Автор: Курлахов Филипп Важович
Должность: магистрант
Учебное заведение: КубГУ
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: Ромейская теория – возможный путь развития современного греческого общества
Раздел: высшее образование
УДК 008
Ф. В. Курлахов
РОМЕЙСКАЯ ТЕОРИЯ – ВОЗМОЖНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ СОВРЕ-
МЕННОГО ГРЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация:
Современная Греция, являясь одной из самых популярных стран среди лю-
бителей туризма, привлекает сотни тысяч людей архитектурными памятниками
античности, которые могут дать современному человеку представление о том, кем
же были античные греки, или «эллины». Однако, современное греческое общество
столкнулось с тем фактом, что их современная культура, впитавшая в себя многие
современные европейские тенденции за последние десятки лет, потеряло важную
для любого народа составляющую – национально-культурную идентичность. Это
связано как и с особенностями исторического развития Греции, так и с современ-
ной проевропейской ориентацией греческого общества. В настоящее время, пред-
ставители греческой диаспоры в России, Америке, Германии, Австралии и других
странах, называющие себя «понтийцами» или «ромеями», считают себя потомка-
ми византийцев, а их, свою очередь – наследниками римлян, и настаивают на от-
личии от греков, проживающих, собственно в Греции, которых греки-понтийцы
называют «эллинами». Кто же такие «ромеи»? Являются ли они современными
римлянами? В этой статье я попробую разобраться в данном вопросе.
Ключевые слова: общество, культура, цивилизация, Греция, диаспора, ро-
мейство, христианство, Восточная Римская империя, Византийская империя.
С 1830-ых годов, с образованием государства, греки стремились вписаться в
европейское международное сообщество, что было обусловлено как географиче-
ским положением страны на карте мира, так и политическими, культурными и
экономическими аспектами взаимоотношений Греции с соседями и ведущими
европейскими державами, оказывавшими влияние на балканский регион.
Вместе с тем, в греческом обществе на протяжении десятилетий не утихали
споры о принадлежности Греции к Западу или же к Востоку. Эти дискуссии проч-
но завязаны на одной из актуальных проблем греческого общества на любом эта-
пе, включая современность – вопросе национально-культурной принадлежности
греков.
Одной из главных на сегодняшний день идей, касающихся национально-
культурной принадлежности греков, является так называемая «ромейская» теория
за авторством представителя греческой диаспоры Америки историка и богослова
Иоанниса Романидиса. Однако сам Романидис свою концепцию никак не имено-
вал. Термин «ромейская теория» был введен нашей соотечественницей, доктором
исторических наук О. Е. Петруниной, одним из направлений ее исследовательской
деятельности является история Греции.
В своей концепции Романидис основывается на известном цивилизацион-
ном подходе А. Тойнби, чему есть несколько причин. Во-первых, согласно Тойн-
би, одним из двух основных критериев, характеризующих цивилизацию, является
религиозно-конфессиональная система, а концепция Романидиса в своей основе
является православно-центристской. Во-вторых, и это вытекает из первого пункта,
одной из 21 выделенных Тойнби цивилизаций как раз является объединенная в
одну систему Византийская и Балканская православно-христианская цивилизация.
Во-третьих, и это самый любопытный аспект, в греческом языке термины «циви-
лизация» и «культура» не разделены и обозначаются одним словом – πολιτισμός
(читается «политизмос»), что особенно подчеркивает профессор Петрунина [1].
Главной мысль, обозначенная Романидисом – греки на протяжении всего ис-
торического развития с античности до современности являются носителями еди-
ной цивилизации, причем, являясь центром, сердцевиной этой цивилизации, греки
при этом не были ее единственными носителями. Если перед идеями единой гре-
ческой нации всегда стоял вопрос, можно ли говорить о единой греческой нации
как таковой, то задача Романидиса куда шире – доказать целесообразность при-
менения цивилизационного подхода и, что еще важнее, доказать наличие цивили-
зационного единства.
В первую очередь, Романидис отрицает общепринятое мнение о прекраще-
нии существования греко-римской цивилизации в VII веке нашей эры и приходом
на ее место византийской цивилизации, или, согласно Тойнби, православно-хри-
стианской. По мнению Романидиса, смена цивилизаций справедлива лишь для
Западной Римской империи, где установилась западноевропейская цивилизация,
тогда как в Восточной Римской империи сохранилась в прежнем виде именно
греко-римская. Что касается «византийской» цивилизации, Романидис говорил
следующее: «Никогда в истории не существовало народа, называвшего себя визан-
тийцами, а свое государство византийским» [2].
Далее, Романидис опровергает утверждение о том, что Восточная Римская
империя постепенно превращалась из римской в греческую. Он подчеркивает, во-
первых,
что
основой
греко-римской
цивилизации
является
именно
греческая
культура, ведь, как известно, римская культура являла собой измененную грече-
скую (тут можно вспомнить полностью заимствованный у греков еще до распро-
странения христианства пантеон богов, которым в Риме просто дали новые имена:
Зевс – Юпитер, Гера – Юнона, Афина – Минерва, Арес – Марс и так далее); во-
вторых, население Римской империи и до и после развала вплоть до падения Ви-
зантии включало в себя как греков, так и другие народы, то есть этнический со-
став всегда был разнообразным и греки в него входили изначально; в-третьих, по
мнению Романидиса, возведение греческого языка в ранг государственного не яв-
ляется признаком эллинизации империи, так как греческий язык с самого основа-
ния Рима был языком интеллигенции, а в Византии так же и церкви. Кроме того,
во главу угла Романидис ставит не язык, а национальное самосознание, а оно в по-
лиэтническом восточно-римском обществе оставалось римским, или по-гречески
«ромейским» [1].
Важным фактором, определяющим любую цивилизацию, является религи-
озная система. И здесь, по мнению Романидиса, установление христианства на
территории Римской империи, хоть и придало греко-римской цивилизации новые
черты, но этих изменений недостаточно, чтобы утверждать о смене цивилизации.
В защиту этого утверждения он выдвигает тезис о том, что между римлянами и их
современными православными потомками общего больше, чем между германца-
ми, положившими начало западноевропейской цивилизации, и, собственно, совре-
менными европейцами [2].
Рассуждая
о
дальнейшей
судьбе
христианства,
которое
разделилось
на
западное (католическое) и восточное (православное), Романидис, будучи богосло-
вом и философом, с уверенностью утверждает, что настоящей наследницей греко-
римской цивилизации является Восточная Римская империя. Он считает, что заво-
евание Западной Римской империи варварскими племенами привело к тому, что
католическое христианство, под давлением германских правителей (трактовавших
веру так, как было выгодно им) превратилось в инструмент, служащий укреплени-
ем власти завоевателей. Большое внимание в этом вопросе Романидис уделяет
тому факту, что основой христианского богословия являлась высокоразвитая гре-
ческая письменная культура, которую варвары были не в состоянии понять [2]. В
итоге, согласно Романидису, именно в Восточной Римской империи, сохранившей
греко-римский дух и придерживавшейся истинных, не «извращенных», христи-
анских постулатов, греко-римская культура достигла своего расцвета, тогда как на
Западе она пришла в упадок.
Как уже говорилось выше, немаловажную роль в концепции Романидиса иг-
рает то, какая роль в национальном самосознании цивилизации отведена язы-
ковым
особенностям
понятий,
таких,
как
уже
упомянутые
«цивилизация»
и
«культура». Здесь мы вновь возвращаемся к неофициальному названию концеп-
ции Романидиса, предложенному Петруниной. Романидис писал, что сами жители
Восточной Римской империи продолжали называть себя «римлянами», или по-гре-
чески – «ромеи», то есть, по Романидису, разница между этими двумя понятиями
сводится только к разделению на Запад и Восток [1]. Так же, после того, как в III
веке до нашей эры слово «римлянин» стало обозначать не этническую принадлеж-
ность, а гражданство, народы, входившие в Римскую империю, стали одновремен-
но гражданами Рима и носителями римской, а следовательно – греческой культу-
ры. Отсюда вытекает, что «римлянин», или «ромей», соединяет в себе римлянина
и грека. Дальнейшее развитие ромейства уже после распада на Западную и Вос-
точную империи поддерживалось с помощью православия. Романидис писал:
«Принимая православие, народы безоговорочно принимали ромейскую цивилиза-
цию, а в качестве своих руководителей — ромейских императоров и патриархов»
[2].
Несмотря на некоторые вольности в обращении с историческими фактами и
другими противоречиями, замеченными О. Е. Петруниной [1], все же, на мой вз-
гляд, преемственность греко-римской культуры Восточной Римской империи по
отношению к античности достаточно твердо аргументирована Романидисом. Но
что насчет преемственности современных греков, а точнее, греков-понтийцев, по
отношению к византийцам?
Согласно автору ромейской теории, греко-римская цивилизация не была раз-
рушена во времена османского ига, а продолжала существовать под руководством
церкви в виде автономной общины – этнархии, и именно в этнархии, по мнению
Петруниной, кроется ключ к пониманию ромейской теории [1]. Османы делегиро-
вали часть полномочий византийскому патриарху, что, по мнению Романидиса, и
позволило сохранить цивилизационное единство ромеев.
Романидис считает, что есть все основания утверждать, что в процессе исто-
рического развития греко-римская цивилизация дала возможность появиться еди-
ному «ромейскому народу», берущему свое начало в древности и существующему
по сей день. Причем, в отличие от большинства греческих историков, дающих не-
гативную оценку османского ига, Романидис утверждает, что в эти несколько сто-
летий создались условия для развития ромейского общества.
Согласно
Романидису,
вплоть
до
начала XIX
века
ромейское
общество
сохраняло целостность (отдельных балканских народов, считает Романидис, не су-
ществовало). Что интересно, в распаде ромейского общества Романидис обвиняет
греков: революция 1821 года и образование греческого государства раскололо ро-
мейскую общность на Балканах, отделив греков от остальных балканских наро-
дов, а затем сами греки разделились на «эллинов» (жителей нового государства
Греция) и греков Османской империи, которым было суждено стать теми самыми
современными ромеями.
Одной из основных причин роста национального самосознания балканских
народов, приведшего к распаду ромейской общности, Романидис считает вмеша-
тельство извне: европейские державы стремились развалить Османскую империю,
на развалинах которой должны образоваться несколько мелких государств, кото-
рые будет легко контролировать. Романидис утверждает, что европейской пропа-
ганде удалось убедить греков в том, что они – потомки не византийцев, а древних
греков. Следовательно, грекам необходимо приобщиться к западноевропейской
цивилизации, ведь она якобы является подлинной наследницей древних эллинов.
Тут мы наконец подошли к фундаментальной разнице между современными
понтийцами (ромеями) и греками (эллинами). Согласно Романидису, те греки, кто
в результате европейской пропаганды стал носителем греческого, а не ромейского
национального самосознания, называются новыми греками, или эллинами. С его
точки зрения, эллины – предатели своего народа, истории и культуры, которые
слились с западной идеологией и потеряли свою настоящую идентичность [2].
С уверенностью можно сказать, что в концепции единого ромейского обще-
ства Романидиса заложена одна цель – создание основы для нового самосознания
греков, как эллинов, так и понтийцев, которое будет заключаться в восстановле-
нии именно ромейского сознания. Оно основано на системе ценностей, не меняв-
шейся с годами: высокая духовность, православие, честность, миролюбивость –
все те качества, которые, как считает Романидис, присущи «ромейскому духу». Ро-
манидис, как и современные понтийцы-ромеи, верят в восстановление прежней
Романии, то есть Восточной Римской (Византийской) империи.
Возможно ли когда-нибудь возрождение Романии, будоражащее сознание
греческой диаспоры нашего времени, или это всего лишь мечтания, нереализуе-
мые в современной картине мира? На мой взгляд, такое развитие событий малове-
роятно. Однако, существует и другое направление развития греческого общества:
преодоление противоречий между греками-эллинами и греками-понтийцами для
создания прогрессивного греческого общества с настоящим национальным само-
сознанием.
Список литературы:
1. Греческая нация и государство в XVIII–XX вв.: очерки политического раз-
вития: [монография] = Greek Nation and State (18–20 c.): studies in political history /
О. Е. Петрунина. — М.: КДУ, 2010. — 744 с.
2. И. Романидис. «Ромейство — Романия — Румелия», Салоники, 1975 //
Ρωμανίδης Ι. Ρωμηοσύνη — Ρωμανία — Ρούμελη. Θεσσαλονίκη, 1975.
Курлахов Филипп Важович – магистрант, Кубанский Государственный уни-
верситет, Краснодар, Россия.
Научный руководитель: Ратушняк Олег Валерьевич – кандидат историче-
ских наук, доцент, Кубанский Государственный университет, Краснодар, Россия.