Напоминание

Словесные игры


Автор: Дмитриева Виктория Леонидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №37
Населённый пункт: г.Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: "Игры на развитие грамматического строя речи"
Тема: Словесные игры
Раздел: начальное образование





Назад




ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

(II младшая группа)

«ЧАЕПИТИЕ»

Цель: образовывать наименование предметов посуды.

Воспитатель говорит, что у медвежонка сегодня праздник. Он пригласил в гости своих

друзей — мышонка и зайчонка. Сначала они поиграли, а затем Мишутка пригласил всех к

столу — попить чаю. Поставил на стол чашки, блюдца, чайник, конфеты, сахар, салфетки,

сухари, да все перепутал: конфеты положил на блюдце, салфетки в чашку, а сахар и

сухари прямо на стол. Мышка сразу заметила, что не все в порядке на столе, да сама

точно не знала, куда что надо положить.

— Давайте поможем друзьям! Сахар кладут в сахарницу, конфеты... (в конфетницу),

сухари... (в

сухарницу), а

салфетки... (в салфетницу). Пошли гости руки мыть. Сначала

открыли кран с горячей водой, затем с холодной, и потекла из крана какая вода? (Теплая,

прохладна) Помыли малыши руки, а Мишутка их приглашает: «Садитесь, пожалуйста, за

стол, будем чай пить!» Взял Мишутка в руки блюдце, поставил на него чашку, стали

малыши

пить

чай.

Когда

попили,

мышка

сказала

медвежонку спасибо тоненьким

голосочком: «Пи-пи-пи, спасибо тебе, Мишутка!» Зайчонок тоже поблагодарил его.

Детей

знакомят

также

со

способами

образования

звуко

подражательных глаголов

(воробей чик-чирик — чирикает, утка кря-кря — крякает, лягушка ква-ква — квакает).

На материале наименования игры на музыкальных инструментах детям показывается

способ

образования

глаголов

при помощи суффиксов (на барабане — барабанят, на

дудочке — дудят, на трубе — трубят, а на гитаре и гармошке играют). Вопросы типа «Что

будет делать зайчик, если возьмет в руки барабан, дудочку, трубу?» подводят детей к

пониманию, что игра на музыкальных инструментах — это действие и оно имеет свое

название.

«ОРКЕСТР»

Цель: образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов.

Для этой игры понадобятся игрушки, музыкальные инструменты: барабан, балалайка,

гармонь, дудочка, звоночки.

К детям в гости приходит заяц и загадывает загадки:

Ой, звенит она, звенит,

В руки ты ее возьмешь,

Всех игрою веселит,

То растянешь, то сожмешь.

А всего-то три струны Звонкая, нарядная,

Ей для музыки нужны.

Русская, двухрядная,

Кто такая? Отгадай-ка!

Заиграет, только тронь.

Это наша... {Балалайка)

Как зовут ее? (Гармонь)

—А что звоночки делают? (Звенят.) Погремушки? (Гремят.) Барабан? (Барабанит)

Дудочки? (Дудят)

В работе над синтаксисом детской речи необходимо развивать умение строить разные типы

предложений — простые и сложные. Использование игровых сюжетов помогает детям

заканчивать предложение. Например, проводится игра «Что умеет делать Гена?». Взрослый

начинает: «Гена умеет пол... (подметать), цветы (поливать), посуду (мыть, вытирать).

Детям предлагаются

картинки, и они называют действия персонажей, видимые и

воображаемые, т. е. перечисляют однородные члены предложения, составляя предложения

по картине, строят распространенные и сложные конструкции, связывая их по смыслу,

используя разные средства связи.

«КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Детям показывают картинки животных, а они называют, что они любят делать, как кричат.

Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с

клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.

Такую игру можно проводить на разные темы, например о животных и птицах: воробей

чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.

«КТО НАЗОВЕТ БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия. Воспитатель спрашивает о самых

разных предметах и явлениях, а дети называют действия.

—Ч т о

м о ж н о

д е л а т ь

с

ц в е т а м и ? (Рвать,

сажать,

п ол и ва т ь ,

смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает,

убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает

самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой?

(Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)

«ГДЕ ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ»

Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Что

можно

делать

в

лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц,

отдыхать.) Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке

(катере, теплоходе), ловить рыбу.)

После этого предлагается сюжет: собрались в лес — отдыхали — собирали грибы,

ягоды; пошли на речку — купались — загорали — весело отдохнули.

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действий.

Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает: — Оля проснулась и... (пошла

умываться, чистить зубы, делать зарядку). Коля оделся и... (пошел гулять, играть в

футбол, вышел на улицу). Зайчик испугался и... (спрятался в кусты, задрожал, помчался

прочь). Ира обиделась и... (заплакала, не стала разговаривать с детьми).

Незавершенность предложений взрослый подсказывает интонацией!

Работу над грамматической формой слова и предложения надо рассматривать в тесной

связи

со

словарной

работой

и

развитием

связной

речи.

Выполняя

грамматические

упражнения,

дети учатся правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже и

связывать между собой не только слова, но и отдельные предложения. В работе над

синтаксисом на первый план выступает задача обучения детей построению разных типов

предложений и элементарному умению соединять их в связное высказывание.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

( средняя группа)

«КТО У КОГО»

Цель: соотносить названия животных и их детенышей, подбирать действия к названию

животных.

Ребенок рассматривает рисунки животных с детенышами: курица и цыпленок клюют

зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком),

собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант —

мычат), лошадь и жеребенок жуют сенов (вариант — скачут), утка и утенок плавают

(крякают).

— Назовите животных и их детенышей.

Подберите определения к названиям детенышей животных. Скажите, какая курица

(кошка,

собака,

корова,

утка,

лошадь),

какой

цыпленок

(котенок,

щенок,

теленок,

жеребенок, утенок).

Дети средней группы подводятся к образованию однокоренных слов и учатся разным

способам глагольного словообразования. В ситуации рассматривания картинок или просто

введения

в

воображаемую

картину

дети

учатся

подбирать

однокоренные

слова,

согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде, числе, падеже.

Воспитатель говорит:

—Дети,

посмотрите

на

картинку.

Что

вы

на

ней

видите? (Лес.) Кто следит за

порядком в лесу, охраняет его? (Это лесник.) Дом его стоит в лесу. Это какой дом?

(Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Лесная тропинка

узкая, а дорога... (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты... (низкие). Вот речка глубокая,

а ручеек... (мелкий).

— Это тропинка. В лесу много... (тропинок).

Отгадайте загадку. «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается». Дети

отгадывают, что это белка.

Шубка у белки...; на ушах...; хвостик у нее...; она умеет...; и очень любит...

Белка (воспитатель) говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит

ветку, белка прыгает, а дети называют действие: прыгает, спрыгивает, пере…за…вы…

«КТО ЭТО ПОЛЗЕТ»

Цель: подбирать слова, обозначающие признаки и действия, согласовывая их в роде,

числе, падеже, составлять описание.

—Отгадайте загадку: «Кто это ползет, на себе свой дом везет?» Дети отгадывают загадку

(улитка), рассматривают улитку, обращают

внимание

на

домик,

на

рожки.

И

вторая

загадка: «Глаза на рогах, а домок на спине».

—В каком доме живет улитка? Какие дома вы еще знаете? Кто там живет? Послушайте

стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом»:

Воробей живет под крышей,

В теплой норке — домик мыши,

У лягушки дом в пруду,

Домик пеночки в саду.

Эй, цыпленок, где твой дом?

Он у мамы под крылом.

— Кто из вас запомнил, где живет воробей? Мышь? Лягушка?

Улитка стала загадывать детям лесные загадки: «Колючая,

маленькая — это ежик или

елочка?», «Пушистый, маленький — это зайчик или белочка?»

«КТО ЗАБЛУДИЛСЯ»

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам,

составлять сложные предложения.

— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик,

заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся,

заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)

— Закончите предложения: Если зайчик потерялся, мы (поможем ему найти свой дом).

Если зайчик уколол лапку, мы... (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

(старшая, подготовительная группа)

«ОДИН - МНОГО»

Цель: закрепить представление о множественном числе существительных.

Эта

игра

упражняет

детей

в

образовании

множественного числа

и

правильном

употреблении слов в родительном падеже; учит их подбирать к словам определения и

действия, согласовывать.

— Это... стол, а это... (столы). Здесь много.... (столов). Какие

столы? (Деревянные,

письменные, обеденные).

— Это... ромашка, а это... (ромашки). В букете много.... (ромашек). Какие они? (Белые, с

желтой серединкой.) Что еще бывает белым? Желтым? Как ты понимаешь выражение

«Скатерть

бела весь

мир

одела»?

Где

встречается

такое

выражение? (В

сказках,

загадках.) В каких сказках? (О зиме.)

— Отгадайте загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его

раздевает, тот слезы

проливает». Это... (лук). Какой он? (Желтый,

сочный, горький,

полезный.) В корзине

много чего? (Лука.)

Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображено много предметов,

например: лыжи, коньки, предметы мебели, одежды и т. п.

— Чего здесь много?

— А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Лыж, коньков, столов,

платьев.)

Очень важно показать детям, как от изменения слова с помощью аффиксов (суффиксов и

приставок) меняется его смысл. Используются упражнения, включающие лексические и

грамматические задания. Различая оттенки слова, дети по-иному воспринимают смысл его

в том или ином контексте.

«БРАТ - БРАТЕЦ - БРАТИК»

Цель:

различать

смысловые

оттенки

имен

существительных со

значением

ласкательности,

уменьшительности,

глаголов образованных аффиксальным способом, и

прилагательных, образованных суффиксальным способом.

— Послушайте слова, которые я вам назову, и скажите, чем они отличаются: мама —

мамочка — мамуля; брат — братец —братик; дерево — деревце; заяц — заинька-зайчишка —

зайчище; дом — домик — домище. (Многие слова звучат ласково).

— Придумайте короткую сказку про зайца и зайчишку.

Чем

отличаются

с ло ва : б е ж а т ь —

подбежать —

выбежать;

писать — переписать — подписать; играть — выиграть — проиграть; смеяться —

засмеяться — высмеять; шел — отошел — вошел.

Объясните, чем отличаются эти слова: старый — старенький; умный

— умнейший; злой — злющий; толстый — толстенький; полный — полноватый?

«БЕЖАТЬ - МЧАТЬСЯ»

Цель: учить детей объяснять оттенки значения глаголов и имен

прилагательных,

близких по смыслу, понимать переносное значение слов.

Как

вы

понимаете

слова?

Чем

они

отличаются? Засмеялис ь — захихикали;

бежать — мчаться; пришли — приплелись; плакать — рыдать;

разговаривать —

болтать; думать — размышлять; открыть — отворить; отыскать — найти; зябнуть —

мерзнуть;

поразить — удивить;

шалить — баловаться;

забавлять — развлекать;

прощать — извинять;

звать — приглашать; вертетьс я — кружиться; греметь —

грохотать; опасаться — бояться; бросать — кидать; вертеть — крутить.

Придумайте предложения с любой парой слов.

«КТО ХИТРЕЕ?»

Цель: подбирать слова, близкие по смыслу, используя разные

степени

имен

прилагательных;

образовывать

новые

слова

(имена

прилагательные)

с

помощью

суффиксов еньк — онък, овam — еват; ущ — ющ; енн — ейш.

Вспомним

сказку

«Лиса

и

журавль».

Какой

показана

в

сказке

лиса? (Зубки

острые,

шубка

тепленькая,

она

красивая.) А какой характер у лисы? (Она

хитрая,

лукавая, коварная.)

Какой

был

журавль

в

сказке?

Если

лиса

хитрая,

то

журавль оказался

еще...

(хитрее) или... (хитрющий). Лиса умная, а журавль (еще умнее, умнейший).

Волк

злой,

а

волчище... (еще

злее,

злющий). Заяц

труслив,

а зайчишка... (еще

трусливее,

трусоватый). Этот человек худой, а этот ... (еще

худее,

худющий). Один

человек полный, а другой не совсем полный, а... (полноватый). Этот человек толстый, а

тот не... (толще, толстенный).

Будьте внимательны! Этот дом большой, а этот... (еще больше, большущий).

Этот платок синий, а этот не совсем синий,

а... (синеватый). Этот лист зеленый, а

этот... (еще

зелене е ) . Этот

лист

зеленый,

а

этот

не

совсем

зеленый,

слегка

(зеленоватый). Это платье красное, а это не совсем красное, а... (красноватое).

Бабушка старая. А как сказать ласково? (Старенькая.) Умный щенок. А как

сказать по-другому? (Умненький.) Рисунок плохой или... (плохонький, плоховатый).

«ДОМ - ДОМИЩЕ»

Цель: образовывать слова с разными смысловыми оттенками.

Я назову вам слово, вы находите другое слово и объясните, как мое слово стало

звучать — ласково, грубо, пренебрежительно...

Рука —ручка —ручища (большая рука).

Дом — домик — домище (огромный дом).

Береза — березка — березонька.

Книга — книжечка — книжонка.

Закрепляется умение образовывать названия детенышей животных (у лисы-лисенок, у

жирафа?, у носорога?), наименования предметов посуды (солонка)

Усложняются задания на образование глаголов с помощью приставок и суффиксов:

бежал - перебежал, забежал-убежал; грустный - грустит



В раздел образования