Автор: Любовь Викторовна Мартынова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 5
Населённый пункт: г. Кинель
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных форм и средств работы как условие повышения качества образования
Раздел: среднее образование
ДОКЛАД
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ
РАБОТЫ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ
Подготовила
Учитель математики
ГБОУ СОШ №5
«Образовательный центр «Лидер»
Мартынова Л.В.
“Менять педагогические ориентиры- это самое трудное и самое необходимое,
что приходится делать сегодня.” В.А. Караковский .
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в
национальной политике образования. Это связано с принятием Государственного
стандарта базового и
начального образования и с переходом
на позиции
личностно-ориентированной педагогики.
Главная
задача
образовательной
политики
-
обеспечение современного
качества
образования
н а
о с н о в е сохранения его
фундаментальности
и
соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и
государства.
Качество
образования
–
это
совокупность
свойств
образования,
обуславливающих
его
способности
удовлетворять
определенные
потребности
гражданина,
общества,
государства
в
соответствии
с
назначением
этого
образования.
Это
социальная
категория,
определяющая
состояние
и
результативность
процесса
образования
в
обществе,
его
соответствие
потребностям
и
ожиданиям
общества
в
развитии
и
формировании
гражданских и бытовых профессиональных компетенций личности.
Составляющие качественного образования – это:
1.
Деятельность учителя, направленная на повышение качества знаний.
2.
Рациональная организация учебного труда школьника как средство повышения
качества знаний.
3.
Использование информационных и новых образовательных технологий.
4.
Использование современных методов и приемов обучения.
5.
Формирование мотивации .
6.
Личностно-ориентированный подход.
7.
Высокий уровень профессионализма учителя.
8.
Создание комфортных условий учения.
9.
Обеспечение метериально-технический базы.
10. Стимулирование труда учителя.
11. Проведение работы
в обществе с целью уважительного отношения к труду
учителя.
Методы обучения:
пассивные методы, активные методы, интерактивные методы. Каждый из
них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.
1)
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и
учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и
управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей,
подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных
уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных
работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и
эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод
считается самым неэффективным,
2) Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя,
при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и
учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в
пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был
учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Многие
между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако,
несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно
рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
2)
Интерактивный метод
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает
взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими
словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более
широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на
доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в
интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на
достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока, в ходе
выполнения которых ученик изучает материал.
Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются
интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное
отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя
их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько
изучают новый.
Использование интерактивных методов актуально тем, что они:
Способствуют росту интереса к предмету
Ускоряют процесс обучения
Улучшают качество усвоения материала
Обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию
Способствую сотрудничества учителя и ученика
Развивают коммуникативную компетенцию
В учебно-воспитательном процессе учителя школы широко и эффективно
используют современные образовательные технологии, которые наиболее полно
воплотили идеологию личностно-ориентированного образования и являются
ключевым условием повышения качества образования, снижения нагрузки
учащихся, более эффективного использования учебного времени:
исследовательские и проектные методы обучения, информационно-
коммуникационные и здоровьесберегающие технологии, технология модульного
обучения, организационно-деятельностные и игровые технологии, коллективная
система обучения, обучение в сотрудничестве, система инновационной оценки
«портфолио», разноуровневое обучение и д
Таким образом, современный урок могут отличать любые черты, главное,
чтобы и педагоги, и ученики приходили на него с большим желанием
работать. Следует отметить, что использование современных средств,
методов и форм обучения является необходим условием повышения качества
образования.