Автор: Шешеро Татьяна Андреевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №517
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: доклад учащегося 7 класса, посвященный 75-летию снятия блокады Ленинграда
Тема: "Блокада в цифрах"
Раздел: среднее образование
Блокада Ленинграда в цифрах
Выполнено учеником 7 Б класса Михайлиным Никитой
Основные даты
8 сентября 1941 года – начало блокады Ленинграда
немецкими, финскими и испанскими войсками, с
участием добровольцев из Северной Африки, Европы и
военно-морских сил Италии.
18 января 1943 года – кольцо блокады прорвано.
27 января 1944 года – день полного освобождения
Ленинграда от фашистской блокады.
872 дня длилась блокада
Бомбардировки
Ленинграда
На Ленинград было сброшено:
свыше 150 000 тяжелых
артиллерийских снарядов;
4 676 фугасных бомб;
69 613 зажигательных бомб
Оборона Ленинграда
Численность войск Северного и Северо-Западного фронтов и
Балтийского флота - 540 000 человек.
Было задействовано 5000 орудий и минометов, около 700 танков, 235
боевых самолетов и 19 боевых кораблей.
В июне 1941 г. более 1 000 000 человек было мобилизовано на
строительство укреплений.
Гражданским населением было сооружено 306 км деревянных баррикад,
635 км проволочных заграждений, 700 км противотанковых рвов, 5000
земляных, деревянных и железобетонных ДОТов и 25 000 км открытых
траншей.
Протяженность лужского оборонительного рубежа – 175 км, глубина – 10-
15 км.
Отряды народного ополчения
Только за 22 и 23 июня в военкоматы явилось
около 100 000 мобилизованных и добровольцев.
Всего в различных формированиях народного ополчения за
время войны участвовало 590 000 человек.
Население Ленинграда
До войны
В начале блокады
К концу блокады
3 000 000
2 451 000
557 000
Численность
Численность
Нормы выдачи
хлеба
Эвакуация
1941-1942 Ледовая дорога работала 152 дня
1942 Навигация
1942-1943 Ледовая дорога работала 101 день
550 000
540 000
89 000
Эвакуировано
Эвакуировано
Лозунг шоферов
ледовой трассы:
«Каждые два
рейса
обеспечивают
10 500
ленинградских
жителей. Борись
за два рейса!»
Заводы
На начало 1941 года в Ленинграде действовало около 1000 фабрик и заводов.
С июля 1941 по октябрь 1943 года из Ленинграда было эвакуировано 92 крупных предприятия.
За время войны 840 промышленных предприятий были выведены из строя.
В самые суровые годы в Ленинграде работало порядка 50 предприятий, производивших
вооружение и боеприпасы.
Выпускалось около 100 видов оборонной продукции.
Многие из этих заводов продолжают работу и сегодня:
o
Кировский завод;
o
Адмиралтейские верфи;
o
Обуховский завод;
o
Средне-Невский судостроительный завод;
o
«Петмол»;
o
«Арсенал».
Наука и культура
К сентябрю 1941 года в НИИ и вузах Ленинграда разрабатывалось более 200 тем военно-технического и
оборонного характера;
С июля по декабрь 1941 года штаб Ленинградского фронта принял к реализации 422 изобретения (78 из них
касались артиллерии, 95 — бронетанковой и автомобильной техники, 84 — средств связи).
Примеры некоторых разработок:
Радарная система слежения, приводившая в боевую готовность всю Ленинградскую ПВО (Физико-
технический институт).
Светящиеся в темноте значки, которые раздавались горожанам, когда было отключено уличное освещение
(появились благодаря ученым Радиевого института, где было налажено производство светосоставов для
приборов кораблей).
Гидролиз целлюлозы с целью превращения ее в пищевую добавку, без которой блокадного хлеба было бы еще
меньше (составляла половину минимальной нормы хлеба в 125 г на человека) проводился в Институте
гидролизной промышленности начали работы.
Технологии переработки технических жиров в пищевые.
Создание соевого молока.
Витаминный напиток - из хвои, витамин С – из растительного сырья: листвы, цветов и плодов дикорастущих
деревьев и кустарников.
Ленинградский
трамвай
Единственный вид городского
транспорта, который работал почти всю
блокаду.
Часть трамваев была переоборудована
под санитарные поезда для перевозки
раненых.
До войны:
42 маршрута;
Около 800 составов;
Маршрутная сеть – 700 км;
10 трамвайных парков;
20 тяговых подстанций.
8 декабря 1941 г. – регулярное
движение прекратилось из-за перебоев
в подаче электроэнергии, разрушений
контактной сети, снежных заносов.
3 января 1942 г. – из-за отключения
напряжения последние 52 трамвая
остались на заснеженных улицах на
всю зиму.
Ленинградский трамвай
8 марта 1942 г. – пошли грузовые трамваи;
15 мая 1942 г. – открылось пассажирское трамвайное движение; на маршруты вышли
116 трамваев.
К 1944 г. было 14 маршрутов
За время блокады было разрушено:
38,8 км трамвайного пути;
450 км контактной трамвайной сети;
1065 вагон;
2 подстанции полностью выведены из строя.
Банки и сберкассы в блокадном Ленинграде
6 банков;
За каждым банком был закреплен госпиталь для
оказания помощи.
В начале сентября 1941 г. - 116 сберкасс;
В конце 1942 г. – 53 сберкассы;
В конце 1943 г. – 51 сберкасса.
Парикмахерские в
блокадном Ленинграде
К зиме 1941-1942 гг. почти все парикмахерские закрылись
Парикмахерская №9, одна из старейших в Петербурге, работала
всю блокаду.
Воду работники парикмахерской носили в вёдрах из проруби на
Фонтанке и воронок от бомб неподалеку, грели на керосинках.