Автор: Аладьина Галина Владимировна
Должность: преподаватель высшей категории спецдисциплин
Учебное заведение: Таганрогский филиал ГБПОУ РО ДСК
Населённый пункт: город Таганрог Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование профессионального самоопределения студентов, посредством вовлечения их в самостоятельную творческую деятельность.
Раздел: среднее профессиональное
Формирование профессионального самоопределения студентов, посред-
ством вовлечения их в самостоятельную творческую деятельность.
Галина Владимировна Аладьина
Преподаватель высшей категории
Таганрогский Филиал ГБПОУ РО
«Донской Строительный Колледж»
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования профес-
сионального самоопределения студентов, посредством вовлечения их в само-
стоятельную творческую деятельность.
В настоящее время сложно представить современное образование без
использования современных технологий, которые делают работу педагога бо-
лее эффективной, плодотворной и интересной, а в некоторых случаях просто
невыполнимой без наглядных пособий и видео уроков при выполнении прак-
тических занятий. Ведь не зря гласит пословица: «лучше один раз увидеть,
чем сто раз услышать». Однако в старину "увидеть" значило присутствовать
на месте события, а "услышать" - это слушать всякие небылицы очевидцев.
Теперь мы и видим и слышим с чужих слов и глаз. При выполнении проек-
тов по экологии и технологии мы со студентами попытались присутствовать
на месте события, чтобы увидеть и услышать всё своими глазами, ощутить
себя в роли настоящих исследователей, а затем и проектировщиков. Это по-
могает сформировать у студентов способность к самостоятельной и коллек-
тивной работе, творческому мышлению, профессиональному росту и привле-
чение внимания к проблемным вопросам, существующим в экологической
сфере, развитие у молодежи чувства причастности к решению экологических
проблем.
Ключевые слова: творческая деятельность, проект, мотивация, пе-
дагогическая деятельность, воспитание и развитие.
Для успешного роста в профессиональной сфере, роста его востребо-
ваности, преподавателю
необходимо стремление к овладению мастерства
своего дела. Педагог должен обладать качествами созидательной натуры, не-
заменимыми для творческой деятельности в образовательной среде, он дол-
жен быть общительным, готовым к преодолению стереотипов и поиску не-
стандартных решений профессиональных задач, обладать достаточной психо-
логической подготовкой. Преподавателю необходимо иметь тактическое ви-
дение:
развитое
воображение,
податливость
мышления,
способность
к переключению на другие виды деятельности, в моем случае это особенно
актуально, потому что в преподаваемых мною строительных дисциплинах
необходимо сочетать инженерные и педагогические знания для работы с под-
ростками, терпение и последовательность в достижении цели.
Творчество учителя, не отдельная сторона педагогической деятельно-
сти, а желание помочь учащемуся проявить свои скрытые силы и возможно-
сти, совершенствуясь самому. У нас в колледже помимо преподавания строи-
тельных и экологических дисциплин я веду кружковую работу с молодежью
в клубе «Эколог» и одновременно учусь вместе с ними освоению новых тех-
нологий, участвуя в различных конкурсах. Необходимо создать мотивацию
для обучения и дополнительных занятий по исследовательской работе,
дви-
жущей мотивацией к обучению является интерес к ней, понимание, зачем она
нужна и удовлетворение от промежуточных результатов.
Каждый педагог должен взять за правило учиться и повышать свою
квалификацию в течение всей жизни. На своем опыте считаю, что это необ-
ходимо. Особенно сейчас при стремительно меняющихся технологиях. Чтобы
тебя понимали, ты должен сам понимать других.
Путь к творчеству лежит через развитие, осознание себя в педагогиче-
ском деле как созидателя. Организовывая свой стиль работы, преподаватель
изучает способы самопознания и анализа педагогических навыков. Обобще-
ние опыта работы предполагает различные формы:
мастер-классы,
творческие
отчёты,
открытые
уроки,
научно-практические
конференции, семинары, творческие группы.
Успешность
профессионального
развития
педагога
нового
склада
напрямую зависит от поддержки и помощи методической службы и руководи-
теля учебного заведения, основная цель которых — стимулирование педаго-
гов к профессиональному самосовершенствованию. Поэтому в нашем коллек-
тиве созданы следующие условия: для ознакомления с опытом работы других
педагогов; каждому педагогу предоставлена возможность презентовать свои
наработки на заседаниях; на определенных этапах реализации творческой ра-
боты руководитель и комиссия специальных дисциплин отслеживают, анали-
зируют и корректируют деятельность преподавателя.
Развитие творческого подхода к получаемой информации создают пред-
посылки закладывания у молодёжи глубоких знаний и практических навыков
решения проблем. Личность, выполнившая собственное научное исследова-
ние, и сделавшая свои выводы, как правило, не забывает их всю жизнь. Ис-
следовательские работы учащихся должны постоянно сопутствовать усвое-
нию
нового
материала.
Студенты
овладевают
навыками
оформления
ре-
зультатов исследований, правилами оформления научных статей.
В 2018-2019 учебном году в 1-м семестре во всех группах первого кур-
са по дисциплине «Экология» были выполнены
исследовательские работы по оценке экологического состояния детских
спортивно – игровых площадок. Целью работы являлось исследование
экологического состояния детских спортивно – игровых площадок ми-
крорайона города по следующим показателям: наличие фактов вандализ-
ма,
близость
гаражей,
автостоянок
и
автомобильных
дорог,
уровень
шума и озеленение.
Были рассмотрены следующие вопросы: 1. Роль игр в жизни человека.
2. Биологическое действие шума. 3. Роль зелёных насаждений для детских
площадок. По результатам работы были сделаны выводы и предложения.
Был выполнен проект по «Экологии» «Адаптация современны городов
для людей с ограниченными возможностями» студент 2 курса группы
С-167 Колесникова П.В. Научный руководитель проекта: Аладьина Г.В.
Создание гармоничного, здорового и комфортабельного жизненного про-
странства становится альтернативой процессам урбанизации. За последние
годы все больше внимания уделяется озеленения городов, расширению пар-
ковых зон, возрастает значение ландшафтной архитектуры в градостроитель-
стве. В связи с последними тенденциями развития городского пространства
все больше уделяется внимания социальной интеграции людей с ограничен-
ными возможностями.
В 1-м семестре 12 октября 2018года студенты 3-го курса МГ-04 прняли
участие во Всероссийской олимпиаде по дисциплине «Нефтяное дело».
Аладьина Г.В. награждена благодарственным письмом за подготовку побе-
дителей Всероссийской олимпиады по дисциплине «Нефтяное дело».
Студенты награждены дипломами.
1. 1-е место – Тынянова Ольга, Быкова Юлия
2. 2-е место – Куровский Константин, Анисенков Максим, Редькина Викто-
рия.
Во втором семестре исследовательская деятельность всех студентов 1-
го курса продолжилась по дисциплине «Технология». Специфика
исследовательской работы зависила от специальности, по которой обучаются
студенты. Садово – парковое и ландшафтное строительство группа СХ-26: 1.
«Типы технологии изготовления беседок» (Масютина Милена,
Кричфайлуший Анастасия), «Технология посадки хвойных растений»
(Данильченко Виктория, Ручка Арина, Тюкова Мария), «Характеристика
газонных трав. Технология выращивания и укладки» Сечкарь Сергей, альбом
по малой механизации садово - паркового строительства.
Специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений:
Архитектурный стиль барокко в городской архитектуре, формы и виды
скатных крыш
,
виды покрытий детских спортивных площадок, свойства и
область применения тротуарной плитки, технология и готовления кирпича,
штукатурка, её виды и применение.
В группе МГ-06 выполнены исследовательские работы связанные с га-
зовой отраслью: «Природный газ», «Газоснабжение городов и зданий», «При-
родный и попутный газ», «Газовая промышленность во всём мире», «Газовые
плиты», «Монтаж и эксплуатация полиэтиленовых газопроводов». В группе
УД-02 исследовательские работы связанные со сбором и переработкой мусо-
ра: «Родной город Таганрог», «Экологический паспорт предприятия», «Ре-
конструкция зданий и сооружений», «Изготовление бетона», «Благоустрой-
ство детских площадок».
24 апреля 2019 года в Таганроге состоялась VII-я городская научно-
практическая конференция «Усточивость в гармонии». По итогам кон-
ференции все студенты награждены грамотами.
Г.В. Аладьина Благодарностью за подготовку победителей,
За победу в номинации «Практическая значимость результатов
исследования» Масютина Милена, Кричфалуший Анастасия,
Акименко Елизавета.
Цель конференции: привлечь обучающихся к исследовательской деятель-
ности. Мы приняли в ней участие со своей поисково – исследовательской
междисциплинарной работой по дисциплинам экология и технология «Благо-
устройство детских спортивно-игровых площадок в городе Таганрог». Авто-
ры работы: студенты 1 курса СХ-26 Специальность 35.02.12 Садово-парко-
вое и ландшафтное строительство Масютина Милена Витальевна, Кричфалу-
ший Анастасия Сергеевна, Акименко Елизавета Александровна С-171 Специ-
альность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, ТФ
ГБПО РО «ДСК». Руководитель: Аладьина Галина Владимировна, преподава-
тель спецдисциплин. Объектом научно-исследовательской работы стало изу-
чение
состояния детских спортивно игровых площадок города Таганрога,
предложения по улучшению их состояния и технологии изготовления покры-
тий площадок, строительства беседок. Обследованы территории микрорайо-
нов города на которых расположены детские площадки.
Цель проекта:
Изучить состояние детских спортивно - игровых площадок и технологию
изготовления беседок и покрытий площадок. Изучить нормативную докумен-
тацию: Действующий. СП 51.13330.2011. Свод правил. Защита от шума, СП
42 13330. 2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и
сельских поселений. Выполнить анализ существующего состояния детских
площадок и дать предложения для улучшения их эстетического облика и
функциональности, определяющие наилучшие условия развития детского ор-
ганизма.
Содержание проекта:
В настоящее время актуальна проблема облагораживания детских спортив-
ных площадок, однако не все люди понимают ценность данного мероприятия.
В данной работе приведена сводная информация о состоянии детских
спортивно игровых площадок Таганрога, интенсивности воздействия авто-
транспорта, уровню вандализма, качества озеленения, уровню шума. Прове-
дено обследование по переулку Комсомольский, переулку Украинский, улица
Нижняя линия 25 и Нижняя линия 27, дан анализ существующего положения
с уровнем шума на площадках, сбором мусора, расстоянию до гаражей и до-
роги, озеленению. Даны рекомендации по совершенствованию их состояния
и выполнен проект в 3D детской площадки по переулку Комсомольский.
Работа выполнена в объеме 15 страниц, включая титульный лист, аннотацию,
приложение с иллюстрациями: таблицы (2 шт.), рисунки (4шт.), фотографии
(4 штук), схема выпуска ливневых стоков (1 шт.) и список использованных
литературных источников.
Вывод
В ходе исследовательской работы мы ознакомились с различными нормами
размещения детских спортивных площадок, провели собственные измерения
и сопоставили исходные данные с полученными нами результатами.
На сегодняшний день состояние многих детских площадок оставляет же-
лать лучшего, поэтому людям следует обращать внимание на то, где их дети
проводят своё игровое время. Следы вандализма могут побудить в них жела-
ние сделать то же самое, близость дороги может понести за собой страшные
последствия, шумовое загрязнение пагубно влияет на здоровье людей и т.д.
Во 2-м семестре 1-го апреля 2019 года студенты приняли участие во
Всероссийской олимпиаде по дисциплине «Экология».
Аладьина Г.В. награждена благодарственным письмом за подготовку побе-
дителей Всероссийской олимпиады по дисциплине «Экология».
Студенты награждены дипломами.
1. 1-е место - Горохова Валерия, Дружина Дарья, Ли Юлия, Миронова Ан-
желика, Павленко Анастасия, Семенцова Александра, Ткаченко София.
2. 2-е место - Галицкая Кристина, Захарченко Диана, Овчинников Алек-
сандр.
3. 3-е место - Голицина Мария, Чарушина Анастасия.
Студенты 4-го курса МГ-03 (март-апрель 2019г.) приняли участие во
Всероссийской олимпиаде для студентов по специальности «Монтаж и
эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»
Студенты награждены дипломами.
1. 1-е место – Степанова Дарья, Еговцов Дмитрий, Смирнов Дмитрий
2. 2-е место – Романцова Анжелика, Вожикова Вероника, Савельева Анна
Аладьина Г.В. награждена благодарственным письмом за подготовку по-
бедителей Всероссийской олимпиады для специальности «Монтаж и эксплу-
атация оборудования и систем газоснабжения».
Студентты группы МГ-04 и МГ-03 приняли участие на дне открытых
дверей для школьников и студентов во время проведения соревнований на
Открытом региональном чемпионате «Молодые профессионалы (Вор-
лдскиллс Россия)» Ростовской области
2019. Была представлена презента-
ция «Моя профессия – моё будущее» студентами группы МГ – 04 Савинова
Анастасия, Ракаева Вера, Тынянова Ольга, Куровский Константин, Королёв
Денис. В 2019 году Аладьина Г.В. награждена дипломом за 1-е место во все-
российском конкурсе «Грани педагогики».
Клубом «Эколог» выпущена газета-отчёт по научно – исследователь-
ской деятельности 2018-2019 учебного года. Ко второму году обучения сту-
денты уже прекрасно знают специфику проектной деятельности, правила вы-
полнения исследовательской работы, оформление результатов исследования и
самое главное у них появляется интерес к творческой деятельности.