Автор: Кирсанова Ольга Алексеевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: Ростовская обл,ст.Вёшенская
Наименование материала: программа
Тема: "Волонтёры Дона"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр внешкольной работы Шолоховского района
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ « ДОД ЦВР»
___________Коргутова Е.А.
_____________2015г.
Образовательная программа
объединения « Волонтёры Дона»
Возрастной состав : 14-17 лет
Срок реализации: 3года
Автор программы: Кирсанова О.А.
Педагог-организатор
Ст. Вёшенская
2015г.
Пояснительная записка
Детство-время активного социального « развёртывания» растущего человека и
освоения
им
социокультурных
достижений
и
ценностей,
период
пробы
и
самоопределения
в
постоянно
расширяющихся
и
усложняющихся
контактах.
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие
сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-
воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период
стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия
рекламы
и
подмены
ценностей,
подросток
каждый
день
должен
делать
выбор,
противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную
позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
Чисто детских социальных инициатив быть не может. Детская инициатива-
это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлёкшая ребят.
Волонтёр-новый термин, но не новое явление в общественной жизни нашей страны.
В истории педагогики хорошо известны тимуровское движение и общественно-
полезная
деятельность
как
основа
существования
детских
и
молодёжных
объединений
и
организаций.
Участие
в
социально
ценной
деятельности
традиционно
рассматривается
как
действенное
воспитательное
средство.
Волонтёрская
деятельность
как
проявление
милосердия
и
человеколюбия
существует, и будет существовать для тех пор, пока сохраняется потребность людей
в
помощи
и
ограничены
возможности
государства
удовлетворять
потребности
граждан в социальной поддержке.
Волонтёрство
(
добровольничество)-
единый
акт
или
группа
акций
социально
значимого
характера
(
физическая,
экономическая,
социальная,
культурная
поддержка),
символ
солидарности,
созидательная
и
созерцательная
сила,
направленная на сохранение и укрепление человеческих ценностей ( потребность в
мире, свободе, безопасности, справедливости), на реализацию прав и обязанностей
граждан,
изучение
их
личностного
роста
и
осознание
полного
человеческого
потенциала.
Волонтёр-
это
доброволец,
разговаривающий
на
языке
юной
аудитории,
вызывающий доверие и интерес к себе. Волонтёром быть престижно во всём мире,
это социально одобряемая деятельность.
Волонтёрство- институт воспитания Семейственности, Честности, Справедливости,
Дружбы, Верности, Милосердия, Вдохновения, Ответственности, Созидательности,
Терпимости, Трудолюбия, Умеренности, Добра.
Можно выделить такие направления волонтёрского движения:
1.
Патриотическое- воспитание любви и уважения к Родине, уважения к своей
национальности и другим культурам;
2.
Лидерское-
формирование
активной
жизненной
позиции,
развитие
инициативы;
3.
Профилактическое- предотвращение возникновения социально- запущенной
молодёжи;
4.
Валеологическое – формирование здорового образа жизни;
5.
Социально-педагогическое- воздействие на семейные и другие интересы;
6.
Социально-правовое – повышения уровня правовой культуры, защита прав
человека;
Новизна программы заключается в целостном подходе (правовое, психологическое,
здравоохранительное
сопровождение)
направленном
на
здоровую
социализацию
подростка.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Программа направлена именно на практическое применение полученных знаний
подростками, а также скорейшее распространение
знаний в подростковой среде.
Реализация
программы
актуальна
для
оздоровления
подростковой
среды
через
формирование потребности в здоровом образе жизни.
Цель программы: Создание условий для развития волонтёрского движения в ЦВР,
формирование
позитивных
установок
обучающихся
на
добровольческую
деятельность,
а
также
для
развития
их
самостоятельной
познавательной
деятельности,
профилактики
вредных
привычек,
воспитания
здорового
образа
жизни.
Задачи программы:
1.
Формирование
у
подростков
навыков
социальной
и
личностной
компетентности,
позволяющих
им
противостоять
приобщению
к
употреблению психоактивных веществ.
2.
Формирование
у
детей
активной
жизненной
и
гражданской
позиции,
основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни
страны.
3.
Пропагандировать здоровый образ жизни ( при помощи акций, тренинговых
занятий, тематических выступлений, конкурсов)
Объединение « Волонтёры Дона» - это место, где в совместных делах ребят
могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной
ответственности.
Участие
в
волонтёрском
движении,
акциях
милосердия
помогут формировать нравственные качества личности.
Возраст детей- участников программы – 14-17лет. Курс обучения рассчитан на
3 года. ( 3этапа)
В процессе обучения и работы волонтёр личностно развивается. У каждого
есть возможность стать лучше, достичь каких-то высот, разрешить какие-то
поведенческие проблемы, мешающие общению с окружающими.
Срок реализации програмы: - программа рассчитана на 3 года
- 1год – 144часа, занятия 2 раза в неделю по 2 часа;
- 2 год- 216 часов, занятия 2 раза в неделю по 3 часа;
-3год -216 часов, занятия 2 раза в неделю по 3 часа.
Этапы реализации программы:
Подготовительный этап- 1 этап: сентябрь
- подбор методического материала на основе учёта деятельности отряда и
контингента обучающихся;
- установление внешних связей с социальными учреждениями, учреждениями
культуры;
- утверждение программы руководителем ОУ, рассмотрение на педагогическом
совете.
Основнойэтап- 2этап: октябрь-май
- реализация основной идеи программы;
- организация деятельности органов детского самоуправления;
-
проведение
познавательных,
развлекательных,
спортивно-массовых
мероприятий.
Заключительный этап – 3 этап: последняя неделя мая
- подведение итогов деятельности отряда.
Основные формы работы:
Информационный модуль:
1.
Изготовление плакатов, видео, фото
2.
Оформление информационного стенда
3.
Листовки.
Тренинговый модуль:
1.
Мини-тренинги для обучающихся
2.
Интерактивные игры
3.
Тесты
Альтернативный модуль:
1.
Спортивные мероприятия
2.
Акции
3.
Игры, конкурсы
4.
Встречи
Ожидаемые результаты:
Основной
результат
работы-
формирование
в
ходе
деятельности
более
ответственной, адаптированной, здоровой личности. Владеть знаниями о ЗОЖ и
уметь
аргументировано
отстаивать
свою
позицию,
формирование
здоровых
установок
и
навыков
ответственного
поведения,
снижающих
вероятность
приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму:
- увеличение количества детей и подростков, вовлечённых в волонтёрские отряды и
проведение альтернативных мероприятий;
-
привлечение
детей
и
подростков
к
общественно
значимой
деятельности
и
уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на разных видах учёта.
Заповеди волонтёров:
1.
Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
2.
Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
3.
Помни, что твоя сила и твоя ценность- в твоём здоровье.
4.
Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и
поступкам.
Кодекс волонтёров:
1.
Хотим , чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
2.
Соблазнов
опасных
подальше
держись.
С
нами
веди
интересную
жизнь!
Думай, когда отвечаешь «нет» и «да». И помни , что выбор есть всегда!
3.
Снова и снова скажем народу: « Зависимость может украсть свободу!»
Формы подведения итогов:
- выполнение и защита проекта;
- участие в районных конкурсах и акциях;
- участие в печатных изданиях.
Возрастные особенности детей
Средний школьный возраст ( от 12 до 15 лет)- переходный от детства к юности. Он
совпадает
с
обучением
в
школе
(5-9
классы)
и
характеризуется
глубокой
перестройки всего организма. Средний школьный возраст- самый благоприятный
для творческого развития. Особое значение для подростка в этом возрасте имеет
возможность
самовыражения
и
самореализации.
Учащимся
интересны
такие
мероприятия
,
которые
служат
их
активному
самовыражению
и
учитывают
их
интересы.
Ребят
привлекает
возможность
самим
организовывать
мероприятия,
акции, встречи, принимать самостоятельные решения.
Старший
школьный
возраст (
от
15
до
17
лет).
Ведущей
деятельностью
старшеклассников
является
учебно-профессиональная
деятельность.
Происходит
существенное
изменение
самосознания-повышается
значимость
собственных
ценностей,
частные
самооценки
собственных
качеств
личности
перерастают
в
целостное отношение к себе. Характерной чертой нравственного развития в этом
возрасте
является
усиление
сознательных
мотивов
поведения.
Развиваются
и
укрепляются
качества:
целеустремлённость,
решительность,
настойчивость,
самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.
Отрочество , подростковый возраст- период жизни человека от детства до юности. В
этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит
великий путь в своём развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с
другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.
Учёба занимает большое место в жизни подростка.
Позитивное здесь- готовность к тем видам деятельности, которые делают его более
взрослым в его собственных глазах. Становятся привлекательными самостоятельные
формы знаний. Подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действия,
когда педагог лишь помогает ему. В этом возрасте возникают новые мотивы учения,
связанные
с
осознанием
жизненной
перспективы,
своего
места
в
будущем,
профессиональных
намерений.
Впервые
подросток
начинает
сам
искать
художественные
и
научные
знания.
Здесь
важно
вовремя
увидеть
склонности
подростка и поддержать его. Имея возможность многообразного приложения своих
способностей, получая удовлетворение от своего чувства творческого потенциала,
ребята начинают планировать свою взрослую жизнь в нормативном пространстве
общества. Всё это определяет социальную защищённость человека в обществе.
Численность детей в группе:
1год- 12-15 человек;
2год – 10-12 человек;
3год – 8-10 человек.
Содержанием аттестации является:
Начальная диагностика ( предварительная аттестация) – начальный уровень знаний,
умений, навыков воспитанников по данному предмету;
Текущая диагностика- проводится по мере необходимости. Её задача- проверка
усвоения
пройденного
материала.
Эта
диагностика
необходима
педагогу,
чтобы
вовремя скорректировать работу с детьми.
Итоговая
аттестация-
проводится
у
детей
,
заканчивающих
обучение
в
объединении, и в этом случае проверяется знание всей программы в целом.
Результаты обучения оцениваются по шести критериям:
- широта кругозора;
- свобода восприятия теоретической информации;
- осмыслённость специальной терминологии;
- умение создать проект;
- умение организовать акцию;
- качество выполнения практического задания.
Критерии оценки уровня теоритической подготовки:
- высокий уровень- обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%,
предусмотренных
программой
за
конкретный
период;
специальные
термины
употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
- средний уровень- у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%,
сочетает специальную терминологию с бытовой;
-
низкий
уровень-
обучающийся
овладел
менее
чем
50%
объёма
знаний,
предусмотренных
программой;
ребёнок,
как
правило,
избегает
употреблять
специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень- обучающийся овладел на 100-80% ( 23-30 баллов); умениями и
навыками, предусмотренными программой за конкретный период; не испытывает
особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;
- средний уровень- у обучающихся объём усвоенных умений и навыков составляет
70-50% ( 14-22балла); работает с помощью педагога; в основном, выполняет задания
на основе образца;
- низкий уровень- ребёнок овладел менее чем 50% ( 6-13 баллов), предусмотренных
умений и навыков; ребёнок в состоянии выполнить лишь простейшие практические
задания педагога.
Обобщённая модель выпускника объединения « Волонтёры Дона»
Воспитанник имеет глубокие знания, умения и навыки по профилю деятельности,
высокий уровень познавательной активности, характеризуется развитыми общими и
специальными способностями, ориентирован на нравственные и общечеловеческие
ценности, гуманное взаимодействие с окружающей средой, имеет потребность в
постоянном совершенствовании, мотивирован на здоровый образ жизни, сохранение
своего здоровья.
Учебно-тематический план
1-год обучения
Задачи 1 года обучения:
1.
Сформировать навыки безопасного поведения и актуализировать стремление к
здоровому образу жизни .
2.
Формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров.
3.
Расширение
сферы
внешкольной
деятельности
и
вторичной
занятости
учащихся.
Прогнозируемые результаты:
К концу первого года обучающийся должен знать:
- результаты воздействия наркотических средств на организм человека;
- основные понятия « волонтёрского движения»;
- понятия « Корпоративная культура».
Уметь:
- работать в группе;
- собирать информацию.
№п/
п
Тема занятия
всего
теория
практика
1.
Введение
2
2
2.
Психологическое сопровождение
30
18
12
3.
Здравоохранительное
сопровождение
34
24
10
4.
Правовое сопровождение
22
18
4
5.
Составление проектов
26
6
20
6.
Участие в акциях
30
6
24
Итого:
144
74
70
Учебно-тематический план
2-год обучения
Задачи 2года обучения:
1.
Создать
мотивацию
у
обучающихся
к
собственному
личностному
росту,
воспитывать у обучающихся толерантность, сочувствие, милосердие.
2.
Вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием конкретной помощи
социально незащищённым слоям населения, охраной окружающей среды.
3.
Пропаганда
здорового
образа
жизни
(
при
помощи
акций,
тематических
выступлений)
Прогнозируемые результаты:
К концу второго года обучающийся должен знать:
- основные правила при создании проекта;
- обозначение понятий « Толерантность, сочувствие, милосердие»;
- последствия употребления ПАВ.
Уметь:
- создать проект;
- разработать и провести акцию.
№п/
п
Тема занятия
всего
теория
практика
1.
Введение
3
3
2.
Психологическое сопровождение
53
30
23
3.
Здравоохранительное
сопровождение
50
35
15
4.
Правовое сопровождение
35
29
6
5.
Составление проектов
30
6
24
6.
Участие в акциях
45
6
39
Итого:
216
109
107
Учебно-тематический план
3-год обучения
Задачи 3-года обучения:
1.
Создать мотивацию у обучающихся к введению профилактической работы
среди свестников.
2.
Научить волонтёров методам и алгоритмам профилактической работы.
3.
Формировать
у
обучающихся
привычки
здорового
образа
жизни
через
соблюдение законов природы.
Прогнозируемые результаты:
К концу третьего года обучающиеся должны знать:
- владение различными методами ведения профилактической работы среди
своей целевой группы;
- новые формы агитации и пропаганды;
- законадательная ответственность.
Уметь:
- провести профилактические тренинги;
- самостоятельно планировать агитационно-пропагандистскую работу;
- использовать свои лидерские качества.
№п/
п
Тема занятия
всего
теори
я
практика
1.
Введение
3
3
2.
Психологическое сопровождение
53
30
23
3.
Здравоохранительное
сопровождение
50
35
15
4.
Правовое сопровождение
35
29
6
5.
Составление проектов
30
6
24
6.
Участие в акциях
45
6
39
Итого:
216
109
107
Содержание дополнительной образовательной программы
1 год обучения
Тема1: Введение.
Теория: Знакомство. Цели и задачи курса.
Тема 2: Психологическое сопровождение.
Т е о р и я : Возрастные
особенности
подросткового
возраста.
Кризисы
подросткового возраста. Самовоспитание и борьба с вредными привычками.
Талант. Развитие талантов. Темперамент. Характер. Воля.
Практика: Игры. Психологическин тесты.
Тема 3: Здравоохранительное сопровождение.
Теория: Анатомия. Целостный подход к восприятию человека. Составляющие
здорового образа жизни. Активные виды отдыха. Виды ПАВ. Отрицательное
влияние ПАВ на здоровье.
Практика: Тесты. Выпуск стенгазет.
Тема 4: Правовое сопровождение.
Теория: Конституционные права детей. Семейное право. Основные права и
свободы человека. Историческая связь идеалов прав человека с культурным и
религиозным наследием.
Практика: Тесты.
Тема 5: Составление проектов.
Теория: Правила составления проекта. Цель проекта. Задачи. Методы. Анализ
проблемы. План-график. Оценка результата.
Практика: Проект « Город будущего», « Чистый лес».
Тема 6: Участие в акциях.
Теория: Совместное планирование деятельности.
Практика: Акция « Мы выбираем жизнь», « От сердца к сердцу», « День
Героев Отечества», « Мать-чудо света», « День инвалидов».
2 год обучения.
Тема1: Введение.
Теория: Цели и задачи курса.
Тема2: Психологическое сопровождение.
Теория: Преодоление противоречия « Я и другие». Толерантность. Сочувствие.
Милосердие. Слабые и сильные стороны характера. Работа над характером.
Творчество. Виды творчества. Талант.
Практика: Игры. Тесты. Тренинги.
Тема 3: Здравоохранительное сопровождение.
Теория:
Составляющие
здорового
образа
жизни.
Эмоции.
Настроение.
Правила гигиены. Отрицательное влияние ПАВ на здоровье.
Практика: Создать листовки. Составление брошюр.
Тема 4: Правовое сопровождение.
Теория: Конституционные права детей. Правила приёма на работу подростков.
Возможности трудоустройства подростков в летнее время. Трудовые вакансии.
Моральное право.
Практика: Тесты.Игры.
Тема5: Составление проектов.
Теория: Правила составления пректа. Цель проекта. Задачи. Методы. Анализ
проблемы. План-график. Оценка результата.
Практика: Проект « Современная школа», « Чистые улицы»
Тема6: Участие в акциях.
Теория: Совместное планирование деятельности.
Практика: « Пусть будет тёплой осень жизни», « Рождественский перезвон»,
посещение детского дома , дома для престарелых, « Герои Отчизны», « Нам
жить и помнить»
3 год обучения.
Тема1: Введение.
Теория: Цели и задачи курса.
Тема2: Психологическое сопровождение.
Теория: Психологический сценарий личности. Вдохновение. Гениальность.
Технология
лидерства.
Самопрезентация.
Дружба.
Влюблённость.
Любовь.Брак. Конфликты и противоречия между социальными группами.
Практика: Игры. Тесты. Тренинги. Построение модели.
Тема3: Здравоохранительное сопровождение.
Теория:
Физиология.
Сознание.
Профилактика
ВИЧ.
Мой
выбор.
Ранний
алкоголизм. Факторы риска. Профилактика курения. Привычки и здоровье.
Спорт. Туризм.
Практика: Тестирование. Тренинги. Рисунки. Составление альбома.
Тема 4: Правовое сопровождение.
Теория:
уголовная
ответственность.
Законадательная
ответственность
употребления ПАВ. Ответственность за распространение ВИЧ.
Практика: Экскурсии.
Тема 5: Составление проектов.
Теория: Правила составления проекта. Цель проекта. Задачи. Методы. Анализ
проблемы. План график. Оценка результата.
Практика: Проект « Моя станица», « Тимуровское движение».
Тема6: Участие в акциях.
Теория: Совместное планирование деятельности.
Практика: « День учителя», « Доброе сердце», « Подари сказку детям», «
Рождественский перезвон», « Никто не забыт, ничто не забыто»
Методическое обеспечение программы.
Для
успешной
реализации
данной
программы
используются
современные
методы и формы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся
устойчивые интерес к данному виду деятельности:
1.
Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, лекция, дискуссия.
2.
Наглядные методы: использование экспонатов, просмотр фото и видео,
плакатов, рисунков.
3.
Практические методы: экскурсии на выставки, в музей.
4.
Методы контроля:
- экспертный контроль: теоретический и практический зачёт, практическое
задание, тестирование.
- взаимный контроль: взаимопроверка, проверка знаний.
- самостоятельный контроль: самопроверка.
5. Методы стимулирования и мотивации: формирование опыта,
эмоционально- ценностных отношений у обучающихся, интереса к деятельности и
позитивному поведению.
6. Методы создания положительной мотивации обучаемых:
- эмоциональные: ситуация успеха, поощрение и порицание, познавательная игра,
свободный выбор задания;
-
волевые:
предъявление
образовательных
требований,
формирование
ответственного отношения к получению знаний;
-
социальные:
развитие
желания
быть
полезным
обществу,
создание
ситуации
взаимопомощи, взаимопроверки, и заинтересованности в результатах;
-
познавательные:
опора
на
опыт
работы,
решение
творческих
задач,
создание
проблемных ситуаций.
7. Метод игры: игры дидактические ; игры направленные на развитие внимания,
памяти, воображения, игра-конкурс.
8.
Психологические
и
социологические
методы,
используемые
при
проведении
занятий:
анкетирование,
психологические
тесты,
создание
ситуации
успеха,
поощрение и порицания; методы создания положительной мотивации обучения-
свободный выбор задания, формирование ответственного отношения к получению
знаний, развитие желания быть полезным обществу.
9. Методы проблемного обучения: проблемное изучение материала, эвристическая
беседа, создание проблемной ситуации-постановка проблемного вопроса педагогам,
самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися.
Методы
обучения
на
занятиях
характеризуются
постепенным
переходом
от
репродуктивных
к
проблемным
и
саморазвивающим.
Наряду
с
традиционными
формами
организации
учебной
деятельности
программой
предусмотрены
и
нетрадиционные формы:
- интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
- тренинги знакомств, общения, эрудиции;
- аукцион знаний;
- философский стол;
- деловая игра, сюжетно-ролевая игра;
- работа микрогруппами.
Ведущими принципами обучения в программе являются:
- принцип деятельностного подхода к обучению;
- принцип вариативности обучения;
-
принцип
дифференциации
обучения
(
обучение
на
более
высоком
уровне
трудности);
- принцип личностно- ориентированного обучения;
- учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей;
- доступность, наглядность, последовательность и преемственность программы.
В основу всех форм учебных занятий заложены общие характеристики:
-
каждое
занятие
имеет
цель,
конкретное
содержание,
определённые
методы
организации;
- занятие состоит из отдельных взаимосвязанных этапов, т.е. имеет структуру;
- построение учебного занятия осуществляется по определённой логике, когда тип
занятия соответствует его цели и задачам.
Для реализации данной программы необходимы следующие комплексы:
1.
Методические
комплексы,
состоящие:
из
информационного
материала,
методических разработок.
2.
Материалы для контроля и определения результативности занятий: тесты,
вопросники, алгоритмы заданий.
3.
Развивающие
и
диагностирующие
процедуры:
тесты,
т ренинги,
диагностические и психологические игры.
4.
Дидактические материалы.
5.
Зрительный ряд: буклеты, фотоальбомы, видеофильмы.
6.
Литературный ряд: высказывания, стихи.
7.
Музыкальный ряд: аудиокассеты с подборам мелодий.
8.
Техническое и материальное оснащение.
Оборудование: Музыкальный центр, видеомагнитофон, телевизор, фотоаппарат, мяч.
Материаллы: Бумага, фломастеры, цветная бумага, открытки, ножницы.
Список литературы
1.
Березин С.В., Психология ранней наркомании. Самара, 2000.
2.
Волохов А.В., Программы деятельности волонтёров. М., 2011.
3.
Леванова Е.А., Готовясь работать с подростками. М., 1993.
4.
Макеева А.Г.,Не допустить беды: Помогая другим, помогаю себе, М.,2003.
5.
Рудестам К.Э., Групповая психотерапия. СПб,1998.
6.
Цветкова И.В., Экология для школы. Игры в проекте. Ярославль, 1997.
7.
Игры: обучение, тренинг, досуг/Под ред.В.В.Петрусинского, М.,1994.
8.
Сборник
методических,
информационно-пропагандистской
работы
антинаркотической направленности.
9.
Семья и дети. Руководство для ОУ. М.,2003.