Автор: Шабанова Светлана Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОБУ ДО ЦДТ
Населённый пункт: город Рошаль Московской области
Наименование материала: Конспект открытого урока "Россия - Родина моя"
Тема: "Россия - Родина моя"
Раздел: дополнительное образование
План - конспект открытого занятия в объединении
«Традиционное рукоделие»
для 1-го и 2-го года обучения
МОБУ ДО ЦДТ
«Россия - Родина моя»
подготовила
педагог дополнительного образования
Шабанова Светлана Михайловна
Рошаль
2018
Тема: «РОССИЯ - Родина моя"»
Данное занятие разработано в рамках учебного плана 1-го и 2-го года обучения,
носит интегрированный характер, так как учебный материал сконструирован из
нескольких
сфер
деятельности:
музыка,
художественное
чтение,
прикладное
творчество, игровая деятельность.
Целевая
установка
данного
занятия
позволяет
приурочить
его
проведение
к
различным памятным датам и праздникам, отмечаемым в нашей стране, таким как
День России, День Российского флага, День народного единства.
Состав учебной группы от 6 до 15 человек, возраст учащихся - 6 - 9 лет.
Цель занятия: приобретение учащимися четких представлений о Государственных
символах России и изготовление модели флага.
Задачи:
Обучающие:
познакомить учащихся с государственной символикой;
раскрыть значимость Российского флага, герба и гимна;
обучить соблюдению правил техники безопасности при работе с колющими и
режущими инструментами (крючки, спицы, ножницы);
обучить основным приёмам вязания крючком и на спицах, народной вышивки,
подбору материалов и инструментов;
Развивающие:
развитие познавательной и творческой активности;
развитие интереса к Российским народным символам;
развитие творческих способностей и стремления учащихся к творческому по-
знанию и самовыражению;
формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности;
развитие коммуникативных качеств, обеспечивающих совместную деятель-
ность в группе, внимание, аккуратность, мышление;
Воспитывающие:
воспитание чувства патриотизма и взаимопомощи;
воспитание уважения к культурному наследию своего народа;
содействие гармоничному развитию личности, совершенствованию ее ду-
ховно-нравственных качеств;
воспитание терпения, воли, трудолюбия в достижении цели;
воспитание стремления к самостоятельному творчеству;
Здоровьесберегающие:
профилактика перенапряжения путем смены видов деятельности.
Методы обучения: словесный, наглядный, игровой, практический
.
2
Используемые технологии: технология группового обучения, самостоятельного
обучения, здоровьесберегающая технология.
Оборудование,
материалы
и
инструменты: магнитофон,
флажок
России
на
подставке, плакат с изображением березы, крючки и спицы, ткань, нитки разных
цветов, ножницы.
Ход занятия
1. Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами о том, что для нас
самое дорогое. Есть такие слова, услышав которые, каждый человек испытывает
сильные чувства, Например, слово Родина.
- А что такое Родина, как вы его понимаете? (ответы детей)
Родина - это место, где мы родились. Но человек не всегда остается в том месте, где
родился, кому-то приходится переезжать в другой город или село, но он все равно
помнит о своем месте рождения.
Родина - это твой город, дом, в котором ты живешь, твой двор, улица,
Родина - это твоя страна.
Ребята, давайте послушаем стихи и песни о Родине:
а) дети читают стихи о Родине:
1. Родина - слово большое, большое! 2. Если скажут слово "Родина",
Пусть не бывает на свете чудес, Сразу в памяти встаёт
Если это слово с душою, Старый дом, в саду смородина,
Глубже морей оно, выше небес! Толстый тополь у ворот.
В нем умещается ровно полмира: У реки берёзка - скромница
Мама и папа, соседи, друзья. И ромашковый бугор...
Город родимый, родная квартира, А другим, наверно, вспомнится
Бабушка, школа, котенок и я! Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
3. На сотни вёрст, на сотни миль, Где недавно был ледок,
На сотни километров И большой соседней фабрики
Лежала степь, шумел ковыль, Громкий радостный гудок.
Чернели рощи кедров. Или степь от маков красная,
Как в первый раз я на неё, Золотая целина...
На Родину, глядела. Родина бывает разная,
Я знала: это всё моё - Но у всех она одна!
Душа моя и тело.
(Анна Ахматова) (З. Александрова)
4. Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка -
Это тоже родина
3
Педагог: - А как называется наша страна? (Россия)
- А мы, люди, живущие в России? (Россияне)
Звучит запись песни "Россия" (сл. М. Ножкина, муз. Д. Тухманова)
- Русский народ всегда славил красоту своей земли в стихах и песнях,
воспевает ее и до сих пор. Давайте, ребята, еще вспомним стихи известных русских
поэтов о России:
1. Россия - как из песни слово, 2. Гой ты, Русь, моя родная,
Березок юная листва, Хаты - в ризах образа...
Кругом леса, поля и реки Не видать конца и края -
Раздолье - русская душа. Только синь сосёт глаза.
Люблю тебя, моя Россия Пахнет яблоком и мёдом
За ясный свет твоих очей, По церквам твой кроткий Спас.
За ум, за подвиги святые, И гудит за косогором
За голос звонкий, как ручей. На лугах весёлый пляс.
Люблю, глубоко понимаю Если крикнет рать святая:
Степей задумчивую грусть. "Кинь ты Русь, живи в раю!"
Люблю все то, что называю Я скажу: "Не надо рая,
Одним широким словом - Русь! Дайте родину мою".
(С. Васильев) (С. Есенин
)
Звучит песня "Край берёзовый" (сл. И.Резника, муз. А. Броневийкого)
Педагог: Наша Родина для нас добрая, нежная и любящая. А какое дерево славит
Россию своей царственной красотой? (Береза).
Березу мы все любим за красоту, за доброту, за березовый сок, дающий бодрость и
силу, за бересту, из которой делают лукошки и обувь, за березовые почки и веники,
сохраняющие здоровье.
Вот как прославлял красавицу-березу русский поэт Сергей Есенин:
(двое учащихся читают стихотворение "Береза")
Белая береза И стоит береза
Под моим окном В сонной тишине,
Принакрылась снегом, И горят снежинки
Точно серебром. В золотом огне.
На пушистых ветках А заря, лениво
Снежною каймой Обходя кругом,
Распустились кисти Обсыпает ветки
Белой бахромой. Новым серебром.
Сергей
Есенин
описывает
красочно
зимнюю
березку.
Много
лет
назад
в
стародавние
времена
весной
распустившуюся
зеленую
березку
наряжали,
как
невесту и водили вокруг нее хороводы.
Давайте, ребята, мы тоже попробуем нарядить нашу березку.
Практическая часть занятия: открывается плакат с нарисованным или связанным
стволом
и
ветками
березы.
Ребятам
предлагается
из
имеющегося
на
столах
4
материала, используя шаблон, изготовить разными способами березовые листики и
сережки, и применяя разноцветные связанные цепочки, атласные ленты, нарядить
березку.
2. Физминутка:
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Журу- жура- журавель,
Облетел он сто земель. (Дети маршируют и машут руками.)
Облетел он, обходил,
Крылья, ноги натрудил. (Наклоны.)
Педагог: У нашего государства есть и другая гордость и символы - это флаг, гимн и
герб России, при виде которых человек любой страны мира может догадаться, о
какой стране идет речь. Флаг и герб нашей являются символом независимости
нашего народа. Есть правила, определяющие применение государственного флага и
гимна во время торжественных мероприятий и знаменательных праздников нашей
страны. Торжественное поднятие флага России сопровождается звучанием гимна
Российской Федерации, при этом граждане приветствуют этот процесс стоя.
Мы у дедушки спросили: - Что такое "герб России"?
Что такое "гимн" и "флаг"? нам без них нельзя никак.
- Что вы! У любой страны эти вещи быть должны!
Герб, а так же гимн и флаг - это самый главный знак!
И страну по знакам этим узнают по всей планете.
А турист с таким значком всем понятен и знаком!
И Россия наша тоже лет пятьсот назад, быть может,
Главным символом взяла двухголового орла!
Всё успело измениться: и столицы, и границы,
Люди, транспорт, города... Герб - такой же, как всегда!
И на нём орёл двуглавый смотрит влево, смотрит вправо,
Чтоб ни запад, ни восток к нам войной пойти не мог!
В лапах скипетр и держава - это наши мощь и слава,
Власть, единая в стране. Выше - всадник на коне.
Он копьём пронзает змея - это значит, что сумеем
Защитить себя во всём - победит добро над злом!
А короны означают, (вон они орла венчают:
Их не две, а целых три! Лентой связаны - смотри.)
То, что разные народы силой дружбы и свободы
Под крылом одной страны вместе объединены!
И известно всему свету, что сильней той силы нету!
Вот что может, например, рассказать российский герб!
А про флаг сказать мы можем: он значительно моложе -
5
Был придуман и потом утвержден царём Петром,
Русский флот когда рождался, чтоб на мачтах развевался
Гордый флаг! И с этих пор наш российский триколор
В мире знает кто угодно - в ряд три цвета благородных,
Наш торжественный букет: белый, синий, красный цвет!
Словно три цветные дали друг за дружкою связали...
Что же значат те цвета: белый - мир и чистота,
Благородство, откровенность; синий - вера, честность, верность;
Красный - сила и любовь, смелость, мужество и кровь,
Та, что пролита во славу за великую державу!
Так что очень непроста в нашем флаге красота!
Педагог: Во все века берегли родную землю русские люди, воспевали её в стихах и
песнях,
трудились
во
славу
богатства
и
процветания
Родины.
Давайте
и
мы
потрудимся
и
выполним
своими
руками
модели
Российского
флага
разными
способами:
а
именно
флажки
можно
связать
спицами
и
крючком,
выбрав
необходимые инструменты и нитки трёх цветов; можно изготовить из ткани, можно
вышить
крестиком
и
гладью,
используя
также
нитки
необходимого
цвета.
Приступаем к практической части нашего занятия.
Практическая
самостоятельная
работа
с
целью
активизации
деятельности
детей:
-- Повторим правила техники безопасности при работе с острыми предметами;
-- Выбираем необходимые для работы материалы и инструменты;
-- Приступаем к выполнению практической работы по изготовлению моделей
Российского флага разными способами.
Список используемой литературы
1.
Серия "Наша страна" - "Символы России"
2.
Сборники стихов Сергея Есенина, Анны Ахматовой,
3.
Гирич В.П. "1000 узоров вязания крючком" - Москва, Легпромбытиздат, 1993
4.
Максимова М.В., Кузьмина М.А. "Незабытые ремесла" - Минск, 1987
5.
Полная энциклопедия женских рукоделий - М., 1991.
6.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы.
6