Напоминание

Игровые технологии как наиболее эффективное средство активизации познавательной активности в начальной школе.


Автор: Яманова Елена Юрьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Эликманарская СОШ"
Населённый пункт: с. Элекмонар
Наименование материала: Педагогический опыт
Тема: Игровые технологии как наиболее эффективное средство активизации познавательной активности в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Слайд 1

Тема моего педагогического опыта

Игровые технологии как наиболее эффективное средство активизации

познавательной активности в начальной школе.

Актуальность опыта.

Проблема современной школы – потеря интереса к учению. Как

повысить мотивацию ребенка к обучению? Один из путей решения проблемы

– применение на уроке игровых технологий.

Еще одна проблема современной школы – огромная информационная

среда (телевидение, Интернет). Как научить ребенка самостоятельно отбирать

нужную информацию? И опять на помощь учителю придет одна из

уникальных форм обучения – игра. «Почему именно игра?» - спросите вы.

Все гениальное просто: игра – это естественная среда для ребенка и

гуманная форма обучения, необходимая в начальной школе.

Слайд 2

Педагоги о роли игры.

О великой роли игры в процессе обучения говорили многие

выдающиеся педагоги.

Так, р

усский педагог 19 века К.Д. Ушинский писал:

«Для дитяти игра – действительность. В игре дитя живет

.

…В игре ребенок,

уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается

своими же созданиями».

Другой педагог 20 века В. А. Сухомлинский вот так образно определял

игру:

«Игра – это огромное светлое окно, через которое

в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий

об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

Следуя за великими педагогами, изучив теорию игровых технологий

современных исследователей (Д.Б. Эльконина, Селевко Г.Н.), я активно

использую в педагогической практике игровые технологии. Мои наблюдения

за младшими школьниками, активно познающими мир, добывающими

знания в игре, предопределили мою творческую тему, которая интересна мне

и, надеюсь, найдет отклик в умах и душах моим коллег.

Слайд 3

Цель: обобщение, систематизация и распространение концептуальных

методических приемов и методов работы, применяемых на уроках в

начальной школе.

Слайд 4

Задачи:

Проанализировать теорию использования игровых технологий на

современных уроках в начальных классах.

Выявить педагогические и методические основы использования

игровых технологий.

Выделить наиболее эффективные игровые технологии,

способствующие познавательной и творческой активности.

Распространить наработанный опыт среди педагогов начальной

школы Чемальского района.

Новизна опыта заключается в подаче материала: рассматриваются игровые

технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС,

предполагающие системно – деятельностный подход .

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно

обширную группу методов и приемов

,

форм организации

педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр.

Слайд 5

Игровая технология на моем уроке реализуется следующим

образом:

-

дидактическая цель формулируется совместно с

учащимися в форме

игровой задачи;

- учебная деятельность, учитывающая системно – деятельностный подход,

подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве её средства;

- в учебную деятельность может быть введено соревнование;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым

результатом, рефлексией.

Слайд 6

Предлагаю классификацию педагогических игр:

По характеру игровой методики применяю

- предметные, ролевые, имитационные.

По игровой среде:

- игры с предметами и без них;

- настольные;

- уличные;

- компьютерные;

По характеру педагогического процесса практикую игры:

- обучающие, тренировочные, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные.

В процессе обучающей игры ребенок изучает информацию, которую не

знал ранее.

Развивающие игры направлены на развитие речи, внимания, памяти,

образного мышления и т.д.

Репродуктивные игры помогают закрепить выученный материал,

скорректировать материал.

По

предметной

области выделяют

игры

по

всем

школьным

циклам.

Игровые технологии применяются мной практически на каждом предмете.

Слайд 7

Эффективным

средством

развития

познавательного

интереса

является

дидактическая

игра.

Этот

метод

(прием,

форма,

вид)

деятельности

применяю на всех этапах урока.

Место игры в структуре урока зависит от той цели, которую мы с детьми

ставим.

Например, на системно – деятельностном уроке

«открытия знаний»

дидактическая игра может использоваться на любом этапе:

на этапе актуализации,

на этапе мотивации,

на этапе затруднения, заканчивающееся совместным формулированием

темы, цели урока,

на этапе открытия темы,

на этапе включения знаний в систему знаний,

на этапе рефлексии.

Слайд 8

Предлагаю

рассмотреть

пример,

на

этапе мотивации,

при

изучении

звука /Р/и /Р”/ применяем стихотворение:

Ра-ра-ра- начинается… (игра).

Ри-ри-ри – на ветках… (снегири).

Ре-ре-ре- стоит домик на…(горе).

Ре-ре-ре – метет снег во…( дворе).

Ри-ри-ри…двор убрал раз, два,…(три).

Слайд 9

Одна из сложных задач для первоклассника: научиться красиво

писать. Очень помогут в этом «пальчиковые игры»- инсценировки каких-

то рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Ребенок, повторяя

движение взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что

способствует развитию речи, подготавливает к письму, рисованию.

Слайд 10

На уроках обучения грамоте применяю:

- игры, совершенствующие слуховое восприятие (“Хлопки”, “Твердый

- мягкий”);

Слайд 11

- игры, способствующие развитию связной речи (инсценирование

песен, стихов, сказок).

Слайд 12-13

Игровые технологии на математике.

Математика способствует логическому мышлению. Интересен урок

математики, включающий игры:

1.

«Лишний предмет». На магнитной доске учитель выставляет ряд

предметов, один из которых отличается по форме, по цвету или

значению. Ребята должны определить, какой предмет лишний и

обосновать свою точку зрения.

На уроках математики использую игровые ситуации, направленные на

обучение и повышение мотивации учащихся:

Задачи в стихах

Задачи – шутки

Кто быстрее?

Математическая эстафета

Найди ошибку

Продолжи счёт

Головоломки, ребусы

Задачи на смекалку и многое др.

Слайд 14

Мой опыт показывает, что сегодня системно – деятельностный урок в

начальных классах с использованием игровых технологий делает урок

эффективным.

1.

Повышается познавательный интерес младших школьников, желание

добывать новые знания.

2.

Урок становится более эмоционально насыщенным, ярким.

3.

Развивается положительная мотивация учения.

4.

Проявляется желание повторить игры в самостоятельной

деятельности.

5.

Растет самооценка детей.

Тему прорабатывала на протяжении всего моего педагогического

опыта. И чувствую огромный потенциал расти и развиваться дальше.

Каждый урок с использованием игровых технологий-это путь познания не

только для учеников, но и для меня, ведь набираюсь опыта, педагогического

мастерства и я. Выходит, что открывает широко и надежно окно в мир не

только ребенку, но и мне, учителю, так что можно констатировать: «Игра это

великая мудрость!»

Слайд 15

Когда-то в середине 20 века Василий Александрович Сухомлинский

сказал очень мудрые слова. Сегодня на дворе 21 век, но мы вслед за

педагогом можем повторить:

«Игра – это огромное светлое окно, через которое

в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий

об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

Давайте же впустим в педагогический процесс мудрую игру и пусть на

уроке зажигаются огоньки пытливости, любознательности и радости.

Слайд 18

Использованные ресурсы:

1.

Н.Ф. Вапняр «Карточки с математическими заданиями» для 1

класса трехлетней начальной школы», Москва:»Просвещение»,

1989

2.

Настольно – печатная игра «Логические таблицы». Автор: Бурдина

С. В. Из серии «Забавы в картинках».

3.

Настольно – печатная игра «»Считаем и читаем». Автор: Бурдина

С. В. Из серии «Забавы в картинках».

4.

В. А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. -Киев:Радянська

школа, 1974 г.. стр.288.

5.

Л. Яртова, Ю. Кудинов. Пальчиковая гимнастика. , 2006

Жанр: развитие ребенка. Издательство: «Два жирафа». Тип:

аудиокнига.

6.

Калугин М. А. Развивающие игры для 1-4 классов. Ярославль, 2006

7.

САЙТЫ:



В раздел образования