Автор: Клюшина Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №23
Населённый пункт: г.о.Электросталь, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Капитошка в гостях у друзей"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №23»
Организация образовательной деятельности
по познавательному развитию
с детьми старшей группы
«Капитошка в гостях у друзей»
Выполнила:
воспитатель
Клюшина Е.Н.
Тема ООД: «Капитошка в гостях у друзей»
Цель: уточнить знания детей о свойствах воды, ее местонахождении в быту и
природе, о бережном отношении к воде в нашей жизни.
Программные задачи:
- образовательные:
познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть,
вода-это жидкость), растворение веществ в воде;
уточнить знания о том, что где можно встретить воду;
расшифровать свойства воды, используя мнемотаблицы;
продолжать опытно-исследовательскую деятельность;
- развивающие:
развивать любознательность, мышление, речь;
умственные операции: сравнение, обобщение, способность
анализировать;
- воспитательные:
Подвести к пониманию значимости воды;
Охране и экономии ее в быту и природе.
Методические приемы:
Игровой (игра-имитация);
Практический (опыты);
Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового
характера, стихотворения).
Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова:
лаборатория, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, водоемы,
растворяемость
Демонстрационный материал:
Шапочки капелек;
Плакат» Вода в природе»;
Синие самоклеющиеся капли;
Стаканы;
Ложки;
Ящики;
Музыкальная книга «Звуки природы»;
Большая мягкая игрушка «Капитошка»;
Наборное полотно, две капли (грустная и веселая);
Карточки к игре «Вода-хорошо, вода-плохо»;
Бурлящие шарики.
Предварительная работа:
Беседы о значении воды;
Беседа о бережном отношении к воде и водоемам;
Чтение стихотворений и рассказов о воде;
Загадки;
Прослушивание аудиозаписи «Звуки воды в пророде».
Ход ООД:
Воспитатель:
-Ой, ребята, я сегодня пришла в детский сад, открыла окно в нашей группе
для проветривания….
Вы же знаете, что чистый воздух полезен для здоровья…
Только я открыла окно, и вдруг, в окно влетела капелька…. А вот, и она….
Капелька (воспитатель):
-Здравствуйте, ребята! Я-Капелька «Капитошка». Я прилетела к вам в
группу, чтобы пригласить вас в волшебное путешествие в мир воды.
Воспитатель:
«Кто ваш самый первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели-
Жить нельзя нам без…. (Воды)».
Капелька (воспитатель):
- Предлагаю, превратиться в такие же капельки, какя… Для этого нужно
произнести волшебные слова превращения. Помогайте мне: «Раз, два, раз,
два-превращаемся друзья….Вокруг себя повернись, в капли быстро
превратись».
У воспитателя ящичек с шапочками. Дети надевают шапочки.
Воспитатель:
- Прежде, чем мы очутимся в волшебной лаборатории, покажите,
пожалуйста, Капитошке, где живет вода в нашей группе…
Дети приклеивают капельки.
1.
Кран (комната гигиены).
2.
Унитаз (комната гигиены).
3.
Чайник с кипяченной водой.
4.
Лейка.
5.
Кран (буфетная вода).
6.
Батарея.
7.
Баночка для рисования.
Воспитатель:
-А хотите немножко поиграть? Тогда настройте ваши ушки….
Игра «Звуки природы».
Воспитатель:
Ребята, где встречается вода в природе?
Рассматривание плаката.
Воспитатель:
-Капельки, расскажите Капитошке для чего нужна вода человеку?
-И только ли человеку?
Воспитатель:
-Предлагаю еще поиграть, а игра называется «Вода-хорошо, вода-плохо».
Наборное полотно-2 капельки (грустная и веселая).
Дети с подноса по очереди выбирают карточки и ставят на наборное
полотно.
Воспитатель:
-Ребята, а что такое лаборатория? (Это место, где ученые проводят опыты
и ставят эксперименты).
Воспитатель:
-Капитошка приглашает вас в волшебную лабораторию…там есть все
необходимое для проведения настоящих опытов…
Воспитатель:
-Ты, Капитошка, здесь сиди, за своими капельками следи…
-Как вы думаете, можно ли удержать воду?
-Хотите попробовать…?
-Сложите руки «лодочкой». Воспитатель наливает воду в ладошки (над
тазом).
-Воду трудно удержать, она стремиться убежать… (просачивается).
-Вода-это жидкость.
-А что можно делать с жидкостью? ( Наливать, выливать, переливать,
сливать, смешивать…).
Дети вытирают руки.
Воспитатель:
-Первое свойство воды-она жидкая. Обозначаем вот таким значком.
Воспитатель:
-Из знаков соберем памятку, Капитошка отнесет ее другим ребятам, чтобы
они тоже узнали свойства воды.Воспитатель прикрепляет первую карточку
сама.
Воспитатель:
-Вы готовы к проведению дальнейших опытов?
-Присаживайтесь…(работа в парах).
Опыт№ 1
У детей разные формы для воды (резиновая перчатка, мыльница, вазочка,
стакан, кружка).
Воспитатель:
-Предлагаю наливать воду в данные формы.
-Что вы заметили?
-Какой формы вода?
У кого-то вода приняла форму перчатки, а у кого-то превратилась в
мыльницу…
- У воды нет формы, она принимает форму того предмета, в который ее
наливают.
- Второе свойство воды – у нее нет формы.
Воспитатель:
- Кто хочет прикрепить второй знак на нашу памятку?
Опыт №2
Воспитатель:
-Перед вами 2 стакана
- Что в первом стакане? (вода)
- Какого цвета вода?
- Что во втором? ( молоко)
- Какогоцвета молоко?
- Предлагаю опустить ложки в оба стакана.
- В каком стакане ложка видна?
- Почему? (вода прозрачная).
- Кто желает прикрепить знак, обозначающий третье свойство воды – у нее
нет цвета?
Воспитатель:
- А теперь скорее выходите, если вы устали…отдохните…Дети
проговаривают и имитируют движения вместе с воспитателем.
« Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманном заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шумит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить!»
Опыт №3
Воспитатель:
- Ребята, как узнать имеет вода запах? (нужно ее понюхать)
- А, если я добавлю капельку ароматического масла?
- Итак, четвертый знак обозначающий свойство воды – у чистой воды нет
запаха.
Воспитатель:
- Кто мне поможет собрать памятку?
Опыт №4
Воспитатель:
- Кто хочет пить?
- Скажите, имеет ли вода вкус? (обычная, чистая вода не имеет вкуса)
Воспитатель:
- Прикрепите следующий знак на памятку.
- Ребята, Капитошка мне подсказывает, что у воды есть еще одно свойство –
растворять в себе некоторые вещества…
- Что можно растворить?
- Какие вещества, ребята? (сахар – вода(какая?) сладкая, соль – вода (какая?)
соленая, кофе, какао, стиральный порошок, моющие средства…)
- А пробовать можно все?
- А теперь, хотите, самый волшебный опыт!
Опыт №5
Воспитатель:
- Положим цветной шарик в воду…
- Что произошло с шариком? (он растворился)
- И последнее свойство воды для нашей памятки – вода растворяет некоторые
вещества.
Воспитатель:
- Ой, ребята, Капитошка, припрятала еще один знак…
Воспитатель:
- Что он означает? (воду нужно закрывать)
- Правльно, воду нужно беречь, не оставлять открытый кран.
- Вода течет по трубам из большой реки, и если мы, будем забывать
перекрывать воду, то чистой воды будет мало.
«Родник иссяк, ручей ослаб.
А мы из крана кап-кап-кап.
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря- зря – зря,
А то пройдет немного лет
И нет водицы нет – нет- нет».
Воспитатель:
«В природе путешествует вода
Она не исчезает никогда.
То в снег превратиться,
То в лед,
Растает – и, снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглянитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта Волшебница – наша вода!»
Вдруг Капитошка задевает памятку, знаки рассыпаются. Капитошка плачет.
Воспитатель:
- Ничего, не расстраивайся, Капитошка.
- Ребята сейчас все праильно соберут…Правда, ребята!
- Кто хочет попробовать последовательно собрать все свойства воды?
( Каждый берет по значку – собирают памятку).
Капитошка ( воспитатель):
- Спасибо, ребята, я такая скользская и не ловкая…
Воспитатель:
- Капитошке пора к другим ребятам…
- А сейчас вместе произнесем слова:
«Раз, два, раз, два – превращаемся друзья…
Вокруг себя повернись, и в ребяток превратись»
Дети снимают шапочки, кладут в ящик.
Капитошка прощается с ребятами, оказывается на подоконнике.
Воспитатель:
- Капитошка, ты ничего не забыла? Дети напоминают про памятку,для других
ребят.
Воспитатель:
- Ребята, что вы сегодня узнали о воде?
- Вспомните шесть свойств воды.
- А как ее необходимо ценить?
- Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
- Своими знаниями вы можете поделиться с близкими друзьями.
Воспитатель:
- Ребята, мне, кажется, Капитошка вас, что-то оставила
Сюрпризный момент.
Под голубой тканью бутылочки с детской водой « Агуша».