Напоминание

«Составление рассказа о весне по опорным картинкам» 1 класс


Автор: Долматова Ольга Олеговна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ГБОУ школа–интернат №9
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Составление рассказа о весне по опорным картинкам» 1 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат №9

Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект индивидуального

логопедического занятия по развитию

связной речи

учитель-логопед

Долматова Ольга Олеговна

Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи в 1 классе.

Тема: «Составление рассказа о весне по опорным картинкам»

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

Упражнять учащихся в определении количества звуков в слове.

Формировать навык согласования существительного и прилагательного.

Продолжать работу по конструированию предложений по схеме.

Развивать интонационную выразительность речи;

Активизировать словарь по теме «Весна».

Развивать наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Развивать связную речь.

Воспитывать интерес и любовь к природе.

Наглядные пособия и раздаточный материал: предметные картинки, разрезные карточки,

карточки со словами, кубик.

Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуй! Рада тебя видеть. Как настроение?

Сегодня к нам на урок пришла гостья. А вот кто она, ты узнаешь, когда отгадаешь загадку.

Капают сосульки прямо над окошком.

Капают сосульки прямо на ладошку.

Солнце светит ярче, греет и ласкает.

К нам из стран далёких птицы прилетают.

Когда это бывает?

Как ты думаешь, О чём будем говорить сегодня на занятии?

Да, сегодня мы будем говорить о весне, а именно о том, какие изменения происходят в

природе с приходом весны и постараемся составить рассказ о весне. Ачтобы рассказ

получился,

давай

представим,

что

доска-

это

наш

альбомный

лист,

на

котором

мы

попробуем нарисовать картину весны. Попробуем?

2. Основная часть

Тогда пора начинать рисовать весеннюю картину. Но сначала поиграем в игру «Четвертый

лишний». Я называю слова, а ты выбираешь «лишнее» и объясняешь свой выбор.

Ландыш, тюльпан, солнце, лилия. Какое слово лишнее? Почему?

(На доске размещается картинка-опора солнце).

Работа над слоговой структурой слова

А что это за белые барашки по небу летят?

Вот и по нашему весеннему небу плыли облака, на которых были написаны слова. Но

налетел ветер и разорвал их на части. Давайте попробуем сложить эти части, чтобы

прочитать слова.

(Если слово составлено правильно, то части облака точно подойдут друг к другу и

сложатся, как пазл).

После выполнения задания на доске появляется еще одна картинка-опора (облако).

Работа с деформированными предложениями.

У меня были написаны предложения, но слова в них перепутались. Давай приведем их в

порядок. Составь предложения и запиши в тетрадь.

Весной часто идет подснежники.

На деревьях набухают дождь.

В лесу расцветают почки.

На доске появляются картинки-опоры (дерево с почками, подснежники, ручейки).

Зрительная гимнастика.

Весна вносит изменения в жизнь животных. Отвечай на вопросы полным предложением.

Как встречают весну звери?

Как меняется жизнь птиц с приходом весны?

Что происходит с насекомыми?

После каждого ответа на доске появляются картинки-опоры: медведь, заяц, ласточка,

жук.

Давай ещё раз закрепим знания о весне и сыграем в игру «Так бывает или нет?»

Весной, когда ярко светило солнце, мы вышли на прогулку. Сделали из снега горку

и стали кататься.

Наступила весна. В лесу расцвели первые цветы. Мы отправились в лес собирать

их.

На дворе капель, бегут ручьи. На ветках деревьев сидят красногрудые снегири.

Весной на улице тепло и весело, на деревьях набухают почки, распускаются первые

цветы. Косяки птиц улетают в теплые края.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу,

Вниз опустили,

Кисти встряхнули –

Листья роняют росу.

В сторону руки,

Плавно помашем –

Это птицы к нам летят.

Как они сядут - тоже покажем,

Крылья сложили назад.

Работа над согласованием существительного с прилагательным

Логопед. Подберите нужные признаки к словам-опорам, поставив их в нужную форму.

На доске ставятся карточки со словами-признаками.

Слова-признаки: красивый, легкий, ласковый, воздушный, нежный, перелетный, яркий,

весёлый.

Когда снег в лесу еще не совсем сошел, на открытых местах появляются первые цветы —

подснежники. Солнце — ласковое, яркое.

Облака

легкие,

воздушные.

Цветы

нежные,

красивые.

Птицы

перелётные.

Ручейки – весёлые.

Развитие количественного фонематического анализа.

За долгую зиму все соскучились по теплу и играют на улице. Я предлагаю поиграть в

футбол, только он у нас будет необычный и «звуковой». Нужно бросить кубик, определить

сколько кружочков на грани, а затем среди картинок на доске нужно подобрать такую, в

названии которой столько же звуков, сколько кружочков было на грани кубика.

Составление предложения по схеме.

В тетради я начертила тебе схемы предложений. Составь предложение по схеме, используя

любую картинку-опору.

Составление рассказа по опорным картинкам.

Итак, на нашем альбомном листе получилась картина о весне. Она поможет тебе составить

рассказ. Сей1час я прочитаю рассказ «Главное время года», а ты, используя картинки-

опоры и слова-признаки, закончи его.

Главное время года

Поспорили ребята: какое время года главное?

Саша говорит:

- Лето! Летом созревают вишня и клубника, можно купаться в реке.

- Осень – главное время! – сказал Коля, - осенью всё с огородов убирают.

- Вот1 – подхватила Маринка. – Осенью на зиму

всё заготавливают! И ёлка зимой, и

новый год зимой. Зима – главное время года!

Как ты думаешь, какое время года главное?

3. Итог занятия. Рефлексия.



В раздел образования