Автор: Магомедова Ажий Ахмедовна
Должность: Магистр 2 года обучения
Учебное заведение: ФБГОУ ВПО ДГПУ
Населённый пункт: Махачкала
Наименование материала: Статья
Тема: Индивидуальные особенности коррекционной работы дошкольников с ОНР
Раздел: высшее образование
Магистрант 2 года обучения ДГПУ
факультета Специального
(дефектологического) образования
Магомедова Ажий Ахмедовна.
Тема: Индивидуальные особенности коррекционной работы дошкольников с
ОНР
Аннотация: В данной статье представлены сведения о дошкольниках с
нарушением речи. Коррекционная работа направлена на коррекцию ОНР у
детей дошкольного возраста. План коррекционного воздействия строится
индивидуально с учетом степени тяжести такого дефекта речи, как ОНР.
Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие
проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на
три основные группы
Ключевые слова: Общее недоразвитие речи, коррекция, компенсация.
Общее недоразвитие речи можно разделить на три группы
У детей первой группы имеют место признаки лишь общего недоразвития ре-
чи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности.
Это неосложненный вариант ОНР. У этих детей отсутствуют локальные
поражения центральной нервной системы. В их анамнезе нет четких
указаний на выраженные отклонения в протекании беременности и родов.
Лишь у одной трети обследуемых при подробной беседе с матерью,
выявляются факты не резко выраженного токсикоза второй половины
беременности или недлительной асфиксии в родах. В этих случаях часто
можно отметить недоношенность или незрелость ребенка при рождении, его
соматическую ослабленность в первые месяцы и годы жизни,
подверженность детским и простудным заболеваниям.
В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей
эмоционально волевой незрелости, слабая регуляция произвольной
деятельности.
Отсутствие парезов и параличей, выраженных кодкорковых и мозжечковых
нарушений свидетельствует о сохранности у них первичных (ядерных) зон
речедвигательного анализатора. Отличаемые же малые неврологические
дисфункции в основном ограничиваются нарушениями регуляции
мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных
движений пальцев рук, несформированностью кинестетического и
динамического праксиса. Это преимущественно дизонтогенетический
вариант ОНР. Несмотря на отсутствие выраженных нервно-психических
нарушений в дошкольном возрасте, дети этой группы нуждаются в
длительной логопедической коррекционной работе, а в дальнейшем – в
особых условиях обучения. Практика показывает, что направление детей с не
резко выраженными речевыми нарушениями в массовую школу может
привести к возникновению вторичных невротических и неврозоподобных
расстройств. У детей второй группы общее недоразвитие речи сочетается с
рядом неврологических и психопатологических синдромов. Это
осложненный вариант ОНР церебрально-органического генеза, при котором
имеет место дизонтогенетически энцефалопатический симптомокомплекс
нарушений.
При тщательном неврологическом обследовании детей второй группы,
выявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика,
свидетельствующая не только о задержке созревания ЦНС, но и о негрубом
повреждении отдельных мозговых структур. Среди неврологических
синдромов у детей второй группы наиболее частыми являются следующие:
— гипертензионно-гидроцефальный синдром (синдром повышенного
внутриче-репного давления);
— церебрастенический синдром (повышенная нервнопсихическая
истощаемость)
— синдромы двигательных расстройств (изменение мышечного тонуса).
Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей второй группы
выявляет наличие у них характерных нарушений познавательной
деятельности
Обусловленных как самим речевым дефектом, так и низкой
работоспособностью. У детей третьей группы имеет место наиболее стойкое
и специфическое речевое недоразвитие, которое клинически обозначается как
моторная алалия. У этих детей имеется поражение (или недоразвитие)
корковых речевых зон головного мозга и в первую очередь зоны Брока. При
моторной аламии имеют место сложные дизонтогенетически-
энцефалопатические нарушения. Характерными признаками моторной
аламии являются следующие: выраженное недоразвитие всех сторон речи –
фонематической, лексической, синтаксической, морфологической, всех видов
речевой деятельности и всех форм устной и письменной речи.
Коррекционное обучение включает в себя работу над словом,
словосочетанием и предложением. Указанные направления коррекционной
работы тесно связаны между собой. Так, например, уточнение и расширение
словаря оссуществляется в ходе работы над предложением. Эффективность
коррекционных упражнений зависит от того, насколько будут соблюдены
следующие условия:
— систематичность проведения;
— распределение их в порядке нарастающей сложности;
— чередование и вариативность упражнений;
— воспитание внимания к речи.
Одним из необходимых условий дальнейшего речевого развития ребенка
является создание мотивации общения, формирование стремления рассказать
о себе, своих товарищах, о наблюдениях из жизни семьи и детсада. В
процессе логопедических занятий рекомендуется создавать такие ситуации,
которые бы актуализировали потребность в речевых высказываниях, ставили
ребенка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание
высказаться, поделиться своими впечатлениями об увиденном. При этом
необходимо создавать благоприятное речевое окружение, хороший
эмоциональный настрой. Другими словами, в основе высказываний ребенка
должен лежать непосредственный речевой мотив.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.
Алехина С.В., Зарецкий, В.К. Инклюзивный подход в образовании в
контексте проектной инициативы «Наша новая школа». 2010 г.
2.
Алиева Г.М. Игровая деятельность как средство нравственного
воспитания младших школьников: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Алиева
Г.М. – Махачкала, 2008. – 21 с.
3.
Артюшенко Н.П. Организационно-педагогические условия обучения
детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного
образования: Автореф. … дис. … канд. пед. наук / Артюшенко Н.П. – Томск,
2010. – 22 с.
4.
Бабаева Л.М., Тучалаев С.Т. Педагогическая диагностика уровня
развития детей как путь модернизации начального образования:
Монография / Л.М. Бабаева, С.Т. Тучалаев. – Ростов-на-Д., 2008. – 154 с.
5.
Брызгалова, С.О. Разработка муниципальной модели интегрированного
обучения детей с ограниченными возможностями на основе системно-
комплексного подхода: Дис. … канд. пед. наук / С.О. Брызгалова.
Екатеринбург, 2007. – 175 с.