Автор: Долматова Ольга Олеговна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ГБОУ школа–интернат №9
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Составление рассказа о весне по опорным картинкам» 1 класс
Раздел: начальное образование
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат №9
Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект индивидуального
логопедического занятия по развитию
связной речи
учитель-логопед
Долматова Ольга Олеговна
Конспект индивидуального логопедического занятия по развитию связной речи в 1 классе.
Тема: «Составление рассказа о весне по опорным картинкам»
Цель: развитие связной речи.
Задачи:
Упражнять учащихся в определении количества звуков в слове.
Формировать навык согласования существительного и прилагательного.
Продолжать работу по конструированию предложений по схеме.
Развивать интонационную выразительность речи;
Активизировать словарь по теме «Весна».
Развивать наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
Развивать связную речь.
Воспитывать интерес и любовь к природе.
Наглядные пособия и раздаточный материал: предметные картинки, разрезные карточки,
карточки со словами, кубик.
Ход занятия
1. Организационный момент
Здравствуй! Рада тебя видеть. Как настроение?
Сегодня к нам на урок пришла гостья. А вот кто она, ты узнаешь, когда отгадаешь загадку.
Капают сосульки прямо над окошком.
Капают сосульки прямо на ладошку.
Солнце светит ярче, греет и ласкает.
К нам из стран далёких птицы прилетают.
Когда это бывает?
Как ты думаешь, О чём будем говорить сегодня на занятии?
Да, сегодня мы будем говорить о весне, а именно о том, какие изменения происходят в
природе с приходом весны и постараемся составить рассказ о весне. Ачтобы рассказ
получился,
давай
представим,
что
доска-
это
наш
альбомный
лист,
на
котором
мы
попробуем нарисовать картину весны. Попробуем?
2. Основная часть
Тогда пора начинать рисовать весеннюю картину. Но сначала поиграем в игру «Четвертый
лишний». Я называю слова, а ты выбираешь «лишнее» и объясняешь свой выбор.
Ландыш, тюльпан, солнце, лилия. Какое слово лишнее? Почему?
(На доске размещается картинка-опора солнце).
Работа над слоговой структурой слова
А что это за белые барашки по небу летят?
Вот и по нашему весеннему небу плыли облака, на которых были написаны слова. Но
налетел ветер и разорвал их на части. Давайте попробуем сложить эти части, чтобы
прочитать слова.
(Если слово составлено правильно, то части облака точно подойдут друг к другу и
сложатся, как пазл).
После выполнения задания на доске появляется еще одна картинка-опора (облако).
Работа с деформированными предложениями.
У меня были написаны предложения, но слова в них перепутались. Давай приведем их в
порядок. Составь предложения и запиши в тетрадь.
Весной часто идет подснежники.
На деревьях набухают дождь.
В лесу расцветают почки.
На доске появляются картинки-опоры (дерево с почками, подснежники, ручейки).
Зрительная гимнастика.
Весна вносит изменения в жизнь животных. Отвечай на вопросы полным предложением.
Как встречают весну звери?
Как меняется жизнь птиц с приходом весны?
Что происходит с насекомыми?
После каждого ответа на доске появляются картинки-опоры: медведь, заяц, ласточка,
жук.
Давай ещё раз закрепим знания о весне и сыграем в игру «Так бывает или нет?»
Весной, когда ярко светило солнце, мы вышли на прогулку. Сделали из снега горку
и стали кататься.
Наступила весна. В лесу расцвели первые цветы. Мы отправились в лес собирать
их.
На дворе капель, бегут ручьи. На ветках деревьев сидят красногрудые снегири.
Весной на улице тепло и весело, на деревьях набухают почки, распускаются первые
цветы. Косяки птиц улетают в теплые края.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу,
Вниз опустили,
Кисти встряхнули –
Листья роняют росу.
В сторону руки,
Плавно помашем –
Это птицы к нам летят.
Как они сядут - тоже покажем,
Крылья сложили назад.
Работа над согласованием существительного с прилагательным
Логопед. Подберите нужные признаки к словам-опорам, поставив их в нужную форму.
На доске ставятся карточки со словами-признаками.
Слова-признаки: красивый, легкий, ласковый, воздушный, нежный, перелетный, яркий,
весёлый.
Когда снег в лесу еще не совсем сошел, на открытых местах появляются первые цветы —
подснежники. Солнце — ласковое, яркое.
Облака
—
легкие,
воздушные.
Цветы
—
нежные,
красивые.
Птицы
—
перелётные.
Ручейки – весёлые.
Развитие количественного фонематического анализа.
За долгую зиму все соскучились по теплу и играют на улице. Я предлагаю поиграть в
футбол, только он у нас будет необычный и «звуковой». Нужно бросить кубик, определить
сколько кружочков на грани, а затем среди картинок на доске нужно подобрать такую, в
названии которой столько же звуков, сколько кружочков было на грани кубика.
Составление предложения по схеме.
В тетради я начертила тебе схемы предложений. Составь предложение по схеме, используя
любую картинку-опору.
Составление рассказа по опорным картинкам.
Итак, на нашем альбомном листе получилась картина о весне. Она поможет тебе составить
рассказ. Сей1час я прочитаю рассказ «Главное время года», а ты, используя картинки-
опоры и слова-признаки, закончи его.
Главное время года
Поспорили ребята: какое время года главное?
Саша говорит:
- Лето! Летом созревают вишня и клубника, можно купаться в реке.
- Осень – главное время! – сказал Коля, - осенью всё с огородов убирают.
- Вот1 – подхватила Маринка. – Осенью на зиму
всё заготавливают! И ёлка зимой, и
новый год зимой. Зима – главное время года!
Как ты думаешь, какое время года главное?
3. Итог занятия. Рефлексия.