Напоминание

"Волонтёры Дона"


Автор: Кирсанова Ольга Алексеевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: Ростовская обл,ст.Вёшенская
Наименование материала: программа
Тема: "Волонтёры Дона"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы Шолоховского района

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ « ДОД ЦВР»

___________Коргутова Е.А.

_____________2015г.

Образовательная программа

объединения « Волонтёры Дона»

Возрастной состав : 14-17 лет

Срок реализации: 3года

Автор программы: Кирсанова О.А.

Педагог-организатор

Ст. Вёшенская

2015г.

Пояснительная записка

Детство-время активного социального « развёртывания» растущего человека и

освоения

им

социокультурных

достижений

и

ценностей,

период

пробы

и

самоопределения

в

постоянно

расширяющихся

и

усложняющихся

контактах.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие

сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-

воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период

стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия

рекламы

и

подмены

ценностей,

подросток

каждый

день

должен

делать

выбор,

противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную

позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

Чисто детских социальных инициатив быть не может. Детская инициатива-

это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлёкшая ребят.

Волонтёр-новый термин, но не новое явление в общественной жизни нашей страны.

В истории педагогики хорошо известны тимуровское движение и общественно-

полезная

деятельность

как

основа

существования

детских

и

молодёжных

объединений

и

организаций.

Участие

в

социально

ценной

деятельности

традиционно

рассматривается

как

действенное

воспитательное

средство.

Волонтёрская

деятельность

как

проявление

милосердия

и

человеколюбия

существует, и будет существовать для тех пор, пока сохраняется потребность людей

в

помощи

и

ограничены

возможности

государства

удовлетворять

потребности

граждан в социальной поддержке.

Волонтёрство

(

добровольничество)-

единый

акт

или

группа

акций

социально

значимого

характера

(

физическая,

экономическая,

социальная,

культурная

поддержка),

символ

солидарности,

созидательная

и

созерцательная

сила,

направленная на сохранение и укрепление человеческих ценностей ( потребность в

мире, свободе, безопасности, справедливости), на реализацию прав и обязанностей

граждан,

изучение

их

личностного

роста

и

осознание

полного

человеческого

потенциала.

Волонтёр-

это

доброволец,

разговаривающий

на

языке

юной

аудитории,

вызывающий доверие и интерес к себе. Волонтёром быть престижно во всём мире,

это социально одобряемая деятельность.

Волонтёрство- институт воспитания Семейственности, Честности, Справедливости,

Дружбы, Верности, Милосердия, Вдохновения, Ответственности, Созидательности,

Терпимости, Трудолюбия, Умеренности, Добра.

Можно выделить такие направления волонтёрского движения:

1.

Патриотическое- воспитание любви и уважения к Родине, уважения к своей

национальности и другим культурам;

2.

Лидерское-

формирование

активной

жизненной

позиции,

развитие

инициативы;

3.

Профилактическое- предотвращение возникновения социально- запущенной

молодёжи;

4.

Валеологическое – формирование здорового образа жизни;

5.

Социально-педагогическое- воздействие на семейные и другие интересы;

6.

Социально-правовое – повышения уровня правовой культуры, защита прав

человека;

Новизна программы заключается в целостном подходе (правовое, психологическое,

здравоохранительное

сопровождение)

направленном

на

здоровую

социализацию

подростка.

Актуальность и педагогическая целесообразность

Программа направлена именно на практическое применение полученных знаний

подростками, а также скорейшее распространение

знаний в подростковой среде.

Реализация

программы

актуальна

для

оздоровления

подростковой

среды

через

формирование потребности в здоровом образе жизни.

Цель программы: Создание условий для развития волонтёрского движения в ЦВР,

формирование

позитивных

установок

обучающихся

на

добровольческую

деятельность,

а

также

для

развития

их

самостоятельной

познавательной

деятельности,

профилактики

вредных

привычек,

воспитания

здорового

образа

жизни.

Задачи программы:

1.

Формирование

у

подростков

навыков

социальной

и

личностной

компетентности,

позволяющих

им

противостоять

приобщению

к

употреблению психоактивных веществ.

2.

Формирование

у

детей

активной

жизненной

и

гражданской

позиции,

основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни

страны.

3.

Пропагандировать здоровый образ жизни ( при помощи акций, тренинговых

занятий, тематических выступлений, конкурсов)

Объединение « Волонтёры Дона» - это место, где в совместных делах ребят

могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной

ответственности.

Участие

в

волонтёрском

движении,

акциях

милосердия

помогут формировать нравственные качества личности.

Возраст детей- участников программы – 14-17лет. Курс обучения рассчитан на

3 года. ( 3этапа)

В процессе обучения и работы волонтёр личностно развивается. У каждого

есть возможность стать лучше, достичь каких-то высот, разрешить какие-то

поведенческие проблемы, мешающие общению с окружающими.

Срок реализации програмы: - программа рассчитана на 3 года

- 1год – 144часа, занятия 2 раза в неделю по 2 часа;

- 2 год- 216 часов, занятия 2 раза в неделю по 3 часа;

-3год -216 часов, занятия 2 раза в неделю по 3 часа.

Этапы реализации программы:

Подготовительный этап- 1 этап: сентябрь

- подбор методического материала на основе учёта деятельности отряда и

контингента обучающихся;

- установление внешних связей с социальными учреждениями, учреждениями

культуры;

- утверждение программы руководителем ОУ, рассмотрение на педагогическом

совете.

Основнойэтап- 2этап: октябрь-май

- реализация основной идеи программы;

- организация деятельности органов детского самоуправления;

-

проведение

познавательных,

развлекательных,

спортивно-массовых

мероприятий.

Заключительный этап – 3 этап: последняя неделя мая

- подведение итогов деятельности отряда.

Основные формы работы:

Информационный модуль:

1.

Изготовление плакатов, видео, фото

2.

Оформление информационного стенда

3.

Листовки.

Тренинговый модуль:

1.

Мини-тренинги для обучающихся

2.

Интерактивные игры

3.

Тесты

Альтернативный модуль:

1.

Спортивные мероприятия

2.

Акции

3.

Игры, конкурсы

4.

Встречи

Ожидаемые результаты:

Основной

результат

работы-

формирование

в

ходе

деятельности

более

ответственной, адаптированной, здоровой личности. Владеть знаниями о ЗОЖ и

уметь

аргументировано

отстаивать

свою

позицию,

формирование

здоровых

установок

и

навыков

ответственного

поведения,

снижающих

вероятность

приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму:

- увеличение количества детей и подростков, вовлечённых в волонтёрские отряды и

проведение альтернативных мероприятий;

-

привлечение

детей

и

подростков

к

общественно

значимой

деятельности

и

уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на разных видах учёта.

Заповеди волонтёров:

1.

Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.

2.

Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.

3.

Помни, что твоя сила и твоя ценность- в твоём здоровье.

4.

Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и

поступкам.

Кодекс волонтёров:

1.

Хотим , чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!

2.

Соблазнов

опасных

подальше

держись.

С

нами

веди

интересную

жизнь!

Думай, когда отвечаешь «нет» и «да». И помни , что выбор есть всегда!

3.

Снова и снова скажем народу: « Зависимость может украсть свободу!»

Формы подведения итогов:

- выполнение и защита проекта;

- участие в районных конкурсах и акциях;

- участие в печатных изданиях.

Возрастные особенности детей

Средний школьный возраст ( от 12 до 15 лет)- переходный от детства к юности. Он

совпадает

с

обучением

в

школе

(5-9

классы)

и

характеризуется

глубокой

перестройки всего организма. Средний школьный возраст- самый благоприятный

для творческого развития. Особое значение для подростка в этом возрасте имеет

возможность

самовыражения

и

самореализации.

Учащимся

интересны

такие

мероприятия

,

которые

служат

их

активному

самовыражению

и

учитывают

их

интересы.

Ребят

привлекает

возможность

самим

организовывать

мероприятия,

акции, встречи, принимать самостоятельные решения.

Старший

школьный

возраст (

от

15

до

17

лет).

Ведущей

деятельностью

старшеклассников

является

учебно-профессиональная

деятельность.

Происходит

существенное

изменение

самосознания-повышается

значимость

собственных

ценностей,

частные

самооценки

собственных

качеств

личности

перерастают

в

целостное отношение к себе. Характерной чертой нравственного развития в этом

возрасте

является

усиление

сознательных

мотивов

поведения.

Развиваются

и

укрепляются

качества:

целеустремлённость,

решительность,

настойчивость,

самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.

Отрочество , подростковый возраст- период жизни человека от детства до юности. В

этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит

великий путь в своём развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с

другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.

Учёба занимает большое место в жизни подростка.

Позитивное здесь- готовность к тем видам деятельности, которые делают его более

взрослым в его собственных глазах. Становятся привлекательными самостоятельные

формы знаний. Подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действия,

когда педагог лишь помогает ему. В этом возрасте возникают новые мотивы учения,

связанные

с

осознанием

жизненной

перспективы,

своего

места

в

будущем,

профессиональных

намерений.

Впервые

подросток

начинает

сам

искать

художественные

и

научные

знания.

Здесь

важно

вовремя

увидеть

склонности

подростка и поддержать его. Имея возможность многообразного приложения своих

способностей, получая удовлетворение от своего чувства творческого потенциала,

ребята начинают планировать свою взрослую жизнь в нормативном пространстве

общества. Всё это определяет социальную защищённость человека в обществе.

Численность детей в группе:

1год- 12-15 человек;

2год – 10-12 человек;

3год – 8-10 человек.

Содержанием аттестации является:

Начальная диагностика ( предварительная аттестация) – начальный уровень знаний,

умений, навыков воспитанников по данному предмету;

Текущая диагностика- проводится по мере необходимости. Её задача- проверка

усвоения

пройденного

материала.

Эта

диагностика

необходима

педагогу,

чтобы

вовремя скорректировать работу с детьми.

Итоговая

аттестация-

проводится

у

детей

,

заканчивающих

обучение

в

объединении, и в этом случае проверяется знание всей программы в целом.

Результаты обучения оцениваются по шести критериям:

- широта кругозора;

- свобода восприятия теоретической информации;

- осмыслённость специальной терминологии;

- умение создать проект;

- умение организовать акцию;

- качество выполнения практического задания.

Критерии оценки уровня теоритической подготовки:

- высокий уровень- обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%,

предусмотренных

программой

за

конкретный

период;

специальные

термины

употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;

- средний уровень- у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%,

сочетает специальную терминологию с бытовой;

-

низкий

уровень-

обучающийся

овладел

менее

чем

50%

объёма

знаний,

предусмотренных

программой;

ребёнок,

как

правило,

избегает

употреблять

специальные термины.

Критерии оценки уровня практической подготовки:

- высокий уровень- обучающийся овладел на 100-80% ( 23-30 баллов); умениями и

навыками, предусмотренными программой за конкретный период; не испытывает

особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;

- средний уровень- у обучающихся объём усвоенных умений и навыков составляет

70-50% ( 14-22балла); работает с помощью педагога; в основном, выполняет задания

на основе образца;

- низкий уровень- ребёнок овладел менее чем 50% ( 6-13 баллов), предусмотренных

умений и навыков; ребёнок в состоянии выполнить лишь простейшие практические

задания педагога.

Обобщённая модель выпускника объединения « Волонтёры Дона»

Воспитанник имеет глубокие знания, умения и навыки по профилю деятельности,

высокий уровень познавательной активности, характеризуется развитыми общими и

специальными способностями, ориентирован на нравственные и общечеловеческие

ценности, гуманное взаимодействие с окружающей средой, имеет потребность в

постоянном совершенствовании, мотивирован на здоровый образ жизни, сохранение

своего здоровья.

Учебно-тематический план

1-год обучения

Задачи 1 года обучения:

1.

Сформировать навыки безопасного поведения и актуализировать стремление к

здоровому образу жизни .

2.

Формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров.

3.

Расширение

сферы

внешкольной

деятельности

и

вторичной

занятости

учащихся.

Прогнозируемые результаты:

К концу первого года обучающийся должен знать:

- результаты воздействия наркотических средств на организм человека;

- основные понятия « волонтёрского движения»;

- понятия « Корпоративная культура».

Уметь:

- работать в группе;

- собирать информацию.

№п/

п

Тема занятия

всего

теория

практика

1.

Введение

2

2

2.

Психологическое сопровождение

30

18

12

3.

Здравоохранительное

сопровождение

34

24

10

4.

Правовое сопровождение

22

18

4

5.

Составление проектов

26

6

20

6.

Участие в акциях

30

6

24

Итого:

144

74

70

Учебно-тематический план

2-год обучения

Задачи 2года обучения:

1.

Создать

мотивацию

у

обучающихся

к

собственному

личностному

росту,

воспитывать у обучающихся толерантность, сочувствие, милосердие.

2.

Вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием конкретной помощи

социально незащищённым слоям населения, охраной окружающей среды.

3.

Пропаганда

здорового

образа

жизни

(

при

помощи

акций,

тематических

выступлений)

Прогнозируемые результаты:

К концу второго года обучающийся должен знать:

- основные правила при создании проекта;

- обозначение понятий « Толерантность, сочувствие, милосердие»;

- последствия употребления ПАВ.

Уметь:

- создать проект;

- разработать и провести акцию.

№п/

п

Тема занятия

всего

теория

практика

1.

Введение

3

3

2.

Психологическое сопровождение

53

30

23

3.

Здравоохранительное

сопровождение

50

35

15

4.

Правовое сопровождение

35

29

6

5.

Составление проектов

30

6

24

6.

Участие в акциях

45

6

39

Итого:

216

109

107

Учебно-тематический план

3-год обучения

Задачи 3-года обучения:

1.

Создать мотивацию у обучающихся к введению профилактической работы

среди свестников.

2.

Научить волонтёров методам и алгоритмам профилактической работы.

3.

Формировать

у

обучающихся

привычки

здорового

образа

жизни

через

соблюдение законов природы.

Прогнозируемые результаты:

К концу третьего года обучающиеся должны знать:

- владение различными методами ведения профилактической работы среди

своей целевой группы;

- новые формы агитации и пропаганды;

- законадательная ответственность.

Уметь:

- провести профилактические тренинги;

- самостоятельно планировать агитационно-пропагандистскую работу;

- использовать свои лидерские качества.

№п/

п

Тема занятия

всего

теори

я

практика

1.

Введение

3

3

2.

Психологическое сопровождение

53

30

23

3.

Здравоохранительное

сопровождение

50

35

15

4.

Правовое сопровождение

35

29

6

5.

Составление проектов

30

6

24

6.

Участие в акциях

45

6

39

Итого:

216

109

107

Содержание дополнительной образовательной программы

1 год обучения

Тема1: Введение.

Теория: Знакомство. Цели и задачи курса.

Тема 2: Психологическое сопровождение.

Т е о р и я : Возрастные

особенности

подросткового

возраста.

Кризисы

подросткового возраста. Самовоспитание и борьба с вредными привычками.

Талант. Развитие талантов. Темперамент. Характер. Воля.

Практика: Игры. Психологическин тесты.

Тема 3: Здравоохранительное сопровождение.

Теория: Анатомия. Целостный подход к восприятию человека. Составляющие

здорового образа жизни. Активные виды отдыха. Виды ПАВ. Отрицательное

влияние ПАВ на здоровье.

Практика: Тесты. Выпуск стенгазет.

Тема 4: Правовое сопровождение.

Теория: Конституционные права детей. Семейное право. Основные права и

свободы человека. Историческая связь идеалов прав человека с культурным и

религиозным наследием.

Практика: Тесты.

Тема 5: Составление проектов.

Теория: Правила составления проекта. Цель проекта. Задачи. Методы. Анализ

проблемы. План-график. Оценка результата.

Практика: Проект « Город будущего», « Чистый лес».

Тема 6: Участие в акциях.

Теория: Совместное планирование деятельности.

Практика: Акция « Мы выбираем жизнь», « От сердца к сердцу», « День

Героев Отечества», « Мать-чудо света», « День инвалидов».

2 год обучения.

Тема1: Введение.

Теория: Цели и задачи курса.

Тема2: Психологическое сопровождение.

Теория: Преодоление противоречия « Я и другие». Толерантность. Сочувствие.

Милосердие. Слабые и сильные стороны характера. Работа над характером.

Творчество. Виды творчества. Талант.

Практика: Игры. Тесты. Тренинги.

Тема 3: Здравоохранительное сопровождение.

Теория:

Составляющие

здорового

образа

жизни.

Эмоции.

Настроение.

Правила гигиены. Отрицательное влияние ПАВ на здоровье.

Практика: Создать листовки. Составление брошюр.

Тема 4: Правовое сопровождение.

Теория: Конституционные права детей. Правила приёма на работу подростков.

Возможности трудоустройства подростков в летнее время. Трудовые вакансии.

Моральное право.

Практика: Тесты.Игры.

Тема5: Составление проектов.

Теория: Правила составления пректа. Цель проекта. Задачи. Методы. Анализ

проблемы. План-график. Оценка результата.

Практика: Проект « Современная школа», « Чистые улицы»

Тема6: Участие в акциях.

Теория: Совместное планирование деятельности.

Практика: « Пусть будет тёплой осень жизни», « Рождественский перезвон»,

посещение детского дома , дома для престарелых, « Герои Отчизны», « Нам

жить и помнить»

3 год обучения.

Тема1: Введение.

Теория: Цели и задачи курса.

Тема2: Психологическое сопровождение.

Теория: Психологический сценарий личности. Вдохновение. Гениальность.

Технология

лидерства.

Самопрезентация.

Дружба.

Влюблённость.

Любовь.Брак. Конфликты и противоречия между социальными группами.

Практика: Игры. Тесты. Тренинги. Построение модели.

Тема3: Здравоохранительное сопровождение.

Теория:

Физиология.

Сознание.

Профилактика

ВИЧ.

Мой

выбор.

Ранний

алкоголизм. Факторы риска. Профилактика курения. Привычки и здоровье.

Спорт. Туризм.

Практика: Тестирование. Тренинги. Рисунки. Составление альбома.

Тема 4: Правовое сопровождение.

Теория:

уголовная

ответственность.

Законадательная

ответственность

употребления ПАВ. Ответственность за распространение ВИЧ.

Практика: Экскурсии.

Тема 5: Составление проектов.

Теория: Правила составления проекта. Цель проекта. Задачи. Методы. Анализ

проблемы. План график. Оценка результата.

Практика: Проект « Моя станица», « Тимуровское движение».

Тема6: Участие в акциях.

Теория: Совместное планирование деятельности.

Практика: « День учителя», « Доброе сердце», « Подари сказку детям», «

Рождественский перезвон», « Никто не забыт, ничто не забыто»

Методическое обеспечение программы.

Для

успешной

реализации

данной

программы

используются

современные

методы и формы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся

устойчивые интерес к данному виду деятельности:

1.

Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, лекция, дискуссия.

2.

Наглядные методы: использование экспонатов, просмотр фото и видео,

плакатов, рисунков.

3.

Практические методы: экскурсии на выставки, в музей.

4.

Методы контроля:

- экспертный контроль: теоретический и практический зачёт, практическое

задание, тестирование.

- взаимный контроль: взаимопроверка, проверка знаний.

- самостоятельный контроль: самопроверка.

5. Методы стимулирования и мотивации: формирование опыта,

эмоционально- ценностных отношений у обучающихся, интереса к деятельности и

позитивному поведению.

6. Методы создания положительной мотивации обучаемых:

- эмоциональные: ситуация успеха, поощрение и порицание, познавательная игра,

свободный выбор задания;

-

волевые:

предъявление

образовательных

требований,

формирование

ответственного отношения к получению знаний;

-

социальные:

развитие

желания

быть

полезным

обществу,

создание

ситуации

взаимопомощи, взаимопроверки, и заинтересованности в результатах;

-

познавательные:

опора

на

опыт

работы,

решение

творческих

задач,

создание

проблемных ситуаций.

7. Метод игры: игры дидактические ; игры направленные на развитие внимания,

памяти, воображения, игра-конкурс.

8.

Психологические

и

социологические

методы,

используемые

при

проведении

занятий:

анкетирование,

психологические

тесты,

создание

ситуации

успеха,

поощрение и порицания; методы создания положительной мотивации обучения-

свободный выбор задания, формирование ответственного отношения к получению

знаний, развитие желания быть полезным обществу.

9. Методы проблемного обучения: проблемное изучение материала, эвристическая

беседа, создание проблемной ситуации-постановка проблемного вопроса педагогам,

самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися.

Методы

обучения

на

занятиях

характеризуются

постепенным

переходом

от

репродуктивных

к

проблемным

и

саморазвивающим.

Наряду

с

традиционными

формами

организации

учебной

деятельности

программой

предусмотрены

и

нетрадиционные формы:

- интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;

- тренинги знакомств, общения, эрудиции;

- аукцион знаний;

- философский стол;

- деловая игра, сюжетно-ролевая игра;

- работа микрогруппами.

Ведущими принципами обучения в программе являются:

- принцип деятельностного подхода к обучению;

- принцип вариативности обучения;

-

принцип

дифференциации

обучения

(

обучение

на

более

высоком

уровне

трудности);

- принцип личностно- ориентированного обучения;

- учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей;

- доступность, наглядность, последовательность и преемственность программы.

В основу всех форм учебных занятий заложены общие характеристики:

-

каждое

занятие

имеет

цель,

конкретное

содержание,

определённые

методы

организации;

- занятие состоит из отдельных взаимосвязанных этапов, т.е. имеет структуру;

- построение учебного занятия осуществляется по определённой логике, когда тип

занятия соответствует его цели и задачам.

Для реализации данной программы необходимы следующие комплексы:

1.

Методические

комплексы,

состоящие:

из

информационного

материала,

методических разработок.

2.

Материалы для контроля и определения результативности занятий: тесты,

вопросники, алгоритмы заданий.

3.

Развивающие

и

диагностирующие

процедуры:

тесты,

т ренинги,

диагностические и психологические игры.

4.

Дидактические материалы.

5.

Зрительный ряд: буклеты, фотоальбомы, видеофильмы.

6.

Литературный ряд: высказывания, стихи.

7.

Музыкальный ряд: аудиокассеты с подборам мелодий.

8.

Техническое и материальное оснащение.

Оборудование: Музыкальный центр, видеомагнитофон, телевизор, фотоаппарат, мяч.

Материаллы: Бумага, фломастеры, цветная бумага, открытки, ножницы.

Список литературы

1.

Березин С.В., Психология ранней наркомании. Самара, 2000.

2.

Волохов А.В., Программы деятельности волонтёров. М., 2011.

3.

Леванова Е.А., Готовясь работать с подростками. М., 1993.

4.

Макеева А.Г.,Не допустить беды: Помогая другим, помогаю себе, М.,2003.

5.

Рудестам К.Э., Групповая психотерапия. СПб,1998.

6.

Цветкова И.В., Экология для школы. Игры в проекте. Ярославль, 1997.

7.

Игры: обучение, тренинг, досуг/Под ред.В.В.Петрусинского, М.,1994.

8.

Сборник

методических,

информационно-пропагандистской

работы

антинаркотической направленности.

9.

Семья и дети. Руководство для ОУ. М.,2003.



В раздел образования