптимального функционального состояния организма, устойчивого уровня
жизнедеятельности школьников, их физического и эмоционального здоровья. Одна
ко, согласно данным, полученным специалистами в последние годы, здоровыми
можно признать не более 10 % сегодняшних школьников.
1
Анализ педагогических, психологических, медицинских, валеологических
источников показывает, что на уровень здоровья населения, в том числе и детей,
оказывает воздействие множество факторов, основными из которых являются: ан-
тропогенные, генетические, социальные. Так, по мнению Ю.П. Лисицина, наибо-
лее сильно влияет на индивидуальное здоровье человека фактор «образ жизни» (50-
55 %), в меньшей степени - «экологическая обстановка» (20-25%), «наследствен-
ность» (20%), «уровень медицинского обслуживания» (10%) [2].
Н.К. Смирнов выявил факторы, неблагоприятно влияющие на формирова-
ние здорового образа жизни учащихся, и разделил их на две большие группы:
- внутришкольные, связанные непосредственно с образовательным про-
цессом: стресогенные технологии проведения урока и оценивания знаний уча-
щихся; недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии
и другим нарушения здоровья школьников; перегруженность учебных программ и
чрезмерная интенсификация образовательного процесса, вызывающие у детей
переутомление и стресс; невозможность (неспособность) многих учителей в усло-
виях современной организации образовательного процесса реализовать индивиду-
альный подход к школьникам в процессе учебно-воспитательной работы с учётом
психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья.
-
общественные, не связанные с обучением и воспитанием: воздействие
неблагоприятных для здоровья экологических факторов; отсутствие целостной
и целенаправленной системы формирования культуры здоровья; несовершен-
ство законодательной, нормативно-правовой базы, регламентирующей деятель-
ность по охране здоровья населения в целом в частности, детей, и подростков;
несформированность культуры здоровья у учителей, неблагополучное состоя-
ние их здоровья.
М.М. Безруких также выделяет школьные факторы риска, оказывающие влия-
ние на состояние здоровья школьников: стрессовая педагогическая тактика, интен-
сификация учебного процесса, несоответствие методик и технологий обучения воз-
растным и функциональным возможностям школьников, нерациональная органи-
зация учебной деятельности, функциональная неграмотность педагога в вопросах
2
охраны и укрепления здоровья, отсутствие системы работы по формированию
ценности здоровья и здорового образа жизни
[1].
В исследованиях специалистов подчеркивается, что современная школа
не только не способствует решению рассматриваемой проблемы, но становится
одним из ведущих факторов снижения здоровья учащихся, что состояние здо-
ровья школьников не только результат влияния социально-экономических, эко-
логических факторов, но и существующей образовательной практикой учителя,
ориентированного на «знаниевую» образовательную парадигму, а не на воспи-
тание здорового человека, когда используются здоровьезатратные методы обу-
чения школьников, но не реализуются здоровьесберегающие образовательные
технологии. Тенденция к интенсификации умственного труда учащихся, с одной
стороны, и существующая организация процесса обучения, основанная преиму-
щественно на статических нагрузках, с другой, приводят к переутомлению
школьников и, как следствие, к потере здоровья.
Вместе с тем, школа имеет уникальную возможность решения задач
сохранения здоровья детей, так как обучение продолжается в течение мно-
гих лет, а учебные занятия (в школе и дома) составляют большую часть
времени бодрствования каждого человека. Педагоги все острее понимают
свою ответственность за социальное, психологическое, экологическое благопо-
лучие новых поколений.
Изучение опыта создания здоровьесберегающей среды в образовательных
учреждениях показывает, что в центре внимания руководителей и педагогических
коллективов находятся следующие вопросы: материально-техническое оснащение
учебных помещений с учетом санитарно-гигиенических норм для различных воз-
растных контингентов обучающихся; материально-техническое переоснащение ме-
дицинского кабинета; материально-техническое и методическое оснащение спор-
тивного зала, спортивной площадки; техническое и методическое оснащение валео
логической работы (ТСО, методическая литература); мониторинг состояния здоро-
вья обучающихся и педагогов; психологическое обследование уровня активного
развития и особенности адаптации обучающихся 1-х классов; психологическое об-
3
следование активного состояния и особенности адаптации обучающихся 5-х
классов; психологическое обследование обучающихся; 9-х классов; деятельность
медико-психолого–педагогического
консилиума;
осуществление
постоянного
контроля за выполнением санитарно-гигиенического режима в школе; организация
горячего питания школьников; организация работы спортивных секций и круж-
ков; организация и проведение общешкольных дней здоровья; посещение уро-
ков в классно-обобщающем режиме и контроль дозировки домашних заданий;
широкое использование активных форм и методов, информационных техноло-
гий обучения.
В последние годы особое внимание уделяется обучению детей культуре здо-
ровья в процессе учебной и внеучебной деятельности: использование содержания
предметов базисного учебного плана (биология, естествознание, физкультура,
ОБЖ); внеклассные занятия в рамках классных часов и неаудиторной занятости;
внеклассная воспитательная работа по предметам (викторины, олимпиады).
Изучение форм и методов сохранения и укрепления здоровья учащихся поз-
воляют констатировать, что в практике общеобразовательных школ формируется
опыт формирования здоровьесберегающего образовательного пространства по
следующим направлениям.
Первое направление - концептуальное обеспечение формирования здоровье-
сберегающего пространства. В общеобразовательных школах, учреждениях допол-
нительного образования разрабатываются различные концепции здоровьесберегаю
щего обучения и воспитания. Суть концепций состоит в том, что без особых эко -
номических
затрат
можно
валеологизировать
учебно-воспитательное
про -
странство, осуществлять формирование здоровьесберегающего пространства детей
посредством педагогических средств и методов работы. Обосновывается положе-
ние о том, что психотерапевтическим и оздоравливающим потенциалом обладают
различные виды деятельности в учреждениях дополнительного образования (му-
зыка, танцы, аэробика и др.).
Второе направление в практике школ - программное обеспечение здоровьес-
бережения учащихся. В образовательных учреждениях реализуются программы по
4
формированию здоровьесберегающего пространства обучающихся, основная цель
которых - обучение здоровью, как учащихся, так и учителей. В научно-педагогиче-
ской литературе существует различные классификации таких программ. Обычно
их подразделяют на программы обучения детей и взрослых. Формирование здоро-
вьесберегающего пространства школьников рассматривается в рамках учебной
программы «Основы безопасности жизнедеятельности».
Третье направление, реализующееся в практике общеобразовательных школ,
связано с мониторинговыми исследованиями формирования здоровьесберегающе-
го обучения и воспитания. Мониторинг включает проведение скрининг-диагно-
стики, углубленной диагностики, отслеживания динамики результатов [3].
Однако, анализ педагогической практики показывает, что деятельность об-
разовательных учреждений по ориентации учащихся на ведение здорового образа
жизни все еще носит эпизодический характер, в процессе обучения не используют
ся соматические, психические и социальные резервы здоровья учащихся, нет систе
мы здоровьесозидающей деятельности общеобразовательного учреждения в це-
лостном образовательном процессе, недостаточно эффективно осуществляется
медико-психолого-валеологическое и социально-педагогическое сопровождение
обучающихся.
Изучение состояния проблемы позволило выявить противоречие между необ
ходимостью трансформации современного института образования в здоровьесбере-
гающее пространство и недостаточной разработанностью проблемы как в кон-
цептуальном плане, так в практике здоровьесбережения обучающихся.
В связи с этим целью нашего исследования стала разработка и обоснование
модели образовательного здоровьесберегающего пространства школы, обеспечива-
ющего здоровьесбережение обучающихся. Мы исходим из положения о том, что
система общеобразовательной школы должна функционировать как образователь-
ное здоровьесберегающее пространство, обеспечивающее здоровьесбережение
учащихся, а в формировании здоровьесберегающего пространства школы долж-
ны быть реализованы возможности учебного процесса и дополнительного образо-
вания. Мы считаем, что образовательное пространство школы может выполнять
5
функции здоровьесбережения учащихся, если содержание образования и здоровье-
сберегающие технологии будут ориентированы на развитие у них потребности в
здоровом образе жизни, а в качестве критерия эффективности работы школы бу-
дет определен критерий функционирования образовательного здоровьесберегаю-
щего пространства, как фактора сбережения и укрепления здоровья обучающих-
ся.
В ходе построения модели процесса формирования здоровьесберегающего
пространства мы руководствовались принципом здоровьецентризма,
который
включает в себя целевую ориентацию участников педагогического процесса на
здоровье,
как
приоритетную
ценность
и
основной результат деятельности;
направленность содержания и организации учебно-воспитательного процесса
на формирование потребности ученика в здоровье и здоровом образе жизни,
его валеологической грамотности; использование методов и форм организации
всех видов деятельности школьников, обеспечивающих снижение стоимости их
здоровья.
Мы выделяем компоненты модели процесса формирования здоровьесбере-
гающего пространства школы: целевой, содержательный, операциональный и ре-
зультативный.
Целевой компонент включает цели формирования здоровьесберегающего
пространства школы, рассматриваемые нами как планируемые и желаемые ре-
зультаты, на достижение которых направлена деятельность всех субъектов образо-
вательного процесса. Целевой компонент процесса формирования здоровьесбере-
гающего
пространства школы представляет собой единство стратегических,
тактических и оперативных целей.
Стратегические задачи задаются извне, отражая объективные потребности
общественного развития, они определяют исходные цели и конечные результаты
педагогической деятельности. К стратегическим целям формирования здоровьес-
берегающего образовательного пространства школы относятся такие как раскрытие
индивидуального здоровьесберегающего потенциала личности обучающегося, со-
действие развитию его валеологических знаний и умений, стимулирование моти-
6
вации к здоровому образу жизни, сохранению и укреплению здоровья. Обозначен-
ные стратегические цели содержат в себе известный идеал, тот желаемый ре-
зультат, к которому надо стремиться. В данном случае стратегические цели фор-
мирования здоровьесберегающего пространства выступают как активная органи-
зующая сила, объединяющая участников педагогического процесса вокруг назрев-
шей социально, педагогически и личностно значимой задачи.
В реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразуются
в задачи тактические. Сохраняя свою направленность на итоговый результат вос-
питания и образования, они соответствуют тому или иному этапу решения страте-
гической задачи. Оперативные задачи - это задачи текущие, ближайшие, встаю-
щие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической дея-
тельности.
Тактические цели рассматриваются нами в качестве своеобразных шагов до-
стижения стратегических целей. На этапе изучения и анализа информации о со-
стоянии процесса формирования здоровьесберегающего пространства в школе
определяется «проблемное поле», на основе которого строится «дерево такти-
ческих целей». «Дерево тактических целей» процесса формирования здоровьес-
берегающего пространства школы может быть представлено в следующем виде:
пропаганда идей здорового образа жизни и педагогики здоровья среди обучаю-
щихся и преподавателей школы; организация структуры управления процессом
формирования здоровьесберегающего пространства школы; ресурсное обеспе-
чение процесса формирования здоровьесберегающего пространства школы; орга-
низация здоровой предметно-пространственной среды в процессе обучения. Опе-
ративные цели детализируют выполнение тактических целей и определяют, по
сути, операции деятельности.
Содержательный элемент модели процесса формирования здоровьесберега
ющего пространства школы определялся нами в соответствии со структурой педа
гогической деятельности, рассматриваемой как взаимодействие педагогов и обу-
чающихся по реализации целей здоровьесбережения обучающихся.
7
Деятельность педагога, ориентированная на здоровьесбережение, заключа-
ется в том, чтобы: раскрыть и актуализировать ценностно-смысловые функции
здоровьесбережения; организовать освоение знаний о ценностях здоровьесбереже-
ния и здорового образа жизни; стимулировать деятельность обучающихся с целью
повышения мотивации к здоровьесбережению, саморефлексии и развитию умений
здоровьесберегающей деятельности; организовать индивидуально-творческий
опыт обучающихся, направленный на актуализацию готовности реализовать свой
потенциал в практической деятельности по сохранению и укреплению своего здо-
ровья; создать среду, помогающую обучающемуся в реализации здоровьесберега-
ющих умений в различных формах.
Деятельность учащихся, связанная со здоровьесбережением, заключается в
следующем: усвоение ценностно-смысловых функций здоровьесбережения; осво-
ение знаний о ценностях здорового образа жизни, о своей роли в здоровьесберега-
ющей деятельности; овладение технологиями здоровьесберегающей деятельности;
освоение способов сохранения и укрепления здоровья, самосозидания себя как здо
ровьесберегающего человека; реализация индивидуально-творческих траекторий
здороьесбережения; оценка собственного здоровьесберегающего опыта.
В процессе здоровьесберегающей деятельности и учителя, и учащиеся долж-
ны осознать, что здоровьесберегающее образование сегодня рассматривается как
актуализация личностных смыслов здорового образа жизни, как раскрытие психо-
лого-физиологических сущностных сил человека, его возможностей ответствен-
ного выполнения профессиональных и социальных ролей.
Операциональный компонент модели формирования здоровьесберегающего
обрпзовательного пространства школы мы представляем через здоровьесберегаю-
щие технологии. Понятие «здоровьесберегашие технологии» объединяет в себе все
направления деятельности учреждения образования по формированию, сохране-
нию и укреплению здоровья учащихся. Специалисты предлагают несколько под-
ходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной
и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предло-
женная Н.К. Смирновым [3].
8
3доровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на под-
группы:
–
организационно-педагогические технологии, определяющие структуру
учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих
предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптацион-
ных состояний;
–
психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной
работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на
своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение
всех элементов образовательного процесса;
–
учебно-воспитательные технологии, которые включают програм-
мы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры
здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, преду-
преждению вредных привычек, предусматривающие также проведение органи-
зационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение
их родителей.
–
социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии
включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологиче-
ского здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации лично-
сти. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, про-
граммы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно
привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов.
Результативный компонент модели здоровьесберегающего пространства
школы мы рассматриваем в соответствии с поставленными целями и задачами,
что находит отражение в состоянии физического и психического здоровья уча-
щихся и проявляется как: мотивация к здоровому образу жизни, сохранению и
укреплению
здоровья; знания о ценностях здорового образа жизни, о своей
роли в здоровьесберегающей деятельности; владение способами сохранения и
укрепления здоровья, самосозидания себя как здоровьесберегающего человека;
реализация индивидуально-творческих траекторий здоровьесбережения.
9
В качестве результата здоровьесберегающей деятельности школы мы вы-
деляем также следующие показатели: создание оптимальных гигиенических,
экологических и других условий для здоровьесберегающего образовательного
процесса; организация образовательного процесса, предотвращающая
у уча-
щихся переутомление, гиподинамию, дистресс и т.п.; включение в учебные пла-
ны школы занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к де-
ятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них
культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни;
использование учителями и специалистами школы здоровьесберегающих об-
разовательных технологий; обеспечение охраны здоровья педагогов и создание
условий, позволяющих им грамотно укреплять свое здоровье; проведение тема-
тической работы с родителями учащихся, направленной на формирование в их
семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику
вредных привычек.
Таким образом, проблема здоровьесберегающего образования рассмат-
ривается в настоящее время как ценность государственная, общественная,
личностная.
Литература
1. Безруких М.М. Школьные факторы риска и здоровье детей / М.М. Безруких //
Магистр. —1999.-№3.-С. 30-38.
2. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье / Ю.П. Лисицын. - М., 1986.
3. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современ-
ной школе / Н.К. Смирнов. М.: АПК и ПРО, С.2002.-203 .
10
Кофанова Л.В. – учитель биологии и химии Муниципального автономного об-
щеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Лицей экономиче-
ский № 14»
11