Автор: Брагина Анастасия Азатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 213 "Открытие"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Cтатья
Тема: Особенности гендерного развития младших школьников
Раздел: начальное образование
Тема моего выступления: Психологические особенности гендерного
развития младших школьников.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В этот
период проявляется потенциал интеллектуального развития детей.
Интеллектуальное и личностное развитие учащихся, в том числе и
формирование адаптационных способностей, является одной из главных
задач, стоящих перед современной школой. Следует отметить, что младший
школьный возраст заключает в себе широкие возможности для развития
адаптационных способностей.
Каждый день сталкиваясь с миром девочек и миром мальчиков, мы
часто неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, не
правильно на них реагируем. Постараемся понять наших мальчишек и
девчонок такими какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными,
какими создала их природа.
Введение гендерного обучения связано с тем, что оно опирается на
естественные психологические механизмы, тем самым улучшает общую
школьную адаптацию учащихся, снижает уровень школьной тревожности,
стабилизирует эмоциональное состояние школьников, мы добиваемся
повышения успеваемости, реализовываем индивидуальные способности и
потенциал учащихся, достигаем других педагогических результатов.
Гендерный подход в обучении и воспитании является одним из путей
реализации принципа дифференциации в обучении.
Если задуматься о типичных различиях мальчиков и девочек, то, уже на
первый взгляд, бросается в глаза, что мальчики: более подвижны, им
труднее сосредоточиться и удерживать внимание, а девочки: внимательны,
собраны, лучше усваивают материал при многократном повторении.
Мною был проведен опрос среди мальчиков и девочек 1-2 классов.
Что думают о раздельном обучении девочки?
Класс девочек – это как большая семья. Мы не боимся высказывать свое
мнение и делиться впечатлениями.
Девочки без мальчиков больше заботятся об учебе.
Никто не отвлекает, не дергает за косички.
Никто не несется галопом в столовую, все идут спокойно, как истинные
леди.
Мне нравится раздельное обучение, потому что в классе девочек
обстановка тихая и спокойная, а в классах мальчиков всегда шумно…
На уроках мы не стесняемся.
Хорошо переодеваться на физкультуру.
Что думают о раздельном обучении мальчики?
В смешанном классе с девчонками скучно. Девчонки всегда думают, что
они правы.
Девчонки на уроках визжат, на переменах щипаются и дергают за волосы.
В классе мальчиков можно в любое время выйти в туалет, ничего не
стесняясь.
Девчонки – болтушки и отвлекают на уроках, не дают хорошо учиться.
Они ябедничают. Все рассказывают учителю.
По результатам опроса был сделан вывод - наши мальчики и девочки,
не чувствуют дискомфорта, учась раздельно.
Чем же девочки отличаются от мальчиков, с точки зрения
психологии?
Особенности мальчиков:
1.
Эмоции мальчик выражает через действия, а не через слова.
2.
Мальчики значительно превосходят девочек в пространственно-
временной ориентации, поэтому они успешны в тех видах
деятельности, где необходимо пространственное мышление.
3.
Мальчикам труднее выполнить несколько задач одновременно.
4.
В телах мальчиков содержится большое количество тестостерона, что
приводит к большей двигательной активности, агрессивности в
поведении.
5.
Мальчики склонны к проявлению взрывов физической и двигательной
активности, за которыми следуют периоды бездеятельности. Игры
мальчиков требую большего пространства и энергии, чем у девочек.
Особенности девочек:
1.
Девочки обычно старше по биологическому возрасту ровесников-
мальчиков, их организм созревает быстрее.
2.
У девочек более развита мелкая моторика.
3.
У девочек лучше проявляется адаптивность, они более устойчивы к
стрессам.
4.
Девочки чаще всего могут контролировать своё импульсивное
поведение.
5.
У девочек лучше развита речь, они раньше начинают говорить.
Итак, как же развиваются в гендерных классах мальчики и
девочки?
Рассмотрим психологический климат в первых классах. В нашей школе
7 первых классов, 5 смешанных и 2 гендерных класса.
1 А
1 Б
1 В
1 Г
1 Е
1 Д
1 М
0
2
4
6
8
10
12
14
16
18
Chart Title
Благоприятное состояние
Столбец5
2 А
2 Б
2 В
2 Г
2 М
2 Д
0
5
10
15
20
25
Chart Title
Благоприятное состояние
Столбец1
Вывод: в гендерных классах уровень тревожности ниже, чем в
смешанных, наблюдается более благоприятный психологический климат.
Во вторых классах, тоже наблюдаем, что уровень тревожности ниже,
чем в смешанных классах.
И конечно, в гендерных классах лучше идет усвоение материала, т.к. на
уроках дети не отвлекаются на противоположный пол. В таких классах почти
не бывает ссор между девочками и мальчиками, как, например, в смешанных
классах.
Таким образом мы видим, что раздельное обучение детей является не
только фактором, который повышает уровень обученности младших
школьников, но и , несомненно, является здоровьесберегающим.
Пожелания по работе в гендерных классах:
Для мальчиков:
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в
пример другим;
Не забывайте, что девочки и мальчики по разному видят, слышат,
осязают, воспринимают пространство и ориентируются в нем;
Использовать соревновательный метод, т.к. активны, эмоции выражают
через действия;
Давать четкую оценку деятельности, оценивать конкретный
деятельностный период;
Побуждать отвечать на вопросы, т.к. есть (речь менее развита);
Старайтесь, давая задания мальчикам, включать их в момент поиска,
требующий сообразительности;
Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать.
Указания давать кратко и четко (мальчики реагируют кратковременно)
Для девочек:
Девочкам давать задания устного характера, т.к. развит слуховой
способ познания;
Давать девочкам возможность прокомментировать повторить правило
вслух, т.к. лучше развита память;
Давайте задание с опорой на схему, используя алгоритм действий;
Метод соревнования применять аккуратно, т.к. болезненно
воспринимают проигрыш;
Поощрять плодотворную работу во время всего занятия, т.к. после
начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности;
Доверять выполнение коллективных творческих работ;
Мальчики и девочки будут успешны в школе, если:
Будут учитываться сильные и слабые стороны в соответствии с
особенностями физиологического и психического развития;
Применяться дидактические методы и приемы, ориентированные на
гендерные особенности функционирования мозга;
Взрослые будут помнить, что проблемы, связанные с поведением,
являются сигналом о зарождающихся трудностях в обучении;
Девочкам и мальчикам нравится учиться раздельно, но и в смешанном
классе ребята также, не против учиться. Единого мнения не будет, кому-то
нравится учиться вместе, это тем, кто учится вместе, а кому-то нравится
учиться отдельно – это тем, кто учится отдельно. Кому-то не нравится
учиться вообще, он испытывает трудности в любом классе. Поэтому вывод
один:
Каждый пусть выбирает то, что ему по душе!