Автор: Денисюк Екатерина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: с. Лобаново, Пермский район, Пермский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Разработка разноуровневых учебных заданий для использования в процессе преподавания математики в 4 классе с целью повышения качества обучения за счет его дифференциации"
Раздел: начальное образование
Направление «Реализация принципа индивидуализации в деятельности
педагога»
Денисюк Екатерина Николаевна,
учитель начальных классов
МАОУ « Лобановская средняя школа»
Пермского района
Разработка разноуровневых учебных заданий для использования в
процессе преподавания математики в 4 классе с целью повышения
качества обучения за счет его дифференциации.
Применение
дифференцированного
обучения
помогло
достичь
следующих результатов:
Промежуточная
аттестация
Результаты
внешнего
мониторинга
Тесты (Иванов)
ВПР
1 четверть
Качество-41%
Успеваемость-100
%
2 четверть
Качество-55%
Успеваемость-100
%
Качество-64%
Успеваемость-
100%
3 четверть
Качество-48%
Успеваемость-100
%
4 четверть
Качество-62%
Успеваемость-100
%
Год
Качество-62%
Успеваемость-100
%
Качество-86%
Успеваемость-
100%
Качество- 72,5%
Успеваемость-
96,6%
Приступая к новому учебному году, задаю себе несколько вопросов:
- Как сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для
всех учащихся?
- Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали, а дети с трудностями
обучения и развития понимали его?
В 4 «А» классе в 1 четверти учебного года выявилась проблема низкого
качества
обученности
по
математике
(41%).
Предположила,
что
данная
проблема
возникла
вследствие
отсутствия
системы
дифференцированных
заданий,
позволяющих
обеспечить
индивидуальный
путь
освоения
программного
содержания
ребенком
в
зависимости
от
его
готовности
к
обучению.
Таким образом, ответом на свои вопросы стала видеть
внедрение
дифференцированного подхода в обучении.
Актуальность проблемы дифференцированного обучения очевидна, так
как все дети не равны по своим возможностям и задача учителя обеспечить
создание
наиболее
благоприятных
условий
для
развития
реальных
способностей того или другого рёбёнка в условиях классно-урочной системы
обучения.
Осуществление
индивидуального
подхода
на
уроках,
на
мой
взгляд,
весьма
проблематично, так как нет возможности использовать его
применительно к большому количеству учащихся. Решить данную проблему
поможет использование дифференцированного подхода в процессе обучения,
при котором учитель строит учебный процесс с учётом особенностей группы
учащихся.
Такой
подход
делает
работу
учителя
более
результативной,
позволяет вносить коррективы в учебный процесс и в тоже время охватывает
всех учащихся класса.
Дифференцированная
форма
учебной
деятельности
учащихся
предусматривает
их
самостоятельную
работу
по
дифференцированным
заданиям. Это задание построено с учётом особенностей типологической
группы
учащихся,
то
есть
группы,
объединенной
одинаковым
уровнем
знаний и умений по предмету и уровнем их усвоения.
Была поставлена цель: создать пакет трехуровневых заданий по темам,
позволяющих
обеспечить
индивидуальный
путь
освоения
программного
содержания ребенком.
Выдвинула
гипотезу:
если
при
обучении
математики
в
4
классе
систематически применять разноуровневые задания, то повысится качество
обученности по математике.
Всех учащихся класса по уровню умственных способностей условно
разделила на три группы: слабую, среднюю и сильную.
Учитывая возможности учащихся,
составила и подобрала разноуровневые
задания по темам, которые дети стали выполнять на различных этапах урока.
В
первую
группу
вошли
слабые
дети,
требующие
постоянной
дополнительной помощи.
Эти
дети
отличаются
низкой
и
неустойчивой
работоспособностью,
повышенной
утомляемостью,
трудностями
в
организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти,
внимания,
мышления.
Им
необходимы
постоянная
стимуляция,
яркая
мотивация,
чёткое
отслеживание
временного
режима,
проверка
качества
выполнения заданий, включение заданий на развитии. Они получают задание
под № 1. Задания выполняются по алгоритму, образцу, носят репродуктивный
характер.
Задания
решаются
учащимися
на
основе
изученных
знаний
и
способов деятельности, которые они воспроизводят по памяти. Оцениваются
отметкой «3».
Задания помогли детям:
- пробудить интерес к предмету;
- ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;
-
сформировать
умения
осуществлять
самостоятельную
деятельность
по
образцу.
Во
вторую
группу
вошли
средние
дети,
способные
справиться
самостоятельно. У них хорошие память и внимание, нормально развитое
мышление,
грамотная
речь,
их
отличают
и с п о л н и т е л ь н о с т ь ,
добросовестность, высокая учебная мотивация. Они получают задание под
№2. Задания выполняются по алгоритму, плюс перенос в новые обстоятельства.
Задачи
требуют
от
учащихся
применения
усвоенных
знаний
и
способов
деятельности в нетиповой, но знакомой им ситуации, которая сопровождается
преобразующим воспроизведением. Ученик, комбинируя известные приемы
решения
задач,
уточняет,
проясняет
задачную
ситуацию
и
выбирает
соответствующий
способ
деятельности.
К
таким
задачам
относятся
так
называемые
комбинированные
задачи,
требующие
применения
различных
элементов знаний уже усвоенных на I уровне. Оцениваются отметкой «4».
Задания помогли детям:
- развить устойчивый интерес к предмету;
- закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия;
-
актуализировать
имеющиеся
знания
для
успешного
изучения
нового
материала;
- сформировать умения самостоятельно работать над заданием;
- развить интеллектуальные умения учащихся.
В третью группу вошли дети, способные справляться с материалом за
короткий
срок
с
высоким
качеством
и
оказывать
помощь
другим.
Они
получают
задание
под
№3. Задачи
этого
уровня
требуют
от
ученика
преобразующей
деятельности
при
избирательном
применении
усвоенных
знаний
и
приемов
решения
в
относительно
новой
для
него
ситуации,
заключающейся в использовании действий I и II уровней, в конструировании
новых для ученика систем, позволяющих решить предложенную задачу. В
процессе поиска решения задачи ученик, используя интуицию, смекалку,
сообразительность, сам выходит на неизвестный для себя способ решения,
открывая новые знания. Деятельность ученика постепенно освобождается от
готовых образцов, сложившихся установок и приобретает гибкий поисковый
характер. Задания
носят
творческий
характер,
задания
повышенной
сложности. Оцениваются отметкой «5».
Задания помогли детям:
- развить обобщенный интерес к предмету;
-
сформировать
новые
способы
действия,
умения
выполнять
задания
повышенной сложности.
Задания детьми
выполняются самостоятельно. Детям сообщается, как
оцениваются задания, поэтому каждый ребенок имеет возможность выбрать
задание по силам и приступить к следующему.
Учащиеся первой группы, справившись со своим заданием, переходят к
заданию второй группы.
Учащиеся второй группы, справившись со своим заданием, переходят к
заданию третьей группы.
Учащиеся третьей группы, справившись со своим заданием, переходят к
выполнению дополнительного задания под № 4, а если дополнительное задание
учитель не предлагает, тогда помогают другим учащимся класса.
Вывод: систематическое применение разноуровневых карточек повышает
качество обученности, дифференцированный подход в обучении является
эффективным, так как дает возможность для развития ребенка.
К
работе
прилагается
приложение.
В
приложении
разноуровневые
задания по темам.
Приложение
Тема: Нахождение периметра прямоугольника.
№ 1
Длина прямоугольника равна 9 см, ширина 3 см. Найди периметр прямо-
угольника.
№ 2Длина прямоугольника равна 10 см, а ширина в 2 раза меньше. Вычисли пери-
метр прямоугольника разными способами.
№ 3Длина прямоугольника равна 8 см, а ширина 4 см. Вычисли его периметр. На-
черти другие прямоугольники с таким же периметром.
№ 4 Прямоугольник, длина которого равна 8 см, а ширина 4 см. Таня обложила во-
круг счетными палочками. Длина каждой палочки равна 2 см. Сколько таких
палочек потребовалось?
Тема: Нахождение площади и периметра.
№ 1 Сторона
квадрата
равна
5
см.
Вычисли
площадь
и
периметр
этого
квадрата.
№2 Сторона квадрата равна 5 см. Найди четвертую часть площади квадрата.
Начерти прямоугольник с таким же периметром.
№3 Сторона квадрата равна 6 см. На сколько увеличится площадь квадрата,
если его сторону увеличить в 2 раза?
№4 Длина прямоугольника равна 18 дм, а его ширина в 3 раза меньше. Чему
равна
площадь
квадрата,
периметр
которого
равен
периметру этого
прямоугольника?
Тема: Доли.
№ 1 От ворот до входа в школу 50 м. Ученик прошёл
1
5
этого расстояния.
Сколько метров осталось пройти ученику?
№ 2Длина прямоугольника равна 8 см, ширина составляет
1
4
длины. Найди
периметр прямоугольника разными способами.
№3 Длина прямоугольника равна 5 см, а ширина 4 см. Мальчик обвел цветным
карандашом
1
5
периметра этого прямоугольника. Сколько
сантиметров
осталось обвести мальчику?
№ 4 Длина прямоугольника равна 1 м, ширина составляет
1
5
длины. Найди
сторону квадрата, периметр которого равен периметру этого прямоугольника.
Тема: Меры массы, меры длины.
№1
Сравни:
4 км 750м* 47 км 050м
8 м 5 д м * 8 м 5 1 с м
9 т 5 ц * 9 т 500 кг
40 м * 40 см
№2 Яйцо страуса имело массу 1 кг 500 г, а куриное яйцо 62 г. На сколько граммов
яйцо страуса тяжелее куриного яйца?
№3 Вдоль первого участка, периметр которого равен 60 м 6 дм, расставили флажки
на расстоянии 6 дм друг от друга. Вдоль второго участка, периметр которого равен 50
м, расставили флажки на расстоянии 5 дм друг от друга. После этого еще осталось
129 флажков. Сколько флажков было?
№ 4 Было когда-то на свете 25 оловянных солдатиков, которых сделали из старой
оловянной ложки массой 123 г. Масса 24 солдатиков была одинакова. На двадцать
пятого солдатика олова немного не хватило. Какова масса последнего солдатика?
Тема: Решение уравнений.
№1 Реши уравнение: х : 91 = 7
№ 2 С числами 91, 7 и неизвестным х составь
уравнение,
где х является
делителем. Реши его.
№ 3 С
числами
91,7
и
неизвестным х составь
уравнение,
где х является
множителем. Составь задачу по этому уравнению. Реши уравнение.
Тема: Действия с многозначными числами
1.Сложение, вычитание многозначных чисел.
№1 Реши примеры столбиком.
5 384 + 9 704 10000 - 6010
500 106 - 49038
№2 Восстанови пропущенные цифры.
+
* * * *
-
* * * * * *
-
54762
2 6 3
5 0 7
6 4 2
****
№3 В пустые клетки впиши такие числа, чтобы квадрат получился магическим.
4605
4790
5160
2.Умножение многозначных чисел на однозначные:
1) № 3 № 2 № 1
9347*7 615*3 312*3
28453*2 924*5 512*4
62517*4 4282*6 422*4
91314*6 8751*8 631*3
2)9*232492 168400*5 908*5
7*18396 80690*4 7006*9
6*76485 36507 *8 4870*6
4*33977 40620*5 60500*3
3.Деление многозначных чисел на однозначные:
1) №3 № 2 №1
90333:3 6060:6 974:2
8040:4 4800:3 984:4
4385:5 1500:2 786:3
5229:7 1080:9 896:7
5223:3 6090:3 875:5
2)39060:6 3680:4 518:7
86700:3 2505:5 252:4
83216:4 5424:6 936:4
41728:8 4518:9 896:8
98560:7 8160:2 5625:5
62408:8 5250:5 8515:5
4.Умножение на двузначное число:
1) №3 №2 №1
4635*16 28*34 434*20
4712*68 52*18 523*30
9007*46 55*61 641*30
2940*61 68*79 927*40
3089*75 63*54 1283*50
2016*38 96*77 2436*20
2)465720*35 8362*19 540*33
580280*62 41516* 22 358*32
621370*18 29766*34 7068*46
249278*53 34529*41 9380*25
5.Деление на двузначное число:
№3 №2 №1
1)89936:73 2376:33 128:32
112359:43 1428:42 147:21
136576:64 2924:68 129:43
149376:64 3456:54 168:84
773075:85 9761:43 476:68
2)162072:18 20726:86 14084:14
780702:78 17808:56 24750:15
970582:97 60675:75 21024:16
78280:38 38270:43 48104:14
105300:15 14335:47 25840:17
6.Умножение на трехзначное число:
№3 №2 №1
1)10734*480 336*775 829*703
32076*406 812*823 506*908
48058*508 579*956 379*160
24407*123 419*628 704*306
2)856424*212 36007*241 426*906
118708*236 29080*186 719*260
248952*492 45903*238 582*109
308795* 514 84045*265 376*602
7.Деление на трехзначное число:
№3 №2 №1
1)231963:231 12492:347 11455:145
643926:214 92876:217 14378:182
585040:284 56224:112 11232:156
743580:243 51054:127 12210:185
2)95060:485 4256:532 615:217
189540:234 2212:316 784:112
261960:740 9858:318 424:106
149450:490 7595:217 912:456
118708:36 4496:562 876:219
8.Смешанные примеры:
1)
№3
830032-410512:8+6794
30040-6008*5+3742
№ 2
42000:6*8+8044
32000:4*7-27195
№1
800-400*2+2600
700-340062+1600:2
2) №3
511785:17*20-836250:625
20000-389*6+8475-8076*4+18907
№2
40000-11763+21024
1288*10 +100*10
21024:6*8+68-29000
№1
94000:10-800*10
32597*3+30060-276
324800:10*9
3) №3
24750:15+(36007*24-536948)
15953:53+(29080*18-49018)
№2
33742-(6008*5+3742)
(10000-6010)*3-0*6806
№1
540:(2001-1986)*23
552:(1010-941)*32
Тема : «Решение задач на движение»
1 уровень
По данным таблицы устно составь задачи и запиши только решение:
t
S
υ
?
8 ч
800 км
75 км/ч
10 ч
?
15 км/ч
?
60 к
По данным таблиц устно составь задачи и запиши только решение:
t
S
υ
5 м/с
9 с
?
?
6 ч
48 км
60 м/с
50 с
?
2 уровень
Реши задачу, записав условие чертежом:
Расстояние между двумя городами 325 км. После того, как автобус прошел
несколько часов со скоростью 60 км/ч, до другого города осталось 85 км.
Сколько часов автобус уже был в пути?
Реши задачу:
Машина отправилась в путь в 7 часов утра и была в пути до 13 часов. За это
время она прошла 240 км. С какой скоростью двигалась машина?
1 уровень
Реши задачу:
От одной пристани одновременно в противоположных направлениях отошли
два теплохода. Первый шел со скоростью 5 км/ч, а второй – 4 км/ч. Какое
расстояние будет между теплоходами через 3 часа?
Реши задачу:
От одной пристани одновременно в противоположных направлениях отошли
два теплохода. Первый шел со скоростью 5 км/ч. С какой скоростью шел
второй теплоход, если через 3 часа расстояние между теплоходами стало
равно 27 км?
Реши задачу:
От одной пристани одновременно в противоположных направлениях отошли
два теплохода. Первый шел со скоростью 5 км/ч, второй 4 км/ч. Через
сколько часов расстояние между теплоходами станет 27 км?
Реши задачу:
Из одной деревни в одно и то же время в противоположных направлениях
вышли два теплохода. Скорость одного из них 6 км/ч, а второго 3 км/ч. На
каком расстоянии друг от друга будут пешеходы через 5 часов?
2 уровень
Реши эту задачу вторым способом: От одной пристани одновременно в
противоположных
направлениях
отошли
два
теплохода.
Первый
шел
со
скоростью
5
км/ч,
а
второй
–
4
км/ч.
Какое
расстояние
будет
между
теплоходами через 3 часа?
Реши эту задачу вторым способом: От одной пристани одновременно в
противоположных
направлениях
отошли
два
теплохода.
Первый
шел
со
скоростью 5 км/ч. С какой скоростью шел второй теплоход, если через 3 часа
расстояние между теплоходами стало равно 27 км?
Составь задачу по чертежу и реши ее:
Реши эту задачу вторым способом:
Из одной деревни в одно и то же время в противоположных направлениях
вышли два теплохода. Скорость одного из них 6 км/ч, а второго 3 км/ч. На
каком расстоянии друг от друга будут пешеходы через 5 часов?
1 уровень
Реши задачу:
Из двух населенных пунктов навстречу друг другу одновременно вышли два
лыжника. Первый шел со скоростью 12 км/ч, а второй – 14 км/ч. Через 3 ч
они встретились. Какое расстояние было между поселками?
Реши задачу:
Из двух населенных пунктов одновременно навстречу друг другу вышли два
лыжника. Первый шел со скоростью 12 км/ч, второй – 14 км/ч. Через сколько
часов они встретятся, если расстояние между населенными пунктами 78 км?
Реши задачу:
Из двух населенных пунктов одновременно навстречу друг другу вышли два
лыжника.
Расстояние
между
населенными
пунктами
78
км.
Встретились
лыжники через 3 часа. С какой скоростью шел второй лыжник, если первый
шел со скоростью 12 км/ч.
Реши задачу:
Из
двух
городов
одновременно
навстречу
друг
другу
вышли
два
поезда.
Расстояние между городами 520 км. Встретились поезда через 4 часа. С какой
скоростью шел второй поезд, если скорость первого – 60 м/ч?
Реши задачу:
Два мальчика одновременно выбежали навстречу другу другу с двух концов
спортивной дорожки. Через 10 с они встретились. Длина всей дорожки 100 м.
С какой скоростью бежал второй мальчик, если скорость первого 4 м/с?
2 уровень
Реши эту задачу двумя способами:
Из двух населенных пунктов навстречу друг другу одновременно вышли два
лыжника. Первый шел со скоростью 12 км/ч, а второй – 14 км/ч. Через 3 ч
они встретились. Какое расстояние было между поселками?
Реши задачу, выполнив чертеж:
От
двух
пристаней
одновременно
навстречу
друг
другу
отошли
два
теплохода. Первый шел со скоростью 36 км/ч. Через 4 часа они встретились.
За
это
время
второй
теплоход
прошел
только
часть
пути,
пройденного
первым. С какой скоростью шел второй теплоход?
Реши задачу двумя способами:
Из двух населенных пунктов одновременно навстречу друг другу вышли два
лыжника. Расстояние между населенными пунктами 78 км. Встретились
лыжники через 3 часа. С какой скоростью шел второй лыжник, если первый
шел со скоростью 12 км/ч.
Реши задачу двумя способами:
Два мальчика одновременно выбежали навстречу друг другу с двух концов
спортивной дорожки. Через 10 с они встретились. Длина всей дорожки 100
м. С какой скоростью бежал второй мальчик, если скорость первого 4 м/с?