Автор: Просветова Анжелика Александровна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: КГБПОУ "Боготольский техникум транспорта"
Населённый пункт: г. Боготол
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: внеклассное мероприятие "Литературный дилижанс"
Раздел: среднее профессиональное
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДИЛИЖАНС»
ЦЕЛИ:
- Углубление знаний по изучаемому предмету;
- Повышение познавательного интереса обучающихся;
- Создание условий для самостоятельной работы;
- Приобщение обучающихся к разным жанрам искусства: поэзии, музыке,
живописи.
ОФОРМЛЕНИЕ: портреты писателей и поэтов XIX века: Гончарова,
Тургенева,
Островского,
Тютчева,
Фета,
Некрасова,
Пушкина,
Салтыкова-
Щедрина, иллюстрации к произведениям Гончарова, Тургенева, Островского,
портреты
П.
Виардо,
Е.
Денисьевой,
М.
Лазич,
А.
Панаевой,
эпиграф
мероприятия:
«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся…»
Ф. И. Тютчев.
ОБОРУДОВАНИЕ: запись романсов на стихи Есенина, Тютчева,
Пушкина, Фета, Григорьева, Толстого, Шумского, Риттера, путеводные звёзды,
карта
дороги
с
названиями
станций:
Биографическая,
Героическая,
Поэтическая, Музыкальная, Романтическая.
ПРАВИЛА ИГРЫ: Игра представляет собой путешествие по
нескольким
станциям:
Биографической,
Героической,
Поэтической,
Музыкальной,
Романтической.
В
ней
принимают
участие
восемь
обучающихся. После того, как прозвучит вопрос, участники имеют право на
обдумывание
и
могут
советоваться
с
группой
поддержки.
За
каждый
правильный ответ участник получает путеводную звезду, что соответствует
одному
баллу.
Участник,
набравший
большее
количество
звёзд,
считается
победителем.
Итак, мы отправляемся в путешествие на первую станцию под
названием Биографическая.
1. Он родился в июне 1812 года в Симбирске, в купеческой семье.
Закончив Московское коммерческое училище, а затем словесное отделение
философского факультета Московского университета, он вскоре определился
на
чиновничью
службу
в
Петербурге
и
служил
честно
и
беспристрастно
фактически
всю
жизнь.
Человек
медлительный
и
флегматичный,
он
и
литературную известность обрёл не сразу. Первый его роман увидел свет,
когда автору было уже 35 лет. /И. А. Гончаров/
2. В 1834 году будущий драматург был определён своим отцом на
службу
в
Московский
совестный
суд,
что
стало
для
него
неожиданным
подарком судьбы. Судебные разбирательства в дальнейшем легли в основу его
произведений, а человеческие характеры, наблюдаемые во время работы в
суде, стали прообразом героев его пьес. Для создания самой знаменитой своей
пьесы он предпринял длительное путешествие по Волге в составе научной
экспедиции.
/А. Н. Островский/
3. Этот писатель принадлежал к славному российскому роду,
выраставшему из татарского корня. В 1440 году из Золотой Орды к Великому
князю Василию Васильевичу выехал татарский мурза Лев Турген, который
принял русское подданство, а при крещении получил русское имя Иван. От
этого мурзы и пошла на Руси эта знаменитая дворянская фамилия.
Благодаря заботам своих родителей, этот писатель получил блестящее
образование, с детских лет свободно владел тремя европейскими языками, но
сохранил о своём детстве самые печальные воспоминания, а в возрасте 9 лет
даже убегал из дома. /И. С. Тургенев/
4. Этот поэт в раннем детстве был необыкновенно одарённым
ребёнком.
В
12
лет
он
делал
переводы
из
Горация,
писал
стихи,
владел
несколькими
языками.
В
13
лет
он
поступил
в
Московский
университет,
успешно закончил его в 18 лет и получил назначение на дипломатическую
службу. В его лице наша литература обрела поэта - мыслителя, одного из
родоначальников русской философской лирики. /Ф. И. Тютчев/
5. Он родился на окраине города Москвы в семье врача. Отец готовил
своих
детей
к
жизни
сложной
и
трудной.
Закончив
военное
инженерное
училище и прослужив в армии 1 год, он решил навсегда оставить военную
службу и посвятить себя литературе. Уже его первый роман «Бедные люди»
принёс
ему
широкую
известность,
но
это
было
только
начало
большого
творческого
пути.
Его
романы
стали
классикой
отечественной
и
мировой
литературы, хотя писатель пережил и тюрьму, и смертный приговор, и каторгу.
/Ф. М. Достоевский/
6. Ученые - литературоведы до сих пор спорят о факте рождения этого
поэта. Существует версия, что в течение жизни он дважды менял фамилию,
причём
один
раз
это
произошло
вынужденно,
а
второй
раз
по
его
собственному
желанию.
Много
лет
своей
жизни
он
посвятил
борьбе
за
утраченное дворянство и достиг своей цели лишь на закате своих дней. Так
что в русскую литературу этот поэт вошёл под немецкой фамилией своей
матери.
/А. А. Фет/
7. Жизненные противоречия с детских лет вошли в душевный мир
будущего сатирика. Он родился в семье потомственных крепостников; под
крышей родительского дома он не испытал материнской ласки и отцовского
участия. Будущий сатирик не любил вспоминать своё детство, зато с огромным
удовольствием отзывался о годах обучения в Царкосельском лицее. Первые его
произведения стали причиной ареста и ссылки в Вятку, которая длилась семь
лет. /М. Е. Салтыков - Щедрин/
8. Его детство прошло в с. Грешнёво. Закончив Ярославскую
гимназию,
шестнадцатилетним
подростком
он
отправился
в
Петербург.
Вопреки воле отца желавшего видеть сына в военном учебном заведении, он
решил поступить в университет. Лишённый всякой материальной поддержки,
переживший большую нужду, он нашёл свою дорогу в русской литературе. В
1847 году он возглавляет журнал «Современник», основанный Пушкиным, а в
1856 году выходит в свет его поэтический сборник, принесший поэту славу и
невиданный литературный успех.
/Н. А. Некрасов/
Мы прибыли на следующую станцию под названием Героическая.
Пребывая на ней, мы рассмотрим героев литературных произведений.
1.
Он родился на юге России и, подобно старшему своему брату
Павлу,
воспитывался
до
14-
летнего
возраста
дома,
окружённый
дешёвыми
гувернёрами
и
подобострастными
адъютантами.
В
качестве
генеральского
сына он должен был поступить в военную службу, но он переломил себе ногу
в
тот
самый
день,
когда
уже
прибыло
известие
об
его
определении,
и,
пролежав два месяца в постели, на всю жизнь остался хроменьким. Отец
махнул на него рукой и пустил его по штатской. Он повёз его в Петербург, как
только ему минул восемнадцатый год, и поместил его в университет.
/ Николай Петрович Кирсанов/
2.
Человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями. Длинное и
худое лицо его, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом,
большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету,
оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. Его
тёмно-
белокурые
волосы,
длинные
и
густые,
не
скрывали
крупных
выпуклостей
просторного
черепа.
Он
не
сразу
протянул
свою
красную
обнажённую руку и назвал своё имя.
/Евгений Базаров/
3.
Один из героев пьесы Островского так сказал об этой женщине:
«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем. Точит их, как ржа
железо»
/Марфа Игнатьевна Кабанова/
4.
Он оглянулся и увидел женщину высокого роста, в чёрном платье,
остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки.
Полуобнажённые ей руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво
падали с блестящих волос на покатые плечи лёгкие ветки фуксий; спокойно и
умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из - под
немного
нависшего
белого
лба,
губы
улыбались
едва
заметною
улыбкой.
Какою –то ласковой и мягкой силой веяло от её лица.
/Анна Сергеевна Одинцова/
5.
В это мгновение в гостиную вошёл человек среднего роста, одетый
в
тёмный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки.
На вид ему было лет сорок пять, его коротко остриженные седые волосы
отливали
тёмным
блеском,
как
новое
серебро
лицо
его,
желчное,
но
без
морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким
лёгким резцом, являло следы красоты замечательной. Весь его облик, изящный
и породистый, сохранил ещё юношескую стройность.
/Павел Петрович Кирсанов/
6.
В комнату вошёл пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою
подмышкой, оттуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными
пуговицами, с голым, как колено, черепом и с
необъятными широкими и
густыми русыми с проседью бакенбардами, из которой каждой стало бы на три
бороды. Он не старался изменить не только данного ему богом образа, но и
костюма, в котором ходил в деревне. Платье ему шилось по вывезенному им из
деревни
образцу.
В
этой
полуформленной
одежде
он
видел
слабое
воспоминание ливреи, которую он носил некогда…
/Захар, слуга Обломова/
7.
На вид ему примерно тридцать один - тридцать два года. Цвет лица
он
имеет ни смуглый, ни румяный, а какой-то неопределённый. Комната его с
первого
взгляда
кажется
прекрасно
убранной,
но
при
тщательном
рассмотрении можно было заметить пыль на картинах и зеркалах, если бы вы
захотели обмакнуть перо в чернильницу, то оттуда с шумом бы вылетела муха,
ножка
у
дивана
была
сломана,
на
столе
оставалась
тарелки
с
остатками
вчерашнего обеда. Чья это комната?
/Ильи Ильича Обломова/
8.
В то время в петербургском свете изредка появлялась женщина,
которую не забыли до сих пор. У ней был благовоспитанный и приличный, но
глуповатый муж и не было детей. Она внезапно уезжала за границу и внезапно
возвращалась
в
Россию,
слыла
за
легкомысленную
кокетку,
с
увлечением
предавалась
всякого
рода
удовольствиям,
танцевала
до
упаду,
хохотала
и
шутила с молодыми людьми, а по ночам плакала и молилась, не находила
нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, или сидела, вся
бледная и холодная, над псалтырём. День наставал, и она снова превращалась
в светскую даму.
/Княгиня Р./
Следующая страница, на которой мы остановимся, называется
Поэтической. На ней мы окунёмся в возвышенный мир поэзии XIX века и
услышим поэтические строки, посвящённые гениям русской литературы. Поэт
Николай
Рубцов
посвятил
этому
поэту XIX
века
следующие
поэтические
строки:
Он шляпу снял, чтоб поклониться
Старинным русским каланчам…
А после дамы всей столицы
О нём шептались по ночам.
И офицеры в пыльных бурках
Потом судили меж равнин
О том, как в залах Петербурга
Блистал приезжий дворянин.
А он блистал, как сын природы,
Играя взглядом и умом,
Блистал, как летом блещут воды
Как месяц блещет над холмом!
И сны Венеции прекрасной,
И грустной родины привет-
Всё отражалось в слове ясном
И поражала высший свет.
А. Майков посвятил этому писателю следующие строки:
Море и земли чужие,
Облик народов земных-
Все предо мной, как живые,
В чудных рассказах твоих.
Север наш бледный, но милый,
Милый затем, что родной,
Ныне опять мне унылой
Вдруг показался тюрьмой.
В сердце судьбы оскорбленья
Злее, что раны, горят,
И золотые виденья
В даль голубую манят…
/И. А. Гончаров/
Памяти какого поэта посвящены эти поэтические строки А. М.
Жемчужникова?
Он пел, как в сумраке ночей
Поёт влюблённый соловей.
Он гимны пел родной природе;
Он изливал всю душу ей
В строках рифмованных мелодий.
Он в мире грезы и мечты,
Любя игру лучей и тени,
Подметил беглые черты
Неуловимых ощущений,
Нево
плотимой красоты…
И пусть он в старческие лета
Менял капризно имена
То публициста, то поэта…
/А. А. Фет/
Кому посвящено это стихотворение?
Ты мне близка, родная тень,
Близка, как близки небу птицы,
Близка, как розам- весенний день,
Как тучам- быстрые зарницы.
Моя душа тобой согрета,
Ты в ней царишь, как юный день…
Ты мне близка, родная тень
Благословенного поэта!
/А. С. Пушкин/
Кому посвящено это стихотворение?
Ни у домашнего простого камелька,
Ни в шуме светских фраз и суеты салонной
Нам не забыть его, седого старика
С улыбкой едкою, с душою благосклонной!
Ленивой поступью прошёл он жизни путь,
Но мыслью обнял всё, что на пути заметил,
И перед тем, как сном последним отдохнуть
Он был, как голубь, чист и, как младенец светел.
/Ф. И. Тютчев/
Кому посвящены эти поэтические строки Ф. И. Тютчева?
Тебе сердечный мой поклон
И мой, каков ни есть, портрет,
И путь сочувственный поэт,
Тебе хоть молча скажет он, как дорог был мне твой привет,
Как им в душе я умилён.
/А. А. Фету/
Яков Полонский памяти этого поэта посвятил стихотворение,
отражающее его жизнь и творчество.
Ночной костёр зимой у перелеска,
Бог весть кем запалён, пылает на бугре,
Вокруг него, полны таинственного блеска,
Деревья в хрусталях и белом серебре.
Так и к тебе, задумчивый поэт,
К огню, что ты сберёг на склоне бурных лет,
Счастливец не придёт. Огонь под сединами
Не греет юности, летящей с бубенцами.
/Ф. И. Тютчев/
В одном из своих стихотворений Плещеев написал:
Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт!
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу.
/Памяти Пушкина/
Наше путешествие продолжается, и мы прибываем на Музыкальную
станцию.
Взаимопроникновение
поэзии
и
музыки
всегда
порождало
бесценные
образцы
внутренних
переживаний
человека.
Сейчас
вашему
вниманию
будут
представлены
романсы
русских
композиторов,
а
вы
попытайтесь узнать, кто автор стихов к этим романсам.
1.
Звучит романс на стихи Есенина «Отговорила роща золотая».
Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…
2.
Звучит романс на стихи Пушкина «Я Вас любил».
Я Вас любил, любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем…
3.
Звучит романс на стихи Тютчева «Я встретил Вас».
Я встретил вас- и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое-
И сердцу стало так тепло…
4.
Звучит романс на стихи Фета «На заре ты её не буди».
На заре ты ей не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит…
5.
Звучит романс на стихи А. Толстого «Средь шумного бала…»
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты…
6.
Звучит романс на стихи В. Шумского «Отцвели хризантемы»
Отцвели уж давно
Хризантемы в саду,
А любовь всё живёт
В моём сердце больном…
7.
Звучит романс на стихи А. Григорьева «О, говори хоть ты со мной»
Поговори хоть ты со мной,
Подруга семиструнная!
Душа полна такой тоской,
А ночь такая лунная…
8.
Звучит романс на стихи Н. Риттера «Ямщик, не гони лошадей»
Ямщик, не гони лошадей,
Мне некуда больше спешить,
Мне некого больше любить,
Ямщик, не гони лошадей…
Мы прибываем на станцию с загадочным названием Романтическая.
Вашему
вниманию
будут
представлены
портреты
известных
поэтов
и
писателей: И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова и
портреты их возлюбленных: М. Лазич, А. Панаевой, П. Виардо, Е. Денисьевой.
Ваша задача состоит в том, что правильно соотнести имена литераторов и их
возлюбленных.
И. С. Тургенев Е. Денисьева
Ф. И. Тютчев А. Панаева
А. А. Фет П. Виардо
Н. А. Некрасов М. Лазич
Е. А. ДЕНИСЬЕВА. Эта женщина была возлюбленной великого
русского поэта Ф. И. Тютчева, но их взаимная любовь не принесла им счастья,
так
как
он
был
свободен.
Их
связь
продолжалась
четырнадцать
лет,
их
отношения были одновременно и счастьем, и мучением для обоих. Своей
возлюбленной поэт посвятил множество стихов. Вот строки одного из них:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
М. ЛАЗИЧ. Эта девушка была первой и единственной любовью
русского поэта А. А. Фета. Они испытывали взаимное чувство, но не могли
вступить в брак из- за отсутствия средств с обеих сторон. Их отношения не
могли
развиваться
дальше,
и
они
вынуждены
были
расстаться.
Она
не
перенесла разлуки и погибла страшной смертью: от керосиновой лампы на ней
вспыхнуло платье, и ничто не могло спасти её. Образ этой девушки остался в
памяти и стихах Фета как образ единственной и верной возлюбленной:
Ты отстрадала, я ещё страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю
Искать того, чего нельзя понять.
А. ПАНАЕВА. Эта женщина была для великого русского поэта Н. А.
Некрасова всем- другом, возлюбленной, матерью. На момент их знакомства
она
была
замужем
за
известным
литератором,
но
после
знакомства
с
Некрасовым она решила оставить мужа и посвятила поэту шестнадцать лет
своей жизни. Во всём поддерживая его, будучи его верной помощницей, на
старалась оградить его от нападок недоброжелателей и создать все условия для
плодотворной работы в журнале «Современник». Но вскоре они потеряли
сына,
Некрасов так и не смог выйти из депрессии. Они расстались, но до
самой смерти Некрасов вспоминал свою единственную любовь:
Я не люблю иронии твоей,
Оставь её отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Ещё остаток чувства сохранившим, -
Нам рано предаваться ей!
П. ВИАРДО. Великий русский писатель И. С. Тургенев уже при жизни
имел огромный литературный успех, признание современников, его романы
были переведены на европейские языки. Но в личной жизни писатель был
глубоко несчастен. В течении сорока лет он беззаветно любил замужнюю
женщину, которая не смогла ответить ему взаимностью. В последние дни
своей жизни он написал: «Я бы все свои произведения отдал только за то,
чтобы знать, что есть на земле человек, который беспокоится о том, что я
опаздывал к обеду».
К чему твержу я стих унылый,
Зачем в полночной тишине
Тот голос страстный, голос милый
Летит и просится ко мне, -
Зачем? Огонь немых страданий
В её душе зажёг не я…
В её груди, в тоске рыданий
Тот стон звучал не для меня.
Мы прибыли с вами на финиш. Теперь пора подвести итоги. Самый
находчивый, знающий путешественник станет победителем.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
«Как слово наше отзовётся…» Избранная лирика. Москва. Издательство
«Правда»
2.
Любовная лирика русских поэтов. Части 1,2. Москва. Художественная
литература
3.
Есенин С. А. Собрание сочинений в двух томах. Москва, «Советская
Россия»
4.
Русская драматургия XIX века. Москва, «Современник»
5.
Тургенев И. С. «Отцы и дети». Москва «Детская литература»
6.
Гончаров И. А. «Обломов». Москва «Детская литература