Автор: Горюнова Марина Владимировна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: НЧОУ
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: Статья
Тема: Проведение семинаров по психологии для учащихся 9-го класса в Северном экономическом лицее
Раздел: среднее образование
Горюнова М.В.
Педагог-психолог НЧОУ «Северного экономического лицея»
г. Архангельск.
Проведение семинаров по психологии для учащихся 9-го класса
в Северном экономическом лицее
Негосударственное
частное
общеобразовательное
учебное
заведение
«Северный экономический лицей» было основано в 1992 году. Более 25-и лет
в нем обучаются старшеклассники
Архангельска. Особенностью данного
учебного заведения можно назвать тот факт, что в нем с самого основания
действует психологическая служба, в учебный план лицея включены занятия
по психологии со всеми учащимися.
С учениками 9-го класса изучается курс «Выбери достойную жизнь!»,
основной целью которого является воспитание социально – компетентной
личности, знающей свои личностные особенности и умеющей принимать
ответственные
решения
при
выборе
здорового
образа
жизни
и
направления дальнейшего обучения.
Данный курс включает в себя изучение двух тем:
1 . Познай себя. На уроках
учащиеся узнают свои особенности (тип
темперамента,
черты
характера,
основные
способности,
особенности
познавательных процессов, ведущие эмоции и чувства, направление учебной
мотивации, склонности и интересы…)
2 . Выбери достойную жизнь. Уроки нацелены на усвоение знаний о
здоровье, жизненных потенциалах личности, причинах, объектах и видах
зависимостей,
психологических
аспектах
зависимостей
(никотиновой,
алкогольной, наркотической, игровой, компьютерной, мобильной ).
Каждая тема завершается итоговым уроком, который проходит в виде
семинара.
Известно, что семинар – это практическое
учебное занятие,
которое
способствует
углублённому
изучению
темы.
На
семинаре
происходит
коллективное
обсуждение
сообщений,
докладов,
рефератов,
выполненных учащимися самостоятельно. В 9-м классе проводятся два вида
семинаров:
1)
При изучении темы Познай себя - устное представление выбранной
темы с использование наглядности (в электронном виде, или – на бумаге)
2)
При изучении темы «Выбери достойную жизнь» - устное и
письменное представление выбранной темы в виде реферата,
презентации
Список тем творческих работ учащиеся получают на первом уроке. Так,
при
изучении
темы Познай
себя,
на семинаре предлагается подготовить
выступление
и
обсудить
следующие
вопросы:
«Чем
занимаются
психологи?»,
«Способы
эффективного
запоминания
учебного
материала»,
«Как быть внимательным на уроке», «Темперамент и характер», «Развитие
характера у подростка», «Как понять другого человека?», «Эмоциональные
состояния личности», «Общение между людьми», «Особенности общения
учителя и ученика», «Развитие воли в подростковом возрасте», «Чувства и
возможность их развития у человека»…
При изучении темы Выбери достойную жизнь ученикам предлагается
рассмотреть в творческих работах такие проблемы современности: «Почему
люди употребляют психически активные вещества?», «Как влияет курение
на здоровье человека», «Жевательный и сосательный табак.
Опасность
использования», «Привлекательность и опасность современных курительных
смесей (Spice-смесей)», «Насилие в межличностных отношениях. Формы и
последствия»,
«Существует
ли
зависимость
от
мобильного
телефона
(мобиломания)?»,
«Привычка
грызть
ногти:
причины
и
последствия»,
«Опасные привычки человека – воровство и ложь. Как с ними справиться?»,
«Игровая
зависимость
(патологический
гэмблинг,
игромания).
Причины,
содержание,
последствия»,
«Зависимость
от
компьютера
у
подростков.
Причины,
виды,
проявление»,
«Сэлфи-зависимость:
причины,
признаки,
последствия»,
«Влияние
телевидения
и
девайсов
на
жизнь
подростка»,
«Виды наркотической зависимости – физическая и психическая»…
Ребята выбирают ту проблему, которая их заинтересовала. Если таких
тем творческих работ в перечне нет, то учитель помогает сформулировать тот
вопрос, который наиболее интересен девятикласснику.
Подготовка к итоговому уроку-семинару идет на протяжение изучения
всей учебной темы. Каждый урок ученики получают домашние задания по
подготовке определенной части сообщения («обоснование выбранной темы»,
«введение», «основная часть»…), эти подготовленные части в электронном
виде приносят на проверку учителю. Таким образом, к итоговому уроку-
семинару все ученики 9-го класса имеют подготовленные и проверенные
учителем выступления (рефераты, презентации).
Цели
итогового
урока-семинара:
повторить,
систематизировать
и
уточнить полученные знания, развить умения применять знания, развивать
навыки публичного выступления девятиклассников.
Каждый
участник
семинара
устно
представляет
свою
творческую
работу (5-7 минут) с использованием наглядности в виде презентации. Цель
выступающего состоит в том, чтобы аргументированно, интересно и ярко
раскрыть основные положения своего реферата. После этого ему задаются
вопросы и участники семинара высказывают свое мнение о выступлении
одноклассника
(Что
в
выступлении
понравилось?
Какие
факты
вызвали
интерес? Каково твое мнение о наглядности? Согласен ли с выводами?
Какую оценку заслужил и почему?)
Особенность уроков-семинаров заключается в том, что они считаются
открытыми, что есть на семинары приглашаются учителя и администрация
Северного
экономического
лицея.
Свое
умение
представлять
сделанную
работу, аргументированно отстаивать свое мнение, отвечать на вопросы и
участвовать в дискуссии по теме девятиклассники показывают не только
перед одноклассниками, но и перед гостями урока.
Качество знаний на
семинарах высокое, так как каждый участник стремится зарекомендовать
себя с самой хорошей стороны.
По
отзывам
участников
семинаров
(опросы
2018-2019
гг..)
данная
форма
урока
нравится
85%
девятиклассников.
Ребята
отмечают,
что
их
особенно привлекает:
- возможность самому выбрать тему выступления (67% опрошенных)
- высказывание своего мнения по интересующей проблеме (73%
респондентов)
- выслушивание выступлений
одноклассников и
возможность их
оценить (60% участников опроса)
- возможность показать себя (60% респондентов)
-
возможность
узнать
мнение
гостей
(директора,
завуча,
классного
руководителя …) по тем или иным вопросам (53%)
- обучение навыкам выступления перед аудиторией (73% опрошенных).
Проведение уроков-семинаров с девятиклассниками дает возможность
обучать школьникав правилам написания рефератов, творческих работ, что
является
подготовкой
школьников
к
школьной
исследовательской
деятельности.
На
традиционных
городских
школьно-студенческих
конференциях «Мой первый шаг в науку», которые проводятся Северным
экономическим лицеем в течение многих лет,
в 2015-2018 – м годах
с
рефератами по психологии
выступали ученики 9-х классов. Творческие
работы, с которыми они выступали на семинаре по психологии,
были
дополнены практической частью. В итоге получилось достойная работа для
школьной исследовательской конференции.
Основными результатами проведения уроков-семинаров по психологии
в Северном экономическом лицее можно считать:
- обобщение знаний по изученным темам,
-
обучение
навыкам
отбора
информации,
написания
реферата,
публичного выступления, умения задавать вопросы и оценить выступление
одноклассника,
-
приобретение
опыта
высказывания
своего
мнения,
выслушивания
одноклассников и гостей, опыта ведения дискуссии учениками 9-го класса.