Напоминание

Формирование профессионального самоопределения студентов, посредством вовлечения их в самостоятельную творческую деятельность.


Автор: Аладьина Галина Владимировна
Должность: преподаватель высшей категории спецдисциплин
Учебное заведение: Таганрогский филиал ГБПОУ РО ДСК
Населённый пункт: город Таганрог Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование профессионального самоопределения студентов, посредством вовлечения их в самостоятельную творческую деятельность.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формирование профессионального самоопределения студентов, посред-

ством вовлечения их в самостоятельную творческую деятельность.

Галина Владимировна Аладьина

Преподаватель высшей категории

Таганрогский Филиал ГБПОУ РО

«Донской Строительный Колледж»

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования профес-

сионального самоопределения студентов, посредством вовлечения их в само-

стоятельную творческую деятельность.

В настоящее время сложно представить современное образование без

использования современных технологий, которые делают работу педагога бо-

лее эффективной, плодотворной и интересной, а в некоторых случаях просто

невыполнимой без наглядных пособий и видео уроков при выполнении прак-

тических занятий. Ведь не зря гласит пословица: «лучше один раз увидеть,

чем сто раз услышать». Однако в старину "увидеть" значило присутствовать

на месте события, а "услышать" - это слушать всякие небылицы очевидцев.

Теперь мы и видим и слышим с чужих слов и глаз. При выполнении проек-

тов по экологии и технологии мы со студентами попытались присутствовать

на месте события, чтобы увидеть и услышать всё своими глазами, ощутить

себя в роли настоящих исследователей, а затем и проектировщиков. Это по-

могает сформировать у студентов способность к самостоятельной и коллек-

тивной работе, творческому мышлению, профессиональному росту и привле-

чение внимания к проблемным вопросам, существующим в экологической

сфере, развитие у молодежи чувства причастности к решению экологических

проблем.

Ключевые слова: творческая деятельность, проект, мотивация, пе-

дагогическая деятельность, воспитание и развитие.

Для успешного роста в профессиональной сфере, роста его востребо-

ваности, преподавателю

необходимо стремление к овладению мастерства

своего дела. Педагог должен обладать качествами созидательной натуры, не-

заменимыми для творческой деятельности в образовательной среде, он дол-

жен быть общительным, готовым к преодолению стереотипов и поиску не-

стандартных решений профессиональных задач, обладать достаточной психо-

логической подготовкой. Преподавателю необходимо иметь тактическое ви-

дение:

развитое

воображение,

податливость

мышления,

способность

к переключению на другие виды деятельности, в моем случае это особенно

актуально, потому что в преподаваемых мною строительных дисциплинах

необходимо сочетать инженерные и педагогические знания для работы с под-

ростками, терпение и последовательность в достижении цели.

Творчество учителя, не отдельная сторона педагогической деятельно-

сти, а желание помочь учащемуся проявить свои скрытые силы и возможно-

сти, совершенствуясь самому. У нас в колледже помимо преподавания строи-

тельных и экологических дисциплин я веду кружковую работу с молодежью

в клубе «Эколог» и одновременно учусь вместе с ними освоению новых тех-

нологий, участвуя в различных конкурсах. Необходимо создать мотивацию

для обучения и дополнительных занятий по исследовательской работе,

дви-

жущей мотивацией к обучению является интерес к ней, понимание, зачем она

нужна и удовлетворение от промежуточных результатов.

Каждый педагог должен взять за правило учиться и повышать свою

квалификацию в течение всей жизни. На своем опыте считаю, что это необ-

ходимо. Особенно сейчас при стремительно меняющихся технологиях. Чтобы

тебя понимали, ты должен сам понимать других.

Путь к творчеству лежит через развитие, осознание себя в педагогиче-

ском деле как созидателя. Организовывая свой стиль работы, преподаватель

изучает способы самопознания и анализа педагогических навыков. Обобще-

ние опыта работы предполагает различные формы:

мастер-классы,

творческие

отчёты,

открытые

уроки,

научно-практические

конференции, семинары, творческие группы.

Успешность

профессионального

развития

педагога

нового

склада

напрямую зависит от поддержки и помощи методической службы и руководи-

теля учебного заведения, основная цель которых — стимулирование педаго-

гов к профессиональному самосовершенствованию. Поэтому в нашем коллек-

тиве созданы следующие условия: для ознакомления с опытом работы других

педагогов; каждому педагогу предоставлена возможность презентовать свои

наработки на заседаниях; на определенных этапах реализации творческой ра-

боты руководитель и комиссия специальных дисциплин отслеживают, анали-

зируют и корректируют деятельность преподавателя.

Развитие творческого подхода к получаемой информации создают пред-

посылки закладывания у молодёжи глубоких знаний и практических навыков

решения проблем. Личность, выполнившая собственное научное исследова-

ние, и сделавшая свои выводы, как правило, не забывает их всю жизнь. Ис-

следовательские работы учащихся должны постоянно сопутствовать усвое-

нию

нового

материала.

Студенты

овладевают

навыками

оформления

ре-

зультатов исследований, правилами оформления научных статей.

В 2018-2019 учебном году в 1-м семестре во всех группах первого кур-

са по дисциплине «Экология» были выполнены

исследовательские работы по оценке экологического состояния детских

спортивно – игровых площадок. Целью работы являлось исследование

экологического состояния детских спортивно – игровых площадок ми-

крорайона города по следующим показателям: наличие фактов вандализ-

ма,

близость

гаражей,

автостоянок

и

автомобильных

дорог,

уровень

шума и озеленение.

Были рассмотрены следующие вопросы: 1. Роль игр в жизни человека.

2. Биологическое действие шума. 3. Роль зелёных насаждений для детских

площадок. По результатам работы были сделаны выводы и предложения.

Был выполнен проект по «Экологии» «Адаптация современны городов

для людей с ограниченными возможностями» студент 2 курса группы

С-167 Колесникова П.В. Научный руководитель проекта: Аладьина Г.В.

Создание гармоничного, здорового и комфортабельного жизненного про-

странства становится альтернативой процессам урбанизации. За последние

годы все больше внимания уделяется озеленения городов, расширению пар-

ковых зон, возрастает значение ландшафтной архитектуры в градостроитель-

стве. В связи с последними тенденциями развития городского пространства

все больше уделяется внимания социальной интеграции людей с ограничен-

ными возможностями.

В 1-м семестре 12 октября 2018года студенты 3-го курса МГ-04 прняли

участие во Всероссийской олимпиаде по дисциплине «Нефтяное дело».

Аладьина Г.В. награждена благодарственным письмом за подготовку побе-

дителей Всероссийской олимпиады по дисциплине «Нефтяное дело».

Студенты награждены дипломами.

1. 1-е место – Тынянова Ольга, Быкова Юлия

2. 2-е место – Куровский Константин, Анисенков Максим, Редькина Викто-

рия.

Во втором семестре исследовательская деятельность всех студентов 1-

го курса продолжилась по дисциплине «Технология». Специфика

исследовательской работы зависила от специальности, по которой обучаются

студенты. Садово – парковое и ландшафтное строительство группа СХ-26: 1.

«Типы технологии изготовления беседок» (Масютина Милена,

Кричфайлуший Анастасия), «Технология посадки хвойных растений»

(Данильченко Виктория, Ручка Арина, Тюкова Мария), «Характеристика

газонных трав. Технология выращивания и укладки» Сечкарь Сергей, альбом

по малой механизации садово - паркового строительства.

Специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений:

Архитектурный стиль барокко в городской архитектуре, формы и виды

скатных крыш

,

виды покрытий детских спортивных площадок, свойства и

область применения тротуарной плитки, технология и готовления кирпича,

штукатурка, её виды и применение.

В группе МГ-06 выполнены исследовательские работы связанные с га-

зовой отраслью: «Природный газ», «Газоснабжение городов и зданий», «При-

родный и попутный газ», «Газовая промышленность во всём мире», «Газовые

плиты», «Монтаж и эксплуатация полиэтиленовых газопроводов». В группе

УД-02 исследовательские работы связанные со сбором и переработкой мусо-

ра: «Родной город Таганрог», «Экологический паспорт предприятия», «Ре-

конструкция зданий и сооружений», «Изготовление бетона», «Благоустрой-

ство детских площадок».

24 апреля 2019 года в Таганроге состоялась VII-я городская научно-

практическая конференция «Усточивость в гармонии». По итогам кон-

ференции все студенты награждены грамотами.

Г.В. Аладьина Благодарностью за подготовку победителей,

За победу в номинации «Практическая значимость результатов

исследования» Масютина Милена, Кричфалуший Анастасия,

Акименко Елизавета.

Цель конференции: привлечь обучающихся к исследовательской деятель-

ности. Мы приняли в ней участие со своей поисково – исследовательской

междисциплинарной работой по дисциплинам экология и технология «Благо-

устройство детских спортивно-игровых площадок в городе Таганрог». Авто-

ры работы: студенты 1 курса СХ-26 Специальность 35.02.12 Садово-парко-

вое и ландшафтное строительство Масютина Милена Витальевна, Кричфалу-

ший Анастасия Сергеевна, Акименко Елизавета Александровна С-171 Специ-

альность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, ТФ

ГБПО РО «ДСК». Руководитель: Аладьина Галина Владимировна, преподава-

тель спецдисциплин. Объектом научно-исследовательской работы стало изу-

чение

состояния детских спортивно игровых площадок города Таганрога,

предложения по улучшению их состояния и технологии изготовления покры-

тий площадок, строительства беседок. Обследованы территории микрорайо-

нов города на которых расположены детские площадки.

Цель проекта:

Изучить состояние детских спортивно - игровых площадок и технологию

изготовления беседок и покрытий площадок. Изучить нормативную докумен-

тацию: Действующий. СП 51.13330.2011. Свод правил. Защита от шума, СП

42 13330. 2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и

сельских поселений. Выполнить анализ существующего состояния детских

площадок и дать предложения для улучшения их эстетического облика и

функциональности, определяющие наилучшие условия развития детского ор-

ганизма.

Содержание проекта:

В настоящее время актуальна проблема облагораживания детских спортив-

ных площадок, однако не все люди понимают ценность данного мероприятия.

В данной работе приведена сводная информация о состоянии детских

спортивно игровых площадок Таганрога, интенсивности воздействия авто-

транспорта, уровню вандализма, качества озеленения, уровню шума. Прове-

дено обследование по переулку Комсомольский, переулку Украинский, улица

Нижняя линия 25 и Нижняя линия 27, дан анализ существующего положения

с уровнем шума на площадках, сбором мусора, расстоянию до гаражей и до-

роги, озеленению. Даны рекомендации по совершенствованию их состояния

и выполнен проект в 3D детской площадки по переулку Комсомольский.

Работа выполнена в объеме 15 страниц, включая титульный лист, аннотацию,

приложение с иллюстрациями: таблицы (2 шт.), рисунки (4шт.), фотографии

(4 штук), схема выпуска ливневых стоков (1 шт.) и список использованных

литературных источников.

Вывод

В ходе исследовательской работы мы ознакомились с различными нормами

размещения детских спортивных площадок, провели собственные измерения

и сопоставили исходные данные с полученными нами результатами.

На сегодняшний день состояние многих детских площадок оставляет же-

лать лучшего, поэтому людям следует обращать внимание на то, где их дети

проводят своё игровое время. Следы вандализма могут побудить в них жела-

ние сделать то же самое, близость дороги может понести за собой страшные

последствия, шумовое загрязнение пагубно влияет на здоровье людей и т.д.

Во 2-м семестре 1-го апреля 2019 года студенты приняли участие во

Всероссийской олимпиаде по дисциплине «Экология».

Аладьина Г.В. награждена благодарственным письмом за подготовку побе-

дителей Всероссийской олимпиады по дисциплине «Экология».

Студенты награждены дипломами.

1. 1-е место - Горохова Валерия, Дружина Дарья, Ли Юлия, Миронова Ан-

желика, Павленко Анастасия, Семенцова Александра, Ткаченко София.

2. 2-е место - Галицкая Кристина, Захарченко Диана, Овчинников Алек-

сандр.

3. 3-е место - Голицина Мария, Чарушина Анастасия.

Студенты 4-го курса МГ-03 (март-апрель 2019г.) приняли участие во

Всероссийской олимпиаде для студентов по специальности «Монтаж и

эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»

Студенты награждены дипломами.

1. 1-е место – Степанова Дарья, Еговцов Дмитрий, Смирнов Дмитрий

2. 2-е место – Романцова Анжелика, Вожикова Вероника, Савельева Анна

Аладьина Г.В. награждена благодарственным письмом за подготовку по-

бедителей Всероссийской олимпиады для специальности «Монтаж и эксплу-

атация оборудования и систем газоснабжения».

Студентты группы МГ-04 и МГ-03 приняли участие на дне открытых

дверей для школьников и студентов во время проведения соревнований на

Открытом региональном чемпионате «Молодые профессионалы (Вор-

лдскиллс Россия)» Ростовской области

2019. Была представлена презента-

ция «Моя профессия – моё будущее» студентами группы МГ – 04 Савинова

Анастасия, Ракаева Вера, Тынянова Ольга, Куровский Константин, Королёв

Денис. В 2019 году Аладьина Г.В. награждена дипломом за 1-е место во все-

российском конкурсе «Грани педагогики».

Клубом «Эколог» выпущена газета-отчёт по научно – исследователь-

ской деятельности 2018-2019 учебного года. Ко второму году обучения сту-

денты уже прекрасно знают специфику проектной деятельности, правила вы-

полнения исследовательской работы, оформление результатов исследования и

самое главное у них появляется интерес к творческой деятельности.



В раздел образования