Автор: Дмитриева Виктория Леонидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №37
Населённый пункт: г.Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: "Игры на развитие грамматического строя речи"
Тема: Словесные игры
Раздел: начальное образование
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
(II младшая группа)
«ЧАЕПИТИЕ»
Цель: образовывать наименование предметов посуды.
Воспитатель говорит, что у медвежонка сегодня праздник. Он пригласил в гости своих
друзей — мышонка и зайчонка. Сначала они поиграли, а затем Мишутка пригласил всех к
столу — попить чаю. Поставил на стол чашки, блюдца, чайник, конфеты, сахар, салфетки,
сухари, да все перепутал: конфеты положил на блюдце, салфетки в чашку, а сахар и
сухари прямо на стол. Мышка сразу заметила, что не все в порядке на столе, да сама
точно не знала, куда что надо положить.
— Давайте поможем друзьям! Сахар кладут в сахарницу, конфеты... (в конфетницу),
сухари... (в
сухарницу), а
салфетки... (в салфетницу). Пошли гости руки мыть. Сначала
открыли кран с горячей водой, затем с холодной, и потекла из крана какая вода? (Теплая,
прохладна) Помыли малыши руки, а Мишутка их приглашает: «Садитесь, пожалуйста, за
стол, будем чай пить!» Взял Мишутка в руки блюдце, поставил на него чашку, стали
малыши
пить
чай.
Когда
попили,
мышка
сказала
медвежонку спасибо тоненьким
голосочком: «Пи-пи-пи, спасибо тебе, Мишутка!» Зайчонок тоже поблагодарил его.
Детей
знакомят
также
со
способами
образования
звуко
подражательных глаголов
(воробей чик-чирик — чирикает, утка кря-кря — крякает, лягушка ква-ква — квакает).
На материале наименования игры на музыкальных инструментах детям показывается
способ
образования
глаголов
при помощи суффиксов (на барабане — барабанят, на
дудочке — дудят, на трубе — трубят, а на гитаре и гармошке играют). Вопросы типа «Что
будет делать зайчик, если возьмет в руки барабан, дудочку, трубу?» подводят детей к
пониманию, что игра на музыкальных инструментах — это действие и оно имеет свое
название.
«ОРКЕСТР»
Цель: образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов.
Для этой игры понадобятся игрушки, музыкальные инструменты: барабан, балалайка,
гармонь, дудочка, звоночки.
К детям в гости приходит заяц и загадывает загадки:
Ой, звенит она, звенит,
В руки ты ее возьмешь,
Всех игрою веселит,
То растянешь, то сожмешь.
А всего-то три струны Звонкая, нарядная,
Ей для музыки нужны.
Русская, двухрядная,
Кто такая? Отгадай-ка!
Заиграет, только тронь.
Это наша... {Балалайка)
Как зовут ее? (Гармонь)
—А что звоночки делают? (Звенят.) Погремушки? (Гремят.) Барабан? (Барабанит)
Дудочки? (Дудят)
В работе над синтаксисом детской речи необходимо развивать умение строить разные типы
предложений — простые и сложные. Использование игровых сюжетов помогает детям
заканчивать предложение. Например, проводится игра «Что умеет делать Гена?». Взрослый
начинает: «Гена умеет пол... (подметать), цветы (поливать), посуду (мыть, вытирать).
Детям предлагаются
картинки, и они называют действия персонажей, видимые и
воображаемые, т. е. перечисляют однородные члены предложения, составляя предложения
по картине, строят распространенные и сложные конструкции, связывая их по смыслу,
используя разные средства связи.
«КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Детям показывают картинки животных, а они называют, что они любят делать, как кричат.
Например, кошка — мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с
клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.
Такую игру можно проводить на разные темы, например о животных и птицах: воробей
чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, лягушка квакает.
«КТО НАЗОВЕТ БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ»
Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия. Воспитатель спрашивает о самых
разных предметах и явлениях, а дети называют действия.
—Ч т о
м о ж н о
д е л а т ь
с
ц в е т а м и ? (Рвать,
сажать,
п ол и ва т ь ,
смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает,
убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает
самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой?
(Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)
«ГДЕ ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ»
Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
—
Что
можно
делать
в
лесу? (Гулять, собирать грибы, ягоды, слушать птиц,
отдыхать.) Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке
(катере, теплоходе), ловить рыбу.)
После этого предлагается сюжет: собрались в лес — отдыхали — собирали грибы,
ягоды; пошли на речку — купались — загорали — весело отдохнули.
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действий.
Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает: — Оля проснулась и... (пошла
умываться, чистить зубы, делать зарядку). Коля оделся и... (пошел гулять, играть в
футбол, вышел на улицу). Зайчик испугался и... (спрятался в кусты, задрожал, помчался
прочь). Ира обиделась и... (заплакала, не стала разговаривать с детьми).
Незавершенность предложений взрослый подсказывает интонацией!
Работу над грамматической формой слова и предложения надо рассматривать в тесной
связи
со
словарной
работой
и
развитием
связной
речи.
Выполняя
грамматические
упражнения,
дети учатся правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже и
связывать между собой не только слова, но и отдельные предложения. В работе над
синтаксисом на первый план выступает задача обучения детей построению разных типов
предложений и элементарному умению соединять их в связное высказывание.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
( средняя группа)
«КТО У КОГО»
Цель: соотносить названия животных и их детенышей, подбирать действия к названию
животных.
Ребенок рассматривает рисунки животных с детенышами: курица и цыпленок клюют
зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком),
собака и щенок грызут кость (вариант — лают), корова и теленок щиплют траву (вариант —
мычат), лошадь и жеребенок жуют сенов (вариант — скачут), утка и утенок плавают
(крякают).
— Назовите животных и их детенышей.
—
Подберите определения к названиям детенышей животных. Скажите, какая курица
(кошка,
собака,
корова,
утка,
лошадь),
какой
цыпленок
(котенок,
щенок,
теленок,
жеребенок, утенок).
Дети средней группы подводятся к образованию однокоренных слов и учатся разным
способам глагольного словообразования. В ситуации рассматривания картинок или просто
введения
в
воображаемую
картину
дети
учатся
подбирать
однокоренные
слова,
согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде, числе, падеже.
Воспитатель говорит:
—Дети,
посмотрите
на
картинку.
Что
вы
на
ней
видите? (Лес.) Кто следит за
порядком в лесу, охраняет его? (Это лесник.) Дом его стоит в лесу. Это какой дом?
(Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Лесная тропинка
узкая, а дорога... (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты... (низкие). Вот речка глубокая,
а ручеек... (мелкий).
— Это тропинка. В лесу много... (тропинок).
—
Отгадайте загадку. «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается». Дети
отгадывают, что это белка.
—
Шубка у белки...; на ушах...; хвостик у нее...; она умеет...; и очень любит...
Белка (воспитатель) говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит
ветку, белка прыгает, а дети называют действие: прыгает, спрыгивает, пере…за…вы…
«КТО ЭТО ПОЛЗЕТ»
Цель: подбирать слова, обозначающие признаки и действия, согласовывая их в роде,
числе, падеже, составлять описание.
—Отгадайте загадку: «Кто это ползет, на себе свой дом везет?» Дети отгадывают загадку
(улитка), рассматривают улитку, обращают
внимание
на
домик,
на
рожки.
И
вторая
загадка: «Глаза на рогах, а домок на спине».
—В каком доме живет улитка? Какие дома вы еще знаете? Кто там живет? Послушайте
стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом»:
Воробей живет под крышей,
В теплой норке — домик мыши,
У лягушки дом в пруду,
Домик пеночки в саду.
—
Эй, цыпленок, где твой дом?
—
Он у мамы под крылом.
— Кто из вас запомнил, где живет воробей? Мышь? Лягушка?
Улитка стала загадывать детям лесные загадки: «Колючая,
маленькая — это ежик или
елочка?», «Пушистый, маленький — это зайчик или белочка?»
«КТО ЗАБЛУДИЛСЯ»
Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам,
составлять сложные предложения.
— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик,
заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся,
заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)
— Закончите предложения: Если зайчик потерялся, мы (поможем ему найти свой дом).
Если зайчик уколол лапку, мы... (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
(старшая, подготовительная группа)
«ОДИН - МНОГО»
Цель: закрепить представление о множественном числе существительных.
Эта
игра
упражняет
детей
в
образовании
множественного числа
и
правильном
употреблении слов в родительном падеже; учит их подбирать к словам определения и
действия, согласовывать.
— Это... стол, а это... (столы). Здесь много.... (столов). Какие
столы? (Деревянные,
письменные, обеденные).
— Это... ромашка, а это... (ромашки). В букете много.... (ромашек). Какие они? (Белые, с
желтой серединкой.) Что еще бывает белым? Желтым? Как ты понимаешь выражение
«Скатерть
бела весь
мир
одела»?
Где
встречается
такое
выражение? (В
сказках,
загадках.) В каких сказках? (О зиме.)
— Отгадайте загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его
раздевает, тот слезы
проливает». Это... (лук). Какой он? (Желтый,
сочный, горький,
полезный.) В корзине
много чего? (Лука.)
Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображено много предметов,
например: лыжи, коньки, предметы мебели, одежды и т. п.
— Чего здесь много?
— А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Лыж, коньков, столов,
платьев.)
Очень важно показать детям, как от изменения слова с помощью аффиксов (суффиксов и
приставок) меняется его смысл. Используются упражнения, включающие лексические и
грамматические задания. Различая оттенки слова, дети по-иному воспринимают смысл его
в том или ином контексте.
«БРАТ - БРАТЕЦ - БРАТИК»
Цель:
различать
смысловые
оттенки
имен
существительных со
значением
ласкательности,
уменьшительности,
глаголов образованных аффиксальным способом, и
прилагательных, образованных суффиксальным способом.
— Послушайте слова, которые я вам назову, и скажите, чем они отличаются: мама —
мамочка — мамуля; брат — братец —братик; дерево — деревце; заяц — заинька-зайчишка —
зайчище; дом — домик — домище. (Многие слова звучат ласково).
— Придумайте короткую сказку про зайца и зайчишку.
—
Чем
отличаются
с ло ва : б е ж а т ь —
подбежать —
выбежать;
писать — переписать — подписать; играть — выиграть — проиграть; смеяться —
засмеяться — высмеять; шел — отошел — вошел.
—
—
Объясните, чем отличаются эти слова: старый — старенький; умный
— умнейший; злой — злющий; толстый — толстенький; полный — полноватый?
«БЕЖАТЬ - МЧАТЬСЯ»
Цель: учить детей объяснять оттенки значения глаголов и имен
прилагательных,
близких по смыслу, понимать переносное значение слов.
—
Как
вы
понимаете
слова?
Чем
они
отличаются? Засмеялис ь — захихикали;
бежать — мчаться; пришли — приплелись; плакать — рыдать;
разговаривать —
болтать; думать — размышлять; открыть — отворить; отыскать — найти; зябнуть —
мерзнуть;
поразить — удивить;
шалить — баловаться;
забавлять — развлекать;
прощать — извинять;
звать — приглашать; вертетьс я — кружиться; греметь —
грохотать; опасаться — бояться; бросать — кидать; вертеть — крутить.
—
Придумайте предложения с любой парой слов.
«КТО ХИТРЕЕ?»
Цель: подбирать слова, близкие по смыслу, используя разные
степени
имен
прилагательных;
образовывать
новые
слова
(имена
прилагательные)
с
помощью
суффиксов еньк — онък, овam — еват; ущ — ющ; енн — ейш.
—
Вспомним
сказку
«Лиса
и
журавль».
Какой
показана
в
сказке
лиса? (Зубки
острые,
шубка
тепленькая,
она
красивая.) А какой характер у лисы? (Она
хитрая,
лукавая, коварная.)
—
Какой
был
журавль
в
сказке?
Если
лиса
хитрая,
то
журавль оказался
еще...
(хитрее) или... (хитрющий). Лиса умная, а журавль (еще умнее, умнейший).
—
Волк
злой,
а
волчище... (еще
злее,
злющий). Заяц
труслив,
а зайчишка... (еще
трусливее,
трусоватый). Этот человек худой, а этот ... (еще
худее,
худющий). Один
человек полный, а другой не совсем полный, а... (полноватый). Этот человек толстый, а
тот не... (толще, толстенный).
—
Будьте внимательны! Этот дом большой, а этот... (еще больше, большущий).
Этот платок синий, а этот не совсем синий,
а... (синеватый). Этот лист зеленый, а
этот... (еще
зелене е ) . Этот
лист
зеленый,
а
этот
не
совсем
зеленый,
слегка
(зеленоватый). Это платье красное, а это не совсем красное, а... (красноватое).
—
Бабушка старая. А как сказать ласково? (Старенькая.) Умный щенок. А как
сказать по-другому? (Умненький.) Рисунок плохой или... (плохонький, плоховатый).
«ДОМ - ДОМИЩЕ»
Цель: образовывать слова с разными смысловыми оттенками.
Я назову вам слово, вы находите другое слово и объясните, как мое слово стало
звучать — ласково, грубо, пренебрежительно...
Рука —ручка —ручища (большая рука).
Дом — домик — домище (огромный дом).
Береза — березка — березонька.
Книга — книжечка — книжонка.
Закрепляется умение образовывать названия детенышей животных (у лисы-лисенок, у
жирафа?, у носорога?), наименования предметов посуды (солонка)
Усложняются задания на образование глаголов с помощью приставок и суффиксов:
бежал - перебежал, забежал-убежал; грустный - грустит