Напоминание

"Блокада в цифрах"


Автор: Шешеро Татьяна Андреевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №517
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: доклад учащегося 7 класса, посвященный 75-летию снятия блокады Ленинграда
Тема: "Блокада в цифрах"
Раздел: среднее образование





Назад




Блокада Ленинграда в цифрах

Выполнено учеником 7 Б класса Михайлиным Никитой

Основные даты

8 сентября 1941 года – начало блокады Ленинграда

немецкими, финскими и испанскими войсками, с

участием добровольцев из Северной Африки, Европы и

военно-морских сил Италии.

18 января 1943 года – кольцо блокады прорвано.

27 января 1944 года – день полного освобождения

Ленинграда от фашистской блокады.

872 дня длилась блокада

Бомбардировки

Ленинграда

На Ленинград было сброшено:

свыше 150 000 тяжелых

артиллерийских снарядов;

4 676 фугасных бомб;

69 613 зажигательных бомб

Оборона Ленинграда

Численность войск Северного и Северо-Западного фронтов и

Балтийского флота - 540 000 человек.

Было задействовано 5000 орудий и минометов, около 700 танков, 235

боевых самолетов и 19 боевых кораблей.

В июне 1941 г. более 1 000 000 человек было мобилизовано на

строительство укреплений.

Гражданским населением было сооружено 306 км деревянных баррикад,

635 км проволочных заграждений, 700 км противотанковых рвов, 5000

земляных, деревянных и железобетонных ДОТов и 25 000 км открытых

траншей.

Протяженность лужского оборонительного рубежа – 175 км, глубина – 10-

15 км.

Отряды народного ополчения

Только за 22 и 23 июня в военкоматы явилось

около 100 000 мобилизованных и добровольцев.

Всего в различных формированиях народного ополчения за

время войны участвовало 590 000 человек.

Население Ленинграда

До войны

В начале блокады

К концу блокады

3 000 000

2 451 000

557 000

Численность

Численность

Нормы выдачи

хлеба

Эвакуация

1941-1942 Ледовая дорога работала 152 дня

1942 Навигация

1942-1943 Ледовая дорога работала 101 день

550 000

540 000

89 000

Эвакуировано

Эвакуировано

Лозунг шоферов

ледовой трассы:

«Каждые два

рейса

обеспечивают

10 500

ленинградских

жителей. Борись

за два рейса!»

Заводы

На начало 1941 года в Ленинграде действовало около 1000 фабрик и заводов.

С июля 1941 по октябрь 1943 года из Ленинграда было эвакуировано 92 крупных предприятия.

За время войны 840 промышленных предприятий были выведены из строя.

В самые суровые годы в Ленинграде работало порядка 50 предприятий, производивших

вооружение и боеприпасы.

Выпускалось около 100 видов оборонной продукции.

Многие из этих заводов продолжают работу и сегодня:

o

Кировский завод;

o

Адмиралтейские верфи;

o

Обуховский завод;

o

Средне-Невский судостроительный завод;

o

«Петмол»;

o

«Арсенал».

Наука и культура

К сентябрю 1941 года в НИИ и вузах Ленинграда разрабатывалось более 200 тем военно-технического и

оборонного характера;

С июля по декабрь 1941 года штаб Ленинградского фронта принял к реализации 422 изобретения (78 из них

касались артиллерии, 95 — бронетанковой и автомобильной техники, 84 — средств связи).

Примеры некоторых разработок:

Радарная система слежения, приводившая в боевую готовность всю Ленинградскую ПВО (Физико-

технический институт).

Светящиеся в темноте значки, которые раздавались горожанам, когда было отключено уличное освещение

(появились благодаря ученым Радиевого института, где было налажено производство светосоставов для

приборов кораблей).

Гидролиз целлюлозы с целью превращения ее в пищевую добавку, без которой блокадного хлеба было бы еще

меньше (составляла половину минимальной нормы хлеба в 125 г на человека) проводился в Институте

гидролизной промышленности начали работы.

Технологии переработки технических жиров в пищевые.

Создание соевого молока.

Витаминный напиток - из хвои, витамин С – из растительного сырья: листвы, цветов и плодов дикорастущих

деревьев и кустарников.

Ленинградский

трамвай

Единственный вид городского

транспорта, который работал почти всю

блокаду.

Часть трамваев была переоборудована

под санитарные поезда для перевозки

раненых.

До войны:

42 маршрута;

Около 800 составов;

Маршрутная сеть – 700 км;

10 трамвайных парков;

20 тяговых подстанций.

8 декабря 1941 г. – регулярное

движение прекратилось из-за перебоев

в подаче электроэнергии, разрушений

контактной сети, снежных заносов.

3 января 1942 г. – из-за отключения

напряжения последние 52 трамвая

остались на заснеженных улицах на

всю зиму.

Ленинградский трамвай

8 марта 1942 г. – пошли грузовые трамваи;

15 мая 1942 г. – открылось пассажирское трамвайное движение; на маршруты вышли

116 трамваев.

К 1944 г. было 14 маршрутов

За время блокады было разрушено:

38,8 км трамвайного пути;

450 км контактной трамвайной сети;

1065 вагон;

2 подстанции полностью выведены из строя.

Банки и сберкассы в блокадном Ленинграде

6 банков;

За каждым банком был закреплен госпиталь для

оказания помощи.

В начале сентября 1941 г. - 116 сберкасс;

В конце 1942 г.53 сберкассы;

В конце 1943 г.51 сберкасса.

Парикмахерские в

блокадном Ленинграде

К зиме 1941-1942 гг. почти все парикмахерские закрылись

Парикмахерская №9, одна из старейших в Петербурге, работала

всю блокаду.

Воду работники парикмахерской носили в вёдрах из проруби на

Фонтанке и воронок от бомб неподалеку, грели на керосинках.



В раздел образования