Напоминание

Индивидуальные особенности коррекционной работы дошкольников с ОНР


Автор: Магомедова Ажий Ахмедовна
Должность: Магистр 2 года обучения
Учебное заведение: ФБГОУ ВПО ДГПУ
Населённый пункт: Махачкала
Наименование материала: Статья
Тема: Индивидуальные особенности коррекционной работы дошкольников с ОНР
Раздел: высшее образование





Назад




Магистрант 2 года обучения ДГПУ

факультета Специального

(дефектологического) образования

Магомедова Ажий Ахмедовна.

Тема: Индивидуальные особенности коррекционной работы дошкольников с

ОНР

Аннотация: В данной статье представлены сведения о дошкольниках с

нарушением речи. Коррекционная работа направлена на коррекцию ОНР у

детей дошкольного возраста. План коррекционного воздействия строится

индивидуально с учетом степени тяжести такого дефекта речи, как ОНР.

Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие

проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на

три основные группы

Ключевые слова: Общее недоразвитие речи, коррекция, компенсация.

Общее недоразвитие речи можно разделить на три группы

У детей первой группы имеют место признаки лишь общего недоразвития ре-

чи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности.

Это неосложненный вариант ОНР. У этих детей отсутствуют локальные

поражения центральной нервной системы. В их анамнезе нет четких

указаний на выраженные отклонения в протекании беременности и родов.

Лишь у одной трети обследуемых при подробной беседе с матерью,

выявляются факты не резко выраженного токсикоза второй половины

беременности или недлительной асфиксии в родах. В этих случаях часто

можно отметить недоношенность или незрелость ребенка при рождении, его

соматическую ослабленность в первые месяцы и годы жизни,

подверженность детским и простудным заболеваниям.

В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей

эмоционально волевой незрелости, слабая регуляция произвольной

деятельности.

Отсутствие парезов и параличей, выраженных кодкорковых и мозжечковых

нарушений свидетельствует о сохранности у них первичных (ядерных) зон

речедвигательного анализатора. Отличаемые же малые неврологические

дисфункции в основном ограничиваются нарушениями регуляции

мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных

движений пальцев рук, несформированностью кинестетического и

динамического праксиса. Это преимущественно дизонтогенетический

вариант ОНР. Несмотря на отсутствие выраженных нервно-психических

нарушений в дошкольном возрасте, дети этой группы нуждаются в

длительной логопедической коррекционной работе, а в дальнейшем – в

особых условиях обучения. Практика показывает, что направление детей с не

резко выраженными речевыми нарушениями в массовую школу может

привести к возникновению вторичных невротических и неврозоподобных

расстройств. У детей второй группы общее недоразвитие речи сочетается с

рядом неврологических и психопатологических синдромов. Это

осложненный вариант ОНР церебрально-органического генеза, при котором

имеет место дизонтогенетически энцефалопатический симптомокомплекс

нарушений.

При тщательном неврологическом обследовании детей второй группы,

выявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика,

свидетельствующая не только о задержке созревания ЦНС, но и о негрубом

повреждении отдельных мозговых структур. Среди неврологических

синдромов у детей второй группы наиболее частыми являются следующие:

— гипертензионно-гидроцефальный синдром (синдром повышенного

внутриче-репного давления);

— церебрастенический синдром (повышенная нервнопсихическая

истощаемость)

— синдромы двигательных расстройств (изменение мышечного тонуса).

Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей второй группы

выявляет наличие у них характерных нарушений познавательной

деятельности

Обусловленных как самим речевым дефектом, так и низкой

работоспособностью. У детей третьей группы имеет место наиболее стойкое

и специфическое речевое недоразвитие, которое клинически обозначается как

моторная алалия. У этих детей имеется поражение (или недоразвитие)

корковых речевых зон головного мозга и в первую очередь зоны Брока. При

моторной аламии имеют место сложные дизонтогенетически-

энцефалопатические нарушения. Характерными признаками моторной

аламии являются следующие: выраженное недоразвитие всех сторон речи –

фонематической, лексической, синтаксической, морфологической, всех видов

речевой деятельности и всех форм устной и письменной речи.

Коррекционное обучение включает в себя работу над словом,

словосочетанием и предложением. Указанные направления коррекционной

работы тесно связаны между собой. Так, например, уточнение и расширение

словаря оссуществляется в ходе работы над предложением. Эффективность

коррекционных упражнений зависит от того, насколько будут соблюдены

следующие условия:

— систематичность проведения;

— распределение их в порядке нарастающей сложности;

— чередование и вариативность упражнений;

— воспитание внимания к речи.

Одним из необходимых условий дальнейшего речевого развития ребенка

является создание мотивации общения, формирование стремления рассказать

о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни семьи и детсада. В

процессе логопедических занятий рекомендуется создавать такие ситуации,

которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили

ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание

высказаться, поделиться своими впечатлениями об увиденном. При этом

необходимо создавать благоприятное речевое окружение, хороший

эмоциональный настрой. Другими словами, в основе высказываний ребенка

должен лежать непосредственный речевой мотив.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.

Алехина С.В., Зарецкий, В.К. Инклюзивный подход в образовании в

контексте проектной инициативы «Наша новая школа». 2010 г.

2.

Алиева Г.М. Игровая деятельность как средство нравственного

воспитания младших школьников: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Алиева

Г.М. – Махачкала, 2008. – 21 с.

3.

Артюшенко Н.П. Организационно-педагогические условия обучения

детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного

образования: Автореф. … дис. … канд. пед. наук / Артюшенко Н.П. – Томск,

2010. – 22 с.

4.

Бабаева Л.М., Тучалаев С.Т. Педагогическая диагностика уровня

развития детей как путь модернизации начального образования:

Монография / Л.М. Бабаева, С.Т. Тучалаев. – Ростов-на-Д., 2008. – 154 с.

5.

Брызгалова, С.О. Разработка муниципальной модели интегрированного

обучения детей с ограниченными возможностями на основе системно-

комплексного подхода: Дис. … канд. пед. наук / С.О. Брызгалова.

Екатеринбург, 2007. – 175 с.



В раздел образования