Напоминание

Особенности гендерного развития младших школьников


Автор: Брагина Анастасия Азатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 213 "Открытие"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Cтатья
Тема: Особенности гендерного развития младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Тема моего выступления: Психологические особенности гендерного

развития младших школьников.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В этот

период проявляется потенциал интеллектуального развития детей.

Интеллектуальное и личностное развитие учащихся, в том числе и

формирование адаптационных способностей, является одной из главных

задач, стоящих перед современной школой. Следует отметить, что младший

школьный возраст заключает в себе широкие возможности для развития

адаптационных способностей.

Каждый день сталкиваясь с миром девочек и миром мальчиков, мы

часто неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, не

правильно на них реагируем. Постараемся понять наших мальчишек и

девчонок такими какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными,

какими создала их природа.

Введение гендерного обучения связано с тем, что оно опирается на

естественные психологические механизмы, тем самым улучшает общую

школьную адаптацию учащихся, снижает уровень школьной тревожности,

стабилизирует эмоциональное состояние школьников, мы добиваемся

повышения успеваемости, реализовываем индивидуальные способности и

потенциал учащихся, достигаем других педагогических результатов.

Гендерный подход в обучении и воспитании является одним из путей

реализации принципа дифференциации в обучении.

Если задуматься о типичных различиях мальчиков и девочек, то, уже на

первый взгляд, бросается в глаза, что мальчики: более подвижны, им

труднее сосредоточиться и удерживать внимание, а девочки: внимательны,

собраны, лучше усваивают материал при многократном повторении.

Мною был проведен опрос среди мальчиков и девочек 1-2 классов.

Что думают о раздельном обучении девочки?

Класс девочек – это как большая семья. Мы не боимся высказывать свое

мнение и делиться впечатлениями.

Девочки без мальчиков больше заботятся об учебе.

Никто не отвлекает, не дергает за косички.

Никто не несется галопом в столовую, все идут спокойно, как истинные

леди.

Мне нравится раздельное обучение, потому что в классе девочек

обстановка тихая и спокойная, а в классах мальчиков всегда шумно…

На уроках мы не стесняемся.

Хорошо переодеваться на физкультуру.

Что думают о раздельном обучении мальчики?

В смешанном классе с девчонками скучно. Девчонки всегда думают, что

они правы.

Девчонки на уроках визжат, на переменах щипаются и дергают за волосы.

В классе мальчиков можно в любое время выйти в туалет, ничего не

стесняясь.

Девчонки – болтушки и отвлекают на уроках, не дают хорошо учиться.

Они ябедничают. Все рассказывают учителю.

По результатам опроса был сделан вывод - наши мальчики и девочки,

не чувствуют дискомфорта, учась раздельно.

Чем же девочки отличаются от мальчиков, с точки зрения

психологии?

Особенности мальчиков:

1.

Эмоции мальчик выражает через действия, а не через слова.

2.

Мальчики значительно превосходят девочек в пространственно-

временной ориентации, поэтому они успешны в тех видах

деятельности, где необходимо пространственное мышление.

3.

Мальчикам труднее выполнить несколько задач одновременно.

4.

В телах мальчиков содержится большое количество тестостерона, что

приводит к большей двигательной активности, агрессивности в

поведении.

5.

Мальчики склонны к проявлению взрывов физической и двигательной

активности, за которыми следуют периоды бездеятельности. Игры

мальчиков требую большего пространства и энергии, чем у девочек.

Особенности девочек:

1.

Девочки обычно старше по биологическому возрасту ровесников-

мальчиков, их организм созревает быстрее.

2.

У девочек более развита мелкая моторика.

3.

У девочек лучше проявляется адаптивность, они более устойчивы к

стрессам.

4.

Девочки чаще всего могут контролировать своё импульсивное

поведение.

5.

У девочек лучше развита речь, они раньше начинают говорить.

Итак, как же развиваются в гендерных классах мальчики и

девочки?

Рассмотрим психологический климат в первых классах. В нашей школе

7 первых классов, 5 смешанных и 2 гендерных класса.

1 А

1 Б

1 В

1 Г

1 Е

1 Д

1 М

0

2

4

6

8

10

12

14

16

18

Chart Title

Благоприятное состояние

Столбец5

2 А

2 Б

2 В

2 Г

2 М

2 Д

0

5

10

15

20

25

Chart Title

Благоприятное состояние

Столбец1

Вывод: в гендерных классах уровень тревожности ниже, чем в

смешанных, наблюдается более благоприятный психологический климат.

Во вторых классах, тоже наблюдаем, что уровень тревожности ниже,

чем в смешанных классах.

И конечно, в гендерных классах лучше идет усвоение материала, т.к. на

уроках дети не отвлекаются на противоположный пол. В таких классах почти

не бывает ссор между девочками и мальчиками, как, например, в смешанных

классах.

Таким образом мы видим, что раздельное обучение детей является не

только фактором, который повышает уровень обученности младших

школьников, но и , несомненно, является здоровьесберегающим.

Пожелания по работе в гендерных классах:

Для мальчиков:

Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в

пример другим;

Не забывайте, что девочки и мальчики по разному видят, слышат,

осязают, воспринимают пространство и ориентируются в нем;

Использовать соревновательный метод, т.к. активны, эмоции выражают

через действия;

Давать четкую оценку деятельности, оценивать конкретный

деятельностный период;

Побуждать отвечать на вопросы, т.к. есть (речь менее развита);

Старайтесь, давая задания мальчикам, включать их в момент поиска,

требующий сообразительности;

Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать.

Указания давать кратко и четко (мальчики реагируют кратковременно)

Для девочек:

Девочкам давать задания устного характера, т.к. развит слуховой

способ познания;

Давать девочкам возможность прокомментировать повторить правило

вслух, т.к. лучше развита память;

Давайте задание с опорой на схему, используя алгоритм действий;

Метод соревнования применять аккуратно, т.к. болезненно

воспринимают проигрыш;

Поощрять плодотворную работу во время всего занятия, т.к. после

начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности;

Доверять выполнение коллективных творческих работ;

Мальчики и девочки будут успешны в школе, если:

Будут учитываться сильные и слабые стороны в соответствии с

особенностями физиологического и психического развития;

Применяться дидактические методы и приемы, ориентированные на

гендерные особенности функционирования мозга;

Взрослые будут помнить, что проблемы, связанные с поведением,

являются сигналом о зарождающихся трудностях в обучении;

Девочкам и мальчикам нравится учиться раздельно, но и в смешанном

классе ребята также, не против учиться. Единого мнения не будет, кому-то

нравится учиться вместе, это тем, кто учится вместе, а кому-то нравится

учиться отдельно – это тем, кто учится отдельно. Кому-то не нравится

учиться вообще, он испытывает трудности в любом классе. Поэтому вывод

один:

Каждый пусть выбирает то, что ему по душе!



В раздел образования