Напоминание

Ромейская теория – возможный путь развития современного греческого общества


Автор: Курлахов Филипп Важович
Должность: магистрант
Учебное заведение: КубГУ
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: Ромейская теория – возможный путь развития современного греческого общества
Раздел: высшее образование





Назад




УДК 008

Ф. В. Курлахов

РОМЕЙСКАЯ ТЕОРИЯ – ВОЗМОЖНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ СОВРЕ-

МЕННОГО ГРЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация:

Современная Греция, являясь одной из самых популярных стран среди лю-

бителей туризма, привлекает сотни тысяч людей архитектурными памятниками

античности, которые могут дать современному человеку представление о том, кем

же были античные греки, или «эллины». Однако, современное греческое общество

столкнулось с тем фактом, что их современная культура, впитавшая в себя многие

современные европейские тенденции за последние десятки лет, потеряло важную

для любого народа составляющую – национально-культурную идентичность. Это

связано как и с особенностями исторического развития Греции, так и с современ-

ной проевропейской ориентацией греческого общества. В настоящее время, пред-

ставители греческой диаспоры в России, Америке, Германии, Австралии и других

странах, называющие себя «понтийцами» или «ромеями», считают себя потомка-

ми византийцев, а их, свою очередь – наследниками римлян, и настаивают на от-

личии от греков, проживающих, собственно в Греции, которых греки-понтийцы

называют «эллинами». Кто же такие «ромеи»? Являются ли они современными

римлянами? В этой статье я попробую разобраться в данном вопросе.

Ключевые слова: общество, культура, цивилизация, Греция, диаспора, ро-

мейство, христианство, Восточная Римская империя, Византийская империя.

С 1830-ых годов, с образованием государства, греки стремились вписаться в

европейское международное сообщество, что было обусловлено как географиче-

ским положением страны на карте мира, так и политическими, культурными и

экономическими аспектами взаимоотношений Греции с соседями и ведущими

европейскими державами, оказывавшими влияние на балканский регион.

Вместе с тем, в греческом обществе на протяжении десятилетий не утихали

споры о принадлежности Греции к Западу или же к Востоку. Эти дискуссии проч-

но завязаны на одной из актуальных проблем греческого общества на любом эта-

пе, включая современность – вопросе национально-культурной принадлежности

греков.

Одной из главных на сегодняшний день идей, касающихся национально-

культурной принадлежности греков, является так называемая «ромейская» теория

за авторством представителя греческой диаспоры Америки историка и богослова

Иоанниса Романидиса. Однако сам Романидис свою концепцию никак не имено-

вал. Термин «ромейская теория» был введен нашей соотечественницей, доктором

исторических наук О. Е. Петруниной, одним из направлений ее исследовательской

деятельности является история Греции.

В своей концепции Романидис основывается на известном цивилизацион-

ном подходе А. Тойнби, чему есть несколько причин. Во-первых, согласно Тойн-

би, одним из двух основных критериев, характеризующих цивилизацию, является

религиозно-конфессиональная система, а концепция Романидиса в своей основе

является православно-центристской. Во-вторых, и это вытекает из первого пункта,

одной из 21 выделенных Тойнби цивилизаций как раз является объединенная в

одну систему Византийская и Балканская православно-христианская цивилизация.

Во-третьих, и это самый любопытный аспект, в греческом языке термины «циви-

лизация» и «культура» не разделены и обозначаются одним словом – πολιτισμός

(читается «политизмос»), что особенно подчеркивает профессор Петрунина [1].

Главной мысль, обозначенная Романидисом – греки на протяжении всего ис-

торического развития с античности до современности являются носителями еди-

ной цивилизации, причем, являясь центром, сердцевиной этой цивилизации, греки

при этом не были ее единственными носителями. Если перед идеями единой гре-

ческой нации всегда стоял вопрос, можно ли говорить о единой греческой нации

как таковой, то задача Романидиса куда шире – доказать целесообразность при-

менения цивилизационного подхода и, что еще важнее, доказать наличие цивили-

зационного единства.

В первую очередь, Романидис отрицает общепринятое мнение о прекраще-

нии существования греко-римской цивилизации в VII веке нашей эры и приходом

на ее место византийской цивилизации, или, согласно Тойнби, православно-хри-

стианской. По мнению Романидиса, смена цивилизаций справедлива лишь для

Западной Римской империи, где установилась западноевропейская цивилизация,

тогда как в Восточной Римской империи сохранилась в прежнем виде именно

греко-римская. Что касается «византийской» цивилизации, Романидис говорил

следующее: «Никогда в истории не существовало народа, называвшего себя визан-

тийцами, а свое государство византийским» [2].

Далее, Романидис опровергает утверждение о том, что Восточная Римская

империя постепенно превращалась из римской в греческую. Он подчеркивает, во-

первых,

что

основой

греко-римской

цивилизации

является

именно

греческая

культура, ведь, как известно, римская культура являла собой измененную грече-

скую (тут можно вспомнить полностью заимствованный у греков еще до распро-

странения христианства пантеон богов, которым в Риме просто дали новые имена:

Зевс – Юпитер, Гера – Юнона, Афина – Минерва, Арес – Марс и так далее); во-

вторых, население Римской империи и до и после развала вплоть до падения Ви-

зантии включало в себя как греков, так и другие народы, то есть этнический со-

став всегда был разнообразным и греки в него входили изначально; в-третьих, по

мнению Романидиса, возведение греческого языка в ранг государственного не яв-

ляется признаком эллинизации империи, так как греческий язык с самого основа-

ния Рима был языком интеллигенции, а в Византии так же и церкви. Кроме того,

во главу угла Романидис ставит не язык, а национальное самосознание, а оно в по-

лиэтническом восточно-римском обществе оставалось римским, или по-гречески

«ромейским» [1].

Важным фактором, определяющим любую цивилизацию, является религи-

озная система. И здесь, по мнению Романидиса, установление христианства на

территории Римской империи, хоть и придало греко-римской цивилизации новые

черты, но этих изменений недостаточно, чтобы утверждать о смене цивилизации.

В защиту этого утверждения он выдвигает тезис о том, что между римлянами и их

современными православными потомками общего больше, чем между германца-

ми, положившими начало западноевропейской цивилизации, и, собственно, совре-

менными европейцами [2].

Рассуждая

о

дальнейшей

судьбе

христианства,

которое

разделилось

на

западное (католическое) и восточное (православное), Романидис, будучи богосло-

вом и философом, с уверенностью утверждает, что настоящей наследницей греко-

римской цивилизации является Восточная Римская империя. Он считает, что заво-

евание Западной Римской империи варварскими племенами привело к тому, что

католическое христианство, под давлением германских правителей (трактовавших

веру так, как было выгодно им) превратилось в инструмент, служащий укреплени-

ем власти завоевателей. Большое внимание в этом вопросе Романидис уделяет

тому факту, что основой христианского богословия являлась высокоразвитая гре-

ческая письменная культура, которую варвары были не в состоянии понять [2]. В

итоге, согласно Романидису, именно в Восточной Римской империи, сохранившей

греко-римский дух и придерживавшейся истинных, не «извращенных», христи-

анских постулатов, греко-римская культура достигла своего расцвета, тогда как на

Западе она пришла в упадок.

Как уже говорилось выше, немаловажную роль в концепции Романидиса иг-

рает то, какая роль в национальном самосознании цивилизации отведена язы-

ковым

особенностям

понятий,

таких,

как

уже

упомянутые

«цивилизация»

и

«культура». Здесь мы вновь возвращаемся к неофициальному названию концеп-

ции Романидиса, предложенному Петруниной. Романидис писал, что сами жители

Восточной Римской империи продолжали называть себя «римлянами», или по-гре-

чески – «ромеи», то есть, по Романидису, разница между этими двумя понятиями

сводится только к разделению на Запад и Восток [1]. Так же, после того, как в III

веке до нашей эры слово «римлянин» стало обозначать не этническую принадлеж-

ность, а гражданство, народы, входившие в Римскую империю, стали одновремен-

но гражданами Рима и носителями римской, а следовательно – греческой культу-

ры. Отсюда вытекает, что «римлянин», или «ромей», соединяет в себе римлянина

и грека. Дальнейшее развитие ромейства уже после распада на Западную и Вос-

точную империи поддерживалось с помощью православия. Романидис писал:

«Принимая православие, народы безоговорочно принимали ромейскую цивилиза-

цию, а в качестве своих руководителей — ромейских императоров и патриархов»

[2].

Несмотря на некоторые вольности в обращении с историческими фактами и

другими противоречиями, замеченными О. Е. Петруниной [1], все же, на мой вз-

гляд, преемственность греко-римской культуры Восточной Римской империи по

отношению к античности достаточно твердо аргументирована Романидисом. Но

что насчет преемственности современных греков, а точнее, греков-понтийцев, по

отношению к византийцам?

Согласно автору ромейской теории, греко-римская цивилизация не была раз-

рушена во времена османского ига, а продолжала существовать под руководством

церкви в виде автономной общины – этнархии, и именно в этнархии, по мнению

Петруниной, кроется ключ к пониманию ромейской теории [1]. Османы делегиро-

вали часть полномочий византийскому патриарху, что, по мнению Романидиса, и

позволило сохранить цивилизационное единство ромеев.

Романидис считает, что есть все основания утверждать, что в процессе исто-

рического развития греко-римская цивилизация дала возможность появиться еди-

ному «ромейскому народу», берущему свое начало в древности и существующему

по сей день. Причем, в отличие от большинства греческих историков, дающих не-

гативную оценку османского ига, Романидис утверждает, что в эти несколько сто-

летий создались условия для развития ромейского общества.

Согласно

Романидису,

вплоть

до

начала XIX

века

ромейское

общество

сохраняло целостность (отдельных балканских народов, считает Романидис, не су-

ществовало). Что интересно, в распаде ромейского общества Романидис обвиняет

греков: революция 1821 года и образование греческого государства раскололо ро-

мейскую общность на Балканах, отделив греков от остальных балканских наро-

дов, а затем сами греки разделились на «эллинов» (жителей нового государства

Греция) и греков Османской империи, которым было суждено стать теми самыми

современными ромеями.

Одной из основных причин роста национального самосознания балканских

народов, приведшего к распаду ромейской общности, Романидис считает вмеша-

тельство извне: европейские державы стремились развалить Османскую империю,

на развалинах которой должны образоваться несколько мелких государств, кото-

рые будет легко контролировать. Романидис утверждает, что европейской пропа-

ганде удалось убедить греков в том, что они – потомки не византийцев, а древних

греков. Следовательно, грекам необходимо приобщиться к западноевропейской

цивилизации, ведь она якобы является подлинной наследницей древних эллинов.

Тут мы наконец подошли к фундаментальной разнице между современными

понтийцами (ромеями) и греками (эллинами). Согласно Романидису, те греки, кто

в результате европейской пропаганды стал носителем греческого, а не ромейского

национального самосознания, называются новыми греками, или эллинами. С его

точки зрения, эллины – предатели своего народа, истории и культуры, которые

слились с западной идеологией и потеряли свою настоящую идентичность [2].

С уверенностью можно сказать, что в концепции единого ромейского обще-

ства Романидиса заложена одна цель – создание основы для нового самосознания

греков, как эллинов, так и понтийцев, которое будет заключаться в восстановле-

нии именно ромейского сознания. Оно основано на системе ценностей, не меняв-

шейся с годами: высокая духовность, православие, честность, миролюбивость –

все те качества, которые, как считает Романидис, присущи «ромейскому духу». Ро-

манидис, как и современные понтийцы-ромеи, верят в восстановление прежней

Романии, то есть Восточной Римской (Византийской) империи.

Возможно ли когда-нибудь возрождение Романии, будоражащее сознание

греческой диаспоры нашего времени, или это всего лишь мечтания, нереализуе-

мые в современной картине мира? На мой взгляд, такое развитие событий малове-

роятно. Однако, существует и другое направление развития греческого общества:

преодоление противоречий между греками-эллинами и греками-понтийцами для

создания прогрессивного греческого общества с настоящим национальным само-

сознанием.

Список литературы:

1. Греческая нация и государство в XVIII–XX вв.: очерки политического раз-

вития: [монография] = Greek Nation and State (18–20 c.): studies in political history /

О. Е. Петрунина. — М.: КДУ, 2010. — 744 с.

2. И. Романидис. «Ромейство — Романия — Румелия», Салоники, 1975 //

Ρωμανίδης Ι. Ρωμηοσύνη — Ρωμανία — Ρούμελη. Θεσσαλονίκη, 1975.

Курлахов Филипп Важович – магистрант, Кубанский Государственный уни-

верситет, Краснодар, Россия.

Научный руководитель: Ратушняк Олег Валерьевич – кандидат историче-

ских наук, доцент, Кубанский Государственный университет, Краснодар, Россия.



В раздел образования