Напоминание

"Организация исследовательской деятельности с дошкольниками"


Автор: Заботина Галина Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Организация исследовательской деятельности с дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Организация исследовательской деятельности с

дошкольниками»

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню, дай

попробовать – и я пойму.

Китайская пословица

Современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро

меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую

очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить

самостоятельно и творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность

познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической

деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют

познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в

которых раскрывается содержание данного объекта. Учёные выделяют деятельность

экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское

экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного

развития ребёнка.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру,

занятия, прогулку, сон. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем,

проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к

экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество

ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и

«почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые

знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное

преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи,

недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время

проведения опытов, запоминаются надолго.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят

разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного

нахождения ответов на интересующие их вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о

своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся

выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Структура занятия-экспериментирования

1.

Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в раннем,

младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно в старшем дошкольном

возрасте).

2.

Прогнозирование результата (старший дошкольный возраст).

3.

Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления

экспериментирования.

4.

Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы),

помогающих организовать работу сверстников, комментирующих ход и результаты

совместной деятельности детей в группах (старший дошкольный возраст).

5.

Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).

6.

Наблюдение результатов эксперимента.

7.

Фиксация результатов эксперимента.

8.

Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем

дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном

возрасте).

Постановка проблемной задачи

Проблемная задача должна быть понятной, следовательно, она должна вызвать интерес,

определённые эмоциональные переживания и создать новизну. Должна быть

представлена в виде проблемной, осмысленной ситуации с опорой на обобщённый или

непосредственно жизненный опыт детей.

Проблемная задача должна быть мотивировать ребёнка на поиск ответа, однако

трудность должна быть доступной, преодолимой для ребёнка.

Проблемная задача должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений:

означает побуждение ребёнка к эмоционально-познавательной деятельности.

Предполагает стимулирование активности, инициативы через использование игровых

приёмов, вопросов проблемного характера, беседы с элементами дискуссии,

упражнении, примеров взрослых и детей; обращение к книге и другим культурным

источникам, выстраивание гипотезы, проведение опыта, эксперимента.

Роль воспитателя заключается в том, чтобы организовать активную деятельность в форме

дискуссии, диалога, используя эвристический (поисковый) метод. Дети сами думают, ищут

ответы, решения, высказывают свои суждения, у них развивается понимание

возможности разных вариантов ответов, решения проблемной задачи.

Воспитатель выступает для детей в роли партнёра, проявляющего живой интерес к

познавательному объекту.

Педагог даёт ребёнку возможность самому найти путь к получению новых знаний через

самоутверждение. Он побуждает детей к анализу и самоанализу. У детей снимается страх

перед ошибкой, они учатся воспринимать неудачу, неправильный ответ не как огорчение,

а как сигнал к поиску другого ответа.

Педагог, беседуя со старшими дошкольниками, использует метод прогнозирования: «Что

стало с деревьями зимой, если бы они осенью не сбросили листву?» побуждает детей к

экспериментированию, проведению опытов для уточнения или подтверждения их

предположений.

Воспитатель не навязывает детям правильные ответы, а по окончании диалога с

элементами дискуссии предлагает обратиться к книге или познавательному рассказу,

целевым наблюдениям в природе, эксперименту, опыту, чтобы уточнить своё мнение, а

также подвести детей к простейшему пониманию элементарных закономерностей

окружающего мира, побуждает делать выводы и обобщения.

Фиксация результатов опытов и наблюдений

Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти

детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном

функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и

другие виды памяти - двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная.

Процедура фиксации наблюдений является для детей сложным делом, но необходимо

постепенно приучать детей к данной форме работы, и тогда эксперимент приобретёт

завершенность.

Во время фиксации наблюдений воспитатель широко применяет индивидуальный подход

к детям. Данная работа, в отличие от других видов труда, является сугубо добровольной.

Воспитатель не имеет права обязать ребёнка экспериментировать и фиксировать

результаты. Задача воспитателя неизмеримо сложнее: он должен сделать так, чтобы

ребёнок сам захотел всё это сделать.



В раздел образования