Напоминание

Проведение семинаров по психологии для учащихся 9-го класса в Северном экономическом лицее


Автор: Горюнова Марина Владимировна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: НЧОУ
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: Статья
Тема: Проведение семинаров по психологии для учащихся 9-го класса в Северном экономическом лицее
Раздел: среднее образование





Назад




Горюнова М.В.

Педагог-психолог НЧОУ «Северного экономического лицея»

г. Архангельск.

Проведение семинаров по психологии для учащихся 9-го класса

в Северном экономическом лицее

Негосударственное

частное

общеобразовательное

учебное

заведение

«Северный экономический лицей» было основано в 1992 году. Более 25-и лет

в нем обучаются старшеклассники

Архангельска. Особенностью данного

учебного заведения можно назвать тот факт, что в нем с самого основания

действует психологическая служба, в учебный план лицея включены занятия

по психологии со всеми учащимися.

С учениками 9-го класса изучается курс «Выбери достойную жизнь!»,

основной целью которого является воспитание социально – компетентной

личности, знающей свои личностные особенности и умеющей принимать

ответственные

решения

при

выборе

здорового

образа

жизни

и

направления дальнейшего обучения.

Данный курс включает в себя изучение двух тем:

1 . Познай себя. На уроках

учащиеся узнают свои особенности (тип

темперамента,

черты

характера,

основные

способности,

особенности

познавательных процессов, ведущие эмоции и чувства, направление учебной

мотивации, склонности и интересы…)

2 . Выбери достойную жизнь. Уроки нацелены на усвоение знаний о

здоровье, жизненных потенциалах личности, причинах, объектах и видах

зависимостей,

психологических

аспектах

зависимостей

(никотиновой,

алкогольной, наркотической, игровой, компьютерной, мобильной ).

Каждая тема завершается итоговым уроком, который проходит в виде

семинара.

Известно, что семинар – это практическое

учебное занятие,

которое

способствует

углублённому

изучению

темы.

На

семинаре

происходит

коллективное

обсуждение

сообщений,

докладов,

рефератов,

выполненных учащимися самостоятельно. В 9-м классе проводятся два вида

семинаров:

1)

При изучении темы Познай себя - устное представление выбранной

темы с использование наглядности (в электронном виде, или – на бумаге)

2)

При изучении темы «Выбери достойную жизнь» - устное и

письменное представление выбранной темы в виде реферата,

презентации

Список тем творческих работ учащиеся получают на первом уроке. Так,

при

изучении

темы Познай

себя,

на семинаре предлагается подготовить

выступление

и

обсудить

следующие

вопросы:

«Чем

занимаются

психологи?»,

«Способы

эффективного

запоминания

учебного

материала»,

«Как быть внимательным на уроке», «Темперамент и характер», «Развитие

характера у подростка», «Как понять другого человека?», «Эмоциональные

состояния личности», «Общение между людьми», «Особенности общения

учителя и ученика», «Развитие воли в подростковом возрасте», «Чувства и

возможность их развития у человека»…

При изучении темы Выбери достойную жизнь ученикам предлагается

рассмотреть в творческих работах такие проблемы современности: «Почему

люди употребляют психически активные вещества?», «Как влияет курение

на здоровье человека», «Жевательный и сосательный табак.

Опасность

использования», «Привлекательность и опасность современных курительных

смесей (Spice-смесей)», «Насилие в межличностных отношениях. Формы и

последствия»,

«Существует

ли

зависимость

от

мобильного

телефона

(мобиломания)?»,

«Привычка

грызть

ногти:

причины

и

последствия»,

«Опасные привычки человека – воровство и ложь. Как с ними справиться?»,

«Игровая

зависимость

(патологический

гэмблинг,

игромания).

Причины,

содержание,

последствия»,

«Зависимость

от

компьютера

у

подростков.

Причины,

виды,

проявление»,

«Сэлфи-зависимость:

причины,

признаки,

последствия»,

«Влияние

телевидения

и

девайсов

на

жизнь

подростка»,

«Виды наркотической зависимости – физическая и психическая»…

Ребята выбирают ту проблему, которая их заинтересовала. Если таких

тем творческих работ в перечне нет, то учитель помогает сформулировать тот

вопрос, который наиболее интересен девятикласснику.

Подготовка к итоговому уроку-семинару идет на протяжение изучения

всей учебной темы. Каждый урок ученики получают домашние задания по

подготовке определенной части сообщения («обоснование выбранной темы»,

«введение», «основная часть»…), эти подготовленные части в электронном

виде приносят на проверку учителю. Таким образом, к итоговому уроку-

семинару все ученики 9-го класса имеют подготовленные и проверенные

учителем выступления (рефераты, презентации).

Цели

итогового

урока-семинара:

повторить,

систематизировать

и

уточнить полученные знания, развить умения применять знания, развивать

навыки публичного выступления девятиклассников.

Каждый

участник

семинара

устно

представляет

свою

творческую

работу (5-7 минут) с использованием наглядности в виде презентации. Цель

выступающего состоит в том, чтобы аргументированно, интересно и ярко

раскрыть основные положения своего реферата. После этого ему задаются

вопросы и участники семинара высказывают свое мнение о выступлении

одноклассника

(Что

в

выступлении

понравилось?

Какие

факты

вызвали

интерес? Каково твое мнение о наглядности? Согласен ли с выводами?

Какую оценку заслужил и почему?)

Особенность уроков-семинаров заключается в том, что они считаются

открытыми, что есть на семинары приглашаются учителя и администрация

Северного

экономического

лицея.

Свое

умение

представлять

сделанную

работу, аргументированно отстаивать свое мнение, отвечать на вопросы и

участвовать в дискуссии по теме девятиклассники показывают не только

перед одноклассниками, но и перед гостями урока.

Качество знаний на

семинарах высокое, так как каждый участник стремится зарекомендовать

себя с самой хорошей стороны.

По

отзывам

участников

семинаров

(опросы

2018-2019

гг..)

данная

форма

урока

нравится

85%

девятиклассников.

Ребята

отмечают,

что

их

особенно привлекает:

- возможность самому выбрать тему выступления (67% опрошенных)

- высказывание своего мнения по интересующей проблеме (73%

респондентов)

- выслушивание выступлений

одноклассников и

возможность их

оценить (60% участников опроса)

- возможность показать себя (60% респондентов)

-

возможность

узнать

мнение

гостей

(директора,

завуча,

классного

руководителя …) по тем или иным вопросам (53%)

- обучение навыкам выступления перед аудиторией (73% опрошенных).

Проведение уроков-семинаров с девятиклассниками дает возможность

обучать школьникав правилам написания рефератов, творческих работ, что

является

подготовкой

школьников

к

школьной

исследовательской

деятельности.

На

традиционных

городских

школьно-студенческих

конференциях «Мой первый шаг в науку», которые проводятся Северным

экономическим лицеем в течение многих лет,

в 2015-2018 – м годах

с

рефератами по психологии

выступали ученики 9-х классов. Творческие

работы, с которыми они выступали на семинаре по психологии,

были

дополнены практической частью. В итоге получилось достойная работа для

школьной исследовательской конференции.

Основными результатами проведения уроков-семинаров по психологии

в Северном экономическом лицее можно считать:

- обобщение знаний по изученным темам,

-

обучение

навыкам

отбора

информации,

написания

реферата,

публичного выступления, умения задавать вопросы и оценить выступление

одноклассника,

-

приобретение

опыта

высказывания

своего

мнения,

выслушивания

одноклассников и гостей, опыта ведения дискуссии учениками 9-го класса.



В раздел образования